Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар, его жизненный цикл и маркетинговые характеристики

Поиск

Товар - все то, что удовлетворяет какую-либо человеческую потребность и поступает в потребление через куплю-продажу, т.е. через рынок. Товарами могут быть любые предметы, сооружения, услуги, идеи, земля, человеческие способности, которые могут удовлетворять в различной степени те или иные человеческие потребности.

Каждый товар «живет» определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Время, которое товар находится на рынке, называется жизненным циклом товара.

           
 
 
   
 
   

 


 


РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1. Государство (как экономический субъект) – совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.

Модель кругооборота экономических благ и ресурсов с участием государства представлена на рис. 1.

 
 

 

 


Рис.1

2. Вмешательство государства в рыночную экономику вызвано необходимостью решения важных социально-экономических проблем, неподвластных механизму рынка, т.е. решаемых не на основе взаимодействия спроса и предложения. Перечень таких проблем, решаемых с помощью механизма государственного директивного управления экономикой (реализуется через законы, указы, постановления, распоряжения правительства), приведен в таблице 1.

Таблица 1.

 

Проблемы, решение которых не обеспечивается механизмом рынка. Способ решения проблемы с помощью механизма государственного директивного управления.
1. Установление прав собственности, являющихся основополагающими, базовыми поведенческими нормами (правилами игры для хозяйствующих субъектов) и являющихся внешними (экзогенными) параметрами для рыночной ценоуправляемой экономики. Любая рыночная сделка представляет собой с юридической точки зрения обмен правами собственности. Государство осуществляет законодательное регулирование, расширение и охрану прав собственности (государственной муниципальной, частной), которые возникают и имеют смысл лишь в условиях редкости благ. Именно редкость благ вызывает необходимость обмена этими благами на рынке между отдельными индивидами, группами людей и государством. При этом между участниками рыночных сделок происходит обмен правами собственности.
2. Организация денежного обращения в стране. Регулирование денежной массы и выпуск денег осуществляется монопольно государством в строгом соответствии с экономической ситуацией.

 


 

Проблемы, решение которых не обеспечивается механизмом рынка. Способ решения проблемы с помощью механизма государственного директивного управления.
3. Удовлетворение потребностей общества в так называемых общественных товарах, предоставляемых бесплатно или условно бесплатно (это блага, которые при предоставлении одному субъекту становятся доступными другим без дополнительных затрат).   Государство за счет бюджета обеспечивает потребности общества в общественных и смешанных благах. К общественным благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, уличное освещение и т.п. К смешанным благам относятся: образование, здравоохранение, парки, дороги и т.п.
4.Экономическая деятельность порождает положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные внешние эффекты вызывают у части хозяйствующих субъектов дополнительные издержки, вызванные действием других субъектов. Для компенсации потерь, порожденных отрицательными внешними эффектами, государство вводит специальный налог («налог Пигу»), которым облагается создатель отрицательного внешнего эффекта.
5. Рыночное распределение доходов приводит к социальной несправедливости. Государство с помощью трансфертных платежей обеспечивает перераспространение дохода от субъектов с высоким уровнем дохода к субъектам рыночных отношений, не имеющих возможности обеспечить собственный доход (малоимущие, инвалиды, студенты, подростки и т.п).
6. Рыночный механизм не обеспечивает полное использование трудовых ресурсов. Проведение государственной политики в области занятости населения.
7.Рыночный механизм не решает региональных проблем. Региональные проблемы возникают вследствие: § Бедности региона природными ресурсами. § Невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка инвестиций. § Стагнации (застоя) или упадка предприятий в ключевой отрасли региона. Ликвидировать эти дисбалансы при помощи рыночного механизма практически невозможно поэтому государство проводит соответствующую региональную политику предусматривающую: § Снижение уровня безработицы. § Предоставление дополнительных льгот и специальных субсидий предприятиям и органам власти неблагополучных регионов. § Противодействие возможным негативным последствиям экономической интеграции или роста открытости экономики региона. § Приведение в соответствие численности населения и состояния окружающей среды в регионе.
8. Механизм рынка не в состоянии обеспечить защиту национальных экономических интересов в сфере международных отношений. Государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности путем установления квот, таможенных тарифов, преференций и др.
9. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Проведение государством антиинфляционной политики.
10.Рынок не обеспечивает устойчивое макроэкономическое равновесие. Государство через структурную политику поддерживает равновесие между инвестиционным спросом и предложением сбережений.
11. Ориентация рыночной системы на максимизацию прибыли приводит к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Проведение антимонопольной политики на основе закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закона «О естественных монополиях».
12. Механизм рынка способствует уничтожению малого бизнеса ввиду его недостаточной эффективности и повышенного риска. Как следствие обостряются проблемы безработицы. Государство стимулирует развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, гарантий при предоставлении кредита и т.п.

