Раздел 1. Введение в экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в экономику



Раздел 1. Введение в экономику

Предмет экономической науки

экономика — ввел в 6м веке Десподом (с лат ойкос- дом хозяйство, номос- правило/закон — правило ведения домашнего хозяйства) это понятие переформировывалось Ксенофоном 430-355 г.д.э. И Аристотелем 384-322 г.д.н.э

экономика в наши дни:

1) это хозяйство в широком смылсе этого слова, то есть совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов используемых людьми в целях обеспечения условий существования, и удовлетворения своих потребностей. Экономика это хозяйственная система, обеспечивающая потребности людей и общества, путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2) Это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства распределения обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг, на том или ином историческом отрезке времени.

3) Это наука, изучающая хозяйство и связанное с ним деятельность людей направленную на достижение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Предмет экономики как науки

в современных условиях в ряде стран мира наука получила название экономикс. 2 фундаментальных факта образуют основу экономикс:

- первый состоит в том, что материальны потребности общества безграничны и не утолимы.

- Второй факт — экономические ресурсы ограниченны и редки.

Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления, или с целью достижения максимального удовлетвориния материальных потребностей человека. Ограниченность ресурсов не позволяет обществу удовлетворить все его потребности, единственное что может сделать общество — эффективно или экономично использовать редкие ресурсы, поэтому перед экономической наукой встает задача изучать пути наилучшего использования и применения ограниченных ресурсов для максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей человека.

 

Различные уровни экономики

микроэкономика — освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (фирмы домохозяйства и так далее).

макроэкономика исследует функционирование национальной экономики в целом, изучает экономические процессы на уровне общества. Всвязи с этим экономическая наука должна использовать обобщающий макроэкономический анализ, основной принцип которого состоит в агрегирование (укрупнении) экономических показателей. При агрегирование производится сведение экономических показателей в крупные обобщенные единицы, позволяющие судить об экономике и экономических процессов в целом как в едином хозяйственном комплексе.

Мезоэкономика - позволяет изучать поведение промежуточных систем или отраслей народного хозяйства

магаэкономика — описывает процессы происходящие в мировом хозяйстве.

Микро и макроэкономика тесно связанны друг с другом, в основе микроэкономики лежит макроэкономика. Создателем теории микроэкономики — А. Маршал. Макро — Дж. Кейнс.

Позитивная экономика описывает то что есть и что возможно произойдет в экономике.

Нормативная экономика — предсталяет собой суждение экономистов о том «как должно быть» а не то что есть. Таким образом нормативная экономика отражает оценочные суждения людей по вопросу о том какая должна быть экономика и какую экономическую политику надо проводить.

Функции экономической теории

1) познавательная

2) методологическая

3) практическая

4) критическая

5) прогностическа

методы экономической теории

- идеалистический метод

- метод научной абстракции

- сочетание исторического и логического метода исследований

- гипотеза

- индукция/дидукция

- синтез/анализ

- анология — перенесение 1 или нескольких рядов свойств с известного явления на неизвестного.

- Сравнение

- «при прочих равных условях» это допущение согласно которому все факторы за исключением исследуемых принимаются за постоянные

- графический

- моделирование

- экономический эксперимент

Тема 6 микроэкономика

элементы рынка, спрос, предложение и цена

спрос — это платежеспособная потребность. Количество товаров и услуг, которые потребители готовы и могут купить по определенной цене в данный момент времени.

Рынок позволяет удовлетворять только те потребности, которые можно измерить деньгами.

Закон спроса

если какая либо потребность может быть удовлетворена при помощи денег, то на выбор приобретаемых товаров и услуг и на их объем влияет цена.

 

В городе опред количество жителей, установилась определенная цена

 

Цена за 1 ед товара в у.е. P Величина спроса в штуках D
   
   
   
   
   

 

См рис 3

при снижении цены возрастает спрос, а при ее росте спрос уменьшается. Эта связь называется законом спроса, в его основе лежат следующие причины:

1) для потребителя цена выступает в качестве барьера, который мешает ему совершить покупку

2) потребление подверженно действию принципа убывающей предельной полезности

3) эффект дохода. При более низкой цене покупатель моет позволить себе приобрести болльше данного продукта не отказывая себе каких либо других продуктов, так как снижение цены как бы увеличивает доход.

