Тема 1.1 Становление и развитие маркетинга



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1 Становление и развитие маркетинга



УТВЕРЖДАЮ

Ректор
Минского института управления

 

____________________Н.В. Суша

«____»______________ 2012 г.

Регистрационный № УД–_________

 

ПРОГРАММА

Государственного экзамена

 

для студентов специальности

Маркетинг»

Специализация: 1-26 02 03 20 –

«Маркетинг в электронной коммерции»

 

 

Факультет экономики

Кафедра менеджмента

 

 

Форма получения высшего образования – дневная, заочная

 

 

Минск, 2012

Программу государственного экзамена по специальности «Маркетинг» разработали: д.э.н., доцент кафедры менеджмента Енин Ю.И., д.т.н., профессор кафедры менеджмента Вишняков В.А., к.т.н., доцент кафедры менеджмента Кашуба В.М., старший преподаватель кафедры менеджмента Щербакова С.Г., старший преподаватель кафедры менеджмента Рокшина И.Г.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры менеджмента __ октября 20__ года. Протокол № _.

 

Зав. кафедрой менеджмента Ю.И. Енин

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета экономики ___ октября 20___ года. Протокол № ___.

 

Председатель В.А. Петров

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского института управления. ___ октября 20____ года. Протокол № ___.

 

Председатель НМС

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена для студентов специальности «Маркетинг» составлена в соответствии Образовательным стандартом ОСРБ 1-26 02 03 – 2008 по специальности «Маркетинг» и учебным планом подготовки студентов данной специальности Е 20–005/УПС от 16.05.2008 г. на основе:

1) типовой программы по дисциплине «Маркетинг» (регистр. № ТД-Е.276/тип от 11.11.2010 г.);

2) типовой программы по дисциплине «Маркетинговые исследования» (регистр. № ТД-Е.215/тип от 14.04.2010 г.);

3) типовой программы по дисциплине «Товарная политика предприятий отрасли» (регистр. № ТД-181 от 22.06.2005 г.);

4) базовой программы по дисциплине «Основы электронной коммерции» (регистр. № УД-009 Мен/баз от 29.03.2010 г.).

Целью государственного экзамена является проверка уровня и качества теоретической и практической готовности выпускника к выполнению задач в профессиональной и социальной деятельности.

Выпускник должен иметь высокий уровень гуманитарных, социальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации при накоплении практических навыков осуществлять активную профессиональную деятельность в сфере маркетинга и экономики. Он должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экономических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, а также знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, выявлять проблемы и тенденции с целью обеспечения устойчивого развития республики.

Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык, знать основные проблемы современного социально-гума­нитарного знания, иметь потребность в постоянном профессиональном, куль­турном и физическом самосовершенствовании.

Представленная программа отражает содержание учебных дисциплин: «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Товарная политика предприятий отрасли», «Основы электронной коммерции», что позволяет определить теоретический уровень подготовки студентов по специальности «Маркетинг».

Литература из рекомендуемого списка для подготовки к государственному экзамену содержит ответы на все вопросы, предусмотренные программой. Источники из дополнительного списка позволяют получить углубленные знания по требуемому перечню вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. «МАРКЕТИНГ»

Тема 1.1 Становление и развитие маркетинга

Основные этапы эволюции маркетинга. Эволюция маркетинга как науки. Институциональное оформление маркетинга. Экономические и психологические основы маркетинга. Социологические и культурные аспекты маркетинга.

Межпредметные связи в маркетинге. Маркетинг и общественные науки. Этика маркетинга. Маркетинг и психология. Перспективы развития маркетинга.

 

Тема 1.2 Концепции маркетинга

Маркетинг как философия бизнеса. Принципы маркетинговой деятельности. Цели и задачи маркетинга.

Основные понятия и категории маркетинга: нужда, потребность, рынок, товар, обмен, сделка.

Основные концепции предпринимательской деятельности: концепции совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимоотношений.

Маркетинг в отдельных отраслях и сферах деятельности. Прямой и многоуровневый маркетинг.

