Сергеева Кристина Владимировна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сергеева Кристина Владимировна



Сергеева Кристина Владимировна

К.пс.н., доц. Кафедры «Психология» ВлГУ

Тренинг тренеров

Ступень 3. Конфликтологический тренинг

 

Содержание

1. Понятие конфликта и группы тренингов по теме конликтов.

2. Цель, задачи и этапы тренинга.

3. Информационный блок тренинга.

4. Методический материал.

5. Литература к тренингу.

 

 

Понятие конфликта и группы тренингов по теме конфликтов

 

Конфликт (от лат.conflictus— столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт – это неизбежная черта всех соц. систем.

1) Конфликт неизбежен и поэтому естественен.

2) Конфликт не обязательно приводит к разрушению.

3) Конфликт содержит мощный позитивный потенциал, т. к. он изменяет состояния, отношения, мысли человека, следовательно, способствует его адаптации.

В целом конфликтологический тренинг может проводиться как самостоятельно, так и в рамках другого тренинга (используются отдельные элементы или целые этапы). Так, владение навыками бесконфликтного поведения является важнейшей составляющее коммуникативной компетентности (коммуникативный тренинг), помогает выходить из ситуаций жесткого давления или манипуляций (тренинг влияния и противостояния влияния), является важной составляющей профессиональной деятельности во многих специальностях – психолога, педагога, менеджера, продавца, управленца и др. (разные виды тренингов развития профессионально важных качеств личности).

Если же рассматривать исключительно тренинг конфликтов, то можно выделить две наиболее распространенные его разновидности: тренинг бесконфликтного поведения и тренинг конструктивного поведения в конфликтах. В первом случае больший упор делается на профилактику возникновения конфликтов, обучения клиентов навыкам предотвращения конфликтных ситуаций. Тренинг конструктивного поведения в конфликтах в большей степени ориентирован на формирование эффективных способов межличностного взаимодействия непосредственно в конфликте.

Цель, задачи и этапы тренинга

Признак Виды тренингов
1. Название Тренинг бесконфликтного поведения Тренинг конструктивного поведения в конфликте
2. Цель Предотвращение развития конфликтов, формирование бесконфликтных форм поведения Формирование эффективных форм взаимодействия в конфликтах
3. Задачи - формирование представлений о конфликтных и бесконфликтных формах поведения; - создание мотивации использования бесконфликтных стратегий взаимодействия; - овладение навыками бесконфликтного общения.   - формирование представлений о конфликте, его структуре, механизмах развития и функциях; - создание мотивации использования бесконфликтных стратегий взаимодействия; - овладение навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, выхода из конфликта.
4. Этапы 1. Эмоциональная саморегуляция. 2. Стратегии поведения в конфликте. 3. Элементы коммуникативного тренинга: - техники активного слушания; - типовые вопросы; - мотивации общения и др. 4. Элементы тренинга влияния: - манипуляции; - противостояние манипуляциям и др. 1. Анализ ситуации конфликта. 2. Эмоциональная саморегуляция. 3. Стратегии поведения в конфликте. 4. Техники конструктивного поведения в конфликте.

Информационный блок тренинга.

Конфликт – состояние противостояния, войны, дисгармонии между людьми.

К конструктивным элементам конфликта можно отнести следующие:

  • обсуждение конфликтных вопросов может стимулировать членов группы и организации в целом натворческоерешениепроблем;
  • конфликт может повыситьвероятностьгруппового и организационного изменения и адаптации. Конфликт ориентирует внимание руководства на те проблемы, которые создают неудобства и сложности для нормального функционирования персонала;
  • конфликт может укреплятьвзаимоотношения и повышатьгрупповуюмораль и климат;
  • конфликт может способствоватьболееглубокомуосознаниюсебя и другихлюдей;
  • конфликт может способствоватьразвитиюличности. В ходе конфликта руководители могут обнаружить, как их собственный стиль руководства влияет на подчиненных. Подчиненные входе конфликта могут выя вить те технические или межличностные навыки и умения, которые им необходимо приобрести или улучшить;
  • конфликт может способствовать психологическомуразвитию. Люди становятся более аккуратными и реалистичными в самооценках, развивают саморефлексию, уменьшают эгоцентрические наклонности, могут повысить самооценку и уверенность в себе;
  • конфликт может приноситьудовлетворение и радость. Конфликт дает возможность работникам «ощутить» сильные переживания, принять другие взгляды и представления о проблеме и людях и положительно оценивать многогранность своих взаимоотношений.