4) Принцип замещения

изменение спроса может происходить под возействием неценовых факторов:

1) вкусы и предпочтения потребителей

2) изменение технологии производства

3) увеличение числа покупателей

4) изменение в структуре населения

5) изменение в доходах населения

6) цены на сопряженные или взаимосвязанные товары

7) инфляционные ожидания

см рис 4

допустим меняется такой фактор как доход, при возросшем доходе потребители смогут купить по цене P1 большее количество товаров Qа. Следовательно ноыве точки отражающее иные взаимоотношения qp находятся правее первоначалной кривой D1, следовательно кривая спроса перемещается вправо, и наоборот. Когда происзодит свиг, то говорят что изменился спрос на данный товар.

 

 

Спрос и величина спроса

под спросом понимается связь между ценой и количеством товара, то есть спрос это всегда ряд цен и ряд количеств товара, которые люди хотят купить при каждой их этих цен то есть спрос эта вся перечень(кривая), а величина спроса — это объем покупок, которые покупатель хочет совершить при всей цене. Изменение величины спроса заданны конкретными ценами, то есть каждому уровню цены в рамках данного спроса соответствует определенная величина спроса.

Предложение — это совокупность товаров, которые продавцы готовы продать потребителю по опредедленным ценам, или это объем товара, которые производители желают продать.

Цена за 1 ед товара в у.е. Величина предложения в шт
   
   
   
   
   

См рис 5

полученная кривая называется кривой предложения, она отражает взаимосвязь мжду количеством предложенного товара и его ценой, и показывает- какую цену нужно заплатить за 1 ед товара, для каждого кол-ва этого товара, что бы оно было произведен и поставлен на рынок. С повышением цены возрастает и велечина предложения и наоборот(закон предложения) он показывает что производители хотят производить и предлагают к продаже товары по более высоким ценам, ежели по низким. Цена есть барьер сдерживающий спрос для покупателя. Цена таким образом выступает в качетстве стимула к производству данного товара. Кривая предложения изменяется по восходящей линии так как цена прямо влияте на производство и предложения товара. Вогнутость кривой предложения объясняется тем, что по мере роста цены в производство вовлекается все большее количество фирм до тех пор, пока не произойдет насыщения рынка. Количестов товаров стабилизируется на определенном уровне практически независимым от цены, и в конечном счете если цена будет увеличиваться то кривая предлоежния станет вертикальной.

Факторы неценового характеа влияющее на предложение:

1) техноголия производства

2) цены на экономические ресурсы

3) снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет к снижению цен на данный товар.

4) Чило производителей

5) налоги и субсидии

6) ожидание производителей

рыночное равновесие и рыночная цена

 

Цена за 1 ед товара в у.д.е. Величина спроса в шт. Величина предложения в шт. Превышение спроса над предложением +-
      -70
      -25
       
       
       

Только в предложении в 3 ед на количетсво продукта на который предъвлен спрос равно количеству предложеного товара. При цене менее 3х- нехватка, более излишки товара.

После того как 10 единиц товара по цена 5 д.е. За единицу товара будут реализованны у продавца остануться нереализованными 70 единиц товара. В этом случае продавец будет снижать цену, пока спрос и предложение не сравняются друг с другом, и цена не установится на уровне 3. Следовательно превышение предложения вызывает снижение цены на товар- то есть «давит на цену сверху». В противоположной ситуации происходит «давление на цену снизу». При цене равной 3 изменений не происходит. Цена товара при которой количество товара предложенного на рынке равна количеству товара на который предъявлен спрос называется равновестной ценой, а соответствующий этой цене объем товара называется равновестным объемом производста. То есть в точке Е достигается рыночное равновесие, и она называется точкой рыночного равновесия, она показывает уровень цены рыночного равновесия и производства (см рис 5)

равновесие спроса и предложения (D- спрос S- предложение) приводит к общему равновесию в экономики. В условиях свободной конкуренции при прочих равных условиях любое состояние рынка кроме равновестного будет не стабильно. Нарушение равновесия устанавливается автоматически через конкуретное понижение или повышение цен, в случае избытка или дефицита товара на рынке, такое свободное движение цены постоянное стремление к равновестному значению явялется следствием уравновешивающей функции цены.

Регулирование цен государством

в экономике может сложится ситуация, когда государство будет само пытатся отрегулировать цены устанавливая их верхнии и нижнии пределы.

Верхнии границы цен- занижены по сравнению с равновестной ценой. Происходит для того чтоб остановить уровень инфляции и … жизненого уровня. Используется рационирование спроса.