Актуальность маркетинга для белорусских предприятий. Правовые основы маркетинговой деятельности в Республике Беларусь. Закон «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О товарных знаках и знаках обслуживания».

 

Тема 1.3 Маркетинговая среда

Понятие маркетинговой среды. Макросреда, мезосреда и микросреда маркетинга.

Контролируемые факторы. Задачи, решаемые высшим руководством фирмы. Задачи, решаемые службой управления маркетингом. Обоснование стратегии развития фирмы. Установление целевых сегментов. Изучение поведения покупателей и потребителей на рынке. Обоснование комплекса маркетинга. Координация деятельности функциональных подразделений.

Неконтролируемые факторы. Контакты с потребителями товаров. Взаимоотношения с поставщиками. Взаимодействие с посредниками. Отношения с конкурентами. Демографические факторы. Экономическая среда. Политико-правовая среда. Научно-техническая среда. Природные факторы. Состояние развития культуры. Маркетинговая среда в Республике Беларусь.

 

Тема 1.4 Система маркетинговой информации

Сущность и содержание маркетинговой информации и информационного обеспечения маркетинга. Ценность маркетинговой информации. Подходы к классификации маркетинговой информации. Основные критерии отбора и представления маркетинговой информации. Понятие и элементы маркетинговой информационной системы. Классификация источников маркетинговой информации. Обзор источников маркетинговой информации в Республике Беларусь.

Понятие информационной безопасности. Методы защиты маркетинговой информации. Правовая защита маркетинговой информации.

 

Тема 1.5 Маркетинговые исследования

Сущность маркетингового исследования. Разновидность маркетинговых исследований, возможность их классификации.

Процесс маркетингового исследования. Кабинетное и полевое исследование. Преимущества и недостатки кабинетных исследований.

Полевое исследование. Методы сбора информации. Наблюдение, имитация. Эксперимент. Качественные методы сбора информации. Фокус-группы. Глубинное интервью. Проективные методы. Сочетание количественных и качественных методов сбора информации. Использование Интернет.

Анализ собранной информации и ее интерпретация. Обобщение результатов и подготовка отчета о маркетинговом исследовании. Структура и содержание отчета.

 

Тема 1.6 Исследования рынка

Маркетинговое понимание рынка. Подходы к классификации рынков. Рынок продавца и рынок покупателя. Понятие рыночной конъюнктуры и факторов, ее определяющих.

Емкость рынка. Рыночный потенциал. Доля рынка. Спрос и предложение товара. Наличие конкуренции. Уровень монополизации рынка. Доступность рынка. Перспективы развития рынка. Макроуровневые характеристики рынка.

 

Тема 1.9 Товарная политика

Сущность и задачи товарной политики в системе маркетинга. Товар в комплексе маркетинга. Значение решений в области товарной политики для предприятий.

Понятие товара в маркетинге. Основные показатели, характеризующие товар. Маркетинговая классификация товаров. Классификация товаров по уровням, виду пользователя, степени эластичности спроса, степени новизны. Разновидности товаров-конкурентов: товары-аналоги и товары-заменители.

Понятие «качество товара». Показатели качества товара. Сущность конкурентоспособности товара. Составляющие конкурентоспособности. Характеристика технических и экономических параметров конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности товара. Процесс оценки конкурентоспособности товара.

Концепция жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара. Разновидности жизненного цикла товара. Маркетинговая деятельность на отдельных этапах жизненного цикла товара и матрица «Бостон консалтинг групп».

Фирменный стиль. Товарный знак. Логотип. Фирменный блок. Фирменные константы.

Сервис в товарной политике. Сущность сервиса. Принципы и функции сервиса. Роли и значимость сервисного обслуживания в товарной политике промышленных и торговых предприятий. Виды сервисного обслуживания. Проблемы и основные подходы к организации сервиса. Практика создания сервисных служб. Задачи и структура сервисной службы. Понятие стандарта обслуживания. Использование Интернет для решения задач товарной политики.

