Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемные ситуации

Поиск

Какие же проблемы решаются консультантом? С чем к нему приходят клиенты, чего они хотят от кон­сультанта-психолога?

Обратившись к одной из последних книг для кон­сультантов, изданной Американской психологической ассоциацией, "The counselling sourcebook. A practical reference on contemporary issues" (New York, 1994), мы обнаруживаем длинный список проблем, с которыми кон­сультанты имеют дело. К ним относится: супружеское и семейное консультирование; консультирование детей, юношества и студентов колледжей; развитие (жизнь) взрослых и пожилых; смерть и умирание; злоупотреб­ление различными веществами; пищевые расстройства; проблемы меньшинств; СПИД; аутизм; расстройства слуха и зрения; бесплодие; фобии; расстройства лич­ности; профессиональное консультирование; юридичес­кие, религиозные проблемы и многое другое.

Опыт "Телефонов доверия" Москвы, Санкт-Пе­тербурга, Одессы, Перми свидетельствует о том, что проблемы отечественных клиентов отличаются не меньшим разнообразием.

Следует заметить, что на характер отражаемых в статистике проблем влияет и принятая консультатив­ным центром классификация проблем, и порядок их ко­дирования Классификация нашего центра, подготовленная Д.Г.Труновым, предполагает 3 основных деления:

1) окружение (О);

2) жизнь в целом (Ж);

3) человек (Ч).

Первый раздел включает проблемы, связанные с се­мьей, местом проживания человека, местом учебы, ра­боты, отношениями со знакомыми, друзьями, с конфликтами на "чужой территории" (улица, учреждения и организации, армия).

Второй раздел фиксирует более общие проблемы, та­кие как смысл жизни, самореализация. Сюда же вклю­чены и финансово-бытовые проблемы и суицидальная активность. Последняя, на наш взгляд, может быть вы­делена в отдельную категорию.

Третий раздел отражает проблемы физиологиче­ского плана, в том числе нормальные психофизио­логические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость.

Классификация проблем организует статистическую обработку данных и облегчает анализ обращаемости в центр. Кодирование проблем также помогает анализу (самоанализу) работы консультанта и облегчает труд супервизора (см. раздел 8.1).

Приведем пример кодирования проблемной ситуации.

Подросток обратился к психологу-консультанту с жалобами на депрессивное состояние; в течение кон­сультации высказывал суицидальные намерения; в бе­седе со специалистом немалое место было уделено вза­имоотношениям с родителями.

В этом случае кодирование проблемы будет вы­глядеть следующим образом: Ч40/Ж51/О13 (т.е. Ч — человек, подраздел № 40 — "Эмоциональные расстрой­ства"; Ж — жизнь в целом, подраздел № 51 — "Суици­дальные намерения"; О — окружение, подраздел № 13 — "Родительская семья").

Несмотря на то, что разные проблемные ситуации можно отнести к одному и тому же типу, работа с клиентами будет протекать совершенно по-разному, и не последнюю роль здесь играет определенная ориен­тация клиента, его тип. 4.2. Типы клиентов и их ориентации

Кратко упомянем некоторые социально-демографи­ческие характеристики клиентов, представление о ко­торых необходимо для понимания основ психологичес­кого консультирования. На первый взгляд это несколь­ко формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Однако достаточ­но четко очерченные границы контингента лиц, обра­щающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение кото­рых чаще всего требуется от психолога-консультанта.
Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

К примеру, следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значи­тельно влияют на консультативную ситуацию (напри­мер, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультатив­ной помощью, достаточно ограничен. По данным Пер­мского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости приходится на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращае­мость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет. Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высше­го и среднего специального образований.

По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному со­ставу следуют инвалиды и рабочие. Менее представ­лены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др Клиенты, как, впрочем, и консультанты, люди раз­ные. Различия и тех и других заключаются, прежде все­го, в определенных характеристиках личности. В неко­торых случаях, в особенности если консультант всту­пает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий. И те и другие достаточно подробно описаны в соот­ветствующих руководствах.

С особенностями личности связано и еще одно раз­личие между отдельными клиентами, знание и пони­мание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ори­ентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основ­ных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");

б) неадекватная — клиент преувеличивает возмож­ности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впе­чатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в пси­хологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменацион­ные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее не сущест­вует. ("Вы согласны, что решения нет?"). Если кон­сультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не со­общенной, и добавляет: "Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разби­раемся в жизни получше вас" (Сталин, Бодалев, 1989.

С. 47—49).

Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консуль­тации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригид­ность, жесткость) рентных и игровых ориентации явля­ется показателем нуждаемости клиента не в консуль­тировании, а в психотерапии.

Однако проблема заключается в том, что проявление названных ориентации может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознан­но. И если различные манипулятивные типы достаточ­но хорошо описаны в литературе (см., например, Шостром, 1992), то некоторые иные подходы к рассмотре­нию негативных ориентации заслуживают более

детальной проработки.

Например, с точки зрения трансакционного анализа игры на приеме у психотерапевта могут подразделяться на три типа. 1. Игры, в которые играют психотерапевты и дру­гие представители службы помощи: "Я всего лишь пы­таюсь помочь вам" и "Психиатрия".

2. Игры, в которые играют люди с медицинским (пси­хологическим) образованием, входящие в качестве па­циентов (клиентов) в состав психотерапевтических групп, например "Оранжерея".

3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: "Не­имущий", "Крестьянка", "Дурачок" и "Калека" (Берн, 1992. С. 119—141).

Дабы не заставлять читателя откладывать нашу ра­боту и отправляться в библиотеку, приведем несколько примеров названных игр.

1. "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".

