Памятные даты. А. А. Ухтомский о биосоциальной природе человека (к 130-летию со дня рождения (1875 - 1942)) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятные даты. А. А. Ухтомский о биосоциальной природе человека (к 130-летию со дня рождения (1875 - 1942))



Автор: Л. В. СОКОЛОВА

© 2005 г. Л. В. Соколова

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник Физиологического научно-исследовательского института им. АЛ. Ухтомского Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург

В истории нашей отечественной мысли можно встретить немало имен, настоящее открытие которых далеко не всегда совпадает со временем реального бытия их носителей. Вклад таких людей в общее развитие знаний и культуры становится зримым лишь много позже - спустя годы и даже десятилетия. Среди них и Алексей Алексеевич Ухтомский.

Наследие Ухтомского до недавних пор прочно связывалось с конкретной областью знаний - физиологией поведения животных и человека. Лишь в последнее время в результате тщательной работы над архивами ученого раскрылась еще одна важнейшая часть его творческого дарования, ставящая его в ряд крупнейших религиозно-философских и социальных мыслителей XX в., заложивших основы интегральной науки о природе человека.

Судьба А. А. Ухтомского еще долгое время будет привлекать интерес исследователей. И не только неординарностью жизненных перипетий, выпавших на его долю, но и уникальностью этой личности; тем, насколько были спаяны в одном человеке идеи и сама жизнь. Его жизненный путь непрост, но внутренне закономерен: выпускник Кадетского корпуса и слушатель Московской духовной академии. Кандидат богословия и студент естественного отделения Петербургского университета, "монах в миру" по духовному исповеданию и мироощущению и глава университетской физиологической школы, создавшей одно из оригинальнейших направлений в науке.

Родился Алексей Алексеевич Ухтомский 13 (25) июня 1875 г. в родовом поместье князей Ухтомских, что располагалось в сельце Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. Род Ухтомских принадлежал к одному из древнейших княжеских родов России и вел свое начало от Великого Князя Киевского, Владимирского и Суздальского Юрия Долгорукого.

После окончания рыбинской классической гимназии в 13 лет Алексей Ухтомский по устоявшейся семейной традиции поступает в Нижегородский кадетский корпус. Казалось бы, при аристократическом происхождении Ухтомскому обеспечена вполне благополучная военная карьера. Но после окончания корпуса юноша принимает неожиданное для всех решение поступить на словесное отделение Московской Духовной Академии, где он углубленно занимается изучением философии, в частности, теории познания. Именно там, в академии, у Ухтомского возникла мысль выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти те психофизиологические механизмы, с помощью которых складывается все многообразие поведения и психики человека. Много позже в своей автобиографии Ухтомский напишет: "Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения". При этом Ухтомский понимает необходимость комплексного изучения этих проблем, которое подразумевает рассмотрение человека во всей совокупности его биологических и духовных составляющих.

Уже будучи кандидатом богословия, в возрасте 25 лет Ухтомский становится студентом естественного разряда физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. С этого момента вся его жизнь была прочно связана с университетом: здесь в 1911 г. он защитил магистерскую диссертацию, в 1922 г. возглавил кафедру физиологии человека и животных, в 30-х годах, будучи академиком, основал при университете Научно-исследовательский физиологический институт, носящий ныне его имя. Университет стал для Ухтомского родным домом, духовным приютом, где он сорок с лишним лет вынашивал свои фундаментальные идеи, читал лекции и воспитывал молодежь. В суровую военную пору он не покинул стены родного университета, продолжая руководить научными работами, мыслить, писать. Умер Ухтомский 31 августа 1942 г., не пережив ленинградскую блокаду, не успев прочесть в публичном заседании подготовленный за неделю до того принципиальный для биологии доклад "Система рефлексов в восходящем ряду".

А. А. Ухтомский - уникальное явление в русской культуре. В истории науки найдется немного

стр. 108

деятелей, которые могли бы сравниться с ним по широте кругозора, мощи ума, разносторонности интересов и поражающей активности в самых различных областях человеческой мысли. Ухтомского по праву можно считать подлинным энциклопедистом XX в. По стилю мышления, широте кругозора, диапазону обобщений и остроте предвидений он был одним из крупнейших мыслителей XX в., предвосхитивших целый ряд идей современной науки о человеке, науки интегральной по своей сути. Разработанный им принцип доминанты намного опередил появление других теоретических концепций системного анализа работы мозга, в настоящее время рассматриваемого в качестве основного методологического принципа современного естествознания.

В рамках традиционных работ физиологической научной школы Санкт-Петербургского университета им были начаты исследования функциональной динамики нервных процессов, которые привели к открытию принципа доминанты как одного из главных межсистемных принципов работы мозга, лежащего в основе активного, целенаправленного поведения организма в среде. Понимание Ухтомским подвижного, динамического характера взаимодействия процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе легло в основу выдвинутого им понятия функциональной координации, которое стало основополагающим при формировании представлений ученого о доминирующей констелляции как функционально подвижном динамическом органе. При этом Ухтомским обоснована активная роль координационного торможения в обеспечении интегративной деятельности нервной системы и определено его значение в плане формирования векторной направленности поведения.

