Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кондауров Ю. Н., Тышкевич В. Н.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К 659 Практикум по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 1996. – 193 с.: ил. ISBN 5-88234-194-9 Рассмотрены вопросы производственной санитарии и пожарной профилактики, системы управления и организации работы по безопасности жизнедеятельности. Приведена методика обнаружения и измерения вредных и опасных производственных факторов, даны описания применяемых установок и приборов, методика проведения лабораторных и практических работ, деловых игр, порядок оформления отчетов. Для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических колледжей, старшеклассников.
Рецензисты: Л. В. Чернов, канд. техн. наук, доц. (ВСХА); В. М. Луганцев, канд. юр. наук, доц. (ВолгГТУ); А. П. Лавриненко, канд. техн. наук, доц. (ВГПУ).
ББК 68/69(2)-5 ISBN 5-88234-194-9 © Составление. Ю. Н. Кондауров, В. Н. Тышкевич, 1996 Раздел I Лабораторно-практические работы введение
Курс «Безопасность жизнедеятельности» изучает взаимодействие человека с техносферой и содействует формированию у будущих учителей знаний, умений и навыков по проблеме сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Настоящее учебное пособие создано на основе стандартов безопасности жизнедеятельности, действующих санитарных норм и правил, положений, руководств, других нормативных документов и в соответствии с программой курса «Безопасность жизнедеятельности» для высших педагогических заведений по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». Его задачи: освоение студентами основ профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, привитие навыков самостоятельной оценки условий труда на рабочих местах, работы с приборами, нормативными документами, планирования и практического осуществления мероприятий по безопасности жизнедеятельности в учреждениях народного образования. Практикум ориентирует студентов на серьезную самостоятельную подготовку к каждой работе. Он состоит из пяти лабораторно-практических работ, одна из которых (№ 5) составлена в форме деловой игры. В описании каждой работы даются ее цель, общие сведения, используемые приборы и оборудование, порядок выполнения работы, контрольные вопросы. Кроме того, в практикуме приведены методические указания к лабораторно-практическим занятиям, задания для учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), необходимые справочные материалы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Цель работы: научить исследовать микроклимат в учебных помещениях при помощи стандартного оборудования и определять его соответствие санитарным нормам. Общие сведения
Основные понятия и термины, нормативы для оптимальных и допустимых метеорологических условий определены в ГОСТ 12.1.005.-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Микроклимат производственных помещений — климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающей среды. Указанные параметры нормируются для рабочей зоны производственных и учебных помещений, под которой понимается или зона высотой 2 м над уровнем пола, или площадка постоянного или временного пребывания работающих. Постоянным рабочим местом считается место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 часов непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных точках рабочей зоны, то постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона. Температура воздуха — параметр, отражающий его тепловое состояние. Характеризуется кинетической энергией движения молекул газов воздуха. Влажность воздуха — параметр, отражающий содержание в воздухе водяных паров. Абсолютная влажность выражается парциальным давлением водяных паров (Па) или в единицах массы в определенном объеме воздуха (г/м3). Максимальная влажность определяется количеством влаги при полном насыщении воздуха при данной температуре. Относительная влажность — отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженной в процентах. Движение воздуха в рабочей зоне может быть вызвано неравномерным нагревом воздушных масс, действием вентиляционных систем или технологического оборудования и измеряется в м/с. Влияние параметров микроклимата на организм работающих зависит и от тяжести труда. По степени тяжестивыполняемые физические работы подразделяются на категории: легкие физические работы (категория 1): — категории 1а: энергозатраты человека не превышают 139 Вт, например, работы, производимые сидя, сборочные работы в точном машиностроении; ремонт и изготовление швейных и трикотажных изделий, ремонт часов и т.