Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли применять с заместительной целью препараты гормонов передней доли гипофиза.

Поиск

1) да;

2) нет.

7. При тиреотоксикозе применяют:

1) анаприлин;

2) мерказолил;

3) левотироксин натрия;

4) кальцитрин.

8. Для глибенкламида характерно:

1) вводят внутрь;

2) стимулирует функцию поджелудочной железы;

3) повышает транспорт глюкозы через клеточные мембраны.

Правильно ли утверждать, что в основе регуляции функции эндокринных желез лежит принцип обратной связи?

1) да;

2) нет.

10. В передней доле гипофиза вырабатываются:

1) адренокортикотропный гормон;

2) вазопрессин;

3) фолликулостимулирующий гормон;

4) тиролиберин.

Информационный материал

Варианты гормональной фармакотерапии

заместительная терапия (при сахарном диабете, недостаточности коры надпочечников, дисфункции щитовидной железы и др.);

стимулирующая терапия - стимуляция синтеза других гормонов, используют гормоны гипофиза, гипоталямуса;

фармакодинамическая терапия (при отсутствии в организме патологии эндокринной системы) используют глюкокортикоиды, инсулин (лечение некоторых форм шизофрении).

 

Классификация гипогликемических средств

I. Препараты инсулина:

1. Препараты короткого действия (моноинсулин МК, хоморап 40, актрапид, инсулрап, хумулин и др.);

2. Препараты средней продолжительности действия (инсулин-семиленте, инсулин-ленте, семилонг и др.)

3. Препараты длительного действия (инсулин-ультраленте, ультралонг и др.).

II. Пероральные сахароснижающие средства:

1) производные сульфонилмочевины:

I поколение - хлорпропамид;

II поколение - глибенкламид, гликвидон гликлазид (диабетон), глипизид;

III поколение – глимепирид;

2) бигуаниды (метформин);

3) акарбоза;

4) пр-ые фенилаланина (натеглимид);

5) диазопиридиндионы (пиоглитазон).

Классификация антитиреоидных средств

1. Угнетающие образование ТТГ передней доли гипофиза (йод, дийодтирозин);

2. Средства, снижающие синтез тиреоидных гормонов в щитовидной железе (мерказолил, карбимазол, пропилтиоурацил);

3. Нарушающие поглощениейода щитовидной железой ( калия перхлорат);

4. Разрушающие клетки фолликулов щитовидной железы (радиоактивный йод).

Тесты для определения итогового уровня знаний

1. Синтез тироксина нарушает:

1) мерказолил;

2) трииодтиронина гидрохлорид;

3) преднизолон;

4) трипсин кристаллический;

5) гонадотропин хорионический.

2. Повышают проницаемость мембран клеток для глюкозы:

1) глибенкламид;

2) моносуинсулин МК;

3) инсулин-семилонг СМК;

Метформин.

3. Передозировка препаратов тиреоидных гормонов приводит к:

1) повышенной возбудимости;

2) запорам;

3) тахикардии;

4) гипотонии.

4. Окситоцин применяется для:

1) сохранения беременности;

2) остановки послеродовых кровотечений;

3) подавления лактации;

Стимуляции родовой деятельности.

5. Недостатками инсулина являются:

1) кратковременность действия;

2) способность его к кумуляции;

3) способность его к сенсибилизации;

Способность его к толерантности.

6. Отметьте побочные эффекты акарбозы:

1) метеоризм;

2) диарея;

3) гепатотоксичность;

4) угнетение кроветворения.

7. Выберите препараты, применяющиеся для купирования гипергликемической комы:

1) моносуинсулин МК;

2) инсулин ультраленте;

3) хоморап;

4) семиленте.

8. Определите лекарственный препарат. Стимулирует овуляцию, способствует образованию и росту желтого тела. Применяется для лечения бесплодия эндокринного генеза и при угрожающем выкидыше.

1) бромокриптин;

2) лактин;

3) гонадотропин хорионический;

4) гонадотропин менопаузный;

5) соматотропин человеческий.

9. Укажите факторы, ограничивающие применение препаратов йода при базедовой болезни:

1) временный характер эффекта;

2) парадоксальный эффект (увеличение выработки тиролиберина);

3) зобогенный эффект;

4) агранулоцитоз.

10. Для купирования тиреотоксического криза применяют:

1) препараты йода;

2) мерказолил;

3) анаприлин;

4) калия перхлорат;

5) радиоактивный йод.

