Методы обучения, способствующие эффективности использования книжной иллюстрации на занятиях по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения, способствующие эффективности использования книжной иллюстрации на занятиях по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.



Средства и методы работы с детьми Цель использования
1. Рассматривание книжных иллюстраций Цель: вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика; подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники; что в нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно; вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать;  
2. Знакомство со средствами выразительности и с графическими изобразительными материалами Цель: познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи; закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией; познакомить детей с работами разных художников-иллюстраторов; познакомить с материалами, которые использовали художники-иллюстраторы в своих работах (простой карандаш - мягкий и твердый -, цветные карандаши, фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина)  
3. Показ способов изображения Цель: формировать у детей знания и навыки использования таких средств выразительности рисунка как линия, штрихи, пятно, точка.  
4. Упражнения в технике рисования Цель: - учить использовать в работе различные технические приёмы: «удар кистью», «примакивание», набрызг; -учить использованию в работе кистей различной формы и размера для создания пятен, точек, тонких штрихов, линий, разных фактур; продолжать учить детей смешиванию красок для получения различных оттенков и новых цветов; - закреплять умения правильно пользоваться гуашевыми красками.  
5. Анализ детских работ Цель: научить объективно оценивать свои работы и работы своих товарищей.  

 

В начале работы была проведена беседа с воспитателем о привлечении к дальнейшей экспериментальной работе методиста ДОУ.

В интересах исследования мы разделили детей на две подгруппы: экспериментальную (1-ая подгруппа) и контрольную (2-ая подгруппа).

В экспериментальной подгруппе дети, под нашим руководством, анализировали книжную иллюстрацию, выделяли средства выразительности, применяемые художниками-графиками в своих работах, вносили их в свой рисунок.

В контрольной подгруппе дети выполняли задания воспитателя: рисовали свои иллюстрации к произведению, но без предварительного детального рассматривания книжной иллюстрации, без выделения средств выразительности, применяемых художниками-графиками.

Мы провели серию занятий формирующего этапа опытно-практической работы по книжным иллюстрациям, выполненным Владимиром Канивцем. Темы занятий звучали так: «Замяукали котята», «Уточки заквакали», «Заинька- паинька», «Лисички взяли спички». Цель данных занятий состоит в том, чтобы научить детей внимательно рассматривать иллюстрации, подмечать выразительность, оригинальность иллюстраций, работать в разных техниках. Нами были определены методы обучения, направленные на повышение выразительности детских рисунков: рассматривание иллюстраций, чтение произведений, к которым нарисованы иллюстрации, проведение бесед, показ способов изображения.

На первом занятии на тему «Замяукали котята», детей ознакомили с целью дальнейшей работы: создание иллюстрированной книги по стихотворению К.И Чуковского «Путаница». Предварительная беседа о предстоящей работе в качестве художников – иллюстраторов очень заинтересовала детей. Лёша Б., считавшийся одним из самых слабых в обучении детей, продемонстрировал свою старательность в выполнении рисунка, увлечённость идеей, дал простор своей фантазии: дополнил фон тропинкой, кустиками, цветами, тучами. Артём Б. рассказал нам о своём коте, сказал, что нарисует его, поэтому также, как и Алёша проявил старательность, благодаря которой его работу можно отнести к лучшим. Работу Даши Т. можно назвать самой выразительной: она нарисовала двух кошек в разных позах, придала их окраске живость с помощью приёмов, о которых она узнала на занятии, она самостоятельно попыталась выполнить кошку в сидячей позе, но по рисунку видно, что это вызвало у неё некоторые сложности: передние лапы неестественно вытянуты и изогнуты, хвост больше похож на напряжённую лапу. Выражения мордочек очень выразительны: по открытым ртам, с выглядывающими красными язычками, понятно, что кошечки издают какие-то звуки, глаза сидячей кошки как будто сосредоточены на пении в унисон со своей подружкой, похоже, что второй кошечке с белыми пушистыми лапками это занятие очень приятно и потому она мило улыбается. Саша Т., очень старательный по своей природе мальчик, вырисовывал мельчайшие детали. Единственным недостатком в его работе было то, что он брал мало краски и много воды, чёткие контуры и линии, задуманные им, расплывались, поэтому выразительность работы немного пострадала. При анализе работ дети объективно оценивали свои рисунки и рисунки товарищей, выделяя самые интересные и яркие работы. В целом задачи и цели занятия были достигнуты успешно. Подробно рассмотренные иллюстрации способствовали созданию выразительного образа кошки в детских работах.