 

Классификация конфликтов:

I. По результату:

1. Конструктивный – разрешение противостояния ради достижения целей.

2. Деструктивный – расширение на других людей, переход на личности.

II. По взаимодействующим субъектам:

1. Внутриличностный

2. Межличностный

3. Межгрупповой

4. Межсистемный (запад – восток)

III. По причинам возникновения:

1. Информационный – человек получил ошибочную информацию.

2. Ценностный (самый сложный).

3. Поведенческий.

4. Конфликт отношений или ролевой конфликт.

5. Структурный – конфликты в организациях – причина – власть, не точное распределение функций и т. д.

6. Ресурсный – когда что-то делим.

IV. По предмету конфликта:

1. Реалистичные – имеют основу для противостояния

2. Нереалистичные

Структура конфликта:

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта

— стороны (участники, субъекты) конфликта;

— условия протекания конфликта;

— образы конфликтной ситуации;

— возможные действия участников конфликта;

— исход конфликтной ситуации.

 

Методический материал.

 

Тренинг конструктивного поведения в конфликтах

Этап Тип, вид работы
I. Знакомство. Зайти в круг необычным способом Цвет, настроение, о себе
II. Целеполагание Чего ждете от тренинга?
III. Разминки, ледоколы Упрямая сороконожка Хвостик Иа-Иа Ритмический канон Я чувствую себя вот так… Вампиры Мячики Домики-гномики
IV. Анализ ситуации конфликта 1. Паутина конфликта + кластерный анализ 2. Дом в паутине 3. Плюсы и минусы конфликта 4. Скептики и оптимисты
V. Эмоциональная регуляция 1. Эмоциональные поговорки 2. Прищепки 3. Техника ассертивного отреагирования чувств 4. Лекция об аутогенной тренировке и акупунктуре, способах снижения/увеличения напряжения 5. Аутогенная тренировка
VI. Стратегии поведения в конфликте 1. Датский бокс 2. Толкалки 3. Крестики-нолики 4. Лекция по теории К. Томаса 5. Несуществующее время
VII. Конструктивное поведение в конфликте 1. Матрица возможностей. 2. Ассертивный просьба и отказ 3. Переговоры 4. Выработка взаимных предложений 5. Переговоры и синих бананах
I. Рефлексия Башня из бумаги Что дал вам тренинг, группа? Пожелания

ИГРЫ К ТРЕНИНГУ

Упрямая сороконожка.

Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами – наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. На протяжении первого этапа игры нельзя разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из участников определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться и сбоку от него, и сзади. По команде каждый должен попытаться занять выбранное место и остаться там не менее 3 сек. После того, как все члены команды побывают в облюбованных местах – объявляется время. Второй этап – можно разговаривать и выработать стратегию продвижения, чтобы сократить время. Опять засекается время.

Хвост ослика Иа.

Группа разбивается на пары. Каждой паре даются хвостики (15-29 см. длиной) полоска из материи или бумаги, которую один из участников вставляет за пояс. Это хвост. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры. Задание: Каждая пара должна оборвать как можно больше хвостов у других пар, при этом сохранив свой собственный. Лишение хвоста – выход из игры.

Ритмичный канон

Все участники образуют круг (лучше сидя). Начинаем разучивать «канон»:

3 хлопка в ладони;

3 хлопка по коленям;

3 притопа;

3 возгласа «УРА! УРА! УРА!».

Когда все уловили ритм и темп, ведущий делит участ­ников на 2 группы: не вставая с мест, участники рассчи­тываются на первый — второй или круг мысленно делится ведущим на 2 части.

Дальше происходит следующее: первые начинают ка­нон и хлопают 3 раза в ладоши. Когда первые номера начи­нают хлопать по коленям, в канон вступают вторые номера (также с трех хлопков). Канон можно усложнить, разделив игроков сначала на 3, а затем на 4 группы.