В этой игре психолог или психотерапевт дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент (кли­ент) сообщает, что предложение не произвело желаемо­го эффекта. Консультант, пожав плечами, покорно при­нимает известие о неудаче и делает следующую попыт­ку. Обычно он не испытывает потребности разобраться в собственных мотивах, поскольку знает, что многие его коллеги делают то же самое и что он следует "правиль­ной" процедуре. Если психотерапевт столкнется с игро­ком, не собирающимся отступать, ситуация будет медлен­но ухудшаться. В самом худшем случае его клиент пове­дет себя как разозленный параноик, который в один прекрасный день ворвется к нему в ярости, восклицая: "Посмотрите, до чего вы меня довели!". Вот тогда кон­сультант скажет (или только подумает): "Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!".

В распоряжении профессионала имеются несколько способов справиться с приглашением поиграть в эту игру.

1) Приглашение пациента поиграть в эту игру со­вершенно игнорируется. Подобная ситуация может при­вести к полезному столкновению.

2) При более мягкой попытке дать отпор пациенту, психотерапевт просто заявляет, что для него (пациен­та) он всего лишь врач (психолог).

3) Если пациент (клиент) находится в очень воз­бужденном состоянии, то на начальной стадии, воз­можно, придется ему подыграть. В этом случае его ле­чением, вероятно, должен заниматься психиатр. 2. "Оранжерея".

В эту игру активно играют представители гумани­тарных наук, например психологи. Эти молодые люди в компании своих коллег часто в шуточной форме упот­ребляют такие фразы: "Здесь проявляется ваша агрес­сивность" или "Это твоя проекция" и т.п. В роли паци­ентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием (и уже не шутя) предавать­ся взаимной критике, но поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае пове­дение может перерасти в игру "Оранжерея". Играющие в эту игру недавние выпускники медицинских (психоло­гических) факультетов, как правило, обладают преуве­личенным почтением к тому, что они называют "под­линными чувствами". Чувство описывается (преподно­сится группе) как редкий цветок. Создается представление, что проблема состоит лишь в том, до какой степени данное чувство редкостно. Психотера­певт, не разделяющий это убеждение, может вызвать настоящее негодование, словно он бесчувственный не­вежда, изуродовавший хрупкие лепестки экзотическо­го растения.

Для успешной психотерапии в данном случае не­обходим иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру, она будет продолжаться го­дами, никак не изменяясь. Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое "вознагражде­ние", поскольку оно дает возможность избежать пси-

холерической близости, особым образом обставляя си­туацию. Вместо того, чтобы культивировать свои чув­ства в душной атмосфере оранжереи, пациенты (кли­енты) должны дать им возможность произрастать ес­тественным образом. 3. "Неимущий".

Эта игра — способ заработать на жизнь как для про­фессионалов, так и для их клиентов. Например, в од­ном из агентств по экономической реабилитации неиму­щих, судя по официальным отчетам, клиенты агентства постоянно "делали успехи", но лишь немногим удава­лось "реабилитироваться". Большинство этих "обездо­ленных" были клиентами подобных агентств в течение нескольких лет, переходя из одного агентства в другое. На словах они каждый день были заняты прилежными поисками работы, но фактически тратили на это очень мало усилий. К родственным играм относятся "Вете­ран" (в русской версии "Пенсионер") и "Больница". Эти игры ведутся между организациями, занимающи­мися делами ветеранов, лиц, достигших пенсионного возраста, и инвалидов. В "Больницу" играют некото­рые пациенты лечебных учреждений. Если первые по­лучают денежную компенсацию, то у вторых есть дру­гие "вознаграждения" (например, получение эмоцио­нальной поддержки, тепла, избегание каких-либо обязанностей).

Профессиональное противодействие таким играм должно состоять в отказе от предоставления игрокам материальных благ, а иногда и психологических выгод.

4. "Дурачок".

Тезис этой игры можно сформулировать так: "Да, я глуп, но такой уж я есть...". Играющий в эту игру с дет­ства привык к тому, что люди будут вполне удов­летворены им, пока он ведет себя как дурачок. Поэтому в школе ему не нужно заниматься, на работе он не дол­жен стараться приобрести какие-то знания и т.п.

Бороться с такой игрой нелегко. Для превращения "Ивана-дурака" в "принца" необходима серьезная пси­хотерапевтическая работа. 5. "Калека".

Сходной с предыдущей, на наш взгляд, является и эта игра, тезис которой звучит так: "Что вы хотите от калеки". Такая игра особенно пагубна в клинической практике, когда никакого результата от любых вари­антов лечения ждать невозможно. Психотерапевт на вопрос клиента: "Чего вы хотите от невротика (кале­ки)?" (или на другой аналогичный вопрос) — может ответить примерно следующее: "Я ничего не хочу. Про­блема в том, чего вы сами от себя хотите". Пациент (клиент) должен ответить на этот вопрос серьезно. Единственная уступка, на которую может пойти психо­терапевт, состоит в том, чтобы дать клиенту достаточ­но много времени для ответа.

Пациенты (клиенты) могут играть и в другие раз­новидности игр. Например, "Скажите-ка мне вот что". В этом случае клиент рассказывает свой сон или ка­кое-то происшествие, случившееся с ним, а психо­терапевт пытается интерпретировать, задавая соот­ветствующие вопросы. В завершении игры клиент как бы говорит психотерапевту: "Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не помогли, кто же вы после этого?".

Родственной игрой является "Почему бы вам не... — Да, но...". В ней клиент первоначально согласен с пред­лагаемыми ему вариантами решения проблемы, но... осуществить их ему постоянно что-то мешает (Берн, 1992).

Глава 5. ПРОЦЕСС

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.013 с.)