Теории механизмов возникновения конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории механизмов возникновения конфликтов



Три формулы возникновения конфликтов:

1. КI = КГ1 КГ2 КГ3 … К

КГ – конфликтоген. Каждый конфликтоген больше предыдущего. 80% конфликтов возникают именно по такому механизму.

Конфликтогены – слова, действия, которые могут привести к конфликту.

Правило: не употреблять конфликтоген и не отвечать КГ на КГ.

Конфликтогены:

1. Прямой негатив.

2. Нарушения этики.

3. Снисходительность и нравоучения.

4. Хвастовство.

5. Наивное поведение.

6. Ссылки на других.

7. Категоричность.

8. Нечестность, неискренность.

 

2. КII = КС + КП

КС – конфликтная ситуация

КП – конфликтное поведение

Правила: 1) Устранить КС или проговорить ее. 2) Действовать неконфликтно.

 

3. К = КС1 +КС2+КС3+…КСn, где n > 2

 

Стратегии поведения в конфликте

Наиболее широко известной теорией стратегий межличностного взаимодействия является концепция К. Томаса, который выделяет пять видов взаимодействия людей на основе соотнесения собственных целей с целями других индивидов.

 

Ориентация max *Противодействие * Сотрудничество

на собственные

цели

 

*Компромисс

 

 

* Избегание *Уступчивость

 
 


min max Ориентация на цели другого

 

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм, агрессия).

3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

 

Методический материал.

 

Тренинг конструктивного поведения в конфликтах

Этап Тип, вид работы
I. Знакомство. Зайти в круг необычным способом Цвет, настроение, о себе
II. Целеполагание Чего ждете от тренинга?
III. Разминки, ледоколы Упрямая сороконожка Хвостик Иа-Иа Ритмический канон Я чувствую себя вот так… Вампиры Мячики Домики-гномики
IV. Анализ ситуации конфликта 1. Паутина конфликта + кластерный анализ 2. Дом в паутине 3. Плюсы и минусы конфликта 4. Скептики и оптимисты
V. Эмоциональная регуляция 1. Эмоциональные поговорки 2. Прищепки 3. Техника ассертивного отреагирования чувств 4. Лекция об аутогенной тренировке и акупунктуре, способах снижения/увеличения напряжения 5. Аутогенная тренировка
VI. Стратегии поведения в конфликте 1. Датский бокс 2. Толкалки 3. Крестики-нолики 4. Лекция по теории К. Томаса 5. Несуществующее время
VII. Конструктивное поведение в конфликте 1. Матрица возможностей. 2. Ассертивный просьба и отказ 3. Переговоры 4. Выработка взаимных предложений 5. Переговоры и синих бананах
I. Рефлексия Башня из бумаги Что дал вам тренинг, группа? Пожелания

ИГРЫ К ТРЕНИНГУ

Упрямая сороконожка.

Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами – наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. На протяжении первого этапа игры нельзя разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из участников определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться и сбоку от него, и сзади. По команде каждый должен попытаться занять выбранное место и остаться там не менее 3 сек. После того, как все члены команды побывают в облюбованных местах – объявляется время. Второй этап – можно разговаривать и выработать стратегию продвижения, чтобы сократить время. Опять засекается время.

Хвост ослика Иа.

Группа разбивается на пары. Каждой паре даются хвостики (15-29 см. длиной) полоска из материи или бумаги, которую один из участников вставляет за пояс. Это хвост. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры. Задание: Каждая пара должна оборвать как можно больше хвостов у других пар, при этом сохранив свой собственный. Лишение хвоста – выход из игры.

Ритмичный канон

Все участники образуют круг (лучше сидя). Начинаем разучивать «канон»:

3 хлопка в ладони;

3 хлопка по коленям;

3 притопа;

3 возгласа «УРА! УРА! УРА!».

Когда все уловили ритм и темп, ведущий делит участ­ников на 2 группы: не вставая с мест, участники рассчи­тываются на первый — второй или круг мысленно делится ведущим на 2 части.

Дальше происходит следующее: первые начинают ка­нон и хлопают 3 раза в ладоши. Когда первые номера начи­нают хлопать по коленям, в канон вступают вторые номера (также с трех хлопков). Канон можно усложнить, разделив игроков сначала на 3, а затем на 4 группы.

Прищепки

Реквизит: для каждого участника по 3 — 5 прищепок.

Перед началом игры каждый игрок прицепляет свои прищепки себе на одежду на видном месте. По команде все начинают охотиться за прищепками других. Сорвав прищепку с кого-либо, игрок должен тут же нацепить ее себе на одежду. У кого по истечении опре­деленного времени (3 — 4 минуты) будет на одежде больше всего прищепок, тот и победил.

Примечание. Можно взять прищепки разных цветов и устроить борь­бу между командами.

Вариант. Игра усложнится, если изменить цель с точностью до наоборот — не срывать прищепки с других, а избавляться от своих, цепляя их на одежду противника.

Я чувствую себя «ВОТ ТАК!!!»

Каждый участник по кругу показывает, как он в данный момент себя чувствует. Все остальные повторяют за ним.

Например, участник А говорит: «Я чувствую себя вот так» — зевает, прикрывая рот рукой. Все остальные по­вторяют этот жест.

Желательно, чтобы каждый смог выразить свое настро­ение, не повторяя предыдущие движения.

Вампиры

Реквизит: повязка на глаза для каждого участника (если все честно закроют глаза, то повязка не требуется).