Во 2-ой подгруппе была проведена работа по этой же теме, в ходе которой иллюстрации не были рассмотрены подробно. Это, в свою очередь, заметно повлияло на выразительность детских работ. Большинство из них были выполнены чётко, аккуратно, просто, без дополнительных деталей, характерных для кошек. Среди всех работ можно выделить работу Насти Г. как самую аккуратную и достаточно живописную: расцветка её кошечки самая интересная, заметно лёгкое движение головы, напряжённый хвостик. Яркой противоположностью Настиной работы является рисунок Давида Ч. Давид совершенно не стеснён рамками листа в работе над рисунком, он смело смешивает краски, на кисть берёт их в большом количестве, даёт простор своей фантазии, накладывая слоями одну идею на другую. Так, в конце занятия выяснилось, что кот Давида очутился на маковом поле, попал под грозовую тучу и в него ударила молния. Работа поражает своей насыщенностью. С одной стороны, работу можно назвать выразительной, но с другой, можно заметить, что она больше выразительна по своему содержанию, чем по образу кота. Было замечено, что дети, с которыми не была подробно рассмотрена иллюстрация с котами, все свои усилия направили на создание фона: у Давида это грозовые тучи со сверкающей молнией, поле, усеянное маками, град, сыплющийся с небес; у Лизы поле, усеянное цветами, небо в синих и белых облаках, сквозь которые проглядывают солнечные лучи. При анализе работ дети отметили рисунок Давида, как самый яркий и насыщенный. В целом работы получились достаточно интересные, индивидуальные, но по большей части не выразительные.

Второе занятие на тему «Уточки заквакали» было проведено менее успешно, т.к. присутствовало мало детей. С первой подгруппой детей были детально рассмотрены иллюстрации с изображением уточек. Дети обратили внимание на то, что утята нарисованы художником с открытыми клювами, что некоторые из них машут крыльями. Эти и прочие особенности дети отразили в своих рисунках. Затруднения вызвало сложное изображение лапок, дети его значительно упростили и дорисовывать коготки не стали. Среди всех работ можно выделить лучшую, выполненную Артёмом Б. в ней утята выполнены пушистыми, динамичными: один утёнок машет крылышками, другой плещется в маленьком озере, по небу плывут кучевые облака, на поляне растут цветы и зеленеет травка. Самый пушистый утёнок оказался у Саши Т., так как он очень серьёзно подошёл к новой технике, старательно использовал её в своей работе. Только Саша постарался нарисовать лапки по показу, что у остальных ребят вызвало затруднение. Гоша Н. использовал много воды, поэтому в его утята получились не такими пушистыми, как у Артёма и Саши, но тем не менее их нельзя назвать невыразительными. Леша Б. на этот раз не проявлял особой старательности, но тем не менее выполнял работу с охотой. Из-за его невнимательности пострадала выразительность: лапки он нарисовал прямо от туловища, хотя при объяснении и рассматривании иллюстрации мы обратили внимание на строение утячьих лапок. По всей видимости, Лёша не обратил внимание на новую технику изображения, так как её использование в Лёшином рисунке не наблюдалось. Раскрытые клювики он предпочёл не рисовать, объяснив это тем, что его уточки устали квакать. При анализе работ дети учли свои недостатки, отметили работу Артёма.

Работы 2-ой подгруппы оказались менее выразительными. Лиза передала пропорции первого утёнка верно, а вот рисование второго утёнка вызвало у неё явное затруднение: утёнок не имеет чёткой формы, больше похож на жёлтое пятно. Можно заметить, что Лиза больше внимания уделила созданию фона: облака нарисованы такими, какими они бывают на рассвете или закате, само солнце Лиза изобразила необычным цветом, поле «усеяла» таким же нежным, как облака, персиковым цветом. Давид, во время занятия полностью погружается в мир своей фантазии, которая безудержным ручьём вытекает на лист бумаги. Он изобразил утят, плывущих по большому озеру, оба утёнка нарисованы с вытянутыми шеями и раскрытыми клювами, глаза не имеют чёткого контура. Давид испортил работу процарапыванием озера деревянным концом кисти, после чего при анализе работ дети выделили работу Давида как самую неаккуратную. Общим недостатком работ детей этой подгруппы является невыразительность глаз, изображаемых чёрной точкой, в отличии от первой подгруппы, которая обратила внимание на изображение глаз на иллюстрации и последовала примеру.

Занятие на тему «Заинька-паинька» с первой подгруппой детей прошло очень успешно. Были рассмотрены иллюстрации с изображением зайца очень детально. Зайцы на картинках были изображены в разных позах. Ребята выбрали ту, которая им показалась самой подходящей. Все рисунки получились очень выразительны, насыщенны и разнообразны, благодаря детской фантазии в расписывании фона. Кира сделала зайцу капустное поле, у Лизы на поляне выросли морковки, у Алёши - дерево, у Саши-тюльпаны. Дети очень старались, просили о помощи, если что-то не получалось, но, в основном, работали самостоятельно. Среди всех работ выделяются работы Киры и Артёма. Заяц Киры с точностью передаёт характер сказочного персонажа. Вся его молящая поза свидетельствует о тщетных попытках зайчика остановить обезумевших зверей, его руки простёртые к небу, глаза, с надеждой смотрящие в синюю высь, точно передают его состояние. Заяц Артёма не настолько умоляющий, как у Киры, но тем не менее он выглядит очень подвижным, похоже, что он пританцовывает. Алёша старался больше всех, у него наблюдается самое трепетное отношение к этим работам, он понимает, что рисует не просто картинки, а иллюстрации для книги, это его очень заботит и побуждает к старательному выполнению работы. Дети остались довольны своими работами, получили полнейшее удовлетворение.

