Какие факторы, влияющие на стоимость бизнеса, являются ключевыми. Объясните почему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие факторы, влияющие на стоимость бизнеса, являются ключевыми. Объясните почему.



1)Спрос; Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.

2)Доход или прибыль; Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь определяется соотношением потоков доходов и расходов.

3)Время получения доходов; Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.

4)Ликвидность активов; Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости.

5)Открытость (закрытость) предприятий, акционерных обществ;

6)Степень контроля при приобретении прав на предприятии; Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначить управляющих, определить величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т. д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

7)Риск (экономические); На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.

8)Ограничения на данную сферу деятельности (ограничения по экспертным квотам, ограничения со стороны требований окружающей среды, дифференцированность производства; диверсифицированность – несколько бизнес-линий);

9)Интеллектуальный капитал, включающий деловую репутацию, человеческие ресурсы (квалификация персонала), рыночные ресурсы и интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, ноу-хау);

10)Наличие научной базы;

11)Качество активов (имущественного комплекса);

12)Наличие долгосрочных отношений с контрагентами;

13)Наличие логистических связей комплекса;

14)Полезность; полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

15)Наличие вертикальной интеграции;

16)Кредитоспособность предприятия.

 

 

7.7 Раскройте содержание этапов метода дисконтированных денежных потоков

Метод ДДП предполагает, что измерителем дисконтируемых, прогнозируемых доходов от бизнеса, которые рассматривались в качестве основы для определения его рыночной стоимости и осуществляющего этот бизнес предприятие выступают не прогнозируемые прибыли, а денежные потоки.

Хотя будущие денежные потоки прогнозируются на основе чистой прибыли с корректировкой их, таким образом, чтобы максимально отразить в том или ином будущем периоде сальдо поступлений и платежей. В этом заключается основное преимущество данного метода.

Ключевая формула метода ДДП

Ц=PVост=

Если сов-ть бизнес-линий, то

Ц=PVост=-

Если используются нефункционированные активы, то

Ц=PVост=

 

 

Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т. д., а поток будущих доходов, который позволит ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они не принадлежали, производят всего один вид товарной продукции — деньги.

Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

Основные этапы оценки МДДД:

1. Выбор модели денежного потока: существуют 2 модели денежного потока: ДП для собственного капитала (полный ДП) и бездолговой ДП.

Применяя модель для собственного капитала можно оценивать рыночную стоимость собственного капитала, она отражает в своей структуре планируемый способ финансирования стартовых и последних инвестиций, то есть позволяет определить сколько и на каких условиях будут привлекаться заемные средства. Применительно к каждому периоду эта модель учитывает ожидаемый прирост долгосрочной задолженности, уменьшение обязательств предприятия и выплату % по кредитам в порядке их текущего обслуживания. ДДП, рассчитанный по данной модели, производится по ставке дисконта, равной требуемой инвесторами доходности вложения только его собственных средств.

Под приростом собственных ОФ подразумевается увеличение запасов сырья и материалов незавершенного производства, а также запаса готовой продукции, то есть всего того, в чем оказались связанными собственные ОС и направленные на их наполнение денежные ресурсы.

Даная модель не учитывает движение краткосрочной задолженности, т.к. считается, что её оборот уложился в оборот средств предприятия, имевший место внутри соответствующего отчетного периода. Минусом данной модели являются реально уходящие с предприятия средства, с плюсом поступающие средства. Исключением является износ ОФ. Прибавляя величину АО к показателю бухгалтерской прибыли восстанавливается справедливость и компенсируется то, что в составе уже учтенных при расчете прибыли бухгалтерских отражаемых затрат (себестоимость) уже фигурировали амортизационные отчисления, но реально с предприятия они не уходят, а направляются, как правило, на восстановление имеющихся ОФ и приобретение новых.

Бездолговой ДП не отражает планирование движения и стоимости кредитных средств, используемых для финансирования инвестиционного проекта. Дисконтирование ДП, как правило, производится по ставке, равной средневзвешенной стоимости капитала WACC.

, где kd — стоимость привлечения заемного капитала; tc — ставка налога на прибыль предприятия; kp — стоимость привлечения акционерного капитала (привилегированные акции); ks — стоимость привлечения акционерного капитала (обыкновенные акции); wd— доля заемного капитала в структуре капитала предприятия;

wp— доля привилегированных акций в структуре капитала предприятия; ws— доля обыкновенных акций в структуре капитала предприятия.