Нижнии границы цен устанавливает государство пытаясь увеличить доходы отдельных производителей. Рыночная система саморегуляции в такой ситуации не действует.

Теория поведения потребителя

рыночный спрос формируется на основе решений принимаемых множетством отдельных потребителей, каждый потребитель опираясь на свой доход стремиться преобресть различные товары в таких количествах и пропорциях, которые позволили бы ему получить максимальное удовлетворение от их использование, такое поведение потребителя называется рациональным. Ориентиром производителя на рынке выступают цены на ресурсы на которые он приобретает, и цены по которым его товар реализуется на рынке.

Полезность (MU)— это абстракция означающее субъективное удовольствие от употребления продукта. На потребительское поведение влияют цены на товары и желание потребителя.

Закон спроса можно объяснить через полезность. Каждое дополнительная единица потребляемого блага увеличивает его полезность, величина этой новой полезность увеличиое на единицу блага называется предельной полезностью.

Предельная полезность — это дополнительная полезность которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, или приращение общей полезности при увеличении объема потребляемого блага на 1 ед.

теория предельной полезности опирается на сл основные положения:

1) полезность которую приносит каждая последующая единица данного товара меньше полезности предыдущей

2) меньше полезности

3) потребитель стремиться получить максиматльное удовлетворение (полезность) используя свой ограниченный доход.

 

Закон убывающей предельной полезности- по мере потребления все новых единиц одного и того же товара растет общая полезность получаемая индивидумом но при этом она возрастает все более медленными темпами в следствии того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Количество потребленного товара Q Общая полезность (это сумма предельных полезностей потребленных благ)TU Предельная полезность MU
     
     
     
     
     
     

 

Снижение предельной полезности связанна с уменьшением субъективной оценки единицы товара потребителя, когда возрастает количество потребленных единиц этого блага.

Убывающая предельная полезность позволяет объснить закон убывающего спроса, с увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают, объсняется это тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше чем предыдущие. То есть фунцкия полезноти это обратная пропорциональная зависимость между полезностью и количеством потребляемого блага

потребительское равновесие

(максимизация полезности) — это высшая точка в потреблении в рамках определенного бюджета, когда общая полезность не может быть увеличенна и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Создается определнная точка потребительского равновесия когда предельная полезность получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равной предельной полезности получаемое потребителем на каждый рубль стоимости другого блага.

1) предельная полезность блага А/ цена блага А= предельная полезность блага В\ цена блага В=....и так далее. В этом равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей, который гласит: на товар предъвляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность приходящаяся на одну денежную единицу не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.

Бюджетное ограничение — то условие в рамки которых попадает потребитель оно позволяет потребителю создавать комбинации благ, которые он может купить исходя из своего дохода.

Кривые безразличия

так как на рынке существует множество товаров, а бюджет потребителя всегда имеет пределы, то при выборе товаров покупателю безразлично, какая их комбинация принесет ему удовлетворение. Предположим что потребительские предпочтения можно численно измерить и изобразить графически. Кривые безразличия показывают множетсво потребительских пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен, то есть эта кривая показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности

 

выбор сок пирожки
a    
b    
c    
d    

См рис 7. на кривой безразличия обозначены 4 равнополезные комбинации 2х благ — точка A B C D, поэтому потребитель может легко поменять наборы. Полезность которую он теряет (7 пирожков и 4 стакана сока, и 4 пирожка и 6 стаканов сока) от сокращения потребления пирожков комписируется польза от дополнительного потребления сока.

Следовательно любая точка, аходящаяся ана кривой безразличия создает определенные комбинации товара, в рамках бюджета потребителя с равной полезностью.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и 1й пары благ образует карту безразличия. См рис 8. любая точка на кривой q будет обеспечивать потребителю больщую полезсность, то есть перемешение из точки А1..А4 возможно только при условии определеного материального подкрепления. Переход из q1-4 возможен, только при условии возрастания дохода или при условии снижения цен. Для оценки возможностей потребителя вводится бюджетная линия, которая показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях 2х товаров, которые он может преобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке.

МАКРОЭКОНОМИКА

макроэкономика как система

макроэкономика — раздел экономической теории, котороя изучает как функционирует экономика на уровне страны в целом.

Макроэкономическая система выступает как продукт взаимодействия 3х основных уровней организации общественного производства:

- рабочее место

- предриятие и фирмы

- народное хозяйство в целом

экономика на уровне страны выступает не как простая сумма стоимости продуктов отдельных предприятий, а как результат их совметсной деятельности создающей условия для развития каждого предприятия в отдельности и национальной экономики в целом.