Со 2-ой подгруппой детей иллюстрации не были рассмотрены настолько подробно, насколько с первой. Вследствие этого работы получились менее выразительными. Среди всех работ можно выделить рисунок, на котором изображен лежащий заяц, как и говорится в стихотворении «заинька-паинька» под капусткою лежал, по-заячьи лопотал». На этот раз Даша Т, по сложившимся обстоятельствам, попала во 2-ую подгруппу, но и здесь она проявила свою старательность в работе: очень чётко прорисовала дерево и куст, зайцу дорисовала улыбку, по всей видимости, из-за того, что не совсем поняла содержание стихотворения и задачу передачи грустного, растерянного зайца. В целом, работы получились аккуратными, без особых излишеств, что было отмечено детьми при анализе.

На занятии по теме «Лисички взяли спички» первая подгруппа без особого труда справилась с поставленной задачей, т.к. дети обучились новым приёмам создания фактуры животных на предыдущих занятиях. Артём Б., Гоша Н., Настя и Саша Т. добавили в свои рисунки зажженные спички. Лисиц дети изобразили с белыми пушистыми грудками и лапками, передали в своей работе «сотрудничество» лисиц: изобразили их друг напротив друга, показав тем самым, что они взаимодействуют между собой. Лёшина работа выделялась среди всех остальных, так как он самостоятельно изобразил одну из лисиц в лежачей позе. Артём правильно изобразил внутренние стороны ушей, тогда как другие дети забыли об этой мелкой детали. Лиза изобразила только одну лисицу, объяснив, что вторая убежала. При анализе дети обратили внимание на то, что в конечном итоге у них получилось изобразить лисиц, тогда как в начале их лисы больше похожи на белок.

Во 2-ой подгруппе затруднение вызвало рисование лисьей мордочки, т.к. дети не уделили особого внимания её форме при рассматривании иллюстрации. Их лисы больше походили на белок, так как у лисиц мордочки вытянуты. Дети изобразили лисиц, движущихся в одном направлении. Никто из детей не изобразил лисью грудку и лапки белыми и пушистыми. Давид попытался изобразить море, которое подожгли лисички, но, увлекшись смешиванием красок забыл об основном образе, который мы пытались создать на этом занятии. Никиту увлекла идея того, что лисы что-то подожгли, поэтому почти весь оставшийся фон рисунка Никита закрасил красной краской. При анализе дети отметили Никитину работу, как самую яркую и запоминающуюся, обратили внимание на то, что на всех работах лисы идут в одну сторону, что только у Давида изображена одна лиса, хотя в стихотворении говорится о нескольких лисах. В целом, работы получились чёткими, но без особой выразительности.

Итоговым было занятие более сложного плана «Море синие горит, выбежал из моря кит» - детям надо было нарисовать море и огонь, а это сложно. Цель данного занятия состоит в том, чтобы определить, возрос ли уровень повышения выразительности детских рисунков через ознакомление с книжной графикой. Самый большой эмоциональный отклик у детей вызвал образ кита. По всей видимости, из-за того, что им предстояло рисовать его впервые, так как ребята боялись, что у них не получится красиво изобразить кита; но после показа изображения, у них отпал всякий страх перед рисованием этого млекопитающего. Дети рассматривали иллюстрацию с китом с большим интересом, задавали вопросы о том, каким образом художник изобразил усы, какой цвет можно использовать в своей работе. Работы получились удивительно выразительны. Особенно детям понравилось создавать живописный огонь с помощью наложения красок мазковой техникой одну на другую. Даша Т. нарисовала киту глаз красного цвета, потому что в нём отражался огонь. Лёша изобразил кита в проекции. Гоша соблюдал такт при «поджигании моря», Настин и Сашин киты оказались очень похожи и не столь яркими, так как они плохо промывали кисть при создании огня. При анализе работ дети с восхищением говорили о своих работах, было видно, что они остались довольны своими рисунками. При анализе рисунков было видно, что дети стали лучше рисовать, результаты улучшились, повысился уровень выразительности рисунков. Дети более умело использовали изобразительный материал, свободнее рисовали, вносили творчество в отличии от 2-ой подгруппы, работы которой не отличаются особой выразительностью. У многих детей контрольной подгруппы наблюдается деформация туловища кита. Лиза и Давид направили свои силы на смешивание красок, а не на создание выразительности образа. Дети не стали утруждать себя созданием китовых усов, многие из них просто нарисовали улыбающегося кита. При создании огня многие дети смешивали три цвета, характерных для огня, которые мы обсудили, вместо того, чтобы создавать огонь с помощью этих цветов мазковой технике. При анализе дети отметили, что рисовать красивый огонь непросто. Дети больше усилий направили на создание красивой бабочки.

Результаты анализа детских рисунков представлены в таблице № 4.

Таблица № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.059 с.)