 

Тема 1.11 Товарный знак

История возникновения товарных знаков. Тамга, клеймо, рекламный символ, вывеска как прообразы товарных знаков.

Понятие «торговая марка», «марочное название», «марочный знак». Понятие «товарный знак» и «бренд». Требования, предъявляемые к товарному знаку. Виды товарных знаков.

Психологические аспекты восприятия товарных знаков. Семиотика как наука о знаках. Внешние и внутренние факторы, определяющие индивидуальные особенности интерпретации товарных знаков. Ассоциативность. Сущность фоновых знаний.

Товарный знак как элемент фирменного стиля. Товарный знак в фирменном стиле отдельных предприятий Республики Беларусь.

Решения о целесообразности использования товарного знака. Организация разработки товарного знака. Основные этапы разработки товарного знака. Методы разработки марочного названия. Возможные способы конструирования названия. Основные правила использования товарного знака.

Правовая охрана товарных знаков на международном уровне. Условия международных соглашений в области защиты товарных знаков: Парижская конвенция о защите промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков.

Правовая охрана товарного знака на национальном уровне. Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака. Утрата прав на товарный знак.

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь. Участие Республики Беларусь в международных соглашениях. Основные положения Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» и других нормативных актов. Особенности процесса регистрации товарного знака в Республике Беларусь.

Тема 1.13 Брендинг

Брендинг как философия маркетинговой деятельности компании. Архитектура брендинга. Азиатская и европейская культура брендинга. Стратегии Branded House и House of Brands и их разновидности. Сферы применения.

Понятие идентичности бренда. Составляющие бренда: индивидуальность, ценность, восприятие качества, ассоциация, суть. Атрибуты бренда: понятие и значение.

Бренд-менеджмент: понятие и цели. Понятие лояльности бренда. Степени лояльности. Эмоциональные и поведенческие отношения к бренду. Ребрендинг: понятие и причины осуществления. Анализ брендовой деятельности.

Бренд-менеджмент. Оценка эффективности брендинга. Основные показатели: динамика уровня знания и потребления бренда; соотношение затрат на продвижение и полученных результатов; бренд-индекс; коэффициент повторных покупок; динамика доли рынка. Оценка стоимости бренда.

Актуальность и предпосылки использования брендинга в Республике Беларусь.

 

Тема 1.14 Ценовая политика

Цена. Ценообразование. Ценовая политика. Основные задачи ценовой политики и механизм ее реализации.

Факторы, воздействующие на решения по ценам. Издержки. Прибыль. Соотношение спроса и предложения. Конкуренция. Взаимосвязь цены с другими элементами комплекса маркетинга.

Основные задачи ценообразования. Определение базового уровня цены. Методы установления цены на основе издержек. Определение цены с ориентацией на спрос. Установление цены с ориентацией на уровень конкуренции.

Особенности установления цены на товары производственного назначения. Ценовая политика в торговле. Установление цены на новые товары. Установление цены в рамках товарного ассортимента.

Тема 1.15 Управление ценами

Психологические аспекты установления цены. Установление стандартных цен. Престижные цены. Неокругленные цены. Стимулирующее ценообразование. Политика скидок.

Условия поставки и оплаты и их учет при установлении цены. Контрактная цена.

Кредитная политика и ее влияние на уровень цен. Лизинг. Факторинг.

Государственное регулирование цен. Влияние Интернет на ценовую политику предприятия.

Тема 1.23 Оптовая торговля

Сущность оптовой торговли. Роль оптовой торговли в функционировании товарного рынка. Факторы, определяющие необходимость создания предприятий оптовой торговли. Функции и основные задачи оптовой торговли.

Виды и формы оптовых предприятий. Прямая оптовая торговля. Оптовые предприятия с полным и ограниченным обслуживанием. Организационно-правовые формы оптовых предприятий.

Биржевой товар и биржевая торговля. Сущность и функции аукционной торговли. Товары, реализуемые на аукционах. Открытые и закрытые аукционы.

