Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Конкуренция. Модели рыночных структур

Поиск

конкуренция, ее формы и методы

личный интерес формирует определенный образ действия различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выббор. Свобода выбора характеризуется в стремлении получить для себя денежный доход, и все это служит основой для конкуренции. Возможность конкуренции вытекает из экономического суверенитета и свободы каждого участника деловых отношений. Необходимость конкуренции вызывается приоритетом покупателей над продавцами (производителями).

В условиях рыночной экономики конкуренция возникает:

1) между предпринимателями\продавцами (борьза за рынки сбытка, цены и нормы прибыли)

2) между покупателями. (за наиболее выгодный доступ к товарам или благам)

3) между покупателями и продавцами (возникают споры о ценах, и качестве товара)

функции конкуренции

1) регулиующая функция

2) функция размещения (аллокационая) функция

3) инновационная(адаптационная)

4) распределительная

5) контролирующая

формы конкуренции

в условиях совершенного рынка различают 2 формы конкурентной борьбы:

1) внутриотраслевую

2) межотраслевая — за сферы приложения капитала

внутрифиременная борьба. В области маркетинга существует 3 вида конкурентной борьбы:

1) функциональная

2) видовая конкуренция

3) предметная конкуренция

методы конкурентной борьбы

при ценовой — борьба на основе цены

сегодня война цен ведется в следующих формах:

1) открытой — осуществляется только тогда, когда данная фирма имеет значительный резерв сокращения издержек производства товара по сравнению с соперником. В наши дни она применяется фирмами аутсайдерами в их борьбе с крупными корпорациями

2) скрытая — проявляется с сл видах

- фирма выпускает на рынок новый товар, с существенно улучшенными потребительскими свойствами, но цена на этот товар поднимается непропорционально мало

- ценовая дискриминация — продажа одного и того же товара разным покупателем по разным ценам

в условиях НТР на смену ценовой конкуренции приходят неценовые методы. Делятся на 2 группы:

1) конкуренция по продукту — связанна со стремлением захватить части рынка конкурента, путем выпуска нового ассортимента, и качества, при сохранении примерно одной и той же цены

2) конкуренция по условиям продаж (состоит в использовании многочисленных средств для привлечения покупателей)

особыми методами неценовой конкуренции продажа товаров в кредит, рассрочку, лизинг.

Так же существует недобросовестная конкуренция, или незаконная:

1) ограничение доступа к экономическим ресурсам

2) установление демпенговых цен (сбрасыване)

3) нарушение условий контракта

4) выпуск поддельных товаров

5) закупки образцов товаров с целью их копирования

6) переманивание специалистов

7) промышленный и экономический шпионаж

модели рыночной конкуренции

последовательно проводимая конкуренция в конечном итоге ведет к снижению цен → уменьшение прибыли. В зависимости от степени ограничения конкуренции на различных рынках формируются различные модели конкуренции. Выделяют 2 основных типа:

1) совершенная конкурениция (чистая\ свободная)

2) несовершенная

основные черты совершенной конкуренции:

1) наличие на рынке множества покупателей и продавцов данной продукции

2) маштабы каждого предприятия не велики

3) для организации производства требуются небольшие капиталы

4) все предприятия производят однородную стандартизированную продукция

5) равный доступ к информации для всех

основные черты несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия

2) олигополия

3) монополистическая конкуренция

чистая монополия выступает как единственный производитель той или иной продукции и характерны с черты:

1) наличие в отрасли 1 фирмы, которая продает единственный в своем роде продукт не имеющий аналога или заменителя

2) монополист диктует цену так как монополия контролирует весь объем продаж

3) вступление в отрасль заблокирована, по техническим, финансовым, экономическим и кадровым причинам\

4) продукт выпускаемый фирмой однороден

существует несколько видов монополии:

1) чистая

2) абсолютная - действует в маштабе национального хозяйства

3) естественная — редкие цветные металлы

4) закрытая

5) открытая

6) исскуственная

7) монопсония

монопольная власть — означает возможность фирмы воздействовать на цены своих товаров по средством изменения количества реализуемых благ. Основой монопольной власти являются неприодоолоимиые брарьеры:

1) исключительные права полцученные от правительства

2) патенты и авторские права

3) собственнойсть на весь предложенный объем какого либо ресурса

4) низкие издержки крупного производства обусловленные монополизацией рынка

экономические последствия чистой монополии

основные моменты:

1) монополия при тех же самых издержках производства может назначить высокую цену при одновременном сокращении объемов производства

2) монополист не заинтерисован в снижении издержек производства и во внедрении достижений НТР (научно технической революции)

3) в условиях чистой монополии возникает неравенство в распределении доходов

олигополия

основные черты олигополистического рынка:

1) наличие на рынке небольшого числе крупных продавцов

2) продукция таких фирм может быть стандартизированна или дифференцированна

3) вступление в олиголистический рынок затрудненно. Возникновение новых фирм свзанно с появление крупных капиталов которые появляются под воздействием концентрайии и централизации производства. Конкуренция между небольшим числом олигополистических фирм связанно с взаимодействием конкурентов друг с другом.

4) В условиях олигополии создается возможность тайного сговора

экономические последствия олигополии:

1) поскольку олигополия близка по структуре к монополии, то она вызывает негативное отношение со стороны общества.

2) У олигополиста в руках сосредоточенны громадные капиталы, кадры научно исследовательские и проэктные организации, которые могут в случае необходимости быть использованны для внедрения достижений НТР в короткий срок

монополистическая конкуренция

предполагает смешения монополии и свободной конкуренции.

Основные черты:

1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка

2) тайный сговор между фирмами по ограничению цен и продаж — невозможен

3) каждая фирма определяет свою политику не учитывает возможную реакцию со сторны конкурента

4) при монополистической конкуренции фирмы выпускают разновидности какого либо продукта. Диффрененциация принимает различные формы:

- качественные параметры

- различие по форме и методам оказания услуг

- размещение и досупность предприятий торговли

- стимулирование сбыта

5) вступление в отрасль относительно легкая

в следствии существования данной модели рынка, пусть ограниченной, но монопольновласти существует опделенная неэффективность использования ресурсов

антимонопольная политика государства

рано или поздно совершенная конкуренция превращается в несовершенную. Первый антитрестовский(антимонопольный) закон был принят в США в 1890 году. Закон Шермана. В 1914 году принимается следующий закон Клейтона. В 1936 г. закон Робинсона-Пакмэна.

Антимонопольная антитресковская политика является совокупность экономических законодательных и административных актов направленных на ограничение условий для монополизации внутреннго рынка и демоноплизацию экономики

Главной целью антимонопольной политики являетсясоздани условий для предотвращения возникновения и развития монополий

И защита среднего и мелкого предпринимательства

В нашей стране еще в рамках советского союза март 1991 года был принят закон о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках

в 1995 году был принят закон РФ о естественных монополиях

В этом законе был определен 1 из основных методов регулируемых деятельностей естественных монополий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.006 с.)