Основные темы - блоки.
| Содержание темы.
|
Блок 0.
Программа «Самопознания» себя непосредственным участником
и творцом Мира.
| Самоопределение участника себя как личности, как творца, как человека. Выявление собственных личностных качеств. Выявление позитивных негативных способностей и возможностей внутри себя. Самовыявление самого себя. Взгляд на самого себя со стороны. Ситуация здесь и сейчас. Обучение умению быть здесь и сейчас. Выявление человеческих врожденных потребностей. Обучение технике «Зеркало мира». Техника «Свет Мира». Техника «Солнечного зайчика». Техника «Разжигание своего костра». Техника «Рейнджер человечества». Самоосознание самого себя как личности, как создателя, как творца своей собственной жизни.
|
Блок 1.
Формирование собственной позиции участника во взаимодействиях в лагере.
| Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и творца реальности. Актуализация собственных проблем участников. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы. Понятие психологических защитных механизмов. Сложность структуры личности человека. Выделение сферы сознания и подсознания. Влияние бессознательного на общение. Описание области коллективной работы группы. Предложение правил работы и самоопределения. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения. Игры на создание общей рабочей группы лагеря.
|
Блок 2.
Межличностное взаимодействие в лагере.
| Восприятие мира через человеческие чувства. Способы работы со вниманием. Усиление восприятия органами чувств. Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих работе в группе. Формулирование правил работы. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении. Игры на создание отрядов.
|
Блок 3.
Рефлексия и ее значение в развитии
человека.
| Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального образа партнера. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдения и самоанализ. Игры на развитие рефлексии.
|
Блок 4.
Пространство в межличностном общении.
| Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиция партнеров в общении. Игры на общение в парах. Игры на доверие группе.
|
Блок 5.
Эмоции и чувства подростка.
| Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявление проблемы «суженного» опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека. Игры на самовыражение и удаление зажимов.
|
Блок 6.
Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта
| Противоречивые, сложные чувства, как выражение внутриличностного конфликта, их драматизация, как средство самопомощи. Специфика проявления чувств в экстремальной ситуации. Способы выхода из деструктивных ситуаций. Специфика ситуаций расставания и потерь. Специфика ситуаций повышенной значимости – угрозы базовым ценностям. Смена образов жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности. Игры на развитие силы воли. Создание интеллект - карт.
|
Блок 7.
Вербальное общение подростков. Слушание.
| Структура вербальной информации – звук. Модуляция звуков, звукосочетаний и слов. Закономерности восприятия вербальной информации. Правила хорошего слушателя. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание. Нейро - лингвинистическое программирование. Игры на вербальное общение подростков.
|
Блок 8.
Искусство общения.
| Общение как обмен информацией. Цели передачи информации человеком. Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в общении. Активность и пассивность в постановке вопросов. Игры на общение невербальными способами. Игры на креативность.
|
Блок 9.
Технологии коммуникативного процесса.
| Доминантность – недоминантность в общении. Инициатива в общении. Экстраверсия – интроверсия. Начало общения. Знакомство и проблемы, связанные с ним. Факторы, влияющие на продолжительность контакта. Адекватность продолжительности контакта конкретной ситуации. Выход из общения. Игры на различные виды общения.
|
Блок 10.
Личное обаяние в общении.
| Роль доверия в общении. Влияние личностного обаяния. Рефлексия. Подстройка. Обаятельность и ее составляющие. Выявление наиболее эффективной манеры поведения в общении. Игры на развитие коммуникабельности.
|
Блок 11.
Помехи в общении.
| Ориентация в типах контакта. Причины ограничения контакта. Безличностное искажение и его влияние на структуру личности. Искажения информации. Стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Личностные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. Характер и темперамент. Игры на телесное освобождение от зажимов
|
Блок 12.
Конфликт и его диагностика.
| Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Выбор стратегии в конкретной ситуации. Игры на групповое взаимодействие в ситуации конфликта.
|
Блок 13.
Стратегия сотрудничества в конфликте.
| Стратегия сотрудничества в конфликте как основа конструктивного общения. Различие интересов и предложений. Этапы разрешение конфликта. искаженное понимание интересов другой стороны. «Я» – послание», как социально приемлемый способ выражения чувств в конфликте. Игры на самопознание и самоосознание.
|
Блок 14.
Семейная жизнь.
| Семья как открытая и закрытая система в обществе. Система взаимоотношений в семье. Особенности проявления манипулятивных систем в семье. Роль самооценки во взаимоотношениях членов семьи. Эмоциональные аспекты общения в семье. Ролевая принадлежность и стереотипы поведения. Мифы, архетипы и реальность семьи. Семейные отношения.
|
Блок 15.
Стили человеческого общения.
| Основные стили общения и их определения. Взаимонаправленность и взаимоинформирование партнеров. Актуальная роль собеседника и ее определение. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны для использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Эмоциональная закрытость в общении. Примитивный стиль общения. Структура примитивной группы и принципы взаимоотношения в ней. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения. «Противопримитивная защита». Общие характеристики манипулятивного общения. Особенности личной структуры человека манипулятора. Роль эмоциональной сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций. Характеристика манипулятивных систем. Манипулятивное общение, как деструктивный фактор общения. Разрушение личности человека – манипулятора. «Противоманипулятивная защита». Актуализированное общение, как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост. Духовный стиль общения и его характеристики. Эмпатия, как средство общения. Возможность ее развития. Самопознание и необходимость развития рефлексии для понимания мыслей и чувств собеседника. Любовь и духовность в общении. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Игры на различные виды межличностных общений.
|
Блок 16.
Общение в экстремальной ситуации.
| Экстремальная ситуация как фактор самопознания и самосознания личности. Эффективная групповая коммуникативность, как фактор принятия группового решения в любой экстремальной ситуации. Сбалансированность личного вклада участников. Самооценка жизненных ценностей личности. Самоориентировка в процессе общения и способность к ее анализу. Постановка задач для самостоятельной работы на групповые решения в экстремальных ситуациях. Игры и тренировки на работу группой в экстремальных ситуациях.
|
Блок 17.
Рефлексия работы лагеря.
| Самооценка себя как новой личности. Рефлексия на пребывании в лагере. Духовно-нравственные аспекты общения с друзьями. Переоценка своих жизненных ценностей. Ритуалы общения и прощания. Значение ритуалов в жизни человека. Переоценка жизненной цели. Любовь и дружба в твоей жизни. Оценка понятия семья. Игры на эмпатию. Игры на сплочение группы.
|