При этом получаемая при суммировании дисконтирования бездолговых ДП ожидаемая остаточная стоимость предприятия окажется оценкой стоимости всего инвестированного в предприятиях капитала к моменту продажи. Данный ДП может быть оценен по аналогичной формуле с той лишь разницей, что в ней будут отсутствовать % по кредитам, прирост и уменьшение долгосрочной задолженности.

Обе модели могут быть рассчитаны по номинальным ценам, то есть в ценах будущих периодов или по реальным ценам, то есть в ценах базисного периода, следовательно, ДП может быть номинальным или реальным. Прогноз номинальных ДП требует оценки того как будут меняться цены на все покупные ресурсы и на сам осваиваемый или выпускаемый продукт. В ожидаемые цены закладываются разные темпы инфляционного роста, прогнозируют будущие действительные цены на продажи и закупки. Такой ДП обеспечит более точную оценку при условии, что специалист хорошо ориентируется в текущей и прогнозируемой конъюнктуре рынка. Реальные ДП представляют собой ожидаемые в конкретный период сальдо поступлений и платежей по продажам продукта и закупкам ресурсов, которые оцениваются в ценах базисного периода, то есть на момент оценки, но это не означает, что цены будут неизменными. Для разных периодов он будут разными, но только в той мере, в какой начальная цена без включения в неё инфляции окажется зависимой от прогнозируемых изменений в спросе на продукт или в предложении покупного ресурса. Если рассчитывается номинальный ДП, то ставка дисконта должна быть номинальной; если реальный ДП, то ставка дисконта ДП очищена от инфляционных ожиланий.

2. Определение длительности прогнозного периода.

Полный денежный поток может прогнозироваться 2-мя способами:

1)Непосредственно из анализа сроков, величин и условий платежа и поступлений, предусмотренных заключенными закупочными, сбытовыми, трудовыми, арендными, кредитными и прочими договорами, если срок их действия полностью обеспечивает весь жизненный цикл исследуемого бизнеса или продукта;

2)На основе оценки потребности в инвестициях и прогноза будущих текущих доходов и расходов предприятия.

ДП в период t= прибыль за период t+износ ранее закупленных и созданных основных фондов -% выплаты в период t по кредитам –налог на прибыль – инвестиции в период t+ прирост долгосрочной задолженности за период t- уменьшение долгосрочной задолженности за период t- прирост собственных оборотных фондов за период t.

Как правило, период t определяется по результатам на конец периода, но бывают случаи, что и на середину этого периода.

3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации. Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения и учета целого ряда факторов, среди которых: номенклатура выпускаемой продукции; объемы производства и цены на продукцию; ретроспективные темпы роста предприятия; спрос на продукцию; темпы инфляции; имеющиеся производственные мощности; перспективы и возможные последствия капитальных вложений; общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса; ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции; доля оцениваемого предприятия на рынке; долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период; планы менеджеров данного предприятия.

Следует придерживаться общего правила- прогноз валовой выручки должен быть логически совместимым с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом.

4. Анализ и прогноз расходов.

5. Анализ и прогноз инвестиций.

6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

7. Определение ставки дисконта. С математической точки зрения, ставка дисконта — это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов, которых может быть несколько, в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

 

Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников. Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться таким образом, чтобы учесть три фактора: наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации; необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени; фактор риска.

8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок. После того, как определена предварительная величина стоимости предприятия, для получения окончательной величины рыночной стоимости необходимо внести итоговые поправки. Среди них выделяются две: поправка на величину стоимости нефункционирующих активов (при расчете стоимости мы учитывали только те активы предприятия, которые заняты в производстве, получении прибыли, то есть в формировании денежного потока, но у любого предприятия в каждый конкретный момент времени могут быть активы, которые не заняты непосредственно в производстве) и коррекция величины собственного оборотного капитала (в модель дисконтированного денежного потока мы включаем требуемую величину собственного оборотного капитала, привязанную к прогнозному уровню реализации).

 

Ключевая формула метода ДДП: Ц=PVост = ДПt/(1+i)t, где Ц - цена, PVост- остаточная стоимость;

Если присутствуют нефункционирующие активы: Ц=PVост = ДПt/(1+i)t+НФt

 

 

7.8.Назовите методы расчета ставки дисконтирования в бизнесе и раскройте их содержание

 

Наиболее распространены следующие методы расчета ставки дисконтирования:

• метод оценки капитальных активов (CAPM);

• модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC);

• метод кумулятивного построения (CCM).

