Информационное общество: проблемы и перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное общество: проблемы и перспективы развития



Наблюдаемый сегодня стремительный прорыв в области информационных и коммуникационных технологий, свидетельствует о движении человечества к новой постиндустриальной фазе развития – информационному обществу. На современном этапе информация является главным источником развития общества. Проникновение информационных технологий практически во все социально-экономические сферы влечет за собой формирование новых потребностей и нового образа жизни человечества.

Информационное общество формируется в основном под влиянием двух процессов: интенсивный технический прогресс (внедрение компьютерных технологий во все сферы общественной жизнедеятельности людей) и мощный поток информации (содержание и актуальность научных знаний быстро изменяется (4-5 лет) в связи с новыми потребностями развивающегося общества).

Информация способствует переводу экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие технологии производства и создает условия для научной организации управления всеми общественными процессами, формирует широкие возможности для творческой самореализации каждого человека.

С ростом коммуникаций появилась возможность достаточно быстро получить самую разнообразную информацию без особых усилий. Это расширяет возможности человека, способствует выбору наиболее оптимального и эффективного вида деятельности. Информационное общество ориентируется на развитие творческого и интеллектуального потенциала, как индивида, так и общества в целом.

Ожидается, что в недалеком будущем образуется единое информационное сообщество, в котором будут иметь место следующие тенденции:

  • повысится роль информационного сектора в сфере услуг и народного хозяйства;
  • интеграция телекоммуникационных и информационных структур приведет к появлению новых отраслей экономики, новых продуктов и услуг, удовлетворению новых потребностей;
  • глобализация информационных и телекоммуникационных секторов создаст единое информационное пространство без границ;
  • появится новая форма занятости «телеработа», которая позволит осуществлять свою профессиональную деятельность на дому;
  • образуется новая политическая культура, в которой еще в большей степени будет реализован принцип свободы слова через средства массовой информации;
  • появится новая информационная культура, основой которой будет умение работать с информацией (ее использование, обработка, хранение и передача).

Что же касается Беларуси, то на протяжении ряда лет в нашей республике действует государственная программа поэтапного перехода к информационному обществу «Электронная Беларусь», которая предполагает создание единой информационной инфраструктуры с широким использованием информационных технологий в государственном управлении, народном хозяйстве, образовании, медицине, торговле и других областях деятельности.

Сегодня Беларусь уже имеет ряд серьезных достижений в области внедрения информационных технологий. Внедрена и успешно действует автоматизированная система коммунальных платежей. В медицине внедряются автоматизированные информационные системы, при- званные освободить врачей от бумаготворческой работы. В сфере образования действует система централизованного тестирования и обработки экзаменационных бланков, что позволило увеличить скорость их обработки в 10 раз и свести вероятность ошибки к минимуму. Разработан национальный интернет–портал «Культура Беларуси», а также блок работ по информационно–технологическому комплексу Национальной библиотеки, что позволяет всю книжную продукцию, издаваемую в республике, регистрировать в электронном виде и соответственно формировать сводные электронные каталоги. Ведется работа по внедрению информационных технологий в деятельность таможенных и налоговых органов, государственной автомобильной инспекции.

Отмечая позитивные стороны информационного общества, не следует забывать и об отрицательных его моментах. С развитием современного общества усиливается потребительское отношение людей к миру. Существует опасность возникновения информационной зависимости. Для некоторых людей виртуальная реальность, нередко оказывается более значимой, чем сама действительность.

Возникло глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление. На базе информационных технологий осуществляется нежелательное вмешательство в частную жизнь людей и организаций («хакерство» через Интернет).

Развивающаяся система телекоммуникаций, в том числе Интернет, создает условия для роста экономической и прочей преступности. В сложившихся современных условиях возникает сложность адаптации к среде информационного общества. С дальнейшим развитием информационного общества, все больше нарастает опасность разрыва между так называемой «информационной элитой» (те, кто занимается разработкой информационных технологий) и простыми потребителями. Наблюдается массовая миграция населения из отсталых, нищих стран, в сравнительно благополучные государства, что существенно осложняет экономическую и социальную ситуацию. С развитием науки, техники, образования, экономики усложняются интеллектуальные задачи.

В связи со стремительным развитием информационного общества нарастают экологические проблемы. Постоянный рост потребления материальных ценностей, требует усиления эксплуатации природных ресурсов. С каждым днем нарастает конфликт между обществом и природой, уже породивший ряд техногенных экологических бедствий региональных масштабов и угрожающий глобальной экологической катастрофой. Немаловажным фактором развития информационных технологий следует признать постоянный рост энергопотребления в развитых странах.

Таким образом, в сложившейся ситуации современное общество должно выбрать осознанный, рациональный и обоснованный путь дальнейшего развития, направленный на избежание экологических катастроф, деградации и самоуничтожения. А для этого необходимо изменить потребительское отношение к природе, развивать творческий и интеллектуальный потенциал, как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Следует разобраться в сложном мире - мире высоких технологий, огромных информационных потоков и глобальных проблем.

57. Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо сказать, что эти наиболее сложные проявления работы мозга не могут быть объяснены работой какой-то отдельной, изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр сознания».

Психические функции возникают на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающей высокую степень мозговой интеграции. Изучение этой организации и лежит в основе поиска мозговых основ сознания.

«Светлое пятно»
Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры была впервые высказана И.П. Павловым. В поисках отпета на вопрос: «какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда мы говорим, что мы себя сознаем», - он предположил, что сознание представлено деятельностью находящегося в состоянии оптимальной возбудимости «творческого» участка коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки. Другие участки, где происходит преимущественно поддержание уже образованных рефлексов, связаны с тем, что называется бессознательной деятельностью. Свои мысли И.П. Павлов выразил в образной форме: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо меняющихся очертаний светлое пятно».

Концепция «светлого пятна» получила свое развитие в новейших гипотезах в виде «теории прожектора». Данная концепция была сформулирована Ф. Криком (1984) - соавтором теории двойной спирали и Нобелевским лауреатом.

Основные положения «теории прожектора» сводятся к следующему. Вся информация поступает в кору по сенсорным путям через переключательные ядра в дорзальном таламусе (включая и примыкающие к нему коленчатые тела). Возбудимость этих переключательных ядер может быть избирательно изменена за счет коллатералей от нейронов ретикулярного комплекса таламуса, входящего в его вентральный отдел. Взаимоотношения между этими частями таламуса построены таким образом, что в каждый данный момент одна из нейронных групп дорзального таламуса оказывается в состоянии высокой возбудимости, что значительно усиливает импульсный поток к соответствующим отделам коры, в то время как другие группы оказываются наоборот заторможенными. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный приток поступает к другому отделу коры. Ф. Крик предполагает на этом основании, что область наиболее высокой импульсации представляет в данный момент как бы центр внимания, а благодаря перемещению «прожектора» в другие участки становится возможным их объединение в единую систему. В этом процессе большую роль играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте, что также происходит за счет влияния восходящих таламических проекций с кратковременной модификацией деятельности соответствующих синапсов.

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры. Подобная интеграция, по мнению автора, и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов».

58. Очевидно, что в сознание другого человека невозможно проникнуть. Такая возможность может возникнуть отчасти с помощью языка.

Язык является вещественным носителем сознания и способности передачи информации. Без использования языка наше мышление не было бы конкретным, оно бы постоянно растекалось бы в образах, которые невозможно было бы описать. Никакая ясность и отчетливость не могла бы иметь место.

Язык является системой знаков используемых человеком для оформления проявления своего сознания. Языковые знаки в форме слов дают указание не на самое себя, а на стоящий за ними смысл. В естественных языках созвучие слов-знаков склеивается в единство на протяжении длительного времени.

Языки сложились исторически. Причинами явились возникшие внешние обстоятельства, при которых сфера общения людей уже не могла обойтись только биологическим инстинктами. Так двум котам или собакам не нужен иной язык кроме нечленораздельного лая или мяуканья, так как в силу примитивных инстинктов и соответствующей развитости мозга им не о чем вести речь. Другое дело — человек, который изначально начал создать свой внешний искусственный мир. В процессе охоты строительства жилищ, обработки земли, возникают те или иные взаимоотношения которые требуют развития уже не биологических навыков, а разработки второй сигнальной системы – языка.

59. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.

Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

60. Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекращаются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявленими зла, такими, как терроризм, разрушения, поджоги, похищения людей, убийства, наркомания, алкоголизм, сексуальный разврат, распад семей, несправедливость, коррупция, угнетение, преступные сговоры и клевета. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности, которые унесли вихри страшных потрясений. Нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

В чем же причина этих потрясений и потерь? Она кроется в разрушении традиционных представлений о ценностях. Иначе говоря, утрачены традиционные представления об истине, добре и красоте, больше всего ослабли позиции добра, морально-этические нормы теряют значение для людей. Чем же вызвано разрушение традиционных представлений о ценностях?

Во-первых, Бог вытесняется из всех областей общественной жизни, включая экономику, политику, образование и искусство. Одновременно рождается пренебрежительное отношение к религиозным ценностям. Поскольку все традиционные системы ценностей основаны на религиях, взгляд на ценности, лишенный религиозной основы, неизбежно деградирует.

Во-вторых, наблюдается повсеместное проникновение материализма, атеизма и коммунистической теории. Теория коммунизма разделяет людей на классы, чтобы затем спровоцировать конфликт между классами путем разжигания всеобщего недоверия и враждебности. При этом коммунистическая теория принижает и стремится уничтожить традиционные представления о ценностях, объявляя их феодальными пережитками, направленными исключительно на сохранение существующих социальных систем.

