НОВЫЙ КУРС ПРЕЗИДЕНТА США Ф. Д. РУЗВЕЛТА И ЕГО КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НОВЫЙ КУРС ПРЕЗИДЕНТА США Ф. Д. РУЗВЕЛТА И ЕГО КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ.



Политическая платформа Демократической партии 1932 г. (извлечение)

 

...Только коренное изменение экономической политики правительства может дать нам надежду на улучшение существующего положения, уменьшение безработицы, прочное улучшение жизни народа...

Мы выступаем за увеличение занятости рабочей силы путем значительного сокращения рабочего дня и за поощрение перехода на неполную рабочую неделю...

Мы выступаем за разумное планирование общественных работ. Мы выступаем за принятие в штатах законов о социальном страховании по безработице и по старости. Мы выступаем за возрождение сельского хозяйства...

Мы выступаем за принятие более действенных антитрестовских законов и за их беспристрастное проведение в жизнь, чтобы помешать образованию монополий и возникновению нечестной практики в деловой деятельности, а также за пересмотр нашего законодательства с целью усиления защиты, как труда, так и мелкого производителя и мелкого торговца...

Хрестоматия по новейшей

истории. М. , 1960, т. 1, с. 517-518.

(Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории

(1917-1945) Вып. 2 М. , 1980. С. 61-62)

 

Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве 12 мая 1933г.

Настоящим заявляется, что конгресс будет проводить нижеследующую политику:

(1) Устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и потреблением сельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, которые поднимут покупательную способность сельскохозяйственных продуктов по отношению к предметам, необходимым фермеру, до покупательной способности этих продуктов в базисный период. За базисный период... принимается довоенный период с августа 1909 года по июль 1914 года... Министр сельского хозяйства уполномочивается:

1) Спомощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспечению выплаты платежей... проистекающих... из вышеуказанных соглашений...

Хрестоматия по новейшей

истории. М. , 1960, т. 1, с. 522-523.

Послание Ф. Д. Рузвельта конгрессу 17мая 1933г.

Еще до окончания специальной сессии конгресса я рекомендую принять две дальнейшие меры в нашей национальной кампании по обеспечению народа работой.

1. Моя первая просьба, чтобы конгресс обеспечил создание механизма, необходимого для согласованного проведения во всей индустрии (с целью достижения большой занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращенную неделю, и предотвращения нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства...

2. Другое предложение дает исполнительной власти полномочия приступить к большой программе _прямой занятости_. Тщательное изучение убеждает меня в том, что приблизительно 33ОО млн. долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство и в то же время предоставят работу максимально возможному количеству людей.

(Хрестоматия по истории государства и права

зарубежных стран. М. , 1984. С. 341-342)

 

 

ОТМЕНА ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА

Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств 5 июня 1933г. (извлечение)

На объединенном заседании сената и палаты представителей конгресса Соединённых Штатов Америки решено, что (а) любые, содержащиеся в том или ином обязательстве или сделанные в отношении того или иного обязательства, условия, если они имеют своей целью дать держателю обязательства право требовать оплаты ему долга золотом, или той или иной ходячей монетой, или валютой по курсу валюты Соединенных Штатов, объявляются противными общественным интересам. Настоящим запрещается заключение в дальнейшем обязательств, которые содержали бы вышеуказанные условия или в отношении которых делались бы эти условия. Любые обязательства, данные до или после настоящего постановления, независимо от того, содержат ли они в себе подобные условия или были или не были в их отношении сделаны эти условия, будут считаться погашенными после их оплаты по номиналу в любой ходячей монете, по номиналу или валюте, которая ко времени истечения срока обязательства будет признаваться законной для погашения как общественных, так и частных долгов. Все вышеуказанные условия, содержащиеся в законах, дающих право на выпуск обязательств, как самим Соединенным Штатам, так и по разрешению Соединенных Штатов, настоящим объявляются утратившими силу. Но утраты силы этими условиями не означает, что любые другие условия или постановления, содержащие в этих законах, также теряют силу...

Хрестоматия по новейшей истории. М. ,

1960, т. 1, с. 523 5.

 

 

Закон о восстановлении национальной экономики 16 июня 1933 г.

Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что... наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной... на достижение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей; на то, чтобы избегать ненужных ограничений производства...; на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупательной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение условий труда... По поступлении на имя президента соответствующих прошений от одной или более профессиональных или промышленных ассоциаций, или групп президент может утверждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности... Все кодексы о справедливой конкуренции... должны предусматривать:

(1) что все, работающие по найму лица, имеют право на организацию и на заключение коллективных договоров через ими самими выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их совместные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллективном соглашении или предпринятия других мер взаимопомощи или защиты;

(2) что ни одному работающему или ищущему работу по найму лицу не будет поставлено условием его нахождения на работе вступление в тот или иной компанейский союз или воздержание от вступления, организации или оказания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу;

(З) что наниматели согласны с максимальной продолжительностью рабочего дня, минимальным уровнем оплаты и другими условиями найма, одобренными или предписанными президентом... Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона, президент уполномочивается настоящим создать чрезвычайное федеральное управление общественных работ, все полномочия которого будет осуществляться федеральным чрезвычайным администратором... Администратор, действуя в соответствии с указаниями президента, подготовляет широкую программу ведения общественных работ, которая... должна включать в себя нижеследующие:

(а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств;

(б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи...

(Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории

(1917-1945) Вып. 2. М. , 1980. С. 65-68)

 

ГЕРМАНИЯ

Закон о переустройстве империи

Января 1934 г.

Народное голосование и выборы в рейхстаг 1 ноября 1933 г. доказали, что германский народ, вопреки всяким внутриполитическим границам и противоречиям, слился в единое и внутренне нерасторжимое целое. Рейхстаг единогласно принял, поэтому следующий закон...

Ст. 1. Народные представительства областей упраздняются.

Ст. 2. 1) Права верховенства областей переходят к империи.

2) Правительства земель подчиняются имперскому правительству.

Ст. 4. Имперское правительство может создавать новое конституционное право.

Марта 1933 г.

Ст. 1. Государственные законы могут помимо порядка, установленного конституцией, издаваться также имперским правительством...

Ст. 2. Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской конституции , если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными.

(Хрестоматия по истории государства и

права зарубежных стран. М. , 1984. С. 364-З65)

Закон против образования новых партий 14 июля 1933 г.

§ 1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистская германская рабочая партия.

§ 2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой-либо другой политической партии или к созданию новой политической партии, тот наказывается... смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет.

(Хрестоматия по истории государства и

права зарубежных стран. М. , 1984. С. З66-367)

Декабря 1933 г.

§ 1.

1) После победы национал-социалистской революции Национал-социалистская германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2) Она является корпорацией публичного права. Ее устав утверждается вождем (фюрером).

§ 3.

1) На членов Национал-социалистской германской рабочей партии и штурмовых отрядов... в качестве ведущей и движущей силы национал-социалистского государства возлагаются повышенные обязанности в отношении вождя, народа и государства.

2) За нарушение своих обязанностей они подлежат особой партийной подсудности.

(Хрестоматия по истории государства и

права зарубежных стран. М. , 1984. С. 367)

ИТАЛИЯ

Реформа политического представительства

Мая 1928 г. (Италия)

Ст. 1. Число депутатов для всего Королевства устанавливается в 400 человек...

Ст. 2. Выборы депутатов производятся следующим путем:

а) представление кандидатов в депутаты организациями, указанными в статьях 3 и 4;

б) назначение депутатов Большим Национальным

советом фашизма;

в) одобрение депутатов избирателями.

Ст. 3. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит прежде всего официально признанным национальным Конфедерациям профсоюзов...

Ст. 4. Кроме того, выдвигать кандидатов в депутаты имеют право официально признанные организации воспитательного, культурного, образовательного, пропагандистского и благотворительного характера, которые имеют общенациональное значение...

Ст. 5. Большой совет фашизма составляет список назначенных депутатов путем свободного выбора из списков кандидатов, а также, если это необходимо, путем назначения лиц, не вошедших в список, но отличившихся в области науки, литературы, искусства, политики и военного, дела...

Ст. 6. Голосование с целью одобрения списка назначенных депутатов должно происходить на третье воскресенье после его опубликования... Голосование происходит посредством бюллетеней... по формуле: “Одобряете ли вы список депутатов, назначенных Большим Национальным советом фашизма?” Голосование выражается в ответе “да” или “нет”, который ставится ниже этой формулы.

