Причины безработицы в период проведения рыночных реформ в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины безработицы в период проведения рыночных реформ в России



Занятость в России в условиях глубокого эк. кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В 1992-1997 гг. на каждый % снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в эк-ке состав. в сред. 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значит. в масштабах всей страны всплеска открытой без-цы. В рез. эк. реформ к сер. 1999 г. общее кол-во безработных сост. 10,4 млн. чел-к, из кот. лишь 1,6 млн. чел-к явл. офиц. зарегистрир. безработными. В 1992 г. большинство отеч. предприятий столкнулось с отсут. финансирования, спадом пр-ва, неплатежами потребителей и множеством др. проблем.. Скрытая без-ца породила развитие неуправляемых негатив. процессов, таких как неполная занятость, принудит. отпуска, задержки и невыплаты з/п, применение натур. оплаты труда вместо денежной. Работодатели стали часто нарушать элементар. соц.-этические права чел-ка, перестали соблюдать требования по охране труда работников предприятия. Российский феномен скрытой без-цы обусловлен след. причинами: 1) особенностью технологич. процессов; 2) наличием в теч. длит. периода соц. инфраструктуры на предприятиях; 3) характерным для СССР патернализмом руководителей предприятий (видимость заботы о трудящихся); 5) низким ур. затрат на оплату труда в общих издержках пр-ва.

Расчет ВНП по расходам

При расчете ВНП по расходам ст-ть годового пр-ва м.б. опред. по формуле: ВНП = C + I + G + Xn, где С – личные потребит. расходы, I – валовые частные внутр. инвестиции, G - гос. закупки тов. и услуг (или гос. расходы), Xn – чистый экспорт. Лич. потр. расходы (С) включ. в себя: расходы дом. хоз-тв на предметы потребления длит. пользования (а/м, холодильники); товары текущ. потреб. (хлеб, молоко); потребительские расходы на услуги (механиков, врачей, юристов). Вал. част. внутр. инв. (I): все конечные покупки машин, оборудования и станков предпр-лями; все строительство (производственное и жилищ.); изменение запасов (запасы полуфабрикатов и сырья, еще не потребленных в процессе пр-ва товаров), при этом рост запасов учит. со знаком "+", уменьшение – со зн. "-". Гос. закупки товаров и услуг (G): федеральные, регион. расходы, а также расходы местных органов власти на конечную пр-цию предприятий и на все прямы покупки ресурсов (на стр-во и содержание школ, дорог, армии, госаппарата, фундаментальные науки). При этом исключ. все гос. трансфертные платежи, т.к. эти расходы не отраж. увеличение текущ. пр-ва, а явл. простой передачей гос. доходов определенной группе населения. Чистый экспорт (Xn) – рассчит. как разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необх. учесть все расходы, связ. с покупками конечных тов. и услуг, произведенных в данной стране, в т.ч. и расходов иностранцев, т.е. ст-ть экспорта данной страны. Одновременно необх. исключить из покупок эк. агентов данной страны те тов. и услуги, кот. были произведены за рубежом, т.е. ст-ть импорта. Показатель м.б. как со знаком "+", так и со зн. "-".

Личные потребительские расходы

Лич. потреб. расходы использ. как один из компонентов при расчете ВНП по расходам. Лич. потр. расх. (С) вкл. в себя: расходы дом. хоз-тв на предметы потребления длит. пользования (а/м, холодильники); товары текущ. потреб. (хлеб, молоко); потребит. расходы на услуги (механиков, врачей, юристов). Самым большим компонентом в структуре потребления ВНП явл. лич. потребление. В 1999 г. исчисляемый статистич. аналог этого теоретич. показателя (конеч. потребление дом. хоз-в и некоммерч. организаций) сост. в РФ 54%. Лич. потр. – наиб. устойчивая и консерватив. часть ВНП. Люди, как правило, стремятся сохранять привыч. ур. потребления, несмотря на самые разнообр. политич. и эк. катаклизмы. Спрос, предъявляемый дом. хоз-ми на предметы потребления, явл. поэтому своего рода стабилизатором ВНП. Гл. фактор потребит. выбора - полезность товара. То, что полезно для одного чел-ка, м.б. абсолютно не полезно для др. Однако даже если выбранный пр-т полезен для потребителя, сущ. обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выст. размер дохода и цена. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия прод-ции. Важная задача производителей в рын. условиях - изучение потребит. спроса на производимую пр-цию, при этом одним из важнейших его показателей служит эластичность спроса. Определение этого показателя (по цене, доходам потребителей) позволяет произв-лям правильно выбрать направление улучшения хар-тик уже выпускаемых тов., а также лучше ориентир. при разработке новых тов. и услуг.

 

Инфляционная спираль

Инф. спираль - процесс взаимозависимого роста цен и з/п, при кот. рост цен обусловливает необх-ть повышения з/п, а ее повышение приводит к росту цен. Инф. спираль формир. след. образом: сначала происх. установление нового ур. з/п (в рез. пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Как следствие возник. изменение общего ур. з/п в масштабах нац. эк-ки. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличение издержек на ед. пр-ции приводит к сокращению пр-ва. Тогда, при увеличивающемся спросе, сокращение предложения прив. к росту цен. Рост цен, в свою оч., дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Т.о., ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата - цены».

Инф. спираль, инспирируемая ростом ССп. Пусть первонач. эк-ка нах. в состоянии краткосроч. равновесия в – т. Е0. Правительство прин. решение о проведении экспансионистской эк. политики. В рез. кривая AD нач. перемещ. вправо в положение AD2, и новое равновесие устан. в т. Е1. Достигнута цель - рост ВНП и занятости, правда, при этом возрастают цены на конечные тов. и услуги. Однако установившееся равновесие явл. неустойчивым - рано или поздно владельцы факторов пр-ва начнут пересматривать планы их продажи (увеличивать цены на них). В рез. начнется краткосрочное смещение кривой СПр вверх до установления нового равновесия в т. Е2. В рез. эк-ка возвращ. к исходному ур. выпуска и занятости, но с более высоким ур. цен. При продолжении экспансионистской политики эк-ка будет перемещ. из т. Е2 в т. Е3, затем из т. Е3 в т. Е4 и т.д.

Инф. спираль, инспирируемая ростом издержек пр-ва. Пусть эк-ка нах. в сост. равновесия в т. Е0. В рез. шока предложения кривая AS из полож. AS0 сдвин. в пол. AS1 и новое равновесие устан. в т. Е1: рост издержек пр-ва, не компенсируемый изменением в ССп, приводит к росту товарно-материальных запасов, и пред-ли вынуждены пересматр