Тема 4 — собственность и ее формы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 — собственность и ее формы



собственность как экономическая категория

характер экономической системы во многом зависит от формы собственности на вещественные факторы производства и от механизма принятия хозяйственных решений. Собственность выражает те глубинные отношения оказывающие определяющее влияние на все стороны жизни общества. От характера собственности зависят решения направленные на регулирование хозяйственной деятельности и форма собственности во многом определяет уровнь эффетивности производства.

Экономическое содержание собственности

собственность для экономиста это не вещь, не отношение человека к вещи, а отношение между людьми по поводу присвоения экономических благ. Под присвоением понимается возможность использовать в потреблении некое благо исключительно данным объектом экономических отношений. Отчуждение — это лишение данного блага, и исполтзование и потребления его. Присвоение факторы производства одними лицами, и отчуждение другими является основой как для экономического и неэкономического принуждения к труду.

Внутренняя структура собственности

Внутренняя структура собственности:

1) присвоение

2) владение

3) пользование

4) распоряжение

5) отчуждение

характеристика собственности не исчерпывается анализом отношений когда один объект присваивает благо, а другой отчуждает их, всякая собственность экономически реализуется, то есть создается возможность получения дохода и участия в управлении ею. В рыночной экономике принято выделять 3 основных субъекта (экономических агентов)

1) домашнее хозяйство (население) - это хозяйствующий субхект деятельность которого направленно на удовлетворение собственных потребностей. (предложене факторов производства, потребление доходов от них, и сбережение части дохода)

2) фирмы и предприятия - основными функциями которого является закупка факторов производства реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы

3) государство — гос организации и учереждения в функции которых входят производство общественных благ, перераспределение части доходов и ресурсов общества, проведение политики направленной на повышение эффективности экономики в целом.

Экономические интересы — побудительные активы хозяйственной деятельности отдельных экономических агентов обусловленный отношениями собственности и их местом в системе общественного разделения труда, присущимим им потребностями выполняемыми ими функциями.

Домохозяйства стремятся к максимизации полезных и потребляемых благ в пределах их бюджетных ограничений, фирмы - максимизации прибыли, захвату или расширению доли рынка увеличению маштабов производства. Интересы государства связанны с обеспечением стабильности, эффективности производства, социально экономического равенства членов общества и так далее.

Экономические интересы людей представляют собой сложную иерархическую структуру: личный интерес является стимулом и двигателем активной экономической деятельности человека.

Как юридическая категория собственность это имущественное отношение закрепленное в нормах права. В единстве юридического и экономического понимания собственности определяющее значение принадлежит экономической стороне.

Анализ понятия собственность предполагает характеристику субъектов между которыми и объектами по поводу которых возникают отношения собственности, собственность многосубъектна. В зависимотси от субъекта выделяют частную и общественную собственность которые разделяются по уровню обобществления, характеру, формам и способам присвоения. Частная собственность предполагает присвоение благ частью общества, и отчуждение от них другой частью общества, однако в рыночной экономике преимущество частной собственности обычно превалируют над ее недостатками.

Когда благо присваивается всем обществом (народом) то речь идет об общественной собственности. Является ли госудаарственная собственность общественной во многом от того на сколько интересы государства совпадают с интересами общества в целом.

Отношением собственности присуще известное «опредмеченность» поэтому анализ объектов по поводу которых возникают отношения собственности и объектам (факторы информация и так далее)

спецификация прав собственности, теормема Коуза

и трансакционные издержки

права собственности — это установленные обществом отношение между людьми которые возникают по поводу экономических благ и их использования. Согласно воззрениям современных экономистов, экономически эффективное использование ограниченных ресурсов во многом зависит от спецификации(закрепление прав собственности) за теми кто способен обеспечить наиболее эффективное использование объектов собственности, спецификация прав собственности позволяет рационально распределять ограниченные ресурсы общества.

Спецификация прав собствнности, их четкая фиксация позволяет:

1) уменьшать неопределенность в действиях хозяйствующих субъектов

2) максимизировать выгоды участников сделки

3) снижать отрицательные побочные эффекты (экстерналии)

4) обеспечивать наиболее эффективное использование объектов собственности.