Ст. 10. Право участия в выборах имеют итальянские граждане старше 21 года и те из граждан, в возрасте от 18 до 21 года, которые женаты и имеют детей, причем те и другие должны отвечать одному из следующих условий:

а) уплачивать профсоюзные взносы...; в акционерных и анонимных обществах только члены, записанные не меньше года, получают избирательное право;

б) уплачивать не меньше 100 лир годового налога... или же не меньше года являться держателем государственных ценных бумаг...;

в) получать стипендию, зарплату или пенсию или же другое постоянное жалование...

г) являться членами католического клира...

Хрестоматия по новейшей истории.

М. , 196О. Т. 1. С. 386-388

НОВЫЙ КУРС ПРЕЗИДЕНТА США Ф. Д. РУЗВЕЛТА И ЕГО КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ.

 

Мировой экономический кризис, разразившийся в капиталистических странах в 1929 г., охватил с октября Соединенные Штаты Америки, поставив всю хозяйственную систему североамериканского капитала перед огромными трудностями.

Это явилось закономерным результатом развития капиталистического способа производства США вообще и хозяйственного "бума" 20х годов в частности.

Американские капиталистические монополии на основе расширения производства, усиления эксплуатации трудящихся масс своей страны и других народов в 19231929 гг. добились увеличения объема промышленной продукции на 20%, сосредоточили в своих руках

не менее половины производства и потребления всех капиталистических стран. Одновременно с этим для получения сверхприбылей монополии проводили политику искусственного взвинчивания цен на изделия своих предприятий. Покупательная способность трудящихся непрерывно падала.

Всё это привело в конце 20х годов к накоплению в США колоссальных запасов товарной продукции, которую негде было сбывать. Не только американской, но и мировой товарный рынок в 1929 г. оказался переполненным до предела, результатом чего явился экономический кризис.

24 октября 1929 г. на Уолл стрите началась паника. Все держатели акций бросились продавать свои ценные бумаги. За 36 месяцев, по данным Института Брукингса, обесценение ценных бумаг выразилось в сумме 160 млрд. долларов. За четыре года кризиса обанкротился 5761 банк, общая сумма вкладов, которых составляла 5 млрд. долларов. К 1933 г. вся банковская система США была поставлена перед угрозой полного краха. Финансовый кризис явился отражением глубочайшего, небывалого в прошлом промышленного кризиса. (См.: Фостер У. Очерк политической истории Америки. М. , 1953, с. 559).

В 19291932 гг. добыча угля уменьшилось с 544 млн. до 321 млн. тонн, или более чем на 40%;выплавка стали упала с 56, 4 млн. до 13, 7 млн. тонн, т. е. более чем в четыре раза; производство автомобилей сократилось на 80%;из 285 доменных печей работало только 46. Общий объем промышленной продукции снизился на 46, 2%, а стоимость её с 70 млрд. долларов почти до 31 млрд. долларов.

Промышленный кризис сопровождался кризисом в сельском хозяйстве, которое находилось в состоянии застоя уже в период временной, частичной стабилизации капитализма, а с 1929 г. вступило в полосу глубокого упадка и деградации. Закупочные цены на сельскохозяйственные продукты под давлением монополий были снижены в 34 раза, а на промышленные товары цены упали лишь на одну треть. Быстрыми темпами шло разорение фермеров, которые превращались в арендаторов. В 1920г. 38% ферм обрабатывалось арендаторами, а в 1935г. - 50%. В 1928 - 1932 гг. было распродано за долги и в результате банкротства земель и фермерского имущества на 1 млрд. долларов. Доход сельского хозяйства США в 1932 г. составлял лишь половину от прибыли 1929г.

Кризис также охватил железнодорожный транспорт. Объем железнодорожных перевозок уменьшился за годы кризиса на 52, 7%. Значительно сократилось внутренняя и внешняя торговля. Капиталистические монополии перекладывали последствия кризиса на плечи рабочих, фермеров, ремесленников и на другие категории трудящихся. Закрылись фабрики, заводы, учреждения на улицы были выброшены миллионы людей. Число полностью безработных в стране к концу 1932г. достигло почти 17 млн. человек (каждый второй рабочий стал безработным); несколько миллионов были переведены на неполную рабочую неделю. Безработные ввиду отсутствия социального страхования были лишены средств к существованию, и поставлены на грань голодной смерти. Заработная плата рабочих, занятых в производстве, понизилась в среднем на 35 - 40%. За годы кризиса общий фонд заработной платы сократился примерно с 11, 5 млрд. долларов в год до 5 млрд. долларов.