п.; — категории 1а: энергозатраты составляют 121... 174 Вт, например работа мастера; физические работы средней тяжести (категория 2): — категории 2а: энергозатраты составляют 175... 232 Вт, например работа маляра; ремонт и изготовление мебели и т. п.; — категория 2б с энергозатратами 233—290 Вт, например работа, связанная с переноской тяжестей до 10 кг, работа в механосборочных, термических цехах; тяжелые физические работы (категория 3): с энергозатратами более 290 Вт, к которым относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением и переносом значительных (более 10 кг) тяжестей, это — кузнечные цехи с ручной ковкой. Микроклимат оказывает существенное влияние на общее состояние и работоспособность человека. Человек постоянно находится в состоянии теплового воздействия с окружающей средой. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду за счет конвекции, излучения, потоотделения, нагрева выдыхаемого воздуха, теплопередачи. Оптимальные климатические условия характеризуются тепловым балансом организма, при котором его теплопередача равна теплообразованию, благодаря чему температура тела сохраняется в нормальных пределах. Теплорегуляцией и терморегуляцией называют свойство организма приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя свою температуру в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Главную роль в физической терморегуляции играет теплообмен излучением и конвекцией, за счет которых организм отдает около 80% избыточной теплоты. Излучение теплоты организмом происходит при условии, что температура поверхностей, окружающих человека, ниже температуры поверхности одежды и открытых частей тела. Если же температура окружающих поверхностей высокая (30... 35°С), то теплоотдача за счет излучения и конвекции прекращается, а при более высокой температуре окружающих поверхностей идет обратный процесс нагрева организма человека. При влажности 99—100% выключается механизм потоотделения. В естественных условиях параметры микроклимата могут меняться в следующих пределах: температура от -89,2 до + 60°С; относительная влажность от 10 до 100%; скорость движения воздуха от 0 до 100 м/с. Высокая температура в учебном помещении, на рабочем месте способствует изменениям в сердечно-сосудистой системе (учащается пульс), что оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и проявляется в ослаблении внимания, замедлении реакции, ухудшении координации движений, быстрой утомляемости работающих. Постоянно повторяющееся тепловое воздействие приводит к ослаблению иммунитета организма, развитию профессиональных заболеваний: нарушению водно-солевого баланса, профессиональной катаракте. При сильной степени перегрева может наступить тепловой удар (повышение температуры тела, покраснение кожи, учащенное дыхание, в тяжелых случаях — появление судорог и потеря сознания). Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания или обморожения. К низким относятся температуры ниже -6°С, а к пониженным (субнормальным) от +10°С до —6°С. Отрицательное воздействие на человеческий организм оказывают сквозняки, они вызывают понижение температуры, переохлаждение организма, что снижает работоспособность, ослабляет защитные действия организма и способствует повышению восприимчивости к инфекционным и простудным заболеваниям. Пониженная влажность (менее 18%) вызывает ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей и также ухудшает самочувствие и работоспособность. Таким образом, для обеспечения хорошего самочувствия необходимо определенное сочетание параметров микроклимата. Согласно ГОСТ 12.1.005-88, устанавливается комплекс оптимальных и допустимых метеорологических условий для рабочей зоны помещений, при выборе которых необходимо учитывать: время года — холодный переходный период с температурой воздуха ниже -10°С и теплый период с температурой +10°С и выше; категорию работ в зависимости от тяжести выполнения работы (прил. 1). Оптимальные метеорологические условия — это сочетания параметров микроклимата, которые при длительном систематическом воздействии на человека сохраняют нормальное функциональное и тепловое состояние организма без напряжения реакций терморегуляции, вызывают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокой работоспособности. Допустимые метеорологические условия — сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение реакций терморегуляции, не выходящие за пределы его физиологических возможностей. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, однако могут наблюдаться дискомфортные ощущения, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности. Резкие отклонения параметров микроклимата на рабочих местах от оптимальных и допустимых величин приводят к нарушениям терморегуляции организма, вызывают чрезмерное утомление, простудные заболевания, затрудняют сердечную деятельность. При работе на постоянном рабочем месте должны быть обеспечены оптимальные величины температуры воздуха, относительной влажности и скорости воздуха. Для производственных помещений больших размеров можно использовать допустимые нормы параметров микроклимата, но при этом должны быть соблюдены гигиенические требования в отношении режимов труда и отдыха, а также использованы профилактические средства, направленные против перегрева и охлаждения организма. При характеристике помещений по категории выполняемых работ необходимо ориентироваться на те из них, в выполнении которых принимают участие более 50% работающих Допустимые нормы параметров микроклимата предусматривают несколько большие колебания температур воздуха вне постоянных рабочих мест в холодный и переходный период года. В соответствии с санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ (№ 1186-74) в помещениях школ относительная влажность должна быть 40—60%, в теплое время года возможно ее повышение до 75%; температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях 16—20°С,в мастерских по обработке металла и дерева 16—18°С, в гимнастических залах, вестибюлях, коридорах 14—16°С. Допустимые скорости движения воздуха в теплое время должны быть не более 0,6 м/с и в холодное и переходное время года — не более 0,5 м/с Для поддержания нормального воздушно-теплового режима в школе в каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 2% площади пола Учебное помещение проветривается во время перемен, а рекреационные — во время уроков. В теплые дни занятия проводятся при открытых форточках. Продолжительность сквозного проветривания нормируется и устанавливается в зависимости от наружной температуры. Тепловые ощущения человека обусловливаются одновременным действием температуры, влажности, скорости движения воздуха и температуры окружающих поверхностей. Для количественной оценки тепловых ощущений человека в зависимости от условий окружающей среды пользуются методом, основанным на определении эквивалентно эффективной тем пературы (ЭЭТ) с помощью номограммы и сравнении ее с зоной комфорта для соответствующей категории работ. ЭЭТ при неподвижном воздухе и 100%-й относительной влажности создает те же тепловые ощущения, что и комплекс метеорологических условий с заданными значениями температуры, влажности и скорости движения воздуха. Для обеспечения нормативных требований к метеорологическим условиям в помещениях применяют устройства систем вентиляции, кондиционирования, отопления; средства защиты от тепловых излучений (тепловые экраны, сигнализация, знаки безопасности и т. п.); средства защиты от высоких и низких температур окружающей среды, оборудования (теплоизоляция, ограждения, устройства для обогрева или охлаждения). Приборы и оборудование
Для измерения параметров микроклимата применяют различные приборы (рис. 1). Температуру воздуха измеряют обычно ртутными или спиртовыми термометрами. При тепловых излучениях от оборудования показания обычных термометров не отражают истинной температуры воздуха в помещении, в этих случаях пользуются парным термометром, один резервуар которого с ртутью зачернен, а другой покрыт слоем серебра. Первый поглощает тепловое излучение, второй отражает его. Истинную температуру находят, умножая разность показаний термометров на константу прибора. Для непрерывной регистрации температуры применяют самопишущие приборы — термографы. Крылъчатый анемометр АСО-3 служит для измерения скорости движения воздуха в интервале от 0,3 до 5 м/с. Он регистрирует число оборотов крыльчатки за определенный промежуток времени. Чашечные анемометры имеют пределы измерения скорости от 1 до 10 м/с. Для определения малых скоростей воздуха (менее 1 м/с), что чаще всего требуется на производстве, используют термоанемометры и кататермометры. Термоанемометр ЭА-2М используется для измерения температуры воздуха в пределах от 10 до 60°С и скорости воздушного потока от 0,03 до о м/с. Термоанемометр состоит из измерительного прибора 1 (см. рис. 1,в) и соединенного с ним датчика 4. Шкала прибора отградуирована в мА. Датчик представляет собой два терморезистора с подогреваемой обмоткой. Действие датчиков основано на изменении сопротивления терморезисторов в зависимости от температуры и скорости воздушного потока. От механических