Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правильно ли утверждать, что гонадотропные гормоны не обладают половой специфичностью.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЕНЗА 2006
УДК 615.281(075) Ф 24 Рецензенты: заведующий кафедрой терапии медицинского института Пензенского государственного университета д.м.н., профессор Олейников В.Э. заведующий кафедрой фармакологии Мордовского государственного университета д.м.н., профессор Инчина В.И.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ/ Моисеева И.Я., Родина О.П., Кустикова И.Н. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2006.
Методические рекомендации содержат основные вопросы по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены лекарственные средства с указанием дозы, формы выпуска, способов применения, а также тесты для определения уровня знаний и ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.
Методические рекомендации по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ подготовлено на кафедре общей и клинической фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 060101 – «Лечебное дело».
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом медицинского института Пензенского государственного университета.
Занятие 1 ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить фармакодинамику и показания для применения препаратов гормонов гипоталямуса, гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез. 2. Научиться выписывать рецепты на препараты вышеперечисленных групп.
Введение Гормоны играют исключительную роль в развитии и жизнедеятельности человека, их недостаток или избыток приводит к развитию тяжелых заболеваний, некоторые из которых очень распространены. Например, инсулинозависимый сахарный диабет занимает ведущее место среди эндокринной патологии детского и юношеского возраста и в течение последних 20 лет имеет стойкую тенденцию к прогрессированию. Ежегодно число больных сахарным диабетом 1 типа увеличивается на 5–7%, а каждые 12–15 лет удваивается. Около 5% взрослого населения в возрасте старше 20 лет страдают сахарным диабетом, причем за последнее десятилетие возросла распространенность сахарного диабета среди лиц в возрасте от 40 до 74 лет. К числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека относится также эндемический зоб. Исследования последних лет обнаружили очаги данного заболевания почти на всей территории России.
План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Общие механизмы действия гормонов. Принцип регуляции функций эндокринных желез. 2. Классификация гормональных препаратов по химической структуре. 3. Показания для применения гормональных средств (с целью заместительной терапии, со стимулирующей целью, с целью угнетения функции эндокринных желез, как фармакологические неспецифические средства). 4. Классификация и биологическая роль гормонов гипоталямуса и гипофиза. Фармакодинамика и показания к применению препаратов гормонов гипоталямуса и гипофиза. 5. Биологическая роль гормонов щитовидной железы. Фармакодинамика препаратов гормонов щитовидной железы, показания для их применения. 6. Фармакология лекарственных средств, применяемых для лечения гиперфункции щитовидной железы (антитиреоидных средств). 7. Биологическая роль инсулина. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты препаратов инсулина. 8. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты пероральных противодиабетических средств.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения микседемы; 2) для лечения тиреотоксикоза; 3) средство, понижающее синтез тироксина; 4) для лечения сахарного диабета; 5) средство, применяемое с заместительной целью; 6) при гипергликемической коме; 7) сахароснижающее средство - производное сульфонилмочевины второго поколения; 8) при бесплодии эндокринного генеза у мужчин; 9) гормональное противодиабетическое средство; 10) препарат лютеинизирующего гормона; 11) средство, стимулирующее функцию b-клеток поджелудочной железы; 12) препарат гормона передней доли гипофиза; 13) средство, способствующее проникновению глюкозы в клетки тканей; 14) препарат гормонов щитовидной железы; 15) при бесплодии у женщин с гипофункцией яичников; 16) гормональное средство, применяемое со стимулирующей целью.
