Деструктивные стороны конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деструктивные стороны конфликта



· Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

· Нарушение деловых и личных отношений между людь­ми, снижение дисциплины.

· В целом ухудшается соци­ально-психологический климат.

· Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

· Представление о победителях или побежденных как о врагах.

· Временные потери. На одну минуту конфликта прихо­дится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Скептики и оптимисты

Участникам нужно выполнять следующее задание. Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновы­вает его. Желательно, чтобы утверждение было связано с темой тренинга. Например, это может быть фраза: «Часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, пото­му что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ве­дущий передает слово игроку справа, что может сопровож­даться перекидыванием мяча или другим символическим действием.

Участник, который вступил в игру, повторяет заключи­тельную часть фразы ведущего и опровергает ее, точнее, находит в ней отрицательные стороны. («Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно, после этого с человеком не захочется иметь ничего общего».) Далее ход передается следующему игроку, который повто­ряет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней свои плюсы («С человеком не захочется иметь ничего общего, и это хорошо, потому что это подтолкнет нас найти действительно близких и надежных друзей и партнеров»), и так далее. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицатель­ные стороны явления.

Изменение эмоционального состояния.

1 «Купол». Бы можете создать вокруг себя мысленную энергетическую ограду, которая препятствовала бы влиянию на вас отрицательного эмоционального заряда. Как только вы почувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательной энергии», что производится «психологическое вторжение», вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол.

2. «Стрелоуловитель». Бы представляете, что несправедливые реплики в ваш адрес — это стрелы, посылаемые в вас оппонентом. Он намерен причинить вам боль, задеть вас или ранить. Но у вас есть толстая невидимая подушка, которая обладает свойством задерживать острые стрелы и пропускать данные, важные для контроля над ситуацией. Подушка не отбивает стрелы обратно в оппонента, она их мягко поглощает

3. «Отводная труба». Вы можете образно представить себе, что у вас внутри вставлена тонкая трубка. Ее начало находится у вас в ухе, а конец выходит из пятки. На вашем рабочем месте есть специальное «сливное отверстие». Колкости, исходящие от собеседника, с легким шуршанием проходят в землю не причинив ему никакого вреда.

4. «Самонаблюдение», или «вторая пара глаз». Выполняя эту технику, вы как бы раздваиваетесь. С помощью «второй пары глаз» вы стремитесь как можно глубже разобраться в собственных реакциях, изучить, как они возникают, как протекают и как проходят, проследить, как влияют на них разные приемы, и оценить действие этих приемов. Взгляд «второй пары глаз» должен быть максимально критическим: нужно зафиксировать в сознании все, что подлежит исправлению в себе, а в дальнейшем отмечать все успехи и все неудачи.

5. «Анализ собеседника». Часть внимания обособляется от непосредственного взаимодействия с собеседником и направляется на изучение его со стороны. Здесь также действует «вторая пара глаз», но взгляд обращается уже не на самого себя, а на другого.

6. «Чужая роль». Эта техника близка к предыдущей и может применяться вместе с ней. Вы принимаете на себя роли собеседника, смотрите на происходящее его Глазами и пытаетесь пред­видеть его дальнейшие действия. Затем можно сравнить реальные поступки оппонента с предполагавшимися, а позже подумать о причинах расхождений.

7. «Карнавальный костюм». Мысленно переодевайти обижающего вас в смешной карнавальный костюм.

Изменение психического состояния

1. «Зажимы». Обычно у каждого человека в трудных ситуациях появляется излишнее напряжение в одних и тех же группах мышц. Важно знать свою склонность к тем или иным «зажимам», научиться уделять им внимание и уметь освобождаться от «зажимов» — расслаблять напряжен­ную группу мышц.

2. «Дыхание». Действие предыдущей техники может быть значительно усилено с помощью управления дыханием. Глубокий вдох – глубокий выдох. Глубокий вдох – выдох до половины – пауза – выдох до конца. Глубокий вдох – выдох до половины – пауза – выдох до конца. Вдох до половины – выдох до конца. Повторить не боле 2-3 раз.