повреждений датчик защищен цилиндрической обечайкой 3, а при хранении помещается в металлический футляр 6. Питание — от сети 220 В через стабилизатор 2 или четырех элементов типа «Марс». Определение скорости движения воздуха осуществляется по градуировочному графику, прилагаемому к прибору. Кататометр (тепловой анемометр) применяется для измерения скорости движения воздуха от 0,05 до 2 м/с; представляет собой спиртовой термометр с большим шаровым (шаровой кататометр) или цилиндрическим (цилиндрический катато-метр) резервуаром и капилляром, расширяющимся в верхней части. Действие прибора основано на зависимости скорости охлаждения спирта от скорости движения воздуха. Барометр-анероид служит для измерения величины атмосферного давления; это действие основано на упругой деформации мембранной анероидной коробки под влиянием изменяющегося атмосферного давления и преобразовании деформации в угловые перемещения стрелки прибора. Относительную влажность воздуха определяют при помощи гигрометров, гигрографов и психрометров различных конструкций. Гигрометр М-19 предназначен для прямого определения относительной влажности воздуха. Действие этого прибора основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса удлиняться при повышении влажности воздуха и укорачиваться — при понижении. Шкала прибора проградуирована в процентах относительной влажности. Психрометры состоят из двух термометров: сухого и влажного. Сухой термометр показывает температуру воздуха. У влажного термометра ртутный резервуар покрыт влажной тканью. Показания влажного термометра зависят от влажности воздуха: чем меньше влажность, тем ниже температура, поскольку с уменьшением влаги в воздухе возрастает испарение воды с увлажненной ткани, и поверхность ртутного резервуара охлаждается в большей мере. Простые психрометры (Августа, ПБУ-1М) не имеют вентиляторов, и их показания зависят от скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла. Относительную влажность определяют по показаниям сухого и влажного термометров с использованием таблиц и графиков. Аспирационные психрометры (Ассмана, М-34) имеют вентиляторы электрические или механические с часовым механизмом, чтобы исключить влияние подвижности воздуха на показания влажного термометра. Они создают постоянную скорость Рис. 1. Приборы для определения параметров микроклимата: а — крыльчатый анемометр; б — чашечный анемометр; в — термоанемометр ЭА-2М: 1 — измерительный прибор; 2 — стабилизированный источник питания; 3 — обечайка датчика; 4 — датчик; 5 —трубка-держатель; б — футляр датчика; г — шаровой кататометр: 1 — верхний резервуар; 2 — капиллярная трубка; 3 — нижний резервуар; д — гигрометр М-19; е — простой психрометр; ж — аспирационный психрометр Ассмана. 1 — сухой термометр; 2 — вентилятор; 3 — завод вентилятора; 4 — влажный термометр, з — актинометр Носова
в трубках, в которых находятся резервуары термометров. Трубки эти играют также защитную роль, предохраняя термометры от механических повреждений и отражая излучения, которые могут исказить показания прибора. Относительную влажность определяют по психрометрической таблице. Для автоматической записи влажности воздуха на ленту используют гигрографы. Интенсивность тепловых излучений измеряют актинометром. Наибольшее распространение получили актинометры, устройство которых основано на принципе термоэлектрического эффекта, возникающего в замкнутой электрической цепи (термоэлемента), состоящей из различных проводников. Если места их контактов имеют различную температуру, то в цепи возникает ток, сила которого пропорциональна разности температур. Шкала актинометра градуирована в калориях на 1 см/мин. Техника измерения такова: откинув крышку, прибор подносят к источнику излучения той стороны, где располагаются термоэлементы, и по шкале определяют интенсивность теплового излучения. Порядок выполнения работы
3.1. Измерить параметры микроклимата в учебном помещении. Определить их соответствие оптимальным нормам. Измерения проводить на высоте 1,5 м от уровня пола (на уровне груди). Для измерений использовать приборы, указанные преподавателем. 3.1.1. Измерить температуру воздуха, атмосферное давление. 3.1.2. Определить относительную влажность воздуха. При использовании простого психрометра необходимо предварительно проверить наличие в сосуде дистиллированной воды. Резервуар влажного термометра не должен касаться стенок сосуда и воды. Относительную влажность определить по психрометрической таблице и графику (прил. 3, 2). При использовании аспирационного психрометра необходимо предварительно с помощью пипетки намочить гигроскопическую ткань одного из термометров, психрометр следует держать вертикально во избежание попадания воды в гильзы и головку прибора. Включить вентилятор психрометра и примерно через 4 мин, когда стабилизируются показания термометров, записать их в протокол. По психрометрической таблице (прил. 4) определить относительную влажность воздуха. 