Миллионы рабочих влачили жалкое, полуголодное существование. Сотни тысяч людей лишились жилищ, миллионы передвигались из одного района страны в другой в поисках работы. В каждом городе вырастали "посёлки Гувера", состоящие из землянок и шалашей. В стране организовывались походы протеста безработных, ветеранов войны, разорившихся фермеров. Одним из наиболее трагических был поход ветеранов войны в Вашингтон летом 1932г., в котором участвовало более 25 тыс. человек. Его участники, расположившись лагерем под Вашингтоном, заявили, что они не оставят столицу США, пока конгресс не удовлетворит их требования о выплате пенсий. Правительство Гувера разогнало ветеранов, двинув против них войска, вооруженные пулемётами, пушками и танками.

В движение пришли тысяч фермеров. Летом 1932г. начались забастовки: фермеры прекращали продажу сельскохозяйственных продуктов торговым компаниям, поставлявшим в города молоко, масло, сыр и др. Весной 1933г. во всём центральном районе страны (от штата Небраска до границы с Канадой) происходили частные столкновения между фермерами и полицией, в которых на стороне последней выступали регулярные войска. "Вот к чему пришёл хвалёный капитализм Соединённых Штатов: пресловутый высокий уровень жизни резко упал, как только прошёл период военной конъюнктуры; по этой же причине вся огромная промышленная машина была парализована, а народ голодал и мёрз, не имея крова". Наряду с тяжелейшим внутренним положением страны под ударом оказались внешнеэкономические (торговые и финансовые), а также политические позиции США.

 

Фостер У. Очерк политической

стории Америка. М. , 1953, с. 561.

 

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. с наибольшей силой поразил главную страну капитализма США. Республиканская партия во главе с президентом Гувером не могла найти выхода из кризиса. Осенью 1932г., во время президентских выборов, избиратели заболатировали её кандидата в президенты и отдали в большинстве свои голоса представителю демократической партии. Вновь избранный президент Франклин Делано Рузвельт вступил в должность 4 марта 1933г. , когда биржевая паника достигла своего апогея и выступления масс получили широкий размах. Сам президент признавал положение в стране крайне тяжёлым и предупреждал о необходимости срочных мер, чтобы избежать полного краха капиталистического строя. В одном из своих первых выступлений в качестве главы государства и правительства Ф. Д. Рузвельт указывал: "Страна нуждается и, если не ошибаюсь, настойчиво требует смелых экспериментов. Здравый смысл подсказывает, что нужно выбрать метод и сделать опыт…Главное пробовать что-нибудь. Миллионы нуждающихся не всегда останутся безмолвными наблюдателями".

 

Roosvelt F. Looking Forward.

New Y 4ork, 1933, p. 51.

 

Последние слова президента предупреждающе звучали в адрес капиталистов, с тем, чтобы они, учитывая грозившую их строю опасность, не сопротивлялись "экспериментам" и реформам. О такой политике буржуазного реформизма В. И. Ленин писал ещё в 1912 г.: "Вся программа, вся агитация Рузвельта 3 и "прогрессистов" ведётся вокруг того, как бы спасти капитализм посредством…буржуазных реформ". Эту именно цель поставило перед собой либеральное крыло демократической партии, лидером которой являлся Ф. Рузвельт.

 

Теодор Рузвельт, занимавший пост

президента США в 1901 1909 гг ,

дальный родственник Ф. Рузвельта,

в 1912г. , борясь снова за власть,

явился один из организаторов предвыборного

блока, широко сулившего американским

избирателям проведения в стране реформ.

Ленин В. И. Итоги и значение пре

зидентских выборов в Америке.

Полн. собр. соч. , т. 22, с. 193.

 

Президент, под решительный нажимом рабочих, фермеров, средней и мелкой буржуазии, с помощью группы экономистов и социологов, представил конгрессу множество "оздоровительных" законопроектов. За 100 дней работы первая сессия 73-го конгресса принял 70 законопроектов. Они и составили основу "нового курса".