Т а б л и ц а 1 Список препаратов для выписывания рецептов
Пример. Выпишите средство, стимулирующее функцию b-клеток поджелудочной железы: Rp.: Tab. Сlibenclamidis 0,005 №. 30 D.S. По 1 таблетке 1 раз в сутки утром. План занятия 1. Время практического занятия – 135 мин. 2. Организационные вопросы – 5 мин. 3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин. 4. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин. 5. Перерыв – 15 мин. 6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин. 8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин. 9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин. Оснащение занятия Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы. Тесты для определения исходного уровня знаний 1. При сахарном диабете применяют: 1) моносуинсулин МК; 2) глибенкламид; 3) мерказолил. 2. Несахарный диабет возникает при дефиците: 1) адренокортикотропного гормона; 2) окситоцина; 3) вазопрессина; 4) гидрокортизона; 5) тиреотропного гормона. 3. Антагонистами инсулина являются: 1) глибенкламид; 2) соматотропин; 3) преднизолон; 4) трийодтиронина гидрохлорид; Глюкагон. 4. При гипергликемической коме применяют: 1) метформин; 2) моносуинсулин МК; 3) глибенкламид; 4) суспензию инсулина-семилонг СМК. Правильно ли утверждать, что гонадотропные гормоны не обладают половой специфичностью? 1) да; 2) нет. Можно ли применять с заместительной целью препараты гормонов передней доли гипофиза? 1) да; 2) нет. 7. При тиреотоксикозе применяют: 1) анаприлин; 2) мерказолил; 3) левотироксин натрия; 4) кальцитрин. 8. Для глибенкламида характерно: 1) вводят внутрь; 2) стимулирует функцию поджелудочной железы; 3) повышает транспорт глюкозы через клеточные мембраны. Правильно ли утверждать, что в основе регуляции функции эндокринных желез лежит принцип обратной связи? 1) да; 2) нет. 10. В передней доле гипофиза вырабатываются: 1) адренокортикотропный гормон; 2) вазопрессин; 3) фолликулостимулирующий гормон; 4) тиролиберин. Информационный материал Варианты гормональной фармакотерапии • заместительная терапия (при сахарном диабете, недостаточности коры надпочечников, дисфункции щитовидной железы и др.); • стимулирующая терапия - стимуляция синтеза других гормонов, используют гормоны гипофиза, гипоталямуса; • фармакодинамическая терапия (при отсутствии в организме патологии эндокринной системы) используют глюкокортикоиды, инсулин (лечение некоторых форм шизофрении).
Классификация гипогликемических средств I. Препараты инсулина: 1. Препараты короткого действия (моноинсулин МК, хоморап 40, актрапид, инсулрап, хумулин и др.); 2. Препараты средней продолжительности действия (инсулин-семиленте, инсулин-ленте, семилонг и др.) 3. Препараты длительного действия (инсулин-ультраленте, ультралонг и др.). II. Пероральные сахароснижающие средства: 1) производные сульфонилмочевины: I поколение - хлорпропамид; II поколение - глибенкламид, гликвидон гликлазид (диабетон), глипизид; III поколение – глимепирид; 2) бигуаниды (метформин); 3) акарбоза; 4) пр-ые фенилаланина (натеглимид); 5) диазопиридиндионы (пиоглитазон). Метформин. 3. Передозировка препаратов тиреоидных гормонов приводит к: 1) повышенной возбудимости; 2) запорам; 3) тахикардии; 4) гипотонии. 4. Окситоцин применяется для: 1) сохранения беременности; 2) остановки послеродовых кровотечений; 3) подавления лактации; Ситуационные задачи 1. Больному легкой формой сахарного диабета было назначено лекарственное средство, которое способствовало нормализации уровня сахара в крови, но вызвало газообразование в кишечнике. Какое лекарственное средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия. 2. В родильный дом поступила женщина с диагнозом: беременность 39-40 недель, которой для стимуляции родовой деятельности был назначен препарат с гормональной активностью. После введения этого препарата, у пациентки резко повысилось АД. Какой препарат был ей назначен? Механизм основного и побочного действия. 3. Больная жаловалась на повышенную возбудимость, тахикардию и прогрессирующее снижение массы тела. При обследовании врач отметил увеличение щитовидной железы и назначил лекарство, после которого состояние больной улучшилось, но железа увеличилась еще больше. Какое лекарственное средство было назначено, механизм его основного и побочного действия? Что следует назначить больной дополнительно с целью профилактики «зобогенного эффекта»? 4. Больному сахарным диабетом I типа был введен препарат который привел к появлению ощущения голода, развитию тошноты, тахикардии, тремора и потливости. Какой препарат был введен больному? Какие лекарственные средства можно использовать для купирования возникшего патологического состояния? 5. Больной микседемой был назначен лекарственный препарат, который способствовал улучшению состояния: устранил сонливость, улучшил память, повысил аппетит. Однако через некоторое время больную стали беспокоить раздражительность, плаксивость, тахикардия. Препарат какой группы был назначен? Механизм основного и побочного действия. 