Прищепки

Реквизит: для каждого участника по 3 — 5 прищепок.

Перед началом игры каждый игрок прицепляет свои прищепки себе на одежду на видном месте. По команде все начинают охотиться за прищепками других. Сорвав прищепку с кого-либо, игрок должен тут же нацепить ее себе на одежду. У кого по истечении опре­деленного времени (3 — 4 минуты) будет на одежде больше всего прищепок, тот и победил.

Примечание. Можно взять прищепки разных цветов и устроить борь­бу между командами.

Вариант. Игра усложнится, если изменить цель с точностью до наоборот — не срывать прищепки с других, а избавляться от своих, цепляя их на одежду противника.

Я чувствую себя «ВОТ ТАК!!!»

Каждый участник по кругу показывает, как он в данный момент себя чувствует. Все остальные повторяют за ним.

Например, участник А говорит: «Я чувствую себя вот так» — зевает, прикрывая рот рукой. Все остальные по­вторяют этот жест.

Желательно, чтобы каждый смог выразить свое настро­ение, не повторяя предыдущие движения.

Вампиры

Реквизит: повязка на глаза для каждого участника (если все честно закроют глаза, то повязка не требуется).

Из помещения, где проходит игра, нужно по возможно­сти убрать все твердые и большие предметы (столы, стулья и т. п.), о которые участники могут запнуться или что-ни­будь себе повредить. Или отправляйтесь играть на улицу, если погода хорошая!

Участники с закрытыми / завязанными глазами пере­двигаются по комнате молча. Одному или двум игрокам ве­дущий шепчет на ухо, что они вампиры. Теперь самое ин­тересное будет происходить при столкновении участников друг с другом.

Сталкиваясь с кем-то, вампир страшно кричит, тем са­мым превращая того игрока, с кем он столкнулся, тоже в вампира, который, в свою очередь, также должен будет кричать при столкновении с кем-то.

Если встречаются 2 вампира (оба кричат), то они, та­ким образом, расколдовываются, превращаясь в обычных игроков, и продолжают двигаться до следующего столкно­вения.

Эмоциональные поговорки

Эта веселая игра-разминка направлена на распознавание цувств и эмоциональных состояний партнера. Очень часто мы говорим одно, адумаем и чувствуем совсем другое. В этом несоответствии кроются причины многих конфликтов. Для игры ведущему нужно подготовить набор карточек с пословицами и поговорками и карточки с эмоциями, коли­чество и тех и других равно числу участников тренинга. Далее каждому игроку выдается одна карточка с поговоркой и одна карточка с эмоцией, причем эмоциональная окраска поговорки не должна быть схожей с эмоцией на карточке.

Все участники передвигаются по комнате в хаотичном порядке и декларируют свои поговорки встречающимся игрокам; делают они это с той эмоцией, которая указана у них на карточке. Игрок-зритель пытается угадать, с какими же чувствами произнесена поговорка и, если у него это по­лучается, записывает себе очко. Затем уже он предъявляет свою пословицу, а первый участник угадывает эмоцию. Да­лее происходит смена партнеров.

«Скупа та птица, которой гнездо свое не мило. (Злость)

Без корня и полынь не растет. (Возмущение)

Смелость города берет. (Обида)

Как поживешь, так и прослывешь. (Мстительность)

Сидя у моря, жди погоды. (Бунтарство)

Будет тихо, будет и лихо. (Зависть)

Старый ворон не каркнет мимо. (Отвращение)

Молодость — пташкой, а старость — черепашкой. (Страх)

Долог день до вечера, коли делать нечего. (Подавленность)

Маленькое дело лучше большого безделья. (Счастье)

Смотри дерево в плодах, а человека в делах. (Радость)

Попытка не пытка, а спрос не беда. (Триумф)

Штопай дыру, пока невелика. (Надежда)

Задним умом дела не поправишь. (Спокойствие)

Где тонко, там и рвется. (Нежность)

Наскоро делать — переделывать. (Облегчение)

Золото и в грязи блестит. (Любовь)»

Паутина конфликта

Упражнение позволяет собрать ассоциации по теме, начать разговор по проблеме конфликта, помогает структурировать для участников тренинга последующие тренинговые блоки. Для проведения упражнения потребуются флипчарт и маркер (доска и мел). В центре флипчарта ведущий рисует небольшой круг и вписывает в него слово «конфликт». Далее участникам предлагается в произвольном порядке озвучивать свои ассоциации — слова и словосочетания — с этим поня­тием. Процедура продолжается до тех пор, пока участники не иссякнут или пока тренер не наберет достаточно мате­риала для дальнейшей работы.