Прежде всего, конгресс утвердил ряд финансово-банковских законов ( чрезвычайный банковский акт, закон о контроле правительства над выпуском ценных бумаг и др. ). Этим законами предусматривалась проверка правительством состояния всех банков и закрытие оказавшихся перед угрозой банкротства, введение страхования банковских вкладов, государственного субсидирования банков и т. д. Декретом президента от 6 марта 1933г. были закрыты все банки США. Разрешение на открытие и на получение правительственных займов выдавалось только "здоровым", т. е. наиболее крупным, банкам.

12 мая 1933г. конгресс принял добавление сенатора Томаса к новому сельскохозяйственному акту, предоставлявшее президенту США право увеличить сумму находящихся в обращении казначейских знаков на 3 млрд. долларов без обеспечения их золотом, снизить золотую стоимость доллара до 50%, чеканить серебряную монету, принять платежи от иностранных государств в счёт погашения ими военных долгов серебром в сумме до 200 млн. долларов. Эти мероприятия означали, что США отказываются от золотого обращения и что главная масса золота страны должна сосредоточиться в резервных банках. "Актом золотого резерва", принятого конгрессом официально передавалось в распоряжение казначейства США. В результате этих мер пополнялось государственная казна, что позволяло правительству активнее проводить другие реформы "нового курса", множить прибыли банков и монополий.

Правительство Рузвельта провело ряд законов, направленных на осуществление экономии в бюджете за счёт трудящихся масс, например закон о сокращении пенсионного фонда ветеранам войны, акт о 15-процентном сокращении жалованья служащим государственных учреждений.

Краеугольным камнем "нового курса" стал закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Этот закон предусматривал разработку "кодексов честной конкуренции", которыми должны были определяться размеры производства, устанавливаться уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня, распределяться рынки между отдельными конкурентами и предприятиями.

Кодексы после их одобрения президентом США приобрели силу законов. "Кодексы честной конкуренции "были разработаны господствовавшими в той или иной отрасли экономики монополиями

и отражали их интересы.

Контроль за проведением в жизнь условий кодексов возлагался на Национальную администрацию восстановления (НРА), представляющую собой огромный административный аппарат. В него входило 8 производственных отделов, специальный отдел по изучению кодексов, плановый, научно-исследовательский и много других. Возглавлял его генерал Джонсон.

НРА одобрил всего около 750 кодексов, охвативших самые различные виды производства. Монополии использовали предоставленные права для принудительного картелирования и вытеснения "непокорных" конкурентов, не подчиняющихся системе кодексов. Осуществление программы НИРА привело к усилению роли крупных монополий, в результате чего исчезло одного миллиона мелких предпринимателей. Значительно возросло прибыли монополий. Чистые доходы 200 крупнейших промышленных корпораций были в 1934г. на 60% больше, чем в 1933г. Однако реальная заработная плата рабочих из месяца в месяц понижалась. "Новый курс" усилил государственно-монополистический капитализм в США.

Под давлением мощного забастовочного движения, охватившего почти всю страну, правительство Рузвельта было вынуждено пойти на определённые уступки рабочему классу, зафиксированные в пунктах 7а и 7б закона о восстановлении промышленности (в дальнейшем пункт 7а был включен в закон Вагнера). В соответствии с этим законом рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Одновременно запрещался детский труд, устанавливались максимум часов работы и минимум заработной платы. Тем самым была легализована система полу безработицы с сокращённой заработной платой, и фактически фиксировался низкий уровень заработной платы для всех рабочих. Во всех кодексах этот минимум был значительно ниже среде почасовой зарплаты 1932г. Для женщин, подростков и рабочих-негров этот минимум был ещё ниже.

В целях сокращения безработицы, а также для того, чтобы удалить из крупнейших промышленных центров наиболее активную часть рабочего класса, были развёрнуты общественные работы, на которые конгресс выделил 3 млрд. долларов.

Составной частью законодательства "нового курса" являлся закон, который предусматривал создание Администрации регулирования сельского хозяйства (ААА), ставившей своей целью повышение цен на сельскохозяйственные товары (путём сокращения посевных площадей) и уменьшение производства хлеба, мяса и других сельскохозяйственные продукцию.