6. Больному сахарным диабетом I типа был введен препарат который привел к появлению ощущения голода, развитию тошноты, тахикардии, тремора и потливости. Какой препарат был введен больному? Какие лекарственные средства можно использовать для купирования возникшего патологического состояния? 7. Больной микседемой был назначен лекарственный препарат, который способствовал улучшению состояния: устранил сонливость, улучшил память, повысил аппетит. Однако через некоторое время больную стали беспокоить раздражительность, плаксивость, тахикардия. Препарат какой группы был назначен? Механизм основного и побочного действия. Пример решения ситуационных задач Задача. Больному легкой формой сахарного диабета было назначено лекарственное средство, которое способствовало нормализации уровня сахара в крови, но вызвало газообразование в кишечнике. Какое лекарственное средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия. Решение. Больному было назначено пероральное сахароснижающее средство – акарбоза. Механизм его основного действия: в кишечнике акарбоза блокирует фермент α-глюкозидазу, которая участвует в расщепление полисахаридов до моносахаридов, что нарушает их всасывание. Таким образом, снижается уровень глюкозы в плазме крови. Механизм побочного действия: невсасавшиеся полисахариды начинают ферментироваться микроорганизмами в толстом кишечнике, что сопровождается обильным газообразованием.
Основная литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 379-403 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 3-24 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 288-304 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 125-132 с. 3. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 72-80 с. 4. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 31-36 с, 38 с. Занятие 2 Введение Кортикостероиды на протяжении многих десятилетий являются одними из наиболее часто применяющихся лекарственных средств в различных областях медицины. Причина данного явления - широкий спектр их терапевтической активности. Однако часто назначение кортикостероидов сопровождается возникновением достаточно серьезных побочных эффектов. Аллергическими заболеваниями в нашей стране страдают от 10 до 15% населения. Широкое распространение и неуклонный рост аллергических заболеваний во всем мире диктуют необходимость своевременной коррекции и профилактики данных состояний. Иммунные реакции играют огромную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. При некоторых заболеваниях возникает необходимость стимулировать или угнетать иммунные реакции. Однако их чрезмерное угнетение, также как и стимуляция могут угрожать здоровью и даже жизни больного. План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Биологический ритм активности глюкокортикоидов и его регуляция. 2. Влияние глюкокортикоидов на обменные процессы, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты этих средств, их профилактика и коррекция. 3. Фармакодинамика и показания для применения минералокортикоидов. 4. Биологическая роль, классификация женских половых гормонов, фармакодинамика и показания для применения препаратов этих гормонов. Антагонисты женских половых гормонов. 5. Классификация (препараты) и фармакодинамика противозачаточных средств для энтерального применения и имплантации. 6. Биологическая роль мужских половых гормонов, фармакодинамика, показания для применения препаратов этих гормонов. Антиандрогенные средства. 7. Фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты анаболических стероидов. 8. Классификация средств, влияющих на иммунные процессы. 9. Классификация, фармакодинамика и показания для применения противоаллергических средств. 10. Классификация, препараты, фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты противогистаминных средств. 11. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммуностимулирующих средств. 12. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммунодепрессантов.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для стимуляции родовой деятельности; 2) при привычном выкидыше; 3) средство с эстрогенной активностью; 4) средство с гестагенной активностью; 5) средство с андрогенной активностью; 6) для лечения мужского климактерия; 7) при острой надпочечниковой недостаточности; 8) для лечения женского климактерия; 9) при хронической надпочечниковой недостаточности; 10) средство при половом инфантилизме у мужчин; 11) при недостаточной функции яичников; 12) при ревматизме; 13) при инфекционном неспецифическом полиартрите; 14) при остеопорозе; 15) для потенцирования снотворных средств; 16) анаболический стероид; 17) блокатор Н1-рецепторов; 18) для лечения аутоиммунных заболеваний;19) при пересадке органов и тканей; 20) для купирования астматического статуса; 21) функциональный антагонист гистамина; 22) иммуномодулирующее средство; 23) средство, при острой аллергической реакции; 24) иммунодепрессант.