 

Ситуационные задачи

1. Больному легкой формой сахарного диабета было назначено лекарственное средство, которое способствовало нормализации уровня сахара в крови, но вызвало газообразование в кишечнике. Какое лекарственное средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия.

2. В родильный дом поступила женщина с диагнозом: беременность 39-40 недель, которой для стимуляции родовой деятельности был назначен препарат с гормональной активностью. После введения этого препарата, у пациентки резко повысилось АД. Какой препарат был ей назначен? Механизм основного и побочного действия.

3. Больная жаловалась на повышенную возбудимость, тахикардию и прогрессирующее снижение массы тела. При обследовании врач отметил увеличение щитовидной железы и назначил лекарство, после которого состояние больной улучшилось, но железа увеличилась еще больше. Какое лекарственное средство было назначено, механизм его основного и побочного действия? Что следует назначить больной дополнительно с целью профилактики «зобогенного эффекта»?

4. Больному сахарным диабетом I типа был введен препарат который привел к появлению ощущения голода, развитию тошноты, тахикардии, тремора и потливости. Какой препарат был введен больному? Какие лекарственные средства можно использовать для купирования возникшего патологического состояния?

5. Больной микседемой был назначен лекарственный препарат, который способствовал улучшению состояния: устранил сонливость, улучшил память, повысил аппетит. Однако через некоторое время больную стали беспокоить раздражительность, плаксивость, тахикардия. Препарат какой группы был назначен? Механизм основного и побочного действия.

6. Больному сахарным диабетом I типа был введен препарат который привел к появлению ощущения голода, развитию тошноты, тахикардии, тремора и потливости. Какой препарат был введен больному? Какие лекарственные средства можно использовать для купирования возникшего патологического состояния?

7. Больной микседемой был назначен лекарственный препарат, который способствовал улучшению состояния: устранил сонливость, улучшил память, повысил аппетит. Однако через некоторое время больную стали беспокоить раздражительность, плаксивость, тахикардия. Препарат какой группы был назначен? Механизм основного и побочного действия.

Пример решения ситуационных задач

Задача. Больному легкой формой сахарного диабета было назначено лекарственное средство, которое способствовало нормализации уровня сахара в крови, но вызвало газообразование в кишечнике. Какое лекарственное средство было назначено больному? Механизм его основного и побочного действия.

Решение. Больному было назначено пероральное сахароснижающее средство – акарбоза.

Механизм его основного действия: в кишечнике акарбоза блокирует фермент α-глюкозидазу, которая участвует в расщепление полисахаридов до моносахаридов, что нарушает их всасывание. Таким образом, снижается уровень глюкозы в плазме крови.

Механизм побочного действия: невсасавшиеся полисахариды начинают ферментироваться микроорганизмами в толстом кишечнике, что сопровождается обильным газообразованием.

 

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 379-403 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 3-24 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 288-304 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 125-132 с.

3. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 72-80 с.

4. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 31-36 с, 38 с.

Занятие 2

ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику и показания для применения глюко- и минералокортикоидов, препаратов половых гормонов и анаболических стероидов, средств, влияющих на иммунные процессы.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

 

Введение

Кортикостероиды на протяжении многих десятилетий являются одними из наиболее часто применяющихся лекарственных средств в различных областях медицины. Причина данного явления - широкий спектр их терапевтической активности. Однако часто назначение кортикостероидов сопровождается возникновением достаточно серьезных побочных эффектов.

Аллергическими заболеваниями в нашей стране страдают от 10 до 15% населения. Широкое распространение и неуклонный рост аллергических заболеваний во всем мире диктуют необходимость своевременной коррекции и профилактики данных состояний.

Иммунные реакции играют огромную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. При некоторых заболеваниях возникает необходимость стимулировать или угнетать иммунные реакции. Однако их чрезмерное угнетение, также как и стимуляция могут угрожать здоровью и даже жизни больного.

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Биологический ритм активности глюкокортикоидов и его регуляция.

2. Влияние глюкокортикоидов на обменные процессы, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты этих средств, их профилактика и коррекция.

3. Фармакодинамика и показания для применения минералокортикоидов.

4. Биологическая роль, классификация женских половых гормонов, фармакодинамика и показания для применения препаратов этих гормонов. Антагонисты женских половых гормонов.

5. Классификация (препараты) и фармакодинамика противозачаточных средств для энтерального применения и имплантации.

6. Биологическая роль мужских половых гормонов, фармакодинамика, показания для применения препаратов этих гормонов. Антиандрогенные средства.

7. Фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты анаболических стероидов.