Провозглашая "новый курс", правительство Рузвельта попыталось преодолеть небывало тяжёлый экономический кризис. Основной целью "нового курса" являлось укрепление капиталистической системы. Однако президент Рузвельт вынужден был под давлением народных масс пойти на некоторые уступки рабочим (закон Вагнера). "Если бы он не сделал этих уступок, указывал У. Фостер, то массы, исполненные боевого духа, вероятно, пошли бы значительно дальше влево и в открытой борьбе добились бы от предпринимателей и правительства гораздо более существенных реформ".

"Новый курс" сыграл свою роль в обеспечении выхода США из кризиса и усилил позиции монополистической буржуазии. В связи с наступившим оживлением в экономике США в 19351936гг. надобность проведении экстраординарных мероприятий "нового курса" отпала. Крупнейшие финансовые и промышленные магнаты требовали их отмены. 27 мая 1935г. Верховный суд объявил неконституционными ряд законов НИРА. Однако часть законов "нового курса" продолжало оставаться в действии. Во второй половине 1937г. в США начался новый экономический кризис, снизивший производство на одну треть и породивший армию безработных в 11 млн. человек. Это свидетельствовало о том, что искусственные мероприятия "нового курса" не восстановили сил безнадёжно больной экономики Соединенных Штатов Америки.

 

Фостер У. Очерк политической истории

Америки. М. , 1953г. с. 595.

Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории

(1917-1945) Вып. II. М. , 1980. С.52-56.

 

 

"НОВЫЙ КУРС" Ф. РУЗВЕЛЬТА В США

 

"Экономическая политика "нового курса" развивалась двумя главными путями: глубокие институционные реформы и дефицитное финансирование. Обе эти магистральные линии тесно переплетались, преобразуя в исторически короткий срок частнокапиталистические устои в государственно-монополистическом направлении.

Новой администрации и конгрессу 73-го созыва, прежде всего,

пришлось заняться банковско-финансовыми проблемами, ибо в начале марта 1933 г. банки как институт перестали функционировать.

Уже 6 марта, не дожидаясь открытия чрезвычайной сессии конгресса, назначенной им на 9 марта, президент провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки. В первые же часы своей деятельности конгресс утвердил чрезвычайный банковский закон, который санкционировал меры, принятые после 4 марта, а также предоставил главе исполнительной власти широкие полномочия по контролю международных финансовых сделок.

На другой день, 10 марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке. Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности. Правительство получило материальную возможность декретировать золотое содержание доллара, чем вскоре и воспользовалось. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных "каникул".

... Черту под банковским законодательством 1933 г. подвел закон Гласса-Стигалла, принятый 16 июня... Этим статусом депозитные и инвестиционные функции банков разделялись. Тем самым ставился известный барьер спекулятивным операциям. Важным новшеством было введение страхования банковских депозитов в пределах 2500 дол.<... >

Законодательство 1933-1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый президентом США, получил полномочия по определению суммы резерва, который должен оставаться в банках-членах ФРС. На практике это означало, что совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог облегчать или затруднять доступ к кредиту и с помощью этой манипуляции влиять на деловую активность. Не менее важно и то, что такой насущный вопрос в деятельности банков был поставлен под государственный контроль.

... В тесной связи с банковско-денежными мероприятиями проводилось законодательство об упорядочении операции на фондовых биржах... В 1933-1934 гг. были приняты два закона по регулированию деятельности бирж. ... По закону 1935 г. вводились довольно жесткие меры регулирования держательских (холдинг) компаний...

В государственно-монополистическом направлении шли и попытки восстановления индустриального механизма. Они в основном связаны с принятым 16 июня 1933 г. законом о восстановлении промышленности (НИРА - ред.)... НИРА разрешил ассоциациям предпринимателей формулировать, а президенту - санкционировать "кодексы частной конкуренции", превращая их в правовую норму, нарушение которой подлежало пресечению со стороны Федеральной торговой комиссии. Кодексы устанавливали объемы производства, цены и другие правила сбыта, а также предписывали условия труда.

