Неформальная экономика и ее структура



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальная экономика и ее структура



Неф. эк-ка – сов-ть хоз. отношений, кот. не отраж. в официальной отчетности и формально зафиксир. в контрактах. Теневая эк-ка включена в часть неф. эк-ки, кот. не только не отражена в офиц. отчетах и контрактах, но и вступает в противоречие с законом (криминальная эк-ка). Часть тен. эк-ки, деят-ть кот. заведомо связана с нарушением закона как по целям, так и по ср-вам деят-ти. Стр-ра тен. эк-ки вкл. в себя след. эл-ты: 1) неофиц. эк-ку – легальные виды эк. деят-ти, где имеются нефиксируемые издержки пр-ва с целью их снижения; 2) криминальную эк-ку – эк. деят-ть, связ. с прямым нарушением закона и посягательством на легальные права собственности; 3) фиктивную эк-ку – различ. приписки, искажения, свя. с получением и передачей денег. По данным МВД в 1993 году тен. эк-ка составляла 27%, в 1994 – 39%, 1995 – 45%.

Школа физиократов

Шк. физиократов воз. в VIII в., когда экономисты попытались объяснить причины упадка эк-ки Франции и дать рекомендации по поводу выхода. Важнейшие представители: Ф.Кенэ, А.Тюрго. Стержнем всей концепции физиократов были след. идеи: 1. Земледелие (с/х) – источник всех богатств. 2. С/х – единственная производительная отрасль, потому что создает не только прибыль, з/п и амортизацию, но и ренту. 3. Промышленность (ремесла), торговля, финансы – это не производит. области, т.к. они помимо прибыли, з/п и амортизации не дают никакого избытка. 4. Все налоги должно платить земледелие – раз оно источник всех богатств. 5. У физиократов впервые зародилась идея об абсолютной эффективности свободной торговли. 6. Физиократы в своих исследованиях игнорир. интересы нации, они распространяли свои выводы безотносительно к конкретному народу. 7. Физиократы впервые попытались представить процесс воспр-ва в эк-ке в целом. Это нашло отражение в знаменитой эк. таблице Кенэ, в кот. впервые была сделана попытка провести анализ общественного воспр-ва с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными эл-тами общест. пр-ва.. Решая эту проблему, Кенэ упростил стр-ру общества, разделив его на 3 больших класса: 1) производительный (с/х и фермеры), 2) класс собственников (дворяне, землевладельцы); 3) бесплодный (непроизводительный) (финансисты, торговцы, банкиры, промышленники). К.Маркс подверг критике недостатки и противоречия «Эк. табл.». Построенная на теории «чистого продукта» и неправильном классовом делении общества, «Эк. теория» не отражала механизма капиталистич. воспр-ва и его противоречий, однако практич. рекомендации, вытекающие из неё, носили прогрессивный, антифеодальный характер.

Классическая теория

Важнейшие предст.: А.Смит (книга "Исследования о природе и причинах богатства народа"), Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, С.Милль. Кл. шк. явилась продолж. шк. физиократов. Согласно кл. шк. отдельная личность лучше всего знает, какая отрасль для нее выгодна и какие ср-ва лучше всего избрать. Частный интерес в кл. шк. это лучший побудит. стимул к труду. Гос. власть в кл. шк. не дол. создавать препятствий для частной деят-ти. Она мож. лишь устан. налоги и поддерживать правовой порядок, а все остальное достиг. естест. развитием свободного рынка. А.Смит сформулир. концепцию "невидимой руки". Суть этой концепции. В усл. свобод. рынка все товаропр-тели преслед. свои частные интересы. А в рез. их деят-ти достиг. общест. цели. В итоге стремление к частной личной выгоде неизбежно оборач. выгодой для всего общества в целом. Согл. кл. школе бессмысленно принуждать произ-лей изгот. то, что дешевле купить за границей. Всегда след. покупать там, где дешевле. В рамках кл. шк. были заложены основы теории труд. ст-ти (Риккардо). Согласно ТТС товары обменив. по ценам, кот. пропорциональны затрач. на их пр-во труду. В кл. шк. в условиях равновесия товары обменив. ценам, равным затрач. труду.

Совокупный спрос и совокупное предложение

ССп – это модель, кот. показ. различ. объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац. пр-ва, кот. потребители, фирмы и правительство при прочих равных условиях готовы купить при любом возможном уровне цен. Отрицат. кривой наклона ССп наз. след. эффекты: 1) эф. Кейнса – эф. %-ных ставок. При повышении общего ур. цен в эк-ке потребителям нужна большая сумма налич. денег для покупок (при постоянном объеме денежной массы в эк-ке возраст. потребность в ней). Предпр-лям также треб. больше денег на выплату з/п и на др. необх. расходы. При неизменном объеме ден. массы рост спроса на деньги стремительно увелич. цену за пользование деньгами. Эта цена и есть %-ная ставка (ст-ть кредита). В свою оч. предприятия и дом. хоз-ва при таких высоких %-ных ставках сокращают опред. часть расходов (быстро реагир. на изменения %-ной ставки). 2) эф. матер. ценностей (эф. богатства). При более высоком ур. цен реальная ст-ть или покупательная способность накопленных финанс. активов (активов с фиксир. ден. ст-тью – счета, облигации и др.), кот. нах. у нас., уменьшатся. В таком сл. нас. реально станов. беднее. Ден. богатство, кот. располаг. нас., обесценивается. В рез. люди в своем поведении стан. более осторож., потребители на рынке нач. экономить, стрем. компенсир. возмож. потери. Все это прив. к снижению ССп. 3) эф. импорт. закупок. При прочих равных условиях, при росте цен на отеч. товары потребители предъявляют повыш. спрос на имп. товары. В этих усл. иностранцы будут покупать так же меньше отеч. товары. Это снизит экспорт отеч. товаров. Чистый экспорт сократиться.