Ведущий фиксирует все сказанное на флипчарте, запи­сывая, обводя круглыми рамками и вырисовывая связующие линии между ними. При этом он может выбрать одну из двух тактик. В соответствии с одной из них он сам группи­рует услышанные слова так, чтобы темы тренинга были понятны из компоновки кружочков. Эта тактика предпо­чтительна при дефиците времени или при неготовности ведущего перестраивать по ходу дела структуру тренинга. Вторая тактика предполагает большую активность слуша­телей: после того как слова зафиксированы тренером в произвольном порядке, им предлагается (индивидуально или в подгруппах) перерисовать эту схему с новой, более логичной компоновкой.

Дом в паутине

Паутина, как известно, может появиться в любой точке дома, и все же ее появление в глухих углах наи­более вероятно. Если мы представим в виде дома индивиду­альное психологическое пространство или пространство межличностных либо межгрупповых отношений, то в каких-то его глухих закоулках мы вполне можем обнаружить такую конфликтную паутину. Однако хорошие хозяева не допус­кают распространения паутины по своему жилищу, они стараются предотвратить ее возникновение, проверяя по­тенциальные точки ее роста. Участники тренинговой группы выступают в этом упраж­нении как такие образцовые хозяева, проводящие инвента­ризацию своих хором. Их задача — определить те углы (ти­пичные ситуации или слабые места), в которые появление паутины наиболее вероятно. Упражнение может проводиться в индивидуальном рефлексивном режиме — тогда участни­ки осмысливают свое личное психологическое пространст­во, или в режиме групповой дискуссии — если необходимо проанализировать реальную текущую ситуацию, сложив­шуюся в их коллективе или зоне ответственности.

Плюсы и минусы конфликта

Участники делятся на две группы. Первые — люди, которые видят в конфликте скорее отрица­тельные стороны; вторые — положительные. Первой коман­де нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, — описать негативные по­следствия конфликтов. На работу группам дается 30 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они имеют возможность их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Конструктивные стороны конфликта:

· Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

· Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

· Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

· Конфликт — это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

· Необходимость разрешения конфликта обусловливает развитие организации.

· Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Скептики и оптимисты

Участникам нужно выполнять следующее задание. Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновы­вает его. Желательно, чтобы утверждение было связано с темой тренинга. Например, это может быть фраза: «Часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, пото­му что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ве­дущий передает слово игроку справа, что может сопровож­даться перекидыванием мяча или другим символическим действием.

Участник, который вступил в игру, повторяет заключи­тельную часть фразы ведущего и опровергает ее, точнее, находит в ней отрицательные стороны. («Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно, после этого с человеком не захочется иметь ничего общего».) Далее ход передается следующему игроку, который повто­ряет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней свои плюсы («С человеком не захочется иметь ничего общего, и это хорошо, потому что это подтолкнет нас найти действительно близких и надежных друзей и партнеров»), и так далее. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицатель­ные стороны явления.

Золотистый поток

Техника относится к категории визуально-релаксацион­ных, она не требует каких-то подручных средств в ходе обу­чения. Тренер зачитывает группе инструкцию; его голос должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 се кун д.

Инструкция звучит следующим образом: «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и вы­дох...

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медлен­но льется... Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мяг­ко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь... Этот золотистый поток словно волшеб­ный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего моз­га и очищает ее... Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось... Теперь золотистый поток спускается по лицу и за­тылку... Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту...

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют... рот золотистый поток спускается по вашим рукам... Они тяжелые... И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное... Это то лишнее, что накопил ось в вас... Смот­рите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это... И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый... Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как све­тящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким... И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи... Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается отчего-то... Распрямляется... Затем поток устремляется вниз... Он очищает таз...