Маркетинговые решения, принимаемые оптовиками. Установление целевого рынка, определение наиболее приемлемого ассортимента товаров и услуг, установление обоснованной цены, осуществление политики продвижения, установление местоположения.

Необходимость и особенности государственного регулирования деятельности оптовой торговли. Основные методы регулирования. Государственный заказ, таможенная политика, квотирование и социальная политика государства.

Особенности организации оптовой торговли в Республике Беларусь.

 

Тема 1.26 Прямой маркетинг

Сущность прямого маркетинга. Формы прямого маркетинга. Маркетинг с использованием баз данных. Маркетинг по каталогу. Телефонный маркетинг. Телемаркетинг. Интернет-маркетинг.

Интерактивный маркетинг. Коммерческие интерактивные службы. Интегрированный прямой маркетинг.

Правовые основы прямого маркетинга.

Особенности реализации прямого маркетинга в Республике Беларусь.

 

Тема 5. Исследование рынков

Виды рынков. Изучение характеристик рынка. Понятия «рыночный минимум», «рыночный потенциал». Изучение рыночных тенденций. Прогнозирование в маркетинговых исследованиях. Измерение спроса. Анализ рыночной конъюнктуры.

Тема 7. Изучение товаров

Исследование характеристик товара. Сравнительное изучение конкурирующих товаров. Оценка сильных и слабых сторон товара. Определение направлений совершенствования товара. Изучение упаковки и дизайна товара. Исследование развития ассортимента. Прогноз новых возможностей использования существующего товара. Исследование конкурентоспособности продуктов.

Тема 8. Изучение цен

Направления изучения цен. Чувствительность потребителей к цене, и факторы ее определяющие. Восприятие потребителями цены и качества.

 

Тема 11. Анализ данных

Редактирование данных: полевое и централизованное офисное. Кодирование в процессе исследования. Три этапа процесса кодирования. Табулирование, его формы. Представление табулированных данных. Соглашения, которых следует придерживаться при анализе данных компьютером. Простой регрессионный и корреляционный анализ. Множественный регрессионный анализ.

Раздел 3. «ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ»

Литература по разделу 1

«Маркетинг»

Основная литература

1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.

2. Дойль, П. Маркетинг, менеджмент и стратегии /П. Дойль, Ф. Штерн. – 4-е изд. – СПб,: Питер, 2007. – 544 с.

3. Котлер, Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга – М.: К: Издат. Дом «Вильямс», 2006. – 1152 с.

4. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: учеб. для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования» / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб,: Питер, 2007. – 800 с.

5. Стариков, В.Я.Стратегический маркетинг. Политика товародвижения: учебно-методический комплекс в 2 ч. / В. Я. Стариков, С. Г. Щербакова. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 241 с.

6. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов: Питер: Питер Пресс, 2008 . – СПб, [и др.]. –368 с.

 

Дополнительная литература

 

7. Ассель, Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для ВУЗов. – М.: «ИНФРА-М», 2001. – 804 с.

8. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В., Холгер, Анн. Маркетинг: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2008. – 736 с.

9. Багиев, Г. Маркетинг: учебник по экономическим специальностям / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. – СПб, [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 573 с.

10. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник по экономическим специальностям / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 573 с.

 

11. Капон, Н. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 832 с.

12. Ковалев, М.Н. Управление маркетингом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» / М. Н. Ковалёв. – Гомель: Центр исследования институтов рынка, 2008. – 195 с.

13. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: [перевод с английского] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб, [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 814 с.

14. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг: учебное пособие / С. Г. Чувакова. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 270, [1] с.

Литература по разделу 2

«Маркетинговые исследования»

Основная литература

1. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб.: Вектор, 2005. – 288 с.

2. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е. П. Голубков. – Москва: Финпресс, 2008. - 496 с.

3. Каменева, Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 439 с.

4. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с.

5. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 624 с.

6. Черчилль, Гилберт А. Маркетинговые исследования. – СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 2002. – 752 с.

