Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого- педагогические аспекты эстетического восприятия дошкольниками книжной графики↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучением проблемы восприятия занимались такие психологи и педагоги как В.С. Кузин, В.С. Мухина, Е.А. Флёрина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Н. Курочкина и др. По мнению В.С. Кузина, более глубокие знания об окружающей действительности человек получает благодаря восприятию. Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Физиологическую основу восприятия составляет взаимодействие различных анализаторных систем или отдельных частей одного и того же анализатора. Развитие восприятия тесно связано с развитием ощущений и происходит на их основе. Восприятие дошкольников и младших школьников характеризуется ярким эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью наблюдаемого. Детей привлекает то, что ярко, броско, необычно. Неумение дошкольника детально охарактеризовать воспринимаемое ярко проявляется в рисовании [17]. Многие ученые педагоги и психологи анализируют особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в книге [8]. Так Е.А. Флерина и В.А. Езикеева говорят: "Малыш радуется яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке, они гладят изображающий предмет, подражают голосами, позой и движением изображенных животных, разговаривают с ними. Но дети с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют несущественные детали. Маленькие дети предпочитают произвольную окраску предметов. Некоторые предметы у детей вызывают непонимание изображенного. Дети хотят видеть в картинке все существующие и существенные признаки предмета" []. Для детей 3-4 лет, первостепенное значение имеет форма, и лишь на втором месте стоит цвет. Но при этом они легко узнают изображение с условной окраской. У детей нарушено восприятие пропорций тела животного. Для детей 5 года жизни цвет играет основную роль в узнавании, а для 6 года - цвет и дает основную роль, важную при узнавании образа, также как форма [33]. Из исследований В. А. Езикеевой видно, что дети хорошо узнают выражение радости, страха, удовольствия, показывая на рот, глаза, руки, знакомые детям детали. Также детям доступно в понимание характера персонажей ("лиса хитрая" - прищуренные глаза, вытянутая мордочка; "медведь" - злой, глаза злые, бежит с палкой). В понимании художественного образа дети часто вносят свой жизненный опыт, В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, отмечают, что если с детьми не ведется работа, то наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Иллюстрации являются для детей не только средством припоминания текста, но и обращают внимание на выразительные средства книжной графики [9].
Ученые проводили специальную работу с детьми старшего возраста. Ими было установлено 3 уровня восприятия детьми художественного образа. Высокий уровень -понимание содержания иллюстраций, осознание ребенком нескольких средств выразительности: жест, поза, мимика, цвет, композиция; эмоциональное отношение к изображенному; понимание выразительности. Средний уровень -дети понимают содержание иллюстраций, осознают некоторые средства выразительности в реалистическом исполнении, появляется эмоциональное отношение к восприятию, предпочтение реалистического изображения - условному. Низкий уровень -понимание содержания иллюстраций к законному тексту, описание таких средств выразительности, как поза, ярко поданная мимика без достаточного осознания других средств; эмоциональное отношение только к знакомым, ранее виденным образам [18]. Наблюдения показали, что из всех средств выразительности дети отмечали действие персонажа (бежать, сидеть, стоять). А жест, поза, мимика чаще оставались в стороне. Если и называли, то только в том случае, когда они были ярко поданы для восприятия детскими глазами. Цвет дети называли тогда, когда он нес декоративную, украшательскую функцию [14]. Особую роль в развитии восприятия у детейиграет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. От того, как воспитатель организует и проводит данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке [28].