Метод оценки капитальных активов:

Основан на анализе изменения доходности свободно обращающихся на фондовом рынке акций. Может быть использован открытыми акционерными обществами, разместившими свои акции на фондовом рынке. Для «закрытых» организаций, метод требует корректировок.

, где I — ставка дисконтирования; R — безрисковая ставка доходности; β — коэффициент, являющийся мерой систематического риска и учитывающий макроэкономическую ситуацию в стране; Rm — средняя доходность акций на фондовом рынке; х — премия, учитывающая риски вложения в малые предприятия (риск невозможности погашения долгов по причине недостаточного имущественного обеспечения);

y — премия, учитывающая недостаток информации о реализуемом проекте. Если инвестор располагает всеми данными, необходимыми для оценки перспектив проекта, величина премии принимается равной нулю; f — премия, учитывающая страновой риск.

R=r+s+r*s – формула Фишера, где r – реальная ставка безрискового дохода, s-инфляционные ожидания; формула Фишера позволяет определить финансовую корректную номинальную ставку дисконта R.

Данная модель учитывает риски бизнеса минимально приемлемые для среднестатистического инвестора. Получаемая с бизнеса доходность должна выполнять следующие задачи:

1)покрыть доходность R, упускаемую от не вложения инвестируемых средств в государственные облигации или высоколиквидные активы;

2)поскольку быстро получают этот доход прочие инвесторы, принести доход на каждый рубль дополнительно к R в размере Rm-R, если коэф. B=1, в этом случае оцениваемый бизнес является среднерискованным;

3)принести доход на каждый рубль дополнительно к R в размере Rm-R, увеличиваемом в B раз, если рассматриваемый бизнес является бизнесом с повышенными рисками во столько же раз, во сколько B выше 1;

4)принести доход на каждый рубль дополнительно к R в размере Rm-R, уменьшенном в B раз, если рассматриваемый бизнес является бизнесом с пониженными рисками во столько же раз, во сколько B<1.

Модель средневзвешенной стоимости капитала:

Используется при расчете NPV в целом по проекту. Учитывает соотношение акционерного и заемного капитала. С экономической точки зрения представляет собой средневзвешенную стоимость используемого компанией капитала. Базируется на предположении, что альтернативным способом вложения денежных средств компании является финансирование своей текущей деятельности (замещение заемных средств при увеличении оборотного капитала).

, где I — ставка дисконтирования; kd — стоимость привлечения заемного капитала; tc — ставка налога на прибыль; kp — стоимость привлечения акционерного капитала (привилегированные акции); ks — стоимость привлечения акционерного капитала (обыкновенные акции); Wd — доля заемного капитала в структуре капитала предприятия; Wp — доля привилегированных акций в структуре капитала; Ws — доля обыкновенных акций в структуре капитала.

Метод кумулятивного построения:

Данный метод используется, когда риски бизнеса вызываются прежде всего несистематическими рисками. Признаком этого является сильная колеблемость дохода, а коэф.B немного больше или меньше 1. Данный метод отличается тем, что в структуре ставки дисконта к номинальной безрисковой ставке прибавляется совокупная премия за инвестиционные риски, которая состоит из премий за отдельно относящиеся именно к данному проекту несистематические риски. В рамках данного метода выделяют следующие риски:

1)недостаточная финансовая устойчивость фирмы;

2)повышенная доля краткосрочной задолженности в структуре капитала предприятия;

3)повышенная доля постоянных расходов в операционных издержках фирмы;

4)ключевая фигура в составе менеджмента предпрития;

5)недостаточная диверсификация продукции предприятия;

6)недостаточная диверсификация рынка сбыта;

7)недостаточная диверсификация источников приобретения покупных ресурсов, в том числе труд;

8)контракты, заключаемые предприятием для реализации своих продуктовых линий, включают риски недобросовестности, неплатежеспособности, юридической недееспособности контрагентов по контракту;

9)узость наборов источников финансирования, например, неиспользование лизинга.

, где I — ставка дисконтирования; R — безрисковая ставка; j=[1;k] — количество учитываемых инвестиционных рисков; Gj — премия за j-ый риск.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.054 с.)