Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»



Факультет Экономики и менеджмента инновационных технологий

Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»

 

 

Проф., к.э.н. красовский

Геннадий владимирович

 

 

основы экономической теории (микроэкономика)

Часть I

 

 

Москва, 2010


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть I

 

Тема 1.Рыночный и внутрифирменный механизм координации экономической деятельности. Рынок и конкуренция. Роль цен в рыночной экономике. Взаимодействие спроса и предложения, паутинообразная модель. Поведение потребителей и теория спроса.

Тема 2.Фирма в рыночной экономике. Функции фирмы, издержки, предложение фирмы. Теория производства. Микроэкономический анализ возможности создания фирмы.

 

Тема 3.Рынки с монопольной и монопсонической властью. Рыночная власть, её формы и показатели. Естественная монополии и эффект масштаба. Регулирование деятельности естественных монополий.

 

Часть II

Тема 4.Основные рынки несовершенной конкуренции, модели олигополии и монополистической конкуренции.

Тема 5. Конкурентоспособность фирмы и направления ее повышения.

Тема 6. Рынки факторов производства.

 

Тема 7.Государственное регулирование рыночных цен и рыночной деятельности.

 

Тема 8.Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, методы прогнозирования и оценка результатов прогнозирования.

 

 

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие.

1. Рыночное равновесие –ситуация на рынке, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночной цены. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночные силы, возвращающие ее к этому уровню. Когда рынок находится в состоянии равновесия, конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены, уравновешивается конкуренцией покупателей, которая способствует росту рыночных цен.

 

 

 
 
  0 – точка рыночного равновесия. I – область совпадения интересов покупателей и продавцов. II – область превышения предложения над спросом (возникает излишек товаров на рынке, усиливается конкуренция продавцов между собой). III – область несовпадения интересов покупателей и продавцов (рыночных сделок нет). IV – область превышения спроса над предложением (возникает дефицит товаров на рынке, увеличивается конкуренция покупателей между собой).

 


Основные варианты изменения рыночного равновесия

 
 
1. Предложение не изменяется (S = const)

 

 

 
 

 

 

  Вывод.
 
2. Спрос не изменяется (D = const)

      Спрос и рыночные цены изменяются в одном направлении.
     

 

      Вывод.
 
 
 

 

 
 
 

 

  Предложение и рыночные цены изменяются в противоположных направлениях.
     

 


 

 


 

 


 


 

конкуренция в рыночной экономике

 

Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.

 

Взаимосвязь сил конкуренции в расширенной концепции соперничества М.Портера

 


Потенциальные конкуренты – новые фирмы, стремящиеся войти на рынок. Угроза, с которой борется фирма.

Потребители – Физические и юридические лица (фирмы), потребляющие товар. При хорошем умении торговаться со своими поставщиками, то они могут заставить фирму снизить цену, потребовать дополнительных услуг или более благоприятных условий платежа.

Товары-заменители – это товары, выполняющие ту же функцию для данной группы потребителей, но изготавливаемые по другой технологии или имеющие другую конструкцию.

Поставщики – фирмы, осуществляющие поставку сырья, материалов и комплектующих для производства товаров. Если поставщики обладают способностью добиваться выгодных условий от клиентов, то они могут повысить цены на свои поставки, снизить качество товаров или ограничить объем поставок.

 

СХЕМА ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НА ФИРМЕ

 

Справочная информация

Афиша № 14 – 2001 июль – август.

Дмитрий Таратухин

 

 
 

 


 

Условие задачи:

 

  1. Цена – 15000 – 20000 у.е.
  2. Инвестиции и инвестиционные расходы
    • Новое оборудование – 1200000 у.е.; Тсл =10 лет
    • Аренда цеха – 1000000 у.е./год
    • Реклама – 500 у.е./месяц

 

  1. Расходные материалы, работа
    • БТР (бу) – 3000 у.е/БТР
    • Новый двигатель – 1000 у.е/БТР
    • Краска – 700 у.е/БТР
    • Работа – 1800 у.е/БТР
    • Дополнительное оборудование – 1000 у.е./БТР
    • Дополнительная работа – 200 у.е/БТР

Таблица расчетов

 