Теперь он стекает по ногам... Очень медленно он продви­гается от бедер к коленям... Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги... От коленей — к стопам... По стопам он втекает наружу... вы видите вытекающий мутный поток... И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее... До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света...Медленно откройте глаза... Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!»

После того как участники выполнили это задание, они могут поделиться впечатлениями. Возможно обсудить, есть ли ограничения у этой техники, какими еще способами можно снять накопившееся или внезапно возникшее напря­жение, снизить накал отрицательных эмоций.

Как и многие другие техники снятия напряжения, «Золо­тистый поток» требует определенной тренировки; с каждым разом ее выполнение будет занимать все меньше времени, а результат будет все более стойким.

Место личной силы

Инструкция для отработки этой техники такова: «Сядь­те удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят сво­бодно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и вы­дох...

Теперь представьте, что к вам подлетает облако — очень белое, пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему. Вы касаетесь, и оказывается, оно мягкое, но упругое... Вы заходите на облако, и оно принимает форму удобного крес­ла, обтекающего ваше тело. Вы удобно устроились, и облако начало медленно двигаться... Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах... Только облако плывет по небу...

Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами... Вылетите над островом... Он зеленый, много деревь­ев, много травы... Вы видите, как поблескивает голубое озеро... Плещется вода...

Вы медленно спускаетесь и выходите из облака... Вы сту­паете босиком по мягкой шелковой траве... Оглядывае­тесь...

Посмотрите: какое место вам больше всего нравится?.. Идите туда... Теперь вы можете лечь на траву на этом месте... Трава мягкая, немного прохладная, но не холодная... Вам хорошо...

Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой... Вы чувствуете, как она вливается в вас... как каждая клеточ­ка радуется, распрямляется... Земля любит вас... Трава нежно гладит вас... Вы полностью насыщаетесь силой, любовью „ нежностью...

Вы медленно встаете и идете к облаку. Оно готово к по­лету.. Вы садитесь в него... и летите... И вот вы снова здесь...

Медленно откройте глаза... С прибытием вас!..»

Волшебное дерево

Текст для освоения техники таков: «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох-выдох, вдох-выдох.

Теперь представьте, что вы на лесной поляне. Вы видите на ней несколько разных деревьев...

Одно вам нравится больше всех, и вы идете к нему... Вы трогаете ладонью его кору... Теперь вы подходите к нему вплотную... Обнимаете его...

Вы чувствуете, как бегут соки по стволу... Это целебные соки. Они наполняют энергией. Вы чувствуете, что дерево почувствовало вас и направило к вам свои соки...

Соки втекают в вас во всем теле... Они пропитывают вас... Каждая клеточка вашего тела наполняется и радостно раз­ворачивается... Вы наполнены силой дерева...

Вы делаете шаг назад... Вы благодарно гладите дерево по коре... Теперь это ваше дерево... Дайте ему имя...

Попрощайтесь с ним. Вы еще придете к нему... А сейчас откройте глаза...»

Крестики-нолики

Инструкция: Вам предлагается вариант игры в крестики-нолики. Его отличие состоит в следующем: 1) мы играем на большом поле (6 на 6), 2) играем двумя командами (от каждой по 1 игроку, который будет проставлять знаки); 3) за каждую зачеркнутую линию от стороны, до стороны (вне зависимости от ее длинны и направления) команда получает 1000 руб.

Схема игры:

  а б в г д е       а б в г д е
                      х о х х  
                    о       х о
                    х         о
                    о         х
                    о о       о
                      х х о х  

Пример пустого полотна Сопротивление

 

  а б в г д е       а б в г д е
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х
  х х х о о о       х о х о х о
  х х х о о о       о х о х о х

Компромисс Сотрудничество

 

Матрица возможностей

Цель работы: Изучение возможностей целесообразного выбора стратегий поведения в конфликте на основе вероятностного прогнозирования.

Инструкция: Вы едите на машине и останавливаетесь перед оцепленным милицией участком. Подходя видите тело погибшего человека. Идет снег, холодно, все раздражены и следователь не позволяет вам сделать снимки и собрать информацию для репортажа.