Т а б л и ц а 2 Список препаратов для выписывания рецептов
План занятия Время практического занятия – 135 мин. 1. Организационные вопросы – 5 минут. 2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин. 3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин. 4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 5. Перерыв – 15 мин. 6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин. 9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин. 10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин. Оснащение занятия Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы. Тесты для определения исходного уровня знаний 1. Чувствительность матки к окситоцину повышают: 1) гестагены; 2) эстрогены; 3) андрогены. 2. Гестагенной активностью обладают: 1) прогестерон; 2) эстрон; 3) метилтестостерон; 4) этинилэстрадиол; Прегнин. 3. Глюкокортикоиды вызывают эффекты: 1) противовоспалительный; 2) антигеморрагический; 3) антитоксический; Иммунодепрессивный. 4. Диазолин блокирует: 1) Н1-рецепторы; 2) Н2-рецепторы; 3) Н1- и Н2-рецепторы. 5. При половом инфантилизме у мужчин применяют: 1) метилтестостерон; 2) эстрадиола дипропионат; 3) прогестерон; 4) гонадотропин хорионический; 5) дезоксикортикостерона ацетат. 6. Эстрогены способствуют: 1) прерыванию беременности; 2) сохранению беременности. 7. Глюкокортикоиды применяют при: 1) гломерулонефрите; 2) бронхиальной астме; 3) надпочечниковой недостаточности; 4) ревматизме; 5) гипертензии. 8. Гестагенные препараты применяют при: 1) бесплодии; 2) привычных выкидышах; 3) для стимуляции родовой деятельности. 9. Укажите эффекты анаболических стероидов: 1) увеличивают массу скелетных мышц и костной ткани; 2) задерживают в организме азот, фосфор и кальций; 3) вызывают остеопороз; 4) вызывают снижение аппетита; Информационный материал Классификация стероидных гормонов 1. Глюкокортикоиды; 2. Минералокортикоиды; 3. Половые гормоны (эстрогены и андрогены). Классификация эстрогенов Природные эстрогены Эстрадиол (самый активный из природных эстрогенов) эстрон (фолликулин) эстриол Синтетические эстрогены А) стероидной структуры этинилэстрадиол(микрофоллин) -самый активный эстроген Б) нестероидной структуры синестрол (гексестрол), фосфэстрол
Классификация гестагенов I.Природные гестагены– прогестерон. II. Синтетические гестагены 1) производные прогестерона: оксипрогестерона капронат; медроксипрогестерона ацетат; дидрогестерон; 2 19-норстероиды: а) I поколения - этистерон; норэтисерон; линестренол; б) II поколения - левоноргестрел; в) III поколения - дезогестрел; гестоден; норгестимат. Феноболин. 7. Ципротерон применяют при: 1) гиперсексуальности у мужчин; 2) тяжелом гирсутизме у женщин; 3) бесплодии у женщин; 4) раке молочной железы; 5) андрогенной недостаточности у мужчин. 8. Укажите блокатор Н1 гистаминовых рецепторов I поколения, оказывающий наименьшее угнетающее влияние на ЦНС: 1) тавегил; 2) димедрол; 3) диазолин; 4) фенкарол; 5) супрастин. 9. Наибольшая секреция глюкокортикостероидов отмечается: 1) в утренние часы (5-7 часов); 2) в вечерние часы (19-21час); 3) в ночное время (1-3 часа). 10. Антиэстрогенными средствами являются: 1) кломифена цитрат; 2) тамоксифена цитрат; 3) эстрадиола дипропионат; 4) синестрол; 5) гонадотропин хорионический. Ситуационные задачи 1. Больной раком молочной железы с менопаузой более 5 лет был назначен препарат из группы половых гормонов, который вызвал вирилизацию. Какой препарат был назначен? Механизм его основного и побочного действия. 2. Больной раком молочной железы с менопаузой менее 5 лет был назначен препарат из группы половых гормонов, который привел к развитию тромбоэмболии. Какой препарат был назначен? Механизм его основного и побочного действия. 3. Женщине после тяжелого инфекционного заболевания был назначен препарат, который способствовал повышению аппетита, увеличению мышечной массы, улучшению общего состояния. Побочное действие препарата проявлялось нарушением менструального цикла, оволосением по мужскому типу. Препарат из какой группы был назначен больной? Механизм его основного и побочного действия. 