Основные цели развития национальной экономики

1) устойчивый экономический рост

2) полная занятость

3) стабильный уровень цен

4) уравноаешенный внешний торговый баланс

национальное богадство (MV)как результат материальным предпосылка экономического роста

к национальному богатству в узком смысле относится все то, что созданно трудом и может быть количественно измерено. Нац боагтство- это интегрированный ресурсный потенциал общесва от эффективности реализации которого зависит благосостояние страны и граждан. Включает в себя:

- природно ресурсный потенциал

- производственный

- социально-куьтурный потенциал потребительского отношения

- информационный

- финансовый

- интеллектуальный

ВВП и способы измерения

центральными макроэкономическими показателяи являются:

- ВВП

- ВВНП

- ЧВП

- НД

- Распологаемый доход

- Личный доход

ВВП — это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных в данной стране отечественными и зарубежными производителями в течении определенного промежутка времени. ВВП измерияется текущих ценах. ВВП учитыввает результаты деятельности как производственных, так и не производственных сфер. Во избежании многократного учета ВВП включают только конечную продукцию. Стоимость промежуточных продуктов не включается в общий объем ВВП во избежаия завышения величины ВВП. Чтобы при рассчете избежать двойного счета нужно включать только добавленную стоимость созданную на каждой стадии производства. Таким образом ВВП представляет собой сумму добавленной стоимости созданной в процессе производства созданной в различных отраслях экономики.

В ВВП не включаются:

- те операции и услуги которые невозможно учесть, те которые произведенны внутри домохозяйства.

- государственные и частные трансферные платежи.

- Сделки с ценными бумагами.

- Выручка от продажи в прошлые годы

- продукция которая была произведена в теневой экономики.

Методы измерения ВВП

ВВП может быть рассчитан 3 методами: производственным, распределительный и конечного использования.

При производственном из стоимости всех товаров и услуг произведеных экономикой исключается та их часть, которая была израсходованна в производстве.

При распределительном методе по доходу объем ВВП определяется путем суммирования доходов владельце факторов производства. На стадии распределения ВВП распадается на отдельные части для передачи его владельцам факторы производства. В форме:

1) зарплаты наёмным рабочим W

2) прибыли P

3) рента R

4) процент I

5) амортизации

6) косвенные налоги T

Y=W+P+R+i+A+T

процесс распределения доходов включает в себя первичное и вторичное распределение.

При расчете ВВП по расходам сумируются виды расходов:

- личные потребительские рассходы С

- валовые частные внутреннии инвестиции I

- конечные расходы в органах гос власти G

- чистный экспорт Xn

Y=C+I+G+Xn

если при определении ВВП используется территориальный принцип, в соответствии с которой ВП создается всеми внутренними факторами производства не зависимо от их национальной принадлежности то ВНП измеряется по национальному принципу, то есть по стоимости продукции произведенной национальными факторами производства не зависимо от территории где они находятся. Показатель ВНП используется в японии и США.

Чистый валовой национальный продукт (ЧВП)= ВВП (ВНП)- арматизация

национальный доход = чистый ВВП — чистые налоги на прибыль.

Личный доход — полученный отдельными лицами

распологаемый доход= личный доход - налоги граждан

номинальный и реальный ВВП/ ВНП

в процессе своего движения в развитых станах ВВП и ВНП имеет тенденцию к увеличению. ВВП исчисленны в текущих ценах называется номинальным. Для того чтобы точно определить реальную величину ВВП надо очистить цены от влияния инфляции (реалный).

Для получения реального значения ВВП используется показатель-дефлятор ВВП, который определяется как отношение номинального ВВП к реальному Dввп= ВВПномин/ВВПреальн*100%
дефлятор это коэффициент перевода экономических показателей исчисленых в ценах в реальные. ВВП реаль= ВВПном/ Дввп*100%

дефлятор ВВП показывает уровень изменеия общих цен по стране за промежуток времени. В условиях инфляции D>1.

Потребительская корзина — это определенный набор продовольственных и не продовольственных товаров и платных услуг характеризующий типичный уровень и структуру: недельного, месячного и годового потребления для человека и семьи.

Индекс цен — Ip=цена рыночной корзины текущего года / цена аналогичной корзины базового года* 100%

если Ip<1 то происходит кооректиовка номинального ВВП в сторону увеличения (инфлирование)

Ip>1 то дефлирование

Тема 15 экономический рост

экономический рост- количественое и качественное совершенствование общественного производства и факторов его развития.