3. «Улыбка». Здесь речь идет об «аутогенном» действии улыбки.

4. Аутотренинг. И. Шулъц еще в начале тридцатых годов предложил объединить технику глубокой мышечной релаксации с самовнушением.

Техники, снижающие напряжение:

1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

2. Вербализация эмоционального состояния:

а) своего;

б) партнера.

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.).

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

6. В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8. Обращение к фактам.

9. Спокойный, уверенный темп речи.

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие напряжение:

1. Перебивание партнера.

2. Игнорирование эмоционального состояния

а) своего;

б) партнера.

3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5. Негативная оценка личности

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Переход на «личности».

9. Резкое убыстрение темпа речи.

10. Избегание пространственной близости и наклона тела.

 

Золотистый поток

Техника относится к категории визуально-релаксацион­ных, она не требует каких-то подручных средств в ходе обу­чения. Тренер зачитывает группе инструкцию; его голос должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 се кун д.

Инструкция звучит следующим образом: «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и вы­дох...

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медлен­но льется... Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мяг­ко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь... Этот золотистый поток словно волшеб­ный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего моз­га и очищает ее... Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось... Теперь золотистый поток спускается по лицу и за­тылку... Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту...

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют... рот золотистый поток спускается по вашим рукам... Они тяжелые... И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное... Это то лишнее, что накопил ось в вас... Смот­рите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это... И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый... Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как све­тящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким... И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи... Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается отчего-то... Распрямляется... Затем поток устремляется вниз... Он очищает таз...

Теперь он стекает по ногам... Очень медленно он продви­гается от бедер к коленям... Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги... От коленей — к стопам... По стопам он втекает наружу... вы видите вытекающий мутный поток... И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее... До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света...Медленно откройте глаза... Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!»

После того как участники выполнили это задание, они могут поделиться впечатлениями. Возможно обсудить, есть ли ограничения у этой техники, какими еще способами можно снять накопившееся или внезапно возникшее напря­жение, снизить накал отрицательных эмоций.

Как и многие другие техники снятия напряжения, «Золо­тистый поток» требует определенной тренировки; с каждым разом ее выполнение будет занимать все меньше времени, а результат будет все более стойким.

Место личной силы

Инструкция для отработки этой техники такова: «Сядь­те удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят сво­бодно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и вы­дох...

Теперь представьте, что к вам подлетает облако — очень белое, пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему. Вы касаетесь, и оказывается, оно мягкое, но упругое... Вы заходите на облако, и оно принимает форму удобного крес­ла, обтекающего ваше тело. Вы удобно устроились, и облако начало медленно двигаться... Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах... Только облако плывет по небу...

Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами... Вылетите над островом... Он зеленый, много деревь­ев, много травы... Вы видите, как поблескивает голубое озеро... Плещется вода...

Вы медленно спускаетесь и выходите из облака... Вы сту­паете босиком по мягкой шелковой траве... Оглядывае­тесь...

Посмотрите: какое место вам больше всего нравится?.. Идите туда... Теперь вы можете лечь на траву на этом месте... Трава мягкая, немного прохладная, но не холодная... Вам хорошо...

Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой... Вы чувствуете, как она вливается в вас... как каждая клеточ­ка радуется, распрямляется... Земля любит вас... Трава нежно гладит вас... Вы полностью насыщаетесь силой, любовью „ нежностью...

Вы медленно встаете и идете к облаку. Оно готово к по­лету.. Вы садитесь в него... и летите... И вот вы снова здесь...

Медленно откройте глаза... С прибытием вас!..»

Волшебное дерево

Текст для освоения техники таков: «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох-выдох, вдох-выдох.

Теперь представьте, что вы на лесной поляне. Вы видите на ней несколько разных деревьев...

Одно вам нравится больше всех, и вы идете к нему... Вы трогаете ладонью его кору... Теперь вы подходите к нему вплотную... Обнимаете его...