Подчеркивая значение доминанты в формировании структуры поведения, он наметил единый план психофизиологического изучения комплекса эффектов доминанты, прежде всего касающегося выявления ее роли в процессах внимания и предметного мышления. Ухтомский не только ввел понятие об "интегральном образе" как элементарной единице процесса познания, обеспечивающей целевую детерминацию поведения, но и предвосхитил идею о вероятностном характере любой поведенческой программы.

Ухтомский с самого начала рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы - человека. По сути, им была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Учение Ухтомского о природе человека - это уникальное сочетание основных направлений русской философской мысли с ее яркой этической направленностью и традиций отечественной физиологической науки. Более того, знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция Ухтомского была построена на стыке различных научных направлений: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Именно это сочетание гуманитарных и естественнонаучных представлений о природе человека дало удивительный, качественно новый сплав знаний об основных биосоциальных детерминантах поведения и психики человека. Был произведен поистине революционный скачок в понимании самой природы человека, показавший неразрывное единство биологического и социального, материального и идеального в человеке. Концепция Ухтомского о биосоциальной природе человека впервые объединяет в единое целое физиологические, психофизиологические и социокультурные детерминанты поведения и психики человека.

Представление о неразрывном единстве физиологического и психического в природе человека привело Ухтомского к качественно новому применительно к человеку понятию "среды", всегда предстающей в контексте культуры и объединяющей как индивидуальный, внутренний мир человека, так и культурный опыт предшествующих поколений. Этот "опыт отцов", по словам ученого, переданный человеку в ходе социальной практики, неизмеримо расширяет границы возможных проявлений его деятельности, раздвигая их за пределы собственного, природного "Я", тем самым повышая адаптивные ресурсы организма. Однако не только среда формирует человека, но и сам человек формирует, активно "творит" среду, вносит свою культурную лепту в общий процесс развития. Единение индивидуальностей творит культуру как качественно иную определенность, в основе которой лежит квинтэссенция человеческих идеалов и плодов реальной деятельности людей, ведомых этими идеалами.

Основываясь на понимании определяющей роли "интегрального образа" в организации психической деятельности человека, Ухтомский впервые с новых позиций обосновал ведущую роль идей и идеалов в жизни человека и общества. Процесс идеализации, построение проекта, предполагающего создание "новой", творимой природы вещей, принадлежит к одним из фундаментальных принципов деятельности высших социальных форм существования природы. Творческий характер человеческого сознания обеспечивает возможность выйти за пределы строго заданной схемы, шаблона, раздвинуть его границы. На принципе "творческой идеализации" построены сформулированные Ухтомским законы общения - закон

стр. 109

Двойника и закон Заслуженного собеседника. Доминанты, по мнению Ухтомского, приводят к одностороннему, субъективному отражению человеком реальной действительности, но они же лежат в основе преобразовательной деятельности человека, в результате которой изменяется не только окружающая среды, но и сам человек, его нравственная природа. Имеющие глубокую психофизиологическую подпочву, сформулированные Ухтомским законы межличностного общения впервые вводили в область естественнонаучного знания такую категорию, как нравственность, которую он считал "естественным" законом жизни человека. Согласно Ухтомскому, нравственное сознание существует только в контексте поведения человека, и любое его действие должно рассматриваться в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно значимых последствий.

К сожалению, на страницах официальной печати того времени эти ценнейшие идеи Ухтомского не были (да и не могли быть!) опубликованы. В научных кругах его теорию и без того называли "небесной физиологией", а его самого "человеком не от мира сего" - и в этом была своя правда, ибо в то время, когда рушились алтари на многострадальной земле и в душах людей, Ухтомский не переставал говорить о высочайшем значении нравственности, о вечной и непреходящей ценности каждой человеческой жизни, о глубочайшей личной ответственности за судьбы истории.

Каждая эпоха рождала людей, которые обладали глубинным "внутренним зрением", позволяющим им прорвать границы своего времени и заглянуть далеко вперед, в отдаленные перспективы развития событий, причины которых лишь закладывались в настоящий момент. Во все времена их голос - "голос пророчественной совести" - призывал человека познать самого себя и свою роль в Истории, нравственно оценить свои деяния, понять, в чем состоит истинный прогресс человечества. Несмотря на то, что конкретные судьбы этих людей несут на себе естественный отпечаток времени, в котором они жили, их мысли и сегодня служат для нас нравственным "компасом", неким духовным ориентиром, по которому мы сверяем собственный путь и научаемся правильно слышать и понимать голос реальности. Среди таких имен и выдающийся русский ученый-мыслитель академик Алексей Алексеевич Ухтомский.

стр. 110



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.007 с.)