4. Больной бронхиальной астмой было назначено лекарственное средство, которое устранило проявление основного заболевания, но привело к развитию кушингоидного синдрома. Какое средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия. 5. Мужчине, больному раком предстательной железы, был назначен лекарственный препарат, применение которого вызвало развитие у него женских вторичных половых признаков. Какой препарат был назначен? Механизм его основного и побочного действия. 6. Женщина - лыжница для достижения высоких спортивных результатов применяла лекарственный препарат с гормональной активностью, что вызвало у нее развитие вторичных мужских половых признаков. Какой препарат она применяла? Механизм основных и побочных эффектов. 7. Больному ревматоидным полиартритом было назначено лекарственное средство, которое уменьшило болезненность, ощущение скованности и припухлость суставов, однако привело к развитию стероидного диабета. Какое лекарственное средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия. 8. Больному острым миокардитом был назначен преднизолон по 10 мг 3 раза в день. Какая ошибка была допущена врачом? Как необходимо было назначить препарат? 9. Мужчина – гимнаст долгое время принимал препарат с гормональной активностью, отмена которого, привела к развитию импотенции. Какой препарат он принимал? С какой целью? Механизм основного и побочного действия. 10. Больному с раком предстательной железы врач назначил метилтестостерон. Прав ли врач? Если нет, то какое гормональное средство ему надо назначить? Ответ обосновать. 11. Больному с ревматоидным полиартритом длительное время проводили гормональную терапию. Спустя примерно полгода с момента начала лечения у пациента появилась головная боль. При обследовании обнаружены гипертензия, гипергликемия, остеопороз. Какой препарат получал больной? Механизм противовоспалительного, иммунодепрессивного и других побочного эффектов. 12. Больному с бронхиальной астмой долгое время проводили гормональную терапию. Спустя, примерно, полгода с начала лечения больной стал отмечать головную боль. При обследовании обнаружена гипертензия, гипергликемия, глюкозурия. Какой препарат получал больной, механизмы его побочных эффектов? 13. Больному с ревматоидным полиартритом назначили лекарство. Явления полиартрита купировались, однако из-за боязни возобновления заболевания больной продолжал применять лекарство. Через некоторое время у него появилась боль в эпигастральной области. При обследовании обнаружено обострение язвенной болезни желудка. Чем лечился больной, механизм противовоспалительного, иммунодепрессивного и других побочных эффектов лекарства? 14. Больному с иммунодефицитом был назначен иммуностимулятор. При контроле состава периферической крови у больного была выявлена лейкопения. Какой препарат был назначен? 15. Больному с инфекционным заболеванием в виде монотерапии был назначен иммуностимулятор, который вызвал ухудшение состояния в результате активации им инфекционного процесса. Препарат какой группы был ему назначен? Чем обусловлено ухудшение состояния пациента? Основная литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 404-421 с,473-485 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 274-283 с. 3. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 25-63 с, 190-200. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 288-315 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 133-145 с, 171-180 с. 3. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 28-30 с, 72-80 с. 4. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 31-36 с, 38 с, 80 с. Занятие 3 Введение Витамины – вещества, необходимые для осуществления нормального обмена веществ. Витамины входят в состав важнейших ферментных систем, катализирующих реакции, благодаря которым в организме метаболизируются углеводы, белки и жиры. Помимо этого, витамины выполняют также защитные функции, например, повышают устойчивость клеточных мембран к действию свободных радикалов, т.