1. min вариант P1= 15000 у.е. 2. продвинутый вариант P1= 20000 у.е.
  FC1= V1= 3000 + 1000 +700+1800= 6500 Q*1= Пусть Q =260 БТР/год = (1 БТР/день, 5 БТР/неделю) Π1= TR1 – TC1= 260* (15000- 6500) – 1126000= 2210000 – 1126000= 1084000 у.е./год К1= 120000+ 250500+ 20* 6500= 1580500 у.е.       FC2= FC1= 1126000   V2= V1+1000+ 200= 7700 (у.е./БТР) (P= 50 тыс; Q*≈ 27) Q*1= БТР/год (≈ 2 БТР/неделю) Π2= 104000 (у.е./год) Пусть Q =100 БТР/год (2 БТР/неделю) Первоначальные инвестиции Ко2 Ко2= 120000+ 100000/4+ 500+ 7700* 10= 1527500  
Ко1 ≈ 1,6 млн. у.е. Π01≈ 1,1 млн. у.е/год Ко2 ≈ 1,5 млн. у.е. Π02≈ 0,1 млн. у.е/год


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В. Тарануха; под общ. ред. рроф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2006.

2. Хайман Д., Современная микроэкономика: анализ и применение, в 2-х томах, М.: «Финансы и статистика», 1992.

3. Ивашковский Н. С., Микроэкономика, М.: «Дело», 1998.

4. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев. – СПб.:Питер, 2003.

5. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2008.

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Микроэкономика, М.: «Экономика», «Дело», 1992; 2000.

7. Вечканов Г., Вечканова Г., Микроэкономика, СПб.: Питер, 2008.

8. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю., Микроэкономика, М.: «Дело и слово», 1999.

9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): учебное пособие/ Ю.В. Тарануха. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.

10. Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. – СПб: Питер, 2006.


ГОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет «СТАНКИН»

Факультет Экономики и менеджмента инновационных технологий

Проф., к.э.н. красовский

Геннадий владимирович

 

 

основы экономической теории (микроэкономика)

Часть II

 

 

Москва, 2010


Рынки несовершенной конкуренции

 

 

1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛЬНЫХ РЫНКОВ.

 

Олигополия – рынок с высокими входными барьерами, где господствуют небольшое число крупных фирм-продавцов, обладающих значительной рыночной властью и стремящихся избежать ценовой конкуренции друг с другом, что позволяет им длительное время зарабатывать значительную прибыль.

 

Модель “лидерство в ценообразовании” Модель “изломанной функции спроса”
1. Суть модели Фирма-лидер (L), обладающая наилучшей технологией (с наименьшими издержками) действуя как монополист устанавливает цену, которая максимизирует прибыль фирмы-лидера, а другие фирмы (“последователи” – F) принимают эту цену при продаже своих товаров. Тем самым происходит неявный сговор фирм-последователей и фирмы-лидера об уровне цен. 1. Суть модели Фирмы олигополисты, добившись высоких продажных цен, заинтересованы в их сохранении (жесткость, негибкость цен). Этот эффект может быть объяснен, если предположить, что на уровне цены продаж олигопольного рынка функция спроса имеет излом. Выше точки излома спрос более эластичен, ниже – неэластичен.

 

 

2. Основная проблема – выделить из общего спроса (DS) спрос фирмы-лидера (DL)   3. Модель.  

 

2. Основная проблема – объяснить скачок эластичности в точке излома.   3. Модель.

 

 
 
Характерная черта олигополии – взаимозависимость фирм-олигополистов друг от друга в принятии коммерческих решений (по ценам и объемам продаж), что требует тщательного анализа и учета действия конкурентов.  

 

 


2. МОДЕЛИ РЫНКОВ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

Монополистическая конкуренция это рынок с низкими барьерами входа и выхода, характеризующийся наличием большого количества покупателей и множества небольших фирм, поставляющих на рынок товары, дифференцированные по качеству и цене.

Модели, описывающие состояние рынка (сегмента рынка) для фирмы монополистического конкурента и его изменение (в зависимости от выбранной фирмой стратегии максимизации прибыли), расположены в таблице.