Из помещения, где проходит игра, нужно по возможно­сти убрать все твердые и большие предметы (столы, стулья и т. п.), о которые участники могут запнуться или что-ни­будь себе повредить. Или отправляйтесь играть на улицу, если погода хорошая!

Участники с закрытыми / завязанными глазами пере­двигаются по комнате молча. Одному или двум игрокам ве­дущий шепчет на ухо, что они вампиры. Теперь самое ин­тересное будет происходить при столкновении участников друг с другом.

Сталкиваясь с кем-то, вампир страшно кричит, тем са­мым превращая того игрока, с кем он столкнулся, тоже в вампира, который, в свою очередь, также должен будет кричать при столкновении с кем-то.

Если встречаются 2 вампира (оба кричат), то они, та­ким образом, расколдовываются, превращаясь в обычных игроков, и продолжают двигаться до следующего столкно­вения.

Эмоциональные поговорки

Эта веселая игра-разминка направлена на распознавание цувств и эмоциональных состояний партнера. Очень часто мы говорим одно, адумаем и чувствуем совсем другое. В этом несоответствии кроются причины многих конфликтов. Для игры ведущему нужно подготовить набор карточек с пословицами и поговорками и карточки с эмоциями, коли­чество и тех и других равно числу участников тренинга. Далее каждому игроку выдается одна карточка с поговоркой и одна карточка с эмоцией, причем эмоциональная окраска поговорки не должна быть схожей с эмоцией на карточке.

Все участники передвигаются по комнате в хаотичном порядке и декларируют свои поговорки встречающимся игрокам; делают они это с той эмоцией, которая указана у них на карточке. Игрок-зритель пытается угадать, с какими же чувствами произнесена поговорка и, если у него это по­лучается, записывает себе очко. Затем уже он предъявляет свою пословицу, а первый участник угадывает эмоцию. Да­лее происходит смена партнеров.

«Скупа та птица, которой гнездо свое не мило. (Злость)

Без корня и полынь не растет. (Возмущение)

Смелость города берет. (Обида)

Как поживешь, так и прослывешь. (Мстительность)

Сидя у моря, жди погоды. (Бунтарство)

Будет тихо, будет и лихо. (Зависть)

Старый ворон не каркнет мимо. (Отвращение)

Молодость — пташкой, а старость — черепашкой. (Страх)

Долог день до вечера, коли делать нечего. (Подавленность)

Маленькое дело лучше большого безделья. (Счастье)

Смотри дерево в плодах, а человека в делах. (Радость)

Попытка не пытка, а спрос не беда. (Триумф)

Штопай дыру, пока невелика. (Надежда)

Задним умом дела не поправишь. (Спокойствие)

Где тонко, там и рвется. (Нежность)

Наскоро делать — переделывать. (Облегчение)

Золото и в грязи блестит. (Любовь)»

Паутина конфликта

Упражнение позволяет собрать ассоциации по теме, начать разговор по проблеме конфликта, помогает структурировать для участников тренинга последующие тренинговые блоки. Для проведения упражнения потребуются флипчарт и маркер (доска и мел). В центре флипчарта ведущий рисует небольшой круг и вписывает в него слово «конфликт». Далее участникам предлагается в произвольном порядке озвучивать свои ассоциации — слова и словосочетания — с этим поня­тием. Процедура продолжается до тех пор, пока участники не иссякнут или пока тренер не наберет достаточно мате­риала для дальнейшей работы.

Ведущий фиксирует все сказанное на флипчарте, запи­сывая, обводя круглыми рамками и вырисовывая связующие линии между ними. При этом он может выбрать одну из двух тактик. В соответствии с одной из них он сам группи­рует услышанные слова так, чтобы темы тренинга были понятны из компоновки кружочков. Эта тактика предпо­чтительна при дефиците времени или при неготовности ведущего перестраивать по ходу дела структуру тренинга. Вторая тактика предполагает большую активность слуша­телей: после того как слова зафиксированы тренером в произвольном порядке, им предлагается (индивидуально или в подгруппах) перерисовать эту схему с новой, более логичной компоновкой.

Дом в паутине

Паутина, как известно, может появиться в любой точке дома, и все же ее появление в глухих углах наи­более вероятно. Если мы представим в виде дома индивиду­альное психологическое пространство или пространство межличностных либо межгрупповых отношений, то в каких-то его глухих закоулках мы вполне можем обнаружить такую конфликтную паутину. Однако хорошие хозяева не допус­кают распространения паутины по своему жилищу, они стараются предотвратить ее возникновение, проверяя по­тенциальные точки ее роста. Участники тренинговой группы выступают в этом упраж­нении как такие образцовые хозяева, проводящие инвента­ризацию своих хором. Их задача — определить те углы (ти­пичные ситуации или слабые места), в которые появление паутины наиболее вероятно. Упражнение может проводиться в индивидуальном рефлексивном режиме — тогда участни­ки осмысливают свое личное психологическое пространст­во, или в режиме групповой дискуссии — если необходимо проанализировать реальную текущую ситуацию, сложив­шуюся в их коллективе или зоне ответственности.

Плюсы и минусы конфликта

Участники делятся на две группы. Первые — люди, которые видят в конфликте скорее отрица­тельные стороны; вторые — положительные. Первой коман­де нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, — описать негативные по­следствия конфликтов. На работу группам дается 30 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они имеют возможность их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Конструктивные стороны конфликта:

· Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

· Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

· Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

· Конфликт — это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

· Необходимость разрешения конфликта обусловливает развитие организации.

· Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.022 с.)