Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение психологической проблемы

Поиск

Для понимания теоретических основ психологиче­ского консультирования необходимо ответить еще на один вопрос — каков генез психологической проблемы?

По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи...

Объем и назначение данной работы ни в коей мере не могут претендовать на полноту ответа. Поэтому попыта­емся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо "психологической пробле­мой", и к ее происхождению.

Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем "малой психиатрии", уместно предположить и то, что области "психологической проблемы" и "малой психи­атрии" находятся на одной линии (пересекаются)

Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических со­стояний, механизм синдромогенеза показан как принци­пиально единый для форм и "большой", и "малой психи­атрии" (Ушаков, 1978). По сути это говорит о том, что консультирование и "большая психиатрия" являются про­тивоположными точками одного континуума.

Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психи­ческих расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой есте­ственнонаучной или гуманистической парадигмы. Психо­анализ не согласен с бихевиоризмом, бихевиоризм — с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а пос­ледняя — с трансперсональной психологией и т.д.

В отечественной психотерапии одним из наиболее су­щественных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфлик­тов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненно­го восприятия и переработки жизненных трудностей, пе­реживаемых человеком.

Группировка невротических конфликтов по их генезу, то есть в соответствии с учетом внутренних механизмов их развития, принадлежит В.Н.Мясищеву (Мясищев, I960). Разработанное им учение о невротических конф­ликтах получило дальнейшее развитие в ряде работ его сотрудников и учеников (Иовлев, 1974; Карвасарскип, 1980; 1982; Ташлыков, 1984 и др.).

В соответствии с основными формами неврозов опи­сываются 3 типа психологических конфликтов: исте­рический, обсессивно-психастенический и неврастени­ческий.

Первый из них (истерический) определяется чрез­мерно завышенными претензиями личности, всегда со­четающимися с недооценкой или полным игнори­рованием объективных реальных условий или требований ваний окружающих. Конфликт отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существен­ное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляет­ся способность тормозить свои желания, противореча­щие общественным требованиям и нормам.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невро­тического конфликта обусловлен противоречивыми соб­ственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом если даже одна из потребностей становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, созда­ются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения обсессивно-фобических расстройств. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных от­ношений и приводит к отрыву от жизни, появлению не­реальных, далеких от действительности установок.

Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышен­ными требованиями к себе — с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способ­ствуют высокие требования, предъявляемые возрастаю­щим темпом и напряжением современной жизни. Особен­ности конфликта этого типа формируются при воспита­нии, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида (Карвасарский, 1985).

Логично предположить, что в основе ряда проблемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу консультанту, лежат те же внутрилнчностные конфлик­ты, только на первый план выдвигается не порождаемая ими болезненная симптоматика, а нарушение межлично­стных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: "Он по­стоянно мне грубит" или "Она ни в чем мне не помога­ет", — вполне вероятен внутриличностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: "Мой сын несчастлив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь", — конф­ликт второго типа и т.д.

Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.

Интересен и другой аспект генеза психологической проблематики, разработанный в рамках медицинского подхода — вопрос о пс ихотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что "травмирующим" в определенных условиях может оказаться любой объект, воздействующий на любую си­стему жизнедеятельности организма.

Систематика психического травматизма сложна и не­однозначна. В качестве примера приведем лишь класси­фикацию психических травм по интенсивности:

1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

а) сверхактуальные для личности;

б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного инди­видуума).

2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утра­той социального престижа, с ущербом для самоутверж­дения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансформиру­ющие условия многих лет жизни (ситуация лишения, си­туация изобилия):

а) осознаваемые и преодолимые;

б) неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического пере­напряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации;

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания лич­ности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности (Уша­ков, 1978).

Но то, что является психотравмой для одного че­ловека, может не являться таковой для другого. Пе­реживание подходит к личности "как ключ к замку" (Kretschtner, 1971). Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы Г.К.Ушакова (1978) и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.

Таблица 3

 

Ведущие свойства характера (преморбид)   Клинические синдромы пограничных расстройств   Психотравмирующие обстоятельства  
Сензитивность   Неврастенический, астенический, психопатический, аутистический   Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа  
Тревожная мнительность   Обсессивный, компульсивный, психастенический   Ситуации, нарушающие стереотип  
Истероидность   Истерический, пуэрильный, пс евдод ементный   Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип  
Косность, ригидность (аффектов и суждений)   Эксклюзивный, эпилептоидный, параноический   Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа  

 

Попытаемся теперь перевести сказанное в русло

психологической парадигмы (табл. 4):

Таблица 4

ВЕДУЩИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА   ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ   ПСИХОТРАВМИРУ­ЮЩИЕ (ПРИВОДЯЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ) ОБСТОЯТЕЛЬСТВА  
Сензитивность (чувствитель­ность)   "Hе могу справиться с собой...", "Устал, никого не хочу видеть..."   Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа  
Тревожность   "Не могу решиться, беспокоюсь..."   Ситуации, нарушающие стереотип  
Истероидность (демонстра-тивность)   "Мне все надоели, достали, меня не любят..."   Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентриче­ский стереотип  
Косность, ригидность   "Я им покажу..." "Они меня просто преследуют..."   Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа  

 

Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной про­блематики. Более того, логичен вопрос: "А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?".

Наконец, последнее обобщение, которое мы по­зволим себе сделать в данном разделе, это объедине­ние всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым психоло­гическим проблемам, в 3 группы:

1) Группа биологических факторов. Человек, яв­ляясь биологическим видом, постоянно подвергается влиянию сложных физических, химических, климати­ческих и других факторов, так или иначе реагируя на них. Существует единство физио- и психогенеза (Уша­ков, 1978).

2) Группа социальных факторов. Например, Сатин (Satin — см. Ушаков, 1978) провел параллель между чис­лом стрессов и социальных проблем (материальные ли­шения, отсутствие работы) в анамнезе больных и возник­новением у них болезненных состояний.

3) Группа психологических факторов. Они обусловлены взаимоотношениями с другими лицами (конфлик­ты в семье, на работе и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.008 с.)