7. Щербакова, С.Г. Маркетинговые исследования. Маркетинговые коммуникации: учеб.-метод. комплекс/ С.Г. Щербакова, И.Г. Рокшина, И.Г. Разумовская. 2-е изд. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 304 с.

Дополнительная литература

8. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

9. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования / Ковалик Л.Н. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

Литература по разделу 3

«Товарная политика предприятий отрасли»

Основная литература

1. Кашуба, В.М. Товарная и торговая политика / В.М. Кашуба, И.Г.Разумовская. – Минск: МИУ, 2009. – 168 с.

2. Соловьева, Л.Л. Товарная политика предприятия: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальности «Маркетинг» / Л. Л. Соловьева. – Гомель: ГГТУ, 2009. – 123 с.

3. Сыцко, В.Е. Товарная политика предприятия отрасли: учебное пособие для студентов специальности «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Е. Сыцко, В.В. Садовский, Л. В. Целикова. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 239 с.

4. Черник, О.Н. Товарная политика предприятия / Н. Ю. Черник: ТетраСистемс, 2007. – Минск – 140 с.

 

Дополнительная литература

5. Хартман, Е.А. Товарная политика предприятия: учебно-методическое пособие: для студентов специальности «Маркетинг» дневной и заочной форм обучения / Е.А.Хартман. – Минск: БГЭУ, 2005. – 37 с.

Литература по разделу 4

«Основы электронной коммерции»

Основная литература

1. Алексунин, В. А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учеб. пособие / В.А. Алексунин, В.В. Родигина. – Москва: Дашков и Ко, 2005. – 213 с.

2. Вишняков, В.А., Бородаенко, Ю.В. Информационное управление и корпоративные системы. – Мн: МИУ, 2009. – 255 с.

3. Вишняков, В.А., Бородаенко, Ю.В. Электронный бизнес и коммерция. – Минск: МИУ, 2010. – 185 с.

4. Вишняков, В.А., Ковалев А.П., Щербакова С.Г. Информационное обеспечение и Интернет-маркетинг. – Минск: Изд-во МИУ, 2006. – 391с.

5. Грабауров, В. А. Электронный бизнес: учеб. пособие для вузов / В. А. Грабауров. – Минск: БГЭУ, 2007. – 211 с.

6. Юрасов, А.В. Электронная коммерция. – М.: Дело, 2003. – 479 с.

Дополнительная литература

7. Балабанов, И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб: Питер, 2001.-234 с.

8. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2001. – 335 с.

9. Васильев, Г.А. Электронный бизнес и реклама в Интернете: учеб. пособие для вузов / Г. А. Васильев, Д. А. Забегалин. – Москва: Юнити, 2008. – 183 с.

10. Вишняков, В.А. Информационный менеджмент. Ч. 4. Основы электронного бизнеса и коммерции. – Минск: МИУ, 2004. – 145 с.

11. Климченя, Л.С. Электронная коммерция: учеб. пособие / Л.С. Климченя. – Минск: Выш. шк. 2004. – 191 с.

12. Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО–Пресс, 2001.-345 с.

13. Попов, В.М. Глобальный бизнес и информационные технологии: Соврем. практика и рекомендации / В.М.Попов, Р.А. Маршавин, С.И.Ляпунов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 269 с.

14. Эймор, Д.Электронный бизнес: эволюция и/или революция: Жизнь и бизнес в эпоху Internet: Пер. с англ. / Д. Эймор. – М. и др.: Изд. дом «Вильямс», 2001. – 751 с.

Примерный перечень вопросов

к государственному экзамену

Вопросы по разделу 1

«Маркетинг»

1. Сущность маркетинга. Принципы, функции и концепции маркетинга.

2. Маркетинговая среда: понятие, характеристика и факторы.

3. Сущность и содержание маркетинговой информации и информационного обеспечения маркетинга. Подходы к классификации маркетинговой информации.

4. Понятие сегментации. Выбор целевого рынка. Критерии и признаки сегментации.