Ход работы

1. Используя «Матрицу возможностей», оцените достоинства различных вариантов поведения в конфликте.

В первой колонке опишите ваши возможные действия, которые вы гипотетически можете предпринять в русле каждой стратегии. Стремитесь, чтобы вариантов было больше.

Во второй колонке напротив каждого варианта вашего поведения опишите вероятный ответ оппонента и последствие реализации данной стратегии.

В третьей колонке оцените вероятность каждого исхода, используя 10-ти балльную шкалу.

В четвертой колонке оцените, насколько этот исход для вас желателен. 1 балл будет обозначать полную нежелательность, 10 — максимальную привлекательность.

Матрица возможностей

Возможный подход (подробное описание) Вероятный результат применения этого подхода Вероятность реакции (Р) от 1 до 10 Желательность такого итога (А) от 1 до 10 Итоговая оценка Р*А
Уклонение 1)        
Приспособление 1)        
Соперничество 1)        
Компромисс 1)        
Сотрудничество 1)        

В пятой колонке вам предстоит перемножить оценки вероятности и желательности по каждому варианту поведения. Максимальное произведение будет указывать на вариант, к которому следует проявить повышенное внимание.

Техника ассертивного отражения чувств:

Шаги:

1. Вы замечаете, что в вас возникло сильное чувство по отношению к другому человеку и хотите, чтобы он что-то делал или нет.

2. Про себя называете чувства и формулируете желание по отношению к человеку.

3. Поставьте перед собой маленькую, выполнимую цель.

4. Объективное описание ситуации.

5. Открытое выражение чувства.

6. Сформулировать желание или вывод по этому поводу

7. Внимательно выслушивать ответ, не перебивая. Вкратце повторите.

8. Далее опять шаги 5,6 иногда до 3х раз повторить.

Ассертивное поведение.

· Ассертивная просьба:

1. Позиция: взрослый-взрослый.

2. Объективное описание ситуации с использованием Я-высказываний.

3. Пожалуйста помоги мне.

· Ассертивный отказ (техника «Перманентный отказ»)

1. Благодарность за доверие, предложение.

2. Аргументация отказа.

3. Вежливый, но твердый отказ.

Далее мы выслушиваем аргументы просящего (или предлагающего), повторяем их, чтобы он понял, что мы его слышим, и снова отказываем.

4. Выслушивание и повторение аргументов оппонента.

5. Вежливый и твердый отказ.

 

Переговоры о синих бананах

Эта ролевая игра позволит участникам попрактиковаться в ведении переговоров. Для ее осуществления необходимо подготовить копии инструкций по числу участников: поло­вина получит инструкцию А, вторая половина — инструкцию Б (текст инструкций см. в Приложении 3; в них смоделиро­вана ситуация, описанная в известной притче о двух сестрах и одном апельсине).

Инструкция 1

Вы — доктор А. Смит, химик, работающий в большой корпорации, имеющей предприятия в разных странах мира. Вы научный сотрудник отдела, отвечающего за решение проблемы нефтяных пятен. Эти пятна представляют опасность для окружающей среды и здоровья местных жителей.

Недавно в сельскохозяйственном районе, население ко­торого составляет пятьдесят тысяч человек, было обнаруже­но большое нефтяное пятно. Район этот с незапамятных времен был житницей страны. Разлившаяся нефть загряз­нила грунтовые воды и почву, в результате чего возникла угроза срыва посевной и разрушения системы водоснабже­ния населения. В повестке дня Президента — рассмотрение вопроса об объявлении чрезвычайного положения и эвакуа­ции региона. Он уже обратился к негосударственным и ме­ждународным организациям за помощью в предоставлении дополнительных продовольственных ресурсов для страны.

Ваш отдел разработал химический препарат, позволяющий нейтрализовать опасные последствия разлива нефти. Пре­парат прошел проверку в местности, где нефтяное пятно загрязнило почву. Один из важнейших компонентов, входя­щих в этот химический препарат, — кожура очень редкого синего банана. К сожалению, из-за нашествия паразитов в этом году случился неурожай синих бананов — их собрали всего три тысячи штук. Использовать другие бананы для получения препарата невозможно, испытания с использо­ванием кожуры других сортов не имели успеха.