Права собствености:

1) правовладение

2) право пользования

3) правоуправление или распоряжение

4) право на доход

5) право суверена (отчуждения, уничнтожения блага)

6) право на безопастность

7) право на передачу благ по наследсту или завещанию

8) право на бессрочное обладания благом

9) запрет на исопльзования прав способов, приносящих внешней среде

10) на ответственность ввиде взыскания

11) на возврат переданных кому либо правомочий после истечения срока передачи

аренда — форма хозяйствования при которой на основе между орендатором и орендадателем первому передается срочное и возмездное владения и пользование имущества, необходимое орендатору для осуществления его хозяйственной деятельности. Арендная плата — это регулярные платежи арендадателю за зданное в аренду имущество.

Как доказал Р. Коуз право собственности как правило распределяются между несколькими обладателями отдельных правомочий собственности. Проблеммы эфективного использования ресурсов, устранение отрицательных эксерналий могут быть удачно устранены без вмешательства государства. Согласно теореме Коуза если права собстевености четко специфицировнны, то каждое из полномочий окажется в руках у собственника который может обеспечить эффективное использование каждого правомочия. Коуз связывал проблему распределения прав собственности с трансакционными издержками. Обмен предполагает передачу прав собственности, а данначя передача пораждает определенные расходы.

Издержки в сфере обмена связаны с передачей прав собстенности называются трансанкционными издержками. Часть издержек возникает еще до заключения сделки:

- издержки поиска информации

- издержки ведения переговоров

- измерения

- заключения договором

после сделки:

- издержки предупреждения возможного недобросовестного поведения контрагентов

- спецификации и защиты прав собственности

- защиты от третьих лиц

трансакционные издержки в рыночной экономике могут быть достаточно высокими и считается что их можно сократить, если процесс соглашения регулируется государством. Согласно Коузу если права собственности четко не определены, или если отсутствует их правовая защита, то издержки обмена существенно возрастают.

Теорема Коуза верна для ограниченного числа (2-3) учатсников сделки.

Формы собственности

многообразие потребностей общества может достаточно эффективно удовлетворяться на основе равноправного существования разных форм собственности. От формы собственности зависит такая характеристика предприятия как его организационно- правовая форма, то есть комплекс юридических, хозяйственных, правовых норм, определяющих характер условия, способы формирования условий между собствениками предприятий, а так же между предприятиями и внешними по отношению к нему субъектами хазяйственной деятельности и органами государственной власти.

Типы собстенности:

- частное

а) индивидуальное (делится: едноличное, семейное)

б) групповая (акционерную, кооперативное и)

- общественное

а) государственное (федедеральное и субъектов федерации

б)муниципальное

идивидуальная частная собственность — форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одной семьей или …

в пределах частной индивидуальной собственности в зависимости от объекта собственности и характером присвоения можно выделить личную собственность.

В экономике современных развитых стран получила развитие партнерская форма предприятий, и существует несколько типов товарищества:

- полное (обычно участники полные товарищи, и несут ответтственность всем принадлежащим имуществам)

- товарищества на вере(командитное) в нем на ряду с участниками осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность, существуют и те которые и не принимают участия

в развитых странах с рыночной экономикой преобладающей формой(по доле нац собств) собственности является акционерная собственность. Акционерная собственность — групповая частная собственность возникает в результате выпуска и реализации ценных бумаг.

Коллективная собственность — общая (совместная собственность) которая предполагет коллектино- групповой характер присвоения.

Формы государственной собственности определяется административно- территориальным делением страны. При федеральном- гос собственность выступает центральной региональной и территориальной собственности. И метсность органов самоуправления.

Гос собственност в условиях рыночной экономики может в результате...:

- национализации

- строительство новых объектов за счет средств хоз бюджета

- покупка государством контрольного пакета акций частного предприятия

общая характеристика товарного (рыночного) хозяйства

формы общественного хозяйства:

- натуральное

- товарное

- плановое

критерием разграничения форм хозяйства является способ включения индивидуального труда в общественныый, форма реализации связий между производством и потреблением, степень развития общественного разделения труда, а в целом форма организации хоз деятельности.

При натуральном хозяйстве потребление за частую совпадает с производством. Экономические отношения в таких обществах выступали в прозрачной не овеществленной форме. С разложением общины развитием общественного разделения труда и возникновением частной собственности возникают и развиваются товарно- денежные отношения а в следствии и рынок.