5. Сущность позиционирования. Основные подходы к позиционированию товара. Процесс позиционирования товара.

6. Сущность потребительского поведения. Моделирование покупателей на потребительском рынке.

7. Сущность поведения предприятия-покупателя. Модель потребительского поведения предприятия.

8. Брендинг: понятие, составляющие, атрибуты.

9. Цена. Ценообразование. Ценовая политика: понятие, основные задачи и механизмы реализации.

10. Процесс ценообразования. Управление ценами.

11. Сущность политики продвижения. Основные инструменты политики продвижения.

12. Понятие рекламы и рекламной деятельности. Классификация средств распространения рекламы.

13. Рекламная кампания: понятие, процесс подготовки и проведения. Оценка эффективности рекламной кампании.

14. Связи с общественностью: понятие, цели и задачи. Процесс осуществления общественных связей.

15. Стимулирование продаж: понятие, методы, основные этапы подготовки и реализации мероприятий по стимулированию продаж.

16. Персональные продажи: понятие, основные задачи, процесс.

17. Выставки и ярмарки: понятие, основные задачи, классификация. Процесс подготовки и участия предприятия в работе ярмарок и выставок.

18. Сущность политики распределения. Каналы распределения товаров: понятие, характеристики и критерии выбора.

19. Сущность оптовой торговли. Роль оптовой торговли в функционировании товарного рынка. Виды и формы оптовых предприятий.

20. Сущность розничной торговли. Основные функции и задачи розничной торговли. Особенности организации розничной торговли. Формы предприятий розничной торговли.

21. Сущность управления каналами распределения. Содержание процесса управления. Вертикальная маркетинговая система.

22. Сущность управления маркетингом. Основные функции и задачи управления маркетингом.

23. Понятие международного маркетинга, его принципы, методы и концепции.

24. Модель планирования международного маркетинга.

25. Характеристика форм и способов выхода на зарубежные рынки.

26. Особенности осуществления товарной политики на внешних рынках. Особенности жизненного цикла товара на внешних рынках.

27. Организационные структуры международного маркетинга.

28. Сущность и процесс маркетингового планирования. Стратегическое и оперативное планирование в маркетинге.

29. Матрица конкуренции (модель Портера). Стратегические рекомендации.

30. Матрица «продукт–рынок» (модель Ансоффа). Стратегические рекомендации.

31. Сущность портфельного анализа. Характеристика моделей портфельного анализа.

32. Модель Бостонской консалтинговой группы. Стратегические рекомендации.

33. Конкурентные стратегии фирмы.

34. Стратегии роста фирмы: стратегии интенсивного и интегративного роста, стратегии диверсификации.

35. План маркетинга: понятие и структура.

Вопросы по разделу 2

«Маркетинговые исследования»

1. Сущность понятия «маркетинговое исследование». Принципы, цели, задачи и направления маркетинговых исследований.

2. Виды маркетинговых исследований.

3. Организация маркетинговых исследований: способы и влияющие факторы. Организационные формы исследовательских подразделений.

4. Разработка плана маркетингового исследования.

5. Типы маркетинговых исследований: разведочное, описательное, каузальное.

6. Виды маркетинговой информации. Первичная и вторичная маркетинговая информация.

7. Измерения в маркетинговых исследованиях. Шкалы измерений.

8. Определение метода сбора данных. Количественные и качественные методы сбора данных.

9. Классификация методов маркетинговых исследований.

10. Методы сбора и обработки вторичных данных.

11. Опрос. Формы опросов. Организация и проведение опросов.

12. Наблюдение. Формы наблюдений. Организация и проведение наблюдений.

13. Эксперимент. Формы экспериментов. Организация и проведение экспериментов.

14. Процесс разработки анкеты. Структура анкеты.

15. Открытые вопросы в анкете.

16. Закрытые вопросы в анкете.

17. Сплошной и выборочный методы сбора информации. Основные понятия: ценз, выборка, репрезентативность.

18. Типы выборок.

19. Методы определения объема выборки.