Совокупный спрос (AD)

ССп (AD) - это объем товаров и услуг в эк-ке в целом, кот. потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, др. словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в эк-ке в целом при данном уровне цен. Важнейшими частями ССп явл.: потребит. расходы дом. хоз-в (С), инвестиционные расходы предприятий (I), гос. расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (Xn): AD = C + I + G + Xn. ССп и его величина м.б. изображены графич. с пом. кривой ССп. Если мы по вертикали отметим ур. цен (Р), а по гориз. - выпуск пр-ции (Y), то есть ВВП, то, принимая различ. значения ур. цен и выпуска, можно постр. кривую ССп AD.

При уровне цен Р1 величина ССп в т. А будет равна Y1, при снижении цен до ур. Р2 величина ССп возр. в т. В до ур. Y2. Сущ. обратная зависимость между ур. цен и величиной ССп. Кривая ССп AD, т.о., имеет нисходящий хар-р. Нисх. хар-р кривой ССП объяс. действием след. эффектов: 1) эффект богатства, 2) эф. %-ной ставки, 3) эф. импортных закупок. Эф. богатства сост. в том, что при повышении ур. цен сниж. реальная ст-ть активов общества (богатства), т.е. сниж. их покупательная способность. Эф. %-ной ставки означ., что при повышении ур. цен повыш. %-ная ставка, что ведет к сокращ. объема инвестиционных расходов, явл. частью ССп. Эф. имп. закупок сост. в том, что при повышении ур. цен в эк-ке сокращ. чистый экспорт, явл. частью ССп. Вместе с тем на величину ССп влияет мн-во др., неценовых факторов ССп. Для простоты анализа эти факторы образ. 4 группы, кот. соответ. 4-м частям ССп. Неценовые факторы ССп (сдвиги кривой AD): 1) изменения потребит. расходов (благосостояние потребителей (доход), ожидания потребителей, задолженности потребителей, налоги; 2) изм. инвестиц. расходов (ставка %, ожид. прибыли от инвестиций, налоги на предприятия, изм. в технологии, избыточные мощности); 3) изм. гос. расходов (содержание гос. аппарата, оборона, здравоохранение, образование, соц. страхование, проценты по гос. долгу); 4) изм. расходов на чистый экспорт (НД в др. странах – торговых партнерах, курс нац. валюты). Графич. изменение ССп под воздействием неценовых факторов изображ. сдвигом кривой ССП вправо или влево. Напр., возьмем такой фактор, как изм. благосост. потребителей, их дохода. При росте доходов дом. хоз-в увелич. их расходы на приобретение предметов потребления. Это выз. рост ССп. Такое изм. в ССп на графике выгл. как смещение кривой AD вправо в положение AD'. При прежних ур. цен Р1 и Р2 величина ССп увеличилась до уровней Y1' и Y2'.

Институционализм

Исторически первой школой институционализма был старый институционализм; его также нередко называют американским институционализмом. У этой концепции термин "институт" означает – устойчивый конструкт, который выдержал все испытания временем (институт семьи, институт дружбы и др.). На первый план выходит совокупность неформальных правил, традиции, социально-культурные стереотипы, а также правила и процедуры, которые несанкционированны государством. Новая школа (или неоинституционализм) – правовое обеспечение экономической деятельности, деятельность органов управления, юридические нормы, обязательные процедуры, связанные с экономической деятельностью, процедуры контрактов. Утверждения современных институтов: 1) селекция по критерию жизнеспособности далеко не всегда ведет к выживанию тех институтов, которые обеспечивают более высокую эффективность в экономике. В реализации любого института возникают организации групп индивидов, стремящихся использовать возможности этого института. Эти организации как бы сливаются с институтами, и возникает некий симбиоз: институт + организации. 2) в социально-экономической жизни всегда есть элемент случайности. Возникают и укрепляются не только те институты, которые прошли селекцию или сформировались в результате целенаправленных действий, но и те, которые появились по чисто случайным причинам. 3) институты, как правило, развиваются по той траектории, которая задана предшествующим социально-экономическим процессом. Эта институциональная инерция наряду с другими факторами обусловливает сопротивление рыночной селекции со стороны институциональной системы. Следовательно, жизнеспособными и устойчивыми могут быть не только социально-целесообразные институты, но и нежизнеспособные для общества. Поэтому процесс институционального развития не может быть спонтанным и требует вмешательства государства. Оно должно одобрять социально-целесообразные самовозникающие институты, наделяя их статусом госзаконов, и само выступать в качестве институционального источника.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.007 с.)