Товарное хозяйство принципиально отличается от натурального и отрицает его.

Черты:

- развитая система общественного разделения труда

- экономическая обособленность производителей

- стремление к эквивалентности обмена

- самостоятельность производителей

- свободное ценообразование

- конкуренция между производителями и потребителями

плановое (см администрат систему)

функции рынка

- информационная

- посредническая

- ценообразующая

- регулирующая

рынок выступает по словам А. Смита в качестве невидимой руки, которая направляет каждого предпринимателя к целе, которая совсем не входила в его намерения

- санирующая функция

в результате выполнения рынком всех вышеперечисленных функций непрерывно повышается увень устойчивости всего хозяйства в целом.

Рынок не позволяет решить ряд социально- экономических проблем:

1) не может обеспечить бесперебойное нерерыное развитие экономики

2) полную занятость населения

3) ведет к большой дифференциации общества

4) рыночная конкуренция рано или поздно ведет к образованию монополии

5) рынок неменуемо порождает инфляцию

рынок - это место где каждый день миллионы покупателей и продавцов встречаются и договариваются с друг другом о ценах на все товары, которые покупаются и продаются

рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок- механизм взаимодействия покупателей и продавцов

рынок — экономические отношения связанные с производством и обметом товаров и услуг в результате которых формируется спрос предложение и цена.

Рыносный механизм — механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу производства и обмена товаров и услуг при помощи денег.

Состоит из механизмов:

1) экономических связей между субъектами рынка

2) формиорвание цен, распределения ресурсов и доходов

3) конкуренции

конкуренция не только выявляет будущие потребности и эффективные технологии, но и ставит всех чьи доходы зависят от рынка перед выбором- как опередть тех, кто добился большего успеха, либо частично или полностью лишится дохода или исчезнуть с рынка.

Центральным местов в рыночном механизме являются отношения между продавцами и покупателями.

На основе свободного взаимодействия спроса, предложения, формирования рыночной цены и конкуренции рыночный механизм определяет условия и объем производства, их цены и стимулирует эффективное использование ресурсов.

Виды рынков

рынок — как система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных между собой рынков.

Структура рынка — внутренее строение, порядок отдельных элементов рына, их удельный вес в общем объеме рынка.

по объектам делится на:

- рынок товаров и услуг (потребительский)

- рынок факторов производства

- финансовый рынок

- научно- технических разработок и патенстов

- информации

- средств обращения

- лиценций

- и так далее

по субъектам:

- покупателей

- продавцов

- гос учереждений

- промежуточных продавцов

- и так далее

по географическому положению

- локальный

- региональный

- национальный

- мировой

по уровню насыщения:

- равновестный

- дефицитный

- избыточный

по степени зрелости:

- не развитый

- развитый

- формирующийся

по степени ограничения конкуренции

- свободный рынок

- монополистический

- олигополистический

- смешанный

по соответсию действующему законодательству

- легальный

- нелегальный

по отраслям:

- ….

по характеру продаж

- оптовый

- розничный

с учетом ассортимента товара

- замкнутый

- насыщенный

- рынок широкого ассортимента

- смешанный

 

Тема 6 микроэкономика

элементы рынка, спрос, предложение и цена

спрос — это платежеспособная потребность. Количество товаров и услуг, которые потребители готовы и могут купить по определенной цене в данный момент времени.

Рынок позволяет удовлетворять только те потребности, которые можно измерить деньгами.

Закон спроса

если какая либо потребность может быть удовлетворена при помощи денег, то на выбор приобретаемых товаров и услуг и на их объем влияет цена.

 

В городе опред количество жителей, установилась определенная цена

 

Цена за 1 ед товара в у.е. P Величина спроса в штуках D
   
   
   
   
   

 

См рис 3

при снижении цены возрастает спрос, а при ее росте спрос уменьшается. Эта связь называется законом спроса, в его основе лежат следующие причины:

1) для потребителя цена выступает в качестве барьера, который мешает ему совершить покупку

2) потребление подверженно действию принципа убывающей предельной полезности

3) эффект дохода. При более низкой цене покупатель моет позволить себе приобрести болльше данного продукта не отказывая себе каких либо других продуктов, так как снижение цены как бы увеличивает доход.

