Тема 8. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних



Криминалистическое понятие и классификация преступлений против семьи и несовершеннолетних.

Криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий. Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий. Планирование расследования на первоначальном и последующем этапах расследования. Типичные следственные действия и тактические особенности их проведения.

Криминалистическая характеристика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Планирование расследования на первоначальном и последующем этапах расследования. Типичные следственные действия и тактические особенности их проведения.

Криминалистическая характеристика злостного уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание несовершеннолетних. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела о злостном уклонении от уплаты средств на содержание несовершеннолетних. Планирование расследования на первоначальном и последующем этапах расследования. Типичные следственные действия и тактические особенности их проведения.

Особенности расследования иных преступлений против семьи и несовершеннолетних.

Использование криминалистических рекомендаций (программно-целевого метода, методов моделирования и комплексного подхода) при расследовании преступлений данной группы.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Расследование преступлений против личности» изучается на 4 курсе в 8 семестре. Общий объём изучения дисциплины составляет 148 часов, в том числе 66 часа аудиторная работа (30 часов лекционных и 36 часов семинарских и практических занятий) и 82 часа самостоятельная работа студентов. Форма контроля знаний студентов – экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер и наименование раздела, номер и наименование темы, виды контроля знаний и самостоятельной работы студентов Всего часов Аудиторная работа из них: Самостоятельная работа Формы контроля Примечания  
Лекции Семинары Практические занятия в том числе:  
занятия в форме деловых игр, круглых столов, учебных конференций и т.п. выездные занятия  
 
 
 
 
                       
  1. Использование научных методов познания при расследовании преступлений против личности
        -            
  1. Методика расследования убийства
Текущий контроль по темам 1-2
          2 ч – круглый стол 6 ч – деловая игра (практическое занятие) 6 ч – решение ситуационных задач 4 ч учебная конференция       Контрольное домашнее задание практическое занятие проводится на крим. полигоне (ауд. 100);    
  1. Методика расследования доведения до самоубийства
        - 2 ч – деловая игра                
  1. Методика расследования причинения вреда здоровью
Текущий контроль по темам 3-4
          2 ч решение ситуационных задач         Аудиторная контрольная работа    
  1. Методика расследования преступлений против свободы, чести и достоинства личности
        - 2 ч деловая игра              
  1. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
 
        - 2 ч решение ситуационных задач            
  1. Методика расследования преступлений против конституционных прав и свобод граждан Текущий контроль по теме 7
          2 ч деловая игра       Практическое письменное задание    
  1. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних
        - 2 ч решение ситуационных задач            
Промежуточный контроль                 экзамен    
Всего по дисциплине:                      

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Освоение предлагаемой учебной дисциплин уголовно-правовой специализации связано с необходимостью изучать помимо учебной литературы также и специальную дополнительную литературу, статьи в периодических изданиях, а также материалы судебной, следственной и экспертной практики.

При освоении каждой темы студенты самостоятельно изучают учебную и научную литературу, нормативно-правовые акты, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, акты Генерального прокурора РФ и иных правоохранительных органов, опубликованные примеры судебно-следственной и экспертной практики.

При изучении дисциплины «Расследование преступлений против личности» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

изучение учебной и научной литературы (в том числе электронных источников информации) по теме практического занятия, сравнительный анализ научных публикаций, выработка и обоснование собственной точки зрения на основе изученных источников;

решение ситуационных задач из электронного сборника ситуационных задач, размещённого на сайте Института, включающее анализ изложенной в задаче информации, разработку планов расследования и производства отдельных следственных действий,

подготовка научных докладов по отдельным вопросам семинарского или практического занятия (в том числе проводимого в форме учебной конференции);

изучение и анализ опубликованных примеров судебно-следственной практики по теме практического занятия.

Это предполагает, в том числе:

ознакомление с программой учебной дисциплины перед лекцией и практическим занятием;

изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

ознакомление при подготовке к занятию с текстами теоретических источников, включая работу с дополнительной литературой по отдельным темам учебной дисциплины. По указанию преподавателя результаты изучения литературы должны быть оформлены в виде письменных конспектов с приведением анализа изученных точек зрения по отдельным вопросам;

письменное решение ситуационных задач при подготовке к практическому занятию и на самом практическом занятии;

подготовку научного доклада для выступления на практическом занятии (темы докладов указаны в планах проведения практических занятий). Научный доклад для практического занятия выполняется в письменном виде. Доклад должен содержать обзор и краткий анализ изученных точек зрения, изложенных в литературе, собственный взгляд студента на исследованные проблемы, ссылки на цитируемые источники. Доклад зачитывается устно, примерное время выступления не более 5-7 минут. После выступления докладчика преподаватели и студенты могут задать ему вопросы по теме сообщения. Темы для докладов студенты выбирают из числа предлагаемых в планах практических занятия или самостоятельно исходя из перечня вопросов, подлежащих обсуждению на практическом занятии.

Все результаты письменных работ студентов могут быть дополнительно изложены в виде презентаций (в том числе с использованием технических средств).

Контроль знаний.

Текущий контроль осуществляется при проведении практических занятий путем устного опроса преподавателем студентов, проверки письменных решений ситуационных задач, заслушивания и оценки подготовленных научных докладов, написании аудиторных и домашней контрольных работ.

Домашняя и аудиторные контрольные работы проводятся с целью закрепления изученного материала и проверки остаточных знаний.

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по теме «Методика расследования убийств» и критерии ее оценки

Домашняя контрольная работа является обязательной формой контроля учебной (в том числе самостоятельной) работы студента и отражает степень освоения им материала по теме «Методика расследования убийств».