Недавно вы узнали, что у латиноамериканского экспорте­ра фруктов Р. Родригеса на продажу есть две тысячи нужных вам бананов в хорошем состоянии. Кожуры от этих двух тысяч бананов было бы достаточно для производства необходимого для предотвращения срыва посевной и спасения системы водоснабжения количества химического препарата.

Также вы узнали, что одновременно с вами доктор П. Вес-сон ищет возможности приобрести синие бананы у Р. Род­ригеса. Доктор Вессон работает в конкурирующей фарма­цевтической компании, которая в свое время отказалась от переговоров с вашим отделом на предмет взаимовыгодного научного сотрудничества. Фактически их отказ от сотруд­ничества приостановил значимое для вас научное исследо­вание этого химического препарата.

Президент обратился к вашей компании за поддержкой. Компания уполномочила вас обратиться к Родригесу с целью закупки двух тысяч синих бананов. Вы получили информа­цию, что Родригес продаст бананы тому, кто больше запла­тит. За кожуру двух тысяч имеющихся в наличии бананов вы можете предложить не более $ 250 000.

Перед тем как начать переговоры с Родригесом, вы реши­ли поговорить с доктором Вессоном. Ваша цель — попросить его не препятствовать приобретению вами бананов.

Инструкция 2

Вы — П. Вессон, ученый, работающий в фармацевтической фирме. После долгих лет исследований вы разработали вак­цину против СПИДа. Пока она находится в стадии испыта­ний. Проведенные на небольшой группе добровольцев, они продемонстрировали очень обнадеживающие результаты. СПИД поражает миллионы людей каждый год, и ваша вак­цина, несмотря на то что ее изобретение пока держится в секрете, приобретает известность. Правительства стран, где свирепствует СПИД, предлагают вашей компании проводить клинические испытания у них. К сожалению, вакцина де лается из мякоти чрезвычайно редкого синего банана. Из-за нашествия паразитов, уничтоживших большую часть урожая, в прошлом сезоне было собрано всего три тысячи таких бананов. Дополнительных поставок синих бананов до урожая в следующем сезоне не предвидится, и эксперты снова обе­щают плохой урожай.

Приостановка испытаний вакцины приведет к отсрочке получения одобрения, необходимого для широкого распро­странения вакцины, на несколько лет. Предварительные испытания доказали, что вакцина не дает побочных эффек­тов. Ваша компания имеет патент на вакцину, которая, как ожидается, будет коммерчески выгодной при использовании в больших количествах. В то же время компания уже начала готовить акцию по раздаче вакцины бедным людям, которые нуждаются в ней больше всего.

Недавно вы узнали, что у латиноамериканского экспор­тера фруктов Р. Родригеса есть на продажу две тысячи таких бананов в хорошем состоянии. Мякоти этих двух тысяч ба­нанов было бы достаточно, чтобы произвести столько вак­цины, сколько нужно для проведения дальнейших испыта­ний и получения необходимого одобрения. В таком случае вакцину можно было бы распространить в течение года.

Кроме того, вы узнали, что доктор А.Смит также пытает­ся срочно купить эти бананы у Р. Родригеса. Доктор Смит работает в конкурирующей компании, которая в свое время отказалась от переговоров с вашей фирмой на предмет взаи­мовыгодного научного сотрудничества. Фактически их отказ от сотрудничества затянул важнейшее исследование по раз­работке вакцины.

Ваша компания отправила вас к Родригесу, у которого вы должны купить бананы. Вы знаете, что Родригес продаст их тому, кто больше заплатит. За необходимые две тысячи ба­нанов вы можете заплатить максимум $250 000.

Перед тем как поехать к Родригесу, вы решили поговорить с доктором Смитом, чтобы он не препятствовал вам в по­купке бананов.

 

 

Литература к тренингу конфликтов

1. Авидон И., Гончукова О. Тренинг взаимодействия в конфликте.

2. Васильева Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта.

4. Фопель К. Энергия паузы.

5. Сидоренко Е.В Тренинг коммуникативной компетентности.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

7. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения.

 

 

Сергеева Кристина Владимировна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.138 с.)