4) Принцип замещения

изменение спроса может происходить под возействием неценовых факторов:

1) вкусы и предпочтения потребителей

2) изменение технологии производства

3) увеличение числа покупателей

4) изменение в структуре населения

5) изменение в доходах населения

6) цены на сопряженные или взаимосвязанные товары

7) инфляционные ожидания

см рис 4

допустим меняется такой фактор как доход, при возросшем доходе потребители смогут купить по цене P1 большее количество товаров Qа. Следовательно ноыве точки отражающее иные взаимоотношения qp находятся правее первоначалной кривой D1, следовательно кривая спроса перемещается вправо, и наоборот. Когда происзодит свиг, то говорят что изменился спрос на данный товар.

 

 

Спрос и величина спроса

под спросом понимается связь между ценой и количеством товара, то есть спрос это всегда ряд цен и ряд количеств товара, которые люди хотят купить при каждой их этих цен то есть спрос эта вся перечень(кривая), а величина спроса — это объем покупок, которые покупатель хочет совершить при всей цене. Изменение величины спроса заданны конкретными ценами, то есть каждому уровню цены в рамках данного спроса соответствует определенная величина спроса.

Предложение — это совокупность товаров, которые продавцы готовы продать потребителю по опредедленным ценам, или это объем товара, которые производители желают продать.

Цена за 1 ед товара в у.е. Величина предложения в шт
   
   
   
   
   

См рис 5

полученная кривая называется кривой предложения, она отражает взаимосвязь мжду количеством предложенного товара и его ценой, и показывает- какую цену нужно заплатить за 1 ед товара, для каждого кол-ва этого товара, что бы оно было произведен и поставлен на рынок. С повышением цены возрастает и велечина предложения и наоборот(закон предложения) он показывает что производители хотят производить и предлагают к продаже товары по более высоким ценам, ежели по низким. Цена есть барьер сдерживающий спрос для покупателя. Цена таким образом выступает в качетстве стимула к производству данного товара. Кривая предложения изменяется по восходящей линии так как цена прямо влияте на производство и предложения товара. Вогнутость кривой предложения объясняется тем, что по мере роста цены в производство вовлекается все большее количество фирм до тех пор, пока не произойдет насыщения рынка. Количестов товаров стабилизируется на определенном уровне практически независимым от цены, и в конечном счете если цена будет увеличиваться то кривая предлоежния станет вертикальной.

Факторы неценового характеа влияющее на предложение:

1) техноголия производства

2) цены на экономические ресурсы

3) снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет к снижению цен на данный товар.

4) Чило производителей

5) налоги и субсидии

6) ожидание производителей

рыночное равновесие и рыночная цена

 

Цена за 1 ед товара в у.д.е. Величина спроса в шт. Величина предложения в шт. Превышение спроса над предложением +-
      -70
      -25
       
       
       

Только в предложении в 3 ед на количетсво продукта на который предъвлен спрос равно количеству предложеного товара. При цене менее 3х- нехватка, более излишки товара.

После того как 10 единиц товара по цена 5 д.е. За единицу товара будут реализованны у продавца остануться нереализованными 70 единиц товара. В этом случае продавец будет снижать цену, пока спрос и предложение не сравняются друг с другом, и цена не установится на уровне 3. Следовательно превышение предложения вызывает снижение цены на товар- то есть «давит на цену сверху». В противоположной ситуации происходит «давление на цену снизу». При цене равной 3 изменений не происходит. Цена товара при которой количество товара предложенного на рынке равна количеству товара на который предъявлен спрос называется равновестной ценой, а соответствующий этой цене объем товара называется равновестным объемом производста. То есть в точке Е достигается рыночное равновесие, и она называется точкой рыночного равновесия, она показывает уровень цены рыночного равновесия и производства (см рис 5)

равновесие спроса и предложения (D- спрос S- предложение) приводит к общему равновесию в экономики. В условиях свободной конкуренции при прочих равных условиях любое состояние рынка кроме равновестного будет не стабильно. Нарушение равновесия устанавливается автоматически через конкуретное понижение или повышение цен, в случае избытка или дефицита товара на рынке, такое свободное движение цены постоянное стремление к равновестному значению явялется следствием уравновешивающей функции цены.

Регулирование цен государством

в экономике может сложится ситуация, когда государство будет само пытатся отрегулировать цены устанавливая их верхнии и нижнии пределы.