Цели проведения контрольной работы:

- приобретение студентами необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска;

- проверка и оценка знаний студентов;

- получение информации о характере их познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности.

Контрольная работа выполняется в письменной форме дома после практического занятия на учебном полигоне (ауд. 100). Протокол осмотра выполняется в аудитории и сдаётся преподавателю вместе с планом расследования в срок, установленный преподавателем.

Работу над домашней контрольной работой следует начинать с общего ознакомления с темой – изучения соответствующего раздела учебников по криминалистике, учебных пособий, конспектов лекций, рекомендованных преподавателем и подобранных самостоятельно, а также соответствующих нормативно-правовых актов.

Необходимую для разработки плана расследования информацию студент получает в ходе практического занятия. Данная информация должна быть проанализирована с использованием изученных криминалистических методов и рекомендаций (программно-целевого, метода моделирования и др.) Результаты данного анализа должны найти отражение в плане расследования.

Изложение материала в плане должно быть полным, точным, последовательным, основываться на тщательном анализе и обобщении научного мате­риала.

Необходимо употреблять термины, свойственные науке криминалистике, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий, сложных грам­матических оборотов.

Оценки за контрольную работу (протокол осмотра и разработанный план расследования) выставляются по пятибалльной системе с учетом следующих требований: владение понятийным аппаратом, полнота изложения, умение практически применять приобретенные теоретические знания; качества подбора и анализа источников; наличия оценочных суждений. При этом учитывается наличие и характер допущенных ошибок.

Ответ на письменное задание оценивается:

- как отличный в случае полного и правильного ответа, охватывающего все существенные аспекты вопросов задания; владения студентом понятийным аппаратом; логически последовательного, взаимосвязанного и правильно структурированного изложения материала; умения студента устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи между событиями, о которых идет речь; приведения надлежащей аргументации, наличия у студента логически и нормативно обоснованной точки зрения при освещении проблемных, дискуссионных аспектов материала по вопросам задания;

- как хороший в случае правильного, но неполного ответа на все вопросы задания и при отсутствии существенных ошибок;

- как удовлетворительный в случае неполного ответа на все вопросы задания, свидетельствующего об их понимании студентом лишь в целом, и содержащего отдельные ошибочные положения, которые, однако, не оказывают определяющего влияния на ответ;

- как неудовлетворительный в случае отказа студента от ответа на вопросы задания; несоответствия ответов вопросам задания; неправильных ответов и (или) содержащих, в основном, ошибочные положения.

Методические рекомендации по выполнению аудиторной контрольной и критерии ее оценки

Аудиторная контрольная работа является обязательной формой контроля учебной (в том числе самостоятельной) работы студента и отражает степень освоения им материала.

Цели проведения контрольной работы:

- приобретение студентами необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска;

- проверка и оценка знаний студентов;

- получение информации о характере их познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности.

Контрольная работа выполняется в письменной форме в аудитории. Студентам предлагается для решения 5 вариантов задач по указанной теме.

Студенты должны подходить к аудиторной контрольной работе как к одному из важнейших средств закрепления теоретических знаний по всем разделам криминалистики, развития умения самостоятельного анализа криминалистической литературы и современного законодательства, приобретения навыков их правильного, грамотного и юридически обоснованного применения. Автор работы должен продемонстрировать умение самостоятельно мыслить, анализировать соответствующие нормативно-правовые акты и правоприменительную практику, делать теоретические обобщения и формулировать обоснованные выводы по вопросам задания.

Работу над аудиторной контрольной работой следует начинать с общего ознакомления с темой – изучения соответствующего раздела учебников по криминалистике, учебных пособий, конспектов лекций, рекомендованных преподавателем и подобранных самостоятельно, а также соответствующих нормативно-правовых актов.

Изложение материала по вопросам, содержащимся в задании аудиторной контрольной работы, должно быть кратким, точным, последовательным, основываться на тщательном анализе и обобщении научного мате­риала, сопровождаться сопоставлением различных точек зрения ученых и аргументацией собственной позиции студента. Рекомендуется вклю­чать в ответ схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание вопроса и сокращают объем работы.

Необходимо употреблять термины, свойственные науке криминалистике, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий, сложных грам­матических оборотов.

Оценки за контрольную работу выставляются по пятибалльной системе с учетом следующих требований: владение понятийным аппаратом, полнота изложения, умение практически применять приобретенные теоретические знания; качества подбора и анализа источников; наличия оценочных суждений. При этом учитывается наличие и характер допущенных ошибок.

Ответ на письменное задание оценивается:

- как отличный в случае полного, лаконичного и правильного ответа, охватывающего все существенные аспекты вопросов задания; владения студентом понятийным аппаратом; логически последовательного, взаимосвязанного и правильно структурированного изложения материала; умения студента устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи между событиями, о которых идет речь; приведения надлежащей аргументации, наличия у студента логически и нормативно обоснованной точки зрения при освещении проблемных, дискуссионных аспектов материала по вопросам задания;

- как хороший в случае, правильного, но неполного ответа на все вопросы задания и при отсутствии существенных ошибок;

- как удовлетворительный в случае неполного ответа на все вопросы задания, свидетельствующего об их понимании студентом лишь в целом, и содержащего отдельные ошибочные положения, которые, однако, не оказывают определяющего влияния на ответ;

- как неудовлетворительный в случае отказа студента от ответа на вопросы задания; несоответствия ответов вопросам задания; неправильных ответов и (или) содержащих, в основном, ошибочные положения.

Экзамен по учебной дисциплине принимается в устной форме. На экзамен выносятся вопросы из приведенного ниже перечня. В экзаменационном билете содержится два теоретических вопроса.

 

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.036 с.)