 

3. Влияние государственных методов регулирования на рыночное равновесие представлены

 

 

1. Методы воздействующие на спрос
1.1. Изменение налогообложения потребителей (подоходный налог, налог на имущество физических лиц, налог на дарение и др.)
 
 
p

 


Увеличение налогов

уменьшает спрос (D1 < D0)

p
D2

 


Ослабление налогов

увеличивает спрос (D2 > D0)

1.2. Государственные закупки (госзаказы)
Q
           
 
   
 
   
Объем госзаказов
 
p
 
S0
 
D0
D1

 

 


Увеличение госзаказов увеличивает спрос

(D(Q0 + Qгосзаказ) < D(Q0)

 

 

1.3. Предоставление льгот покупателям при оплате квартир и коммунальных услуг и др.
 
 
 
S0
 
D0
D1
Q
p

 


Сокращение льгот уменьшает доход и тем самым уменьшает спрос (D1 < D0)

Q
p
 
S0
 
D0
D2

 

Увеличение льгот увеличивает доход и тем самым увеличивает спрос (D2 > D0)

1.4. Регулирование экспорта (установление экспортных квот, выдача экспортных премий и др.)  
 
 

 

 


Ограничение экспорта (квотирование) уменьшает спрос (D1 < D0)

      Стимулирование экспорта увеличивает спрос (D2 > D0)

 

 

2. Методы воздействующие на предложение
2.1.Изменение налогообложения производителей (начисления на заработную плату, налог на прибыль, налог на имущество НДС и др.)     Увеличение налогов уменьшает предложение (S1 < S0)     Уменьшение налогов увеличивает предложение (S2 > S0)
2.2.Государственные дотации производителям (дотации сельскохозяйственным производителям на горюче-смазочные материалы и др.)     Госдотации позволяют снизить издержки, что способствует увеличению предложения (S1 > S0)

 

2.3.Квотирование импорта (квота импортная – ограничение на ввоз некоторых товаров из конкретной страны, устанавливаемое на конкретный период).     Квотирование уменьшает предложение (S1 < S0)
2.4.Лицензирование предпринимательской деятельности. (Лицензирование – предоставленные компетентными государственными органами разрешения на право заниматься конкретным видом деятельности в течение определенного периода времени)
S1
p

 

Лицензирование уменьшает предложение (S1 < S0)

 

 

3. Прямое государственное регулирование рыночных цен
3.1.Установление максимальных цен (Pmax) < P0 (такой вид регулирования осуществляется в интересах потребителей)   (Pmax) изменяет («ломает») спрос в т.2 (D0 преобразуется в D1). Новое равновесие наступает в т.1, при этом P =Pmax и образуется дефицит равный (Q2-Q1)
3.2.Установление минимальных цен (Pmin) > P0 (такой вид регулирования осуществляется в интересах производителей)   (Pmin) изменяет («ломает») предложение в т.1 (S0 преобразуется в S1). Новое равновесие наступает в т.2, при этом P =Pmin, и образуется излишек, равный (Q1-Q2)

 


ГЛОССАРИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.01 с.)