Вы чувствуете, как бегут соки по стволу... Это целебные соки. Они наполняют энергией. Вы чувствуете, что дерево почувствовало вас и направило к вам свои соки...

Соки втекают в вас во всем теле... Они пропитывают вас... Каждая клеточка вашего тела наполняется и радостно раз­ворачивается... Вы наполнены силой дерева...

Вы делаете шаг назад... Вы благодарно гладите дерево по коре... Теперь это ваше дерево... Дайте ему имя...

Попрощайтесь с ним. Вы еще придете к нему... А сейчас откройте глаза...»

Крестики-нолики

Инструкция: Вам предлагается вариант игры в крестики-нолики. Его отличие состоит в следующем: 1) мы играем на большом поле (6 на 6), 2) играем двумя командами (от каждой по 1 игроку, который будет проставлять знаки); 3) за каждую зачеркнутую линию от стороны, до стороны (вне зависимости от ее длинны и направления) команда получает 1000 руб.

Схема игры:

  а б в г д е       а б в г д е
                      х о х х  
                    о       х о
                    х         о
                    о         х
                    о о       о
                      х х о х  

Пример пустого полотна Сопротивление

 

  а б в г д е       а б в г д е
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х

Компромисс Сотрудничество

 

Матрица возможностей

Цель работы: Изучение возможностей целесообразного выбора стратегий поведения в конфликте на основе вероятностного прогнозирования.

Инструкция: Вы едите на машине и останавливаетесь перед оцепленным милицией участком. Подходя видите тело погибшего человека. Идет снег, холодно, все раздражены и следователь не позволяет вам сделать снимки и собрать информацию для репортажа.

Ход работы

1. Используя «Матрицу возможностей», оцените достоинства различных вариантов поведения в конфликте.

В первой колонке опишите ваши возможные действия, которые вы гипотетически можете предпринять в русле каждой стратегии. Стремитесь, чтобы вариантов было больше.

Во второй колонке напротив каждого варианта вашего поведения опишите вероятный ответ оппонента и последствие реализации данной стратегии.

В третьей колонке оцените вероятность каждого исхода, используя 10-ти балльную шкалу.

В четвертой колонке оцените, насколько этот исход для вас желателен. 1 балл будет обозначать полную нежелательность, 10 — максимальную привлекательность.

Матрица возможностей

Возможный подход (подробное описание) Вероятный результат применения этого подхода Вероятность реакции (Р) от 1 до 10 Желательность такого итога (А) от 1 до 10 Итоговая оценка Р*А
Уклонение 1)        
Приспособление 1)        
Соперничество 1)        
Компромисс 1)        
Сотрудничество 1)        

В пятой колонке вам предстоит перемножить оценки вероятности и желательности по каждому варианту поведения. Максимальное произведение будет указывать на вариант, к которому следует проявить повышенное внимание.

Техника ассертивного отражения чувств:

Шаги:

1. Вы замечаете, что в вас возникло сильное чувство по отношению к другому человеку и хотите, чтобы он что-то делал или нет.

2. Про себя называете чувства и формулируете желание по отношению к человеку.

3. Поставьте перед собой маленькую, выполнимую цель.

4. Объективное описание ситуации.

5. Открытое выражение чувства.

6. Сформулировать желание или вывод по этому поводу

7. Внимательно выслушивать ответ, не перебивая. Вкратце повторите.

8. Далее опять шаги 5,6 иногда до 3х раз повторить.

Ассертивное поведение.

· Ассертивная просьба:

1. Позиция: взрослый-взрослый.

2. Объективное описание ситуации с использованием Я-высказываний.

3. Пожалуйста помоги мне.

· Ассертивный отказ (техника «Перманентный отказ»)

1. Благодарность за доверие, предложение.

2. Аргументация отказа.

3. Вежливый, но твердый отказ.

Далее мы выслушиваем аргументы просящего (или предлагающего), повторяем их, чтобы он понял, что мы его слышим, и снова отказываем.

4. Выслушивание и повторение аргументов оппонента.

5. Вежливый и твердый отказ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.038 с.)