е. защищают клетки от повреждения. Изменившиеся социально-экономические условия с особой остротой подчеркнули исключительную роль витаминов и микроэлементов. В настоящее время, дефицит, как правило, затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности, т.е. является полигиповитаминозом. Недостаток аскорбиновой кислоты встречается у 70–100% населения; тиамина, рибофлавина, фолиевой кислоты – до 60% населения; b-каротина – у 40–60%; в отношении витаминов А и Е дело обстоит несколько лучше, однако при воздействии ряда неблагоприятных факторов частота их дефицита может достигать 10–30%. Таким образом, дефицит микронутриентов в основном носит сочетанный характер, наблюдаются в течение всего года и затрагивают практически все возрастные и профессиональные группы населения во всех регионах страны. План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Биологическая роль витаминов в жизнедеятельности организма. Причины возникновения витаминного дефицита. 2. Классификация витаминов. 3. Биологическая роль и фармакологические свойства витамина В1 (тиамин), его применение в медицинской практике. 4. Биологическая роль и фармакологические свойства витамина В2 (рибофлавин), РР (кислота никотиновая), В6 (пиридоксин), показания для их применения. 5. Витамины В12 (цианокобаламин) и Вс (кислота фолиевая), их влияние на обмен веществ, кроветворение, нервную систему, показания для их применения. 6. Биологическая роль и фармакологические свойства витаминов С (кислота аскорбиновая) и Р (биофлаваноиды), показания для их применения. 7. Биологическая роль, фармакологические свойства витаминов А (ретинол) и D (эргокальциферол). Показания для их применения. Проявление гипервитаминоза А и D. 8. Биологическая роль, фармакологические свойства и показания для применения витаминов К (филлохинон) и Е (токоферол). 9. Фармакодинамика и показания для применения препаратов натрия и кальция. 10. Фармакодинамика и показания для применения препаратов калия и магния.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 3, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для профилактики рахита; 2) витаминный препарат для лечения гиперхромной анемии; 3) для профилактики пеллагры; 4) средство, регулирующее фосфорно-кальциевый обмен; 5) витаминный препарат для стимуляции регенерации; 6) для профилактики цинги; 7) витаминный препарат для лечения полиневрита; 8) витаминный препарат, понижающий проницаемость мембран; 9) средство при ацидозе диабетического происхождения; 10) витаминный препарат, стимулирующий функцию коры надпочечников11) витаминный препарат с сосудорасширяющей активностью; 12) витаминный препарат при миокардиодистрофии; 13) гиполипидемическое средство; 14) для лечения рахита; 15) средство при различных интоксикациях; 16) средство для снижения внутричерепного давления; 17) средство, содержащее калий и магний.
Т а б л и ц а 3 Список препаратов для выписывания рецептов
План занятия Время практического занятия – 135 мин. 1. Организационные вопросы – 5 минут. 2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин. 3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин. 4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 5. Перерыв – 15 мин. 6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин. 9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин. 10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин. Оснащение занятия Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
Тесты для определения исходного уровня знаний 1. Аскорбиновая кислота способствует синтезу: 1) хондроитинсерной кислоты; 2) глюкокортикоидов; 3) минералокортикоидов; 4) коллагена; 5) зрительного пурпура. 2. При дефиците ретинола развиваются: 1) гемералопия; 2) ксерофтальмия; 3) полиневриты; Противоаллергический. 9. «Внешний фактор Касла» это: 1) витамин Вс; 2) витами
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.018 с.) |