3.1.3. Измерить скорость движения воздуха. При использовании крыльчатых или чашечных анемометров необходимо предварительно записать суммарное показание трех шкал счетчика (центральная стрелка показывает единицы и десятки, стрелки мелких циферблатов — сотые и тысячные деления). Затем арретиром отключить счетчик от крыльчатки, сориентировать прибор в воздушном потоке так, чтобы ось крыльчатки была параллельна ему. После того как крыльчатка наберет обороты (примерно через 10—15 с), включить одновременно счетчик анемометра и секундомер, через 50—100 с остановить счетчик и секундомер. Записать конечные показания прибора. Разность между конечными и начальными отсчетами разделить на время измерения и определить число единиц шкалы, приходящееся на одну секунду. Затем по градуировочному графику прибора определить скорость движения воздуха. Для этого на вертикальной оси отложить число единиц шкалы в секунду, а на горизонтальной оси получить значение скорости в м/с. При использовании шарового кататометра необходимо опустить его в подогретую до 60—70°С воду. После того как спирт заполнит 1/3 верхнего резервуара, кататометр вытереть насухо и подвесить на место измерения. Определить время охлаждения от 38 до 35°С. Замерить термометром в начале и конце опыта температуру воздуха (t1и t2), затем вычислить вспомогательную величину Q по формуле
36, 5 – (t1 + t2) Q =.
Определить теплоотдачу кататометра Н по формуле H=F/T, где F — фактор кататометра, мкал/см2, показывающий потери тепла с каждого см2 поверхности резервуара при охлаждении его с 38 до 35°С; τ время охлаждения кататометра с 38 до 35°С, с. Фактор наносится заводом-изготовителем на кататометр. Определить соотношение H/Q и по соответствующей таблице (прил. 5) определить скорость движения воздуха.
3.1.4. Результаты вычислений и измерений занести в протокол испытаний. Форма 1 Период года _____________________________
Вид работы по тяжести_________________________
Занести в протокол оптимального значения параметров микроклимата для времени года и вида работ по заданию преподавателя в соответствии с ГОСТ 12.1005-88 (см. прил. 1) или санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ (№ 1186-а-74). Сделать заключение о соответствии измеренных параметров микроклимата оптимальным нормам. 3.2. Определить комплексное воздействие параметров микроклимата на организм человека методом, основанным на определении эквивалентно-эффективной температуры (ЭЭТ). Определить ЭЭТ по номограмме (рис. 2), для чего отметить показания сухого и влажного термометров и соединить их прямой линией. Точка пересечения ее с кривой, соответствующей скорости воздуха, показывает величину ЭЭТ и ее положение относительно зоны комфорта. Если значение ЭЭТ находится
в пределах зоны комфорта, то весь исследуемый комплекс метеорологических условий обеспечивает нормальный тепловой обмен. Если значение ЭЭТ находится вне пределов зоны комфорта, то по номограмме определяются пути создания комфортных условий. Это достигается изменением одного или нескольких параметров микроклимата. Пределы изменения ЭЭТ, соответствующие зоне комфорта, равны: — для легкой работы — 17,2—21,7°С; — для работы средней тяжести — 16,2—20,7°С; — для тяжелого труда — 14,7—19,2°С. Приведенная номограмма не учитывает воздействия лучистого тепла. Пример пользования номограммой Пусть требуется определить по величине ЭЭТ комплексное воздействие на человека, выполняющего легкую работу в помещении, следующих измеренных параметров микроклимата: температуры воздуха по сухому термометру 20°С, по влажному 18°С, при скорости движения воздуха 2 м/с. Отложив показания сухого и влажного термометров на соответствующих шкалах, соединяем их прямой линией. Точка пересечения этой линии с V=2 м/с соответствует ЭЭТ 15,5°С. Эта ЭЭТ, например для легких работ, находится ниже зоны комфорта. Следовательно, исследуемое сочетание параметров не дает оптимальных тепловых ощущений. Для приведения параметров к зоне комфорта следует снизить в рабочей зоне скорость движения воздуха до 1 м/с и менее, или повысить температуру до 22°С по показаниям сухого термометра при неизменных показаниях влажного термометра (т. е. уменьшить относительную влажность воздуха).