 

Характеристика стратегии. Число конкурентов в отрасли не изменяется (Ns = const). Число конкурентов в отрасли возрастает (Ns ­)
1. Ценовая стратегия (установление более высоких цен при неизменном качестве) Поскольку в т.1 прибыль больше PR(Q1)>PR(Q0), то выбирается стратегия №1 с параметрами: цена = Р1 объем = Q1   С появлением новых конкурентов уменьшается спрос, который удовлетворяет фирма (вместо D0 ® D<D0), соответственно уменьшается и максимальная прибыль PR(Q2)<PR(Q1)
2. Стратегия изменения качества товара (цена не изменяется Р = Р0 = const).   Поскольку в т.1 прибыль больше π(Q1мах)>π(Q2мах), то выбирается стратегия №1, характеризующаяся более высоким качеством товара. Производство и продажа товара по варианту 1 стоит дороже, чем по варианту 2, поскольку вариант 1 обеспечивает производство более качественного товара и более расширенный сервис при продаже, но и получаемая при этом прибыль выше π(Q1max) > π(Q2max) Новые конкуренты, привлеченные большой прибылью, уменьшают долю каждой фирмы на рынке и снижают максимально возможный объем продаж Qмах , что может привести не только к уменьшению прибыли, но даже и к убыткам.  
3. Стратегия изменения рекламной деятельности. (под воздействием дополнительных рекламных мероприятий спрос увеличивается, и хотя издержки также возрастают, прибыль фирмы в т.1 больше, чем в т.0).   Рост D1 и АС1 вызван рекламой. D1>D0, AC1>AC0, но π(Q1) > π(Qо) 3.2. Появление новых конкурентов уменьшает спрос (D1 ¯), при тех же издержках АС1, и уменьшает прибыль π(Q1 ¯).    
           

Присутствие большого количества подобных конкурирующих продуктов и невысокие барьеры входа в отрасль не позволяют фирме монополистическому конкуренту осуществлять единоличный контроль над рынком, хотя каждая фирма продавец обладает некоторой рыночной властью и имеет определенную степень монопольного контроля над покупателями своего товара.

3. МОДЕЛЬ функционирования рынка несовершенной конкуренции в условиях ассиметричности информации.

  • Асимметричность информации является частным случаем информационной непрозрачности рынка и характеризует ситуацию, когда одна группа участников рыночных сделок обладает более полной информацией об объеме продаж, ценах и качестве товара (как правило, это продавцы), чем другая группа участников рынка (как правило, это покупатели). Асимметричность информации существует для рынков различных товаров, в том числе для рынков сложных технических товаров, рынков страхования и кредита, рынков труда и образовательных услуг. Проблема заключается в том, что рынки разнокачественных товаров функционируют не раздельно, а совместно, как единый рынок товаров одного качества. Как следствие, высококачественные товары вытесняются с рынка низкокачественными товарами. Если бы эффекта асимметричности информации не бы­ло, то рынки товаров одного назначения, но разного качества (например, подержанные автомобили с малой и большой степенью износа) существовали и функционировали бы раздельно, хотя и взаимосвязано. Но так как эффект асимметричности информации существует, то рынки высококачественных товаров постепенно исчезают, а на оставшихся рынках продаются только товары низкого качества.

 

  • Основным способом противодействия эффекту асимметричности информации является подача продавцами высококачественных товаров определенных значимых сигналов, со­держащих для покупателей информацию об истинном качестве их товаров (например, на рынке труда функции такого сигнала выполняет диплом об образовании, дополнен­ный перечнем изученных дисциплин и полученных оценках).

 

ГЛОССАРИЙ

Факультет Экономики и менеджмента инновационных технологий

Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»

 

 

Проф., к.э.н. красовский

Геннадий владимирович

 

 

основы экономической теории (микроэкономика)

Часть I

 

 

Москва, 2010


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть I

 

Тема 1.Рыночный и внутрифирменный механизм координации экономической деятельности. Рынок и конкуренция. Роль цен в рыночной экономике. Взаимодействие спроса и предложения, паутинообразная модель. Поведение потребителей и теория спроса.

Тема 2.Фирма в рыночной экономике. Функции фирмы, издержки, предложение фирмы. Теория производства. Микроэкономический анализ возможности создания фирмы.

 

Тема 3.Рынки с монопольной и монопсонической властью. Рыночная власть, её формы и показатели. Естественная монополии и эффект масштаба. Регулирование деятельности естественных монополий.

 

Часть II

Тема 4.Основные рынки несовершенной конкуренции, модели олигополии и монополистической конкуренции.

Тема 5. Конкурентоспособность фирмы и направления ее повышения.

Тема 6. Рынки факторов производства.

 

Тема 7.Государственное регулирование рыночных цен и рыночной деятельности.

 

Тема 8.Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, методы прогнозирования и оценка результатов прогнозирования.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.013 с.)