20. Процесс формирования выборки.

21. Исследование характеристик рынка.

22. Методы исследования рынка.

23. Исследование потребителей: направления и методы.

24. Изучение товаров: направления и методы.

25. Маркетинговые исследования цен.

26. Исследования среды распространения рекламы (медиаисследования).

27. Исследование эффективности рекламы.

28. Изучение конкурентов: направления и методы.

29. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований.

30. Этапы обработки и анализа маркетинговой информации.

31. Кодирование данных в процессе исследования.

32. Табулирование, его формы.

33. Методы анализа маркетинговой информации.

34. Показатели центра распределения: мода, медиана и среднее арифметическое и их применение при анализе данных маркетингового исследования.

35. Подготовка и представление отчета об исследовании.

 

Вопросы по разделу 3

«Товарная политика предприятий отрасли»

1. Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга. Цель и задачи товарной политики.

2. Направления и мероприятия товарной политики.

3. Товар в системе маркетинга. Классификация товара по уровням.

4. Маркетинговая классификация товаров.

5. Классификация товаров потребительского назначения.

6. Классификация товаров производственного назначения.

7. Качество товара и его показатели.

8. Конкурентоспособность товара: сущность, составляющие, показатели.

9. Процесс оценки конкурентоспособности товара.

10. Методы оценки конкурентоспособности товара.

11. Понятие и концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ).

12. Характеристика этапов жизненного цикла товара (ЖЦТ). Маркетинговая деятельность на отдельных этапах жизненного цикла товара.

13. Разновидности жизненного цикла товара (ЖЦТ).

14. Понятия «новый товар», «нововведение». Классификация нововведений. Факторы успешности нововведений.

15. Процесс разработки новых товаров в системе маркетинга.

16. Ассортиментная политика предприятия.

17. Товарная номенклатура, товарный ассортимент, ассортиментная группа, ассортиментная позиция. Показатели товарной номенклатуры.

18. Управление товарным ассортиментом. Планирование ассортимента.

19. Основные решения в области товарного ассортимента.

20. Ассортиментная политика торгового предприятия.

21. Ассортиментная политика промышленного предприятия.

22. Различие производственного и потребительского ассортимента.

23. Товарный знак. Виды и функции товарных знаков.

24. Основные этапы и методы разработки товарного знака.

25. Понятия «торговая марка», «марочное название», «марочный знак», «товарный знак», «бренд». Условия формирования бренда из товарного знака или торговой марки.

26. Понятие и основные функции маркировки. Требования к маркировке.

27. Виды маркировки. Понятие производственной и торговой маркировки.

28. Штриховой код. Понятие и функции штрихового кода. Системы штрихового кодирования.

29. Информационные знаки: содержание, виды, условия присвоения.

30. Сущность упаковки, ее назначение, основные элементы. Классификация упаковки.

31. Упаковка в системе маркетинга: функции, виды и основные требования.

32. Сервис в товарной политике: сущность, принципы и функции. Виды сервисного обслуживания.

33. Продуктовое сегментирование и его отличие от других видов сегментирования.

34. Двойная сегментация по продукту и по потребителю.

35. Зеленый товар.

 

 

Вопросы по разделу 4

«Основы электронной коммерции»

1. Электронный бизнес и его виды.

2. Понятие «электронная коммерция». Особенности электронной торговли.

3. Виды электронной коммерции.

4. Понятие «интернет-рынок». Аудитория Интернета. Сегментирование интернет-рынка.

5. Дифференциация и позиционирование товаров и услуг на интернет-рынке.

6. Понятие «интернет-проект». Особенности разработки интернет-проекта. Возможные риски.

7. Известные глобальные интернет-проекты. Ключевые факторы успеха бизнес-моделей.

8. Известные белорусские интернет-проекты. Особенности позиционирования проектов.

9. Понятие «электронный магазин». Преимущества и недостатки электронного магазина. Известные глобальные и отечественные интернет-магазины. Отличительные особенности их деятельности.

