Период княжеской и церковно-монастырской поддержки (10-13в.в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период княжеской и церковно-монастырской поддержки (10-13в.в.)



Отсутствие гос. системы социальной помощи населению. Преобладает церковная благотворительность. Самая распространенная форма помощи – подача милостыни.

Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

3. Период церковно-государственной благотворительности (14-17в.в)

Постепенно формируются первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими.

Период государственной благотворительности (вторая половина 17- 19вв.)

Формирование системы гос. соц. помощи населению. Система гос. благотворительности закладывается в период царствования Петра Первого. Во второй половине 18в. забота о соц.-незащищенных слоях населения признана обязанностью государства.

Период общественного и частного призрения (кон.19 – нач.20в.в.)

К середине XIX в. теоретики и практики социальной работы в Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить самый важный принцип благотворительности — индивидуализацию помощи. Местные органы призрения находились «близко к нужде», они более внимательно и экономично расходовали средства, обходились без формализма и проволочек в работе.

Серьезные изменения в организации всей социальной политики были связаны с созданием выборных представительных учреждений местного административного хозяйствования: земского (1864) и городского (1870) самоуправления. По «положению», органами местного самоуправления в уездах провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из земских гласных, избираемых на три года по трем куриям избирателей (помещики, крестьянские общества, владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий). Исполнительным органом была земская управа во главе с председателем — уездным предводителем дворянства.

В компетенцию земств входили дела благотворительные, попечение о народном здравии, образовании, строительстве церквей, школ и т. д.

Земствам удалось создать новый тип школ, работавших по четырехгодичной программе. Впервые за всю историю страны медицинские учреждения стали обычным явлением сельской жизни. Врачи придавали большое значение профилактике заболеваний, боролись с эпидемиями. Земства оказывали экономическое содействие сельскому хозяйству, организовывали выставки, опытно-показательные станции, опытные скотные дворы, готовили специалистов-агрономов. Земства решали и вопросы призрения, развивали открытые его формы. Особо можно выделить деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX в. создать несколько поселков для семей, где имелись душевнобольные родственники. Создавались приюты для слепых, глухонемых, парализованных. Земцам принадлежала идея воспитания сирот у приемных родителей.

 

Российская империя — страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играло существенную роль. Однако законодательство, по сути, закрепило архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные призревались родственниками, а если их не было, то крестьянским обществом.

В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды крестьянской помощи: поочередное кормление по домам, выдача хлебных и денежных пособий, организация яслей-приютов для детей, освобождение от платежей, помощь в полевых работах, добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня).

Период гос. обеспечения (1917-1991гг.)

Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система соц. обеспечения, другие были прочно забыты (не велась соц. работа с заключенными).

Министерство соц. обеспечения проводило централизованную политику в области: 1)пенсионного обеспечения, 2) поддержки инвалидов, 3)одиноких и многодетных матерей, 4) детей, не имеющих родителей.

В этот период считалось, что в стране нет и тунеядцев, ни нищих.

Период социальной работы (1991-наст. время)

Разрушение устоявшихся соц.-эконом. связей, либерализация цен, безработица – приводят к обострению соц. проблем.

Краткосрочные программы: 1)денежные дотации малоимущим, 2) гуманитарная помощь.

Формируется система помощи нуждающимся, однако ее работа не отлажена и не ясна многим.

Данная периодизация позволяет наметить концептуальную схему исторического процесса помощи и взаимопомощи, увидеть соц. работу в контексте глобальных ист. факторов.

 

 

Билет 2. Отечественная и западная парадигмы: сущность и различие.

 

Под парадигмой здесь понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерно:

· доктрина помощи;

· организационные формы;

· субъект — субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности;

· объект помощи.

 

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.

К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: “Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства (“возлюби ближнего своего”, — сказано в Священном Писании, а не “возлюби род свой”), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс”.

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.

А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности: “Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, …в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом… ”.

Таким образом, индивидуальность здесь проявляется через общинность, и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

 

2. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое “предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к “воскрешению” и “возрождению” и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины”.

В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько “общественный космос”, сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

С.Л.Франк, определяя специфику русской духовности, выделяет критерий, который отражает сущность моральной нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, “…когда речь идет о русских поисках “блага”, имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются”.

Критерием нормы выступает как бы не сама реальность, а идеальная реальность, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, тогда как реформы Петра I проводятся без учета сложившихся традиций, причем выдвигаются новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

 

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России.

Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты “рекрутируются” из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.

4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность “понятийного сознания”, когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи.

Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной “абсолютной идеей”, видение и “осязание” которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.014 с.)