Содержание отчета
В отчете о проделанной работе необходимо указать название и цель работы; описать параметры, входящие в понятия «метеорологические условия», привести их оптимальные нормы в учебных помещениях: перечислить приборы, применяемые для определения параметров микроклимата; заполнить таблицу протокола испытаний и сделать заключение о соответствии измеренных параметров микроклимата оптимальным нормам; указать пути создания комфортных условий в учебном помещении, если полученное сочетание параметров микроклимата их не обеспечивает для заданного вида работ. 5. Задание для учебно-исследовательской работы студентов
5.1. Определить по номограмме эквивалентно-эффективных температур для полученного сочетания параметров микроклимата в помещении значение каждого параметра, на которое необходимо его изменить при фиксированных значениях двух других параметров, для приведения метеорологических условий к зоне комфорта для всех категорий работ по степени тяжести. Указать, например, на какую величину нужно изменить скорость движения воздуха (V) при фиксированных значениях температуры (t) и относительной влажности воздуха (r) для приведения параметров к зоне комфорта при выполнении легких работ, работ средней тяжести и для тяжелого труда. Затем такой же анализ провести для двух других параметров: температуры и относительной влажности воздуха. 5.2. Указать возможные технические мероприятия и устройства, которые нужно использовать для приведения параметров микроклимата к зоне комфорта (практическая реализация рекомендаций пункта 1-го задания). 5.3. Для одной из категорий работ, например для легкого труда, построить графики зависимостей ∆t=f(t) при r=const, V=const; ∆t=f(r) при t=const, V=const; ∆t=f(V) при t=const, r=const, где ∆t=tэ'—tэ, t'э — ЭЭТ, полученная по номограмме конкретного сочетания параметров микроклимата; tэ = ЭЭT, соответствующая зоне комфорта для данной категории работ. На рис. 3 показан пример графика функции t=f(V) для сочетания параметров, представленного выше в примере пользования номограммой ЭЭТ. Принято tэ=17,2°C, соответствует легкому труду. В тех случаях, когда кривая не пересекает ось абсцисс, т. е. пределы изменения к зоне комфорта, необходимо предварительно изменить величину другого параметра для приближения условий к зоне комфорта.
Рис. 3. График зависимости ∆t=f(v) Контрольные вопросы 1) Дайте определение микроклимата производственных помещений. 2) Что называется рабочей зоной? 3) Перечислите параметры микроклимата и дайте им определение. 4) В чем разница между абсолютной и относительной влажностью? 5) На какие категории подразделяются физические работы по степени тяжести? 6) Как влияют различные метеорологические условия на теплообмен человека с окружающей средой? 7) Что такое оптимальные метеорологические условия и чем они отличаются от допустимых? 8) Назовите оптимальные значения нормируемых параметров микроклимата в различных учебных помещениях общеобразовательных школ. 9) Что представляет собой эквивалентно-эффективная температура? Что с ее помощью определяют? 10) Каким образом достигается выполнение нормальных требований к метеорологическим условиям? Какие устройства используются для обеспечения оптимальных значений параметров микроклимата? 11) Какие вы знаете приборы, использующиеся для определения параметров микроклимата? 12) Показания какого термометра больше: сухого или влажного? Могут ли их показания быть равными? 13) Какие Недостатки при определении влажности присущи психрометру без вентилятора в сравнении с аспирационным психрометром? 14) Для измерения каких параметров предназначены термометры и кататометры? 15) Расскажите о принципе действия и значении актинометров.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.018 с.) |