Различают 2 типа экономического роста- интенсивный и экстенсивный.

При экстенсивном типе прирост продукции получают в результате дополнительного привлечения в производство материальных и духовных ресурсов при сохранении его преждней технической основы.

При интенсивном типе — увеличение выпуска продукции достигается за счет внедрения достижения НТР при введении более экономичных ресурсов и повышении квалификации работников

экономический рост можно измерить как в физичексом, так и в стоимостном выражении. 1Й надежнее, так как не связан с инфляционными искажениями.

Общие показатели роста:

1) величина национального продукта выражающаяся в абсолютной величине ВВП и ВНП

2) общий национальный продукт приходящийся на душу населения

3) темпы экономического роста

факторы экономического роста-- самостоятельно =D

математические модели

1) однофакторная

2) многофакторная

3) модель межотраслевого баланса В. Леонтьева

4) концепция нулевого экономического роста

проблема поддержания устойчивых темпов экономического роста является одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Каждое государство стремится к экономическому росту, однако долговременное экономическое развитие являетяс неравномерным и экономический рост существует ввиде тенденции. Экономика любой страны развивается циклически

Раздел 1. Введение в экономику

Предмет экономической науки

экономика — ввел в 6м веке Десподом (с лат ойкос- дом хозяйство, номос- правило/закон — правило ведения домашнего хозяйства) это понятие переформировывалось Ксенофоном 430-355 г.д.э. И Аристотелем 384-322 г.д.н.э

экономика в наши дни:

1) это хозяйство в широком смылсе этого слова, то есть совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов используемых людьми в целях обеспечения условий существования, и удовлетворения своих потребностей. Экономика это хозяйственная система, обеспечивающая потребности людей и общества, путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2) Это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства распределения обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг, на том или ином историческом отрезке времени.

3) Это наука, изучающая хозяйство и связанное с ним деятельность людей направленную на достижение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Предмет экономики как науки

в современных условиях в ряде стран мира наука получила название экономикс. 2 фундаментальных факта образуют основу экономикс:

- первый состоит в том, что материальны потребности общества безграничны и не утолимы.

- Второй факт — экономические ресурсы ограниченны и редки.

Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления, или с целью достижения максимального удовлетвориния материальных потребностей человека. Ограниченность ресурсов не позволяет обществу удовлетворить все его потребности, единственное что может сделать общество — эффективно или экономично использовать редкие ресурсы, поэтому перед экономической наукой встает задача изучать пути наилучшего использования и применения ограниченных ресурсов для максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей человека.

 

Различные уровни экономики

микроэкономика — освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (фирмы домохозяйства и так далее).

макроэкономика исследует функционирование национальной экономики в целом, изучает экономические процессы на уровне общества. Всвязи с этим экономическая наука должна использовать обобщающий макроэкономический анализ, основной принцип которого состоит в агрегирование (укрупнении) экономических показателей. При агрегирование производится сведение экономических показателей в крупные обобщенные единицы, позволяющие судить об экономике и экономических процессов в целом как в едином хозяйственном комплексе.

Мезоэкономика - позволяет изучать поведение промежуточных систем или отраслей народного хозяйства

магаэкономика — описывает процессы происходящие в мировом хозяйстве.

Микро и макроэкономика тесно связанны друг с другом, в основе микроэкономики лежит макроэкономика. Создателем теории микроэкономики — А. Маршал. Макро — Дж. Кейнс.

Позитивная экономика описывает то что есть и что возможно произойдет в экономике.

Нормативная экономика — предсталяет собой суждение экономистов о том «как должно быть» а не то что есть. Таким образом нормативная экономика отражает оценочные суждения людей по вопросу о том какая должна быть экономика и какую экономическую политику надо проводить.

Функции экономической теории

1) познавательная

2) методологическая

3) практическая

4) критическая

5) прогностическа

методы экономической теории

- идеалистический метод

- метод научной абстракции

- сочетание исторического и логического метода исследований

- гипотеза

- индукция/дидукция

- синтез/анализ

- анология — перенесение 1 или нескольких рядов свойств с известного явления на неизвестного.

- Сравнение

- «при прочих равных условях» это допущение согласно которому все факторы за исключением исследуемых принимаются за постоянные

- графический

- моделирование

- экономический эксперимент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.124 с.)