По мнению Н. А. Курочкиной, вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Если иллюстрация не заинтересовала их или они просто не поняли её содержание, взрослые приходят к ним на помощь. Высказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией, ещё раз, привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет её содержание. Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше понравился. Следует стремиться к тому, что бы старшие дети обязательно давали словесный ответ. Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также и в музыкальные. При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, память [18]. Дети любят иллюстрации животных и передают полное сходство с пропорциями, характерными признаками, но это присуще только старшим дошкольникам. Животные у детей вызывают положительные эмоции. В книгах о современности, отражающих бытовую ситуацию, близкую к детям, привлекают их внимание вполне правдоподобные изображения. Дети не только понимают, но и характеризуют изображенные события. Ознакомление детей с художественной выразительностью и средствами книжной графики значительно повышает у детей уровень художественного восприятия, способствует интересу и желанию рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик. Цвет не сразу осознается детьми как средство выразительности. Пространственная характеристика остро воспринимается детьми, когда художник передает стремительность движений персонажа [11]. Художник «приходит» к ребенку тогда, когда он еще не умеет говорить. Именно художник помогает ребёнку понять содержание книги. Ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка, собачку. Далее ребенок углубляется и хочет больше увидеть, и книга рассказывает ему о том, как выглядит слон, море, самолет, ракета. Иллюстрация дает понять ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо. Она сделает прочитанное понятным, наглядным, олицетворенным. Образ героя - важный момент иллюстрации для детей. Художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем мире, служит первым мерилом жизненных явлений. Цвет в тени - главный помощник художника, играет роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с эмоциональной и повышенной отзывчивостью на цвет. Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различия предметов, выражения эмоций, иногда цвет выполняет игровую функцию. Задача художника - удовлетворять потребность ребенка в цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности. Так достигли сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов [7]. Глубоко понимая возрастную специфику восприятияребенка и отводя цвету важную роль, художники сознательно усложняют цветовые задания, приучая к многообразию форм, в которых проявляется цветовая гармония. Рисунок существует на равных правах с цветом. Прежде всего, рисунок должен быть понятным (предметность, конкретность, точность, четкость). В рисунке предмета (его формы) должна быть функция этого предмета. Если это мячик, то он должен быть мячик (круглый) - это его основной признак, для всех мячей. Но художник наделяет еще предмет конкретностью существования в определенной среде. В книге близким ребенку способом изображения и выражения проявленной душевной жизни запечатлен момент движения. Сам жест несет смысловую нагрузку. В нем ценное живое зерно движения [20].
Рисунок - это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей - новая степень в развитии. Именно через рисунок ребенок проявляет интерес к книге. И это делает книгу книгой; особенность рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка (применение светотени, перспективы ракурсов), что вызывается особенностями детского восприятия. Затрудняет ребенка и восприятие ракурса, что обосновано детской психикой, недостаточным развитием их зрительного навыка [16]. Главной чертой детской графики является видение в иллюстрации самого основного: ей присуща особая цельность и четкость композиции. Книжную графику для детей отличает особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность [29]. В старших группах развивают художественный вкус, формируют интерес к выразительными средствами книжной графики. У детей 6 лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности [14]. Художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении дошкольного возраста. Это влияние значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте, но в дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль текста, что свидетельствует о сигнальных системах ребенка [30]. У детей старшего возраста иллюстрации в понимании текста играют важную роль. При отсутствии рисунка ребенок может не понять художественное произведение. Младшим дошкольникам присуще воображение: при рассматривании картинок дети воображают, представляют и придумывают истории. Слова текста вызывают у ребенка необходимые ассоциации, поэтому возникает положительное отношение к героям [5]. Старшие дошкольники начинают понимать текст без помощи иллюстраций; но понять нравственный смысл поступков героев, их общественное значение очень трудно. Преодолеть эти трудности помогает книжная иллюстрация. Для наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к изображению и проследить те действия, в которых ярче обнаруживается их внутренний смысл [12].
Таким образом, книжная иллюстрация – это средство, через которое ребенок познает окружающий мир. Знакомясь со средствами художественной выразительности, он входит в мир взаимоотношений. Через восприятие иллюстраций художник учит ребенка языку выразительности, учит создавать выразительный образ при помощи изобразительных средств. Книжная графика расширяет представление ребенка об окружающем мире.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.013 с.) |