Верхнии границы цен- занижены по сравнению с равновестной ценой. Происходит для того чтоб остановить уровень инфляции и … жизненого уровня. Используется рационирование спроса.

Нижнии границы цен устанавливает государство пытаясь увеличить доходы отдельных производителей. Рыночная система саморегуляции в такой ситуации не действует.

Теория поведения потребителя

рыночный спрос формируется на основе решений принимаемых множетством отдельных потребителей, каждый потребитель опираясь на свой доход стремиться преобресть различные товары в таких количествах и пропорциях, которые позволили бы ему получить максимальное удовлетворение от их использование, такое поведение потребителя называется рациональным. Ориентиром производителя на рынке выступают цены на ресурсы на которые он приобретает, и цены по которым его товар реализуется на рынке.

Полезность (MU)— это абстракция означающее субъективное удовольствие от употребления продукта. На потребительское поведение влияют цены на товары и желание потребителя.

Закон спроса можно объяснить через полезность. Каждое дополнительная единица потребляемого блага увеличивает его полезность, величина этой новой полезность увеличиое на единицу блага называется предельной полезностью.

Предельная полезность — это дополнительная полезность которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, или приращение общей полезности при увеличении объема потребляемого блага на 1 ед.

теория предельной полезности опирается на сл основные положения:

1) полезность которую приносит каждая последующая единица данного товара меньше полезности предыдущей

2) меньше полезности

3) потребитель стремиться получить максиматльное удовлетворение (полезность) используя свой ограниченный доход.

 

Закон убывающей предельной полезности- по мере потребления все новых единиц одного и того же товара растет общая полезность получаемая индивидумом но при этом она возрастает все более медленными темпами в следствии того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Количество потребленного товара Q Общая полезность (это сумма предельных полезностей потребленных благ)TU Предельная полезность MU
     
     
     
     
     
     

 

Снижение предельной полезности связанна с уменьшением субъективной оценки единицы товара потребителя, когда возрастает количество потребленных единиц этого блага.

Убывающая предельная полезность позволяет объснить закон убывающего спроса, с увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают, объсняется это тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше чем предыдущие. То есть фунцкия полезноти это обратная пропорциональная зависимость между полезностью и количеством потребляемого блага

потребительское равновесие

(максимизация полезности) — это высшая точка в потреблении в рамках определенного бюджета, когда общая полезность не может быть увеличенна и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Создается определнная точка потребительского равновесия когда предельная полезность получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равной предельной полезности получаемое потребителем на каждый рубль стоимости другого блага.

1) предельная полезность блага А/ цена блага А= предельная полезность блага В\ цена блага В=....и так далее. В этом равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей, который гласит: на товар предъвляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность приходящаяся на одну денежную единицу не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.

Бюджетное ограничение — то условие в рамки которых попадает потребитель оно позволяет потребителю создавать комбинации благ, которые он может купить исходя из своего дохода.

Кривые безразличия

так как на рынке существует множество товаров, а бюджет потребителя всегда имеет пределы, то при выборе товаров покупателю безразлично, какая их комбинация принесет ему удовлетворение. Предположим что потребительские предпочтения можно численно измерить и изобразить графически. Кривые безразличия показывают множетсво потребительских пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен, то есть эта кривая показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности

 

выбор сок пирожки
a    
b    
c    
d    

См рис 7. на кривой безразличия обозначены 4 равнополезные комбинации 2х благ — точка A B C D, поэтому потребитель может легко поменять наборы. Полезность которую он теряет (7 пирожков и 4 стакана сока, и 4 пирожка и 6 стаканов сока) от сокращения потребления пирожков комписируется польза от дополнительного потребления сока.

Следовательно любая точка, аходящаяся ана кривой безразличия создает определенные комбинации товара, в рамках бюджета потребителя с равной полезностью.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и 1й пары благ образует карту безразличия. См рис 8. любая точка на кривой q будет обеспечивать потребителю больщую полезсность, то есть перемешение из точки А1..А4 возможно только при условии определеного материального подкрепления. Переход из q1-4 возможен, только при условии возрастания дохода или при условии снижения цен. Для оценки возможностей потребителя вводится бюджетная линия, которая показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях 2х товаров, которые он может преобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.)