В-третьих, столкновение религий и философий само по себе ускоряет процесс разрушения ценностей. Существующие ценности восходят к различным религиям и философиям. Следовательно, при наличии расхождений во взглядах, в религиях и философиях люди неизбежно начинают рассматривать эти ценности как чисто относительные понятия.

В-четвертых, в глазах современного человека, который склонен оценивать мир по меркам науки, традиционные религиозные добродетели утратили силу убеждения. Учения традиционных религий, которые либо противоречат науке, либо не имеют к ней отношения, становятся неприемлемыми для современного человека, склонного полностью полагаться на науку.

Наблюдая процесс разрушения традиционных ценностей, мы приходим к выводу о необходимости появления нового представления о ценностях. Этот новый взгляд на ценности прежде всего должен обладать способностью охватить все основные доктрины религий и философских теорий. Он также должен обладать способностью преодолеть материализм и атеизм. Более того, он должен не только охватывать науку, но и направлять ее развитие. Это должно быть такое представление о ценностях, которое сосредоточено на абсолютном Боге. Аксиология в философии Объединения предлагает такое представление о ценностях.

Это воззрение на ценности предлагается во имя создания будущего общества, построенного людьми, чья природа изначальна, чьи умственные, эмоциональные и волевые способности сконцентрированы на Сердце. Следовательно, будущее общество - это общество, в котором приложение человеческих умственных, эмоциональных и волевых способностей осуществляется гармонично и сосредоточено на Сердце. Рассматриваемые новые ценности относятся к категориям, соответствующим изначальным умственным, эмоциональным и волевым способностям.

Умственные, эмоциональные и волевые способности стремятся к святыням истины, добра и красоты, и на их основе будет восстановлено общество истины, искусства и этики. При этом для осуществления ценности истины в обществе истинности необходима теория воспитания; для осуществления ценности красоты в обществе прекрасного, или обществе искусства, нужна теория искусства; для осуществления ценности добра в обществе добродетели, или обществе этических норм, важна теория этики. Поскольку аксиология служит теорией, занимающейся в основном святынями истины, добра и красоты, она также является общей основой для этих трех особых теорий.

Таким образом, будущее общество - это общество, в котором будут осуществлены ценности истины, добра и красоты. В нем экономика достигнет высокого уровня развития путем прогресса науки и полностью и раз и навсегда решит экономические проблемы общества. Жизнь людей будет в первую очередь сосредоточена на реализации ценностей. Общество, в котором воплотятся ценности истины, добра и красоты, сосредоточенные на Сердце, станет обществом культуры Сердца, или обществом культуры Объединения.

Что такое ценность?

В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями.

Понятие ценности относится к свойству объекта, которое удовлетворяет желание субъекта. Другими словами, когда объект обладает определенным свойством, удовлетворяющим желанию или воле субъекта, и признается субъектом в качестве отвечающего его требованиям, это особое свойство объекта можно назвать ценностью. Иначе говоря, ценность есть нечто, принадлежащее объекту. Она становится реальной, только если субъект признает ее в качестве таковой. Например, несмотря на возможное наличие в данный момент цветка, ценность этого цветка не станет реальной, если кто-либо (субъект) не осознает его красоту. Чтобы ценность обозначилась, субъект должен признать свойство объекта и оценить его как имеющее значимость.

Виды ценностей

Виды ценностей

Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта. Желания делятся на желания аспекта сон-сан и желания аспекта хюн-сан и, как следствие, различают также ценности аспекта сон-сан и ценности аспекта хюн-сан. Ценности аспекта сон-сан являются духовными ценностями, которые реализуют желание аспекта сон-сан. Они включают в себя Истину[2], Добро, Красоту и Любовь[3]. (Уточним, что Любовь составляет основу для ценностей Истины, Добра и Красоты.) Истина, Красота и Добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.

С другой стороны, ценности хюн-сан, удовлетворяющие желания хюн-сан, относятся к ценностям повседневных потребностей, а именно: еде, одежде, крову, то есть материальным (вещным) ценностям[4]. Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений. Таким образом, ценность хюн-сан представляет собой необходимое условие для реализации ценности сон-сан.

Любовь служит основой таких ценностей, как Истина, Добро и Красота. Чем сильнее любовь субъекта к объекту, тем глубже любовь объекта к субъекту, а значит, тем истиннее, лучше и красивее представляется объект субъекту. Например, чем больше любовь родителей к своим детям, тем ярче любовь детей к своим родителям, тем красивее дети. А когда дети красивы, родители испытывают к ним еще большую любовь. В этом смысле любовь представляет собой источник и основу ценности. Без любви не может проявиться истинная ценность. Следовательно, чем больше мы ощущаем любовь Бога и чем последовательнее ведем жизнь любви, тем сильнее мы способны воспринимать и осуществлять самые возвышенные ценности.

Таким образом, ценности включают в себя как ценности аспекта сон-сан, так и ценности аспекта хюн-сан. Однако аксиология относится к области философии и рассматривает в первую очередь ценности аспекта сон-сан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.025 с.)