10. Основные этапы создания электронного магазина.

11. Понятие «интернет-маркетинг». Направления использования интернет-технологий в маркетинге.

12. Продвижение интернет-магазина. Мероприятия маркетинга и интернет-маркетинга.

13. Маркетинговые исследования с использованием интернет-технологий.

14. Политика распределения товаров на интернет-рынке.

15. Коммуникационная политика с использованием интернет-технологий. Стимулирование продаж товаров.

16. Мероприятия по связям с общественностью с использованием интернет-технологий.

17. Интернет-реклама: понятие, виды, преимущества и недостатки.

18. Контекстная интернет-реклама.

19. Поисковая оптимизация. Этапы проведения поисковой оптимизации.

20. Оценка эффективности интернет-маркетинга. Коммуникативная и экономическая эффективность комплекса интернет-маркетинга.

21. Единовременные и текущие издержки в интернет-проекте. Статьи дохода от онлайновой деятельности компаний.

22. Оценка эффективности интернет-проекта. Экономический эффект. Чистый дисконтированный доход.

23. Электронные торговые площадки. Возможности продвижения товаров и услуг на зарубежные рынки.

24. Электронный аукцион. Известные онлайновые аукционы.

25. Сайты-биржи. Мировые и белорусские биржи.

26. Направления электронной коммерции: интернет-банкинг, SMS-банкинг, интернет-трейдинг, интернет-страхование.

27. Международная система классификации товаров и услуг в электронной коммерции.

28. Возможности и продвижение электронной коммерции в социальных сетях.

29. Предоставление туристических услуг через Интернет.

30. Критерии выбора и регистрация доменного имени. Хостинг.

31. Платежные системы. Классификация платежных систем.

32. Электронные деньги: понятие, преимущества и недостатки.

33. Обеспечение безопасности информации. Шифрование.

34. Электронная цифровая подпись.

35. Развитие электронной торговли в Республике Беларусь.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор
Минского института управления

 

____________________Н.В. Суша

«____»______________ 2012 г.

Регистрационный № УД–_________

 

ПРОГРАММА

Государственного экзамена

 

для студентов специальности

Маркетинг»

Специализация: 1-26 02 03 20 –

«Маркетинг в электронной коммерции»

 

 

Факультет экономики

Кафедра менеджмента

 

 

Форма получения высшего образования – дневная, заочная

 

 

Минск, 2012

Программу государственного экзамена по специальности «Маркетинг» разработали: д.э.н., доцент кафедры менеджмента Енин Ю.И., д.т.н., профессор кафедры менеджмента Вишняков В.А., к.т.н., доцент кафедры менеджмента Кашуба В.М., старший преподаватель кафедры менеджмента Щербакова С.Г., старший преподаватель кафедры менеджмента Рокшина И.Г.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры менеджмента __ октября 20__ года. Протокол № _.

 

Зав. кафедрой менеджмента Ю.И. Енин

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета экономики ___ октября 20___ года. Протокол № ___.

 

Председатель В.А. Петров

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского института управления. ___ октября 20____ года. Протокол № ___.

 

Председатель НМС

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена для студентов специальности «Маркетинг» составлена в соответствии Образовательным стандартом ОСРБ 1-26 02 03 – 2008 по специальности «Маркетинг» и учебным планом подготовки студентов данной специальности Е 20–005/УПС от 16.05.2008 г. на основе:

1) типовой программы по дисциплине «Маркетинг» (регистр. № ТД-Е.276/тип от 11.11.2010 г.);

2) типовой программы по дисциплине «Маркетинговые исследования» (регистр. № ТД-Е.215/тип от 14.04.2010 г.);

3) типовой программы по дисциплине «Товарная политика предприятий отрасли» (регистр. № ТД-181 от 22.06.2005 г.);

4) базовой программы по дисциплине «Основы электронной коммерции» (регистр. № УД-009 Мен/баз от 29.03.2010 г.).

Целью государственного экзамена является проверка уро<



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.024 с.)