"На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства... Это был акт форсированного картелирования промышленности. Закон поставил в выигрышное положение верхи корпораций, создавшие кодексы в угоду своим интересам и проводившие их в жизнь под общим руководством Национальной администрации восстановления... " (с. 218)

... За короткий срок было составлено 557 основных и 189 дополнительных кодексов в отраслях, которые охватывали 95% всех промышленных рабочих.

... Аграрная политика "нового курса" прошла в своем развитии несколько этапов... Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933г. билль о помощи фермерам... ставил главной целью поднять уровень цен... Статус предоставлял министру сельского хозяйства две категории полномочий. Во-первых, он мог прибегать к премиальным платежам тем фермерам, которые в добровольном порядке соглашались ограничивать объем производства. Деньги для этих выплат черпались из фонда, создавшегося налогом на первичную обработку сельскохозяйственной продукции...

"Эту часть программы осуществляла Администрация по регулированию сельского хозяйства... " (с. 219)

Во-вторых, министр имел право вступать в рыночные или сбытовые соглашения с занятыми обработкой сельскохозяйственной продукции предпринимателями и с фермерскими ассоциациями для того, чтобы добиться более благоприятного уровня цен для фермеров.

Сокращение посевных площадей и уничтожение уже произведенной продукции мыслились как ключевые рычаги осуществления программы по регулированию сельского хозяйства. В связи с этим было перепахано 10, 5 млн. акров хлопчатника, уничтожено около 6, 5 млн. свиней...

"Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удалив срок погашения долга. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали 540 тысячам фермерам займы на сумму 2200 млн. долл. Эти банки приняли на себя 37 % всего долгового обязательства фермеров. Но около 90% занятой фермерами суммы пришлось бросить на выплату долгов, а не на производственные нужды... Одновременно с премиальными платежами за сокращение посевных площадей (в 1933-1935 гг. аграрии получили по этому каналу 966 млн. долл.), это улучшало положение фермерства, но следует иметь ввиду, что государственными дотациями могли воспользоваться в гораздо большей степени собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. " (С. 219)

С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике "нового курса"... Новый статус создавал условия для получения премиальных платежей собственникам, соглашавшимся изымать землю из-под культур, которые ее истощают, и предпринимать меры по улучшению почв. Средства для выплат ... выделялись из общего бюджета.

... основная линия - поддержка крупных хозяйств и активное вторжение государства в аграрные отношения - продолжала развиваться и во второй половине десятилетия. Это было закреплено в законе о регулировании сельского хозяйства, подписанном 16 февраля 1938 г., который открыл завершающую фазу аграрной политики "нового курса"... Закон 1938 г. вводил концепцию "всегда нормальной житницы"(...), согласно которой поддержание цен... достигалось не путем уничтожения "излишней" продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров. <... >

Формирование государственно-монополистических тенденций в экономике было лишь одной стороной "нового курса". Его другая черта состояла в о государственном подходе к решению социальных проблем... Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы... 12 мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным... В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долл..

С апреля 1933 г. стала создаваться система лесных лагерей для безработной молодежи, где они содержались в течение шести месяцев на полном обеспечении и с выплатой им 30 долл. в месяц... За 1933-1939 гг. через эти лагеря прошли 2 млн. человек в возрасте до 25 лет.

Организация общественных работ приняла широкий размах после подписания НИРА, в соответствии с которым на эти цели ассигновывалось 3300 млн. долл. и создавалась специальная администрация (ПВА-ред.), руководившая строительными работами.

... Одним из важнейших актов внутренней политики "нового курса" было создание системы социального обеспечения... Принятый в августе 1935 г. закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице.

"<... > Реформы "нового курса" заложили фундамент современного государственного регулирования условий труда и взаимоотношений организованных рабочих с предпринимателями...

Статья 7а НИРА провозглашала в общей форме право рабочих на создание профсоюзов и обязывала предпринимателей "соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную оплату труда и другие условия труда, одобренные или предписанные президентом". Все это фиксировалось в "кодексах частной конкуренции"... Всего кодексами было охвачено 22, 5 млн. рабочих. Лишь в 13 кодексах рабочая неделя не превышала рекомендованных президентом 35 часов. Кодексы санкционировали низкие ставки заработной платы в штатах Юга. Как правило, рабочие не имели голоса при составлении кодексов. Те же их положения, кото



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.015 с.)