8. Классификация средств, влияющих на иммунные процессы.

9. Классификация, фармакодинамика и показания для применения противоаллергических средств.

10. Классификация, препараты, фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты противогистаминных средств.

11. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммуностимулирующих средств.

12. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммунодепрессантов.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для стимуляции родовой деятельности; 2) при привычном выкидыше; 3) средство с эстрогенной активностью; 4) средство с гестагенной активностью; 5) средство с андрогенной активностью; 6) для лечения мужского климактерия; 7) при острой надпочечниковой недостаточности; 8) для лечения женского климактерия; 9) при хронической надпочечниковой недостаточности; 10) средство при половом инфантилизме у мужчин; 11) при недостаточной функции яичников; 12) при ревматизме; 13) при инфекционном неспецифическом полиартрите; 14) при остеопорозе; 15) для потенцирования снотворных средств; 16) анаболический стероид; 17) блокатор Н1-рецепторов; 18) для лечения аутоиммунных заболеваний;19) при пересадке органов и тканей; 20) для купирования астматического статуса; 21) функциональный антагонист гистамина; 22) иммуномодулирующее средство; 23) средство, при острой аллергической реакции; 24) иммунодепрессант.

 

Т а б л и ц а 2

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Преднизолон (Prednisolonum) Таблетки по 0,001 (0,005) г По 0,001-0,005 г 1-4 раза/сут
Преднизолона гемисукцинат (Prednisoloni hemisuccinas) Ампулы, содержащие по 0,025 г порошка В/в по 0,05-0,15 г; до 0,3-1,2 г/сут
Эстрон (фолликулин) (Oestronum) Ампулы по 1 мл 0,05% (0,1%) масляного р-ра В/м по 1 мл ежедневно или через день
Прогестерон (Progesteronum) Ампулы по 1 мл 1% и 2,5% масляного р-ра В/м по 0,005 - 0,015 г ежедневно или через день
Метилтестостерон (Methyltestosteronum) Таблетки по 0,005 (0,01) г Сублингвально по 0,005-0,02 г ежедневно или через день
Ретаболил (Retabolil) Ампулы по 1 мл 5% масляного р-ра В/м по 0,025-0,05 г 1 раз в 2 -3 нед
Димедрол (Dimedrolum) Ампулы по 1 мл 1% р-ра, таблетки по 0,05 г Внутрь по 0,03-0,05г 3 раза/сут; в/м, в/в по 0,01-0,05 г.
Дипразин (Diprazinum) Ампулы по 2 мл 2,5% р-ра, драже по 0,025 (0,05) г Внутрь по 12,5-25 мг 3 раза/сут и 50 мг н/н; в/в, в/м по 25-50 мг
Азатиоприн (Azathioprinum) Таблетки по 0,05 г По 1,5-4 мг/кг/сут в 2-4 приема
Тималин (Thymalinum) Флаконы, содержащие по 0,01 г порошка В/м по 5-20 мг ежедневно

План занятия

Время практического занятия – 135 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин.

9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин.

10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Чувствительность матки к окситоцину повышают:

1) гестагены;

2) эстрогены;

3) андрогены.

2. Гестагенной активностью обладают:

1) прогестерон;

2) эстрон;

3) метилтестостерон;

4) этинилэстрадиол;

Прегнин.

3. Глюкокортикоиды вызывают эффекты:

1) противовоспалительный;

2) антигеморрагический;

3) антитоксический;

Иммунодепрессивный.

4. Диазолин блокирует:

1) Н1-рецепторы;

2) Н2-рецепторы;

3) Н1- и Н2-рецепторы.

5. При половом инфантилизме у мужчин применяют:

1) метилтестостерон;

2) эстрадиола дипропионат;

3) прогестерон;

4) гонадотропин хорионический;

5) дезоксикортикостерона ацетат.

6. Эстрогены способствуют:

1) прерыванию беременности;

2) сохранению беременности.

7. Глюкокортикоиды применяют при:

1) гломерулонефрите;

2) бронхиальной астме;

3) надпочечниковой недостаточности;

4) ревматизме;

5) гипертензии.

8. Гестагенные препараты применяют при:

1) бесплодии;

2) привычных выкидышах;

3) для стимуляции родовой деятельности.

9. Укажите эффекты анаболических стероидов:

1) увеличивают массу скелетных мышц и костной ткани;

2) задерживают в организме азот, фосфор и кальций;

3) вызывают остеопороз;

4) вызывают снижение аппетита;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.11 (0.012 с.)