Стабилизационная политика в открытой и закрытой экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стабилизационная политика в открытой и закрытой экономике



Действия правительства, кот. влияют на эк-ку в целом. Стаб. политика – с-ма мер правительства, направ. на стимулирование (экспансионистская) или сдерживание (рестриктивная) роста нац. эк-ки посредством налогов, гос. расходов, регулирования объема предложения денег и комплекса мер административ. регулирования. Стаб. пол. осущ. с целью поддержания общего ЭР при соблюдении условий: 1) полная занятость; 2) устойчивый ЭР; 3) стабильный ур. цен; 4) сбалансированность платежного баланса. Сов-ть этих целей сост. «магический четырехугольник». «Магический» - одновременно достигнуть всех в/н целей трудно, а иногда и невозможно. Нек. цели противоречат др. др., поэтому, работая в достижении одной цели, одновременно вы удаляетесь от др. При анализе инструментов стаб. пол. мы абстрагируемся от воздействия заграничной эк-ки через валютные рынки, т.е. исп. модель «закрытой» экономики. В условиях закр. эк-ки акцентир. вним. на монетарной и фискальной политике. Монетар. политика предполаг. широкое использование ден.-кредит. рычагов в процессе рын. регулирования ЭР. Фиск. политика - меры бюджетной с-мы. Обычно исп. оба вида регулирования, с преимуществом одного из двух. Открытая эк-ка. В реальной жизни эк-ка связана с заграницей. В этой связи усиливается роль факторов, определяющих конъюнктуру нац. эк-ки (напр., состояние платежного баланса, ур. цен за границей, заграничная ставка %, обменный курс нац. ден. единицы).

Расчет ВНП по доходам

При расчете ВНП по доходам суммир. все виды факторных доходов, а также два компонента, не явл. доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии). В составе ВНП обычно выд. след. виды факторных доходов (критерием служит способ получения дохода): 1) вознаграждение за труд наемных работников (з/п, премии и др.); 2) рентные платежи, представляющие собой доходы, получ. владельцами недвижимости; 3) %, представляющий собой выплаты ден. дохода поставщикам ден. кап-ла; 4) доходы от собственности или доходы некорпоративного предпринимательского сектора (доходы предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, партнерских товариществ и кооперативов); 5) прибыли корпораций, кот. м.б. использ. 3-мя способами: а) в виде налогов на прибыль корпораций – доход получает гос-во; б) в виде дивидендов – прибыль корпораций выплач. акционерам; в) в виде нераспределенных прибылей корпораций (то, что остается от уплаты налогов и дивидендов), кот. инвестируются либо сразу, либо в будущем на создание новых заводов и покупку оборудования. Амортизация в виде бух. записи - есть ежегод. отчисления, кот. показ. объем кап-ла, потребленного в ходе пр-ва в теч. опред. лет. Амортиз. отчис. наз. отчислениями на потребление кап-ла, т.е. на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе пр-ва ВНП данного года. Амортизация не явл. прибавкой к чьему-либо доходу, она говорит о том, что часть ВНП данного года д.б. отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потребленных в процессе пр-ва конечных тов. и услуг. Косвенные налоги на бизнес вкл. общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и тамож. пошлины. Этот приток кос. налогов на бизнес явл. незаработанным доходом, поскольку гос-во не вносит никакого вклада в обмен на поступления от налогов. Как и при подсчете ВНП по расходам, в данном способе необх. учесть также и факторные доходы из-за рубежа. В этом случае исчисление ВНП примет вид: ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из за рубежа. Чистые факторные доходы из за рубежа равны разности между доходами, получ. гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, получ. на терр. данной страны.

Национальный доход

Нац. доход (НД) - один из осн. обобщающих статистич. показателей, использ. в СНС. НД предст. собой сумму всех видов доходов, полученных эк. агентами в течение данного статистич. периода за их вклад в пр-во ВНП. Чтобы опред. величину НД, необх. из ЧНП вычесть налоги косвенные. НД м.б. также определен посред. расчета ВНП по доходам при исключении 2-х видов платежей - амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указ. выше смысле общие доходы нации можно опред. как заработанный НД. Поэтому в него не включ. косвенные налоги, т.к. гос-во, получая их, не вклад. никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в СНС более широко исп. показатель располагаемого НД, под кот. поним. общая величина доходов, полученных и переданных хоз. единицам в рез. производственной деят-и или от собственности, а также в рез. перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого НД суммируются: а) з/п; б) взносы на соц. страхование, кот. не зависят от кол-ва и кач-ва труда и вносятся предприятиями; в) косвенные налоги на бизнес и др. госсборы; г) субсидии - это "отрицат. налоги", они уже не содержатся в рын. ценах, в кот. исчисляются осн. статистич. показатели, поэтому из совокупных доходов вычит.; д) пособия; е) междунар. помощь. Если нам помогают больше, чем мы, то междун. пом. включ. со знаком "+", если больше помогаем мы, то со зн. "-"; ж) нераспределенная прибыль корпораций - чистая прибыль, кот. остается у корпораций после вычета из произведенной добавленной стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, %-тов и дивидендов; з) доходы от собственности - поступления во все секторы эк-ки в виде дивидендов, ренты, %-тов; и) дох. от индивидуальной деят-ти - доходы мелких не корпоративных предприятий и свободных профессий; к) доходы от страхования; л) дох. от операций с внешним миром – включ. сальдо этих доходов.

Дирижизм

Экономический дирижизм – это теоретические идеи и меры практической политики, нацеленные на создание «государства всеобщего благоденствия». Его наиболее развернутое обоснование дал французский экономист Франсуа Перу (1903–1987). Неравенство экономических единиц, согласно Перру, не позволяет хозяйству функционировать только на основе рыночного регулирования. Отсюда он выводил необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Идеи Перру оказали влияние на формирование французского варианта государственного регулирования, в частности, на характер индикативного планирования, практиковавшегося в 1950-1980-х гг. Перру вывел 3 принципа индикативного планирования: 1) экономический рост не может быть сбалансированным, т.е. всегда неравномерен; 2) политика экономического роста ставит своей целью активные структурные преобразования в желаемом направлении; 3) структурная политика избирательна, делает упор на отдельные отрасли-моторы (развивающиеся быстрее, чем экономика в целом).

Неокейсианство

Неокейнс. - модификация концепции Кейнса применительно к условиям 2-й половины XX века. В лит-ре ее также наз. посткейнсианство. Представ. - Хансон, Харрот, Домар. Этот период 2-ой пол. XX века характериз. изменением условий развития эк-ки: 1. Усиление и развитие гос.-монополистич. капитализма. Суть гос.-мон. капитализма - сращивание силы монополии и гос-ва, развитие и укрепление гос. сектора, усиление их воздействия на эк-ку. 2. Распад колониальной с-мы. Возник. новые самост. страны и меняются отношения центра и бывших колоний. Отсюда меняется хар-р снабжения сырьём, изменение порядка во внеш. торговле и т.д. 3. Развитие НТР, а НТР требует больших ср-в для развития и даёт возможность перестроить стр-ру эк-ки, что влияет на условия воспр-ва. 4. Сущ. 2 с-мы: капитализма и социализма. На 1-м этапе мировая с-ма социализма лидировала по темпам роста. За счёт этих условий удельный вес социализма в мировом пр-ве рос. Неокейнсианцы полностью разделяли позицию Кейнса о том, что рын. эк-ка не способна развиваться и обеспеч. воспр-во без вмешат. гос-ва, потому что рын. эк-ка не способна обеспечивать общее эк. равновесие. При этом все неокейнсианцы по отношению к этому положению разделились на две группы: 1. Ортодоксальные (счит., что рын. с-ма способна обеспечить равновесие во всех сферах, кр. сферы труда). 2. Левые (отрицали возможность общего эк. равновесия во всех сферах эк-ки).

Номинальный и реальный ВНП

Номинальный ВНП – это ст-ть объема пр-ва в каждом году, исчисленная в рыночных ценах этого года. Рассчит. путем суммир. стоимостных объемов пр-ва (цены, умноженной на кол-во) всех миллионов тов. и услуг, произведенных в эк-ке. Величина номин. ВНП может изменяться под влиянием как динамики физич. объема пр-ва, так и динамики ур. цен. Реальный ВНП измеряет ст-ть всей произведенной пр-ции в ценах базового года и явл. осн. показателем физич. объема пр-ва. Когда повыш. ВНПр, это свидетельствует о том, что совокуп. объем пр-ва вырос, т.е. произведено больше тов. и услуг. След., динамика ВНПр более точно отраж. изменения в пр-ве тов. и услуг, нежели это делает показатель номинального ВНП. ВНПр рассчит. с пом. корректировки номинального ВНП на индекс цен:

Индекс цен

Одним из широко использ. показателей ур. цен в эк-ке явл. индекс потребительских цен (ИПЦ или СРI в англ. аббревиатуре – consumer price index). ИПЦ показ. изменение сред. ур. цен "корзины" тов. и услуг, обычно потребляемых среднестатистич. город. семьей. В корзину обычно включ. 360–400 наимен. тов. и услуг, потребляемых в теч. года средним город. жителем. Изменения в ИПЦ отражает изменения ст-ти жизни в стране, индекс цен исп. для индексации з/п, пенсий, пособий, стипендий и др. выплат из гос. бюджета. Состав потребит. корзины (кол-во тов. и услуг) фиксир. на ур. базисного года. ИПЦ рассчит. по индексу Ласпейреса или индексу цен, где в кач. весов использ. набор благ, фиксирован. по базисному году:

,

где и – цены i-го блага, соответ., в базисном (0) и текущем (t) периоде; – кол-во i-го блага в базисном периоде (0). Индекс данного типа не учит. изменения в стр-ре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Напр., ИПЦ, где использ. потребит. корзина базисного года, не принимает во вним. изменений в стр-ре потребления в текущем периоде, напр., замену более дорогих благ более дешевыми в усл. роста цен. Это приводит к завышению роста ст-ти жизни, если в кач-ве оценочного показателя исп. ИПЦ.

Меркантилизм (М)

1-вым теоретич. обобщением товарно-капиталистич. развития стали идеи меркантилизма. Шир. распростран. в Европе в XVI-XVIII вв. Виднейшие представители: А.Монкретьен (XVII в.), Дж. Ло (VXIIIв.), А.Серра (конец XVII – начало XVIII вв.). Основные черты М.: 1. Богатство и благосостояние нации зависят от изобилия денег в стране (золото и сер. монеты). 2. Бог-во порождается торговлей или товарным обменом. Товар. обмены мерк-ты рассматривали как непрерывную борьбу за прибыль. Если один торг. агент получал прибыль, то др. обязат. проигрывал (односторонний товар. обмен). 3. М. свойственно стремление к достижению положит. торг. баланса (экспорт превышает импорт). 4. Мерк-ты рекомендовали запретить вывоз сырья (как менее ценных товаров) и наоборот стимулир. экспорт промыш. (обработан.) товаров (как более ценных). 5. С точ. зр. мерк-тов добыча золота и серебра выгодна для страны. 6. Мерк-ты полагали, что благосостояние нации зависит от подчинения гос-ву деят-ти частных лиц. Отсюда вытекает возможность и необх-ть гос. регулирования (регламентирования). Суть М. в общих чертах можно сформулир. след. образом: "лучше покупать дорого в стране, чем покупать за меньшую цену у иностранцев". Позитивные черты М.: 1. Найдено ср-во к развитию промышленности (протекционизм – любые гос. меры, целью кот. явл. защита промышленности своей страны от конкуренции). 2. Выдвинут справедливый тезис, что для успешного развития эк-ки необх. изобилие денег. 3. Мерк-ты рассматривали нац. интересы как приоритетные в развитии эк-ки. Недостатки: 1. Мерк-ты чрезмерное внимание уделяли сфере обращения. 2. Мерк-ты ошибочно исходят из необх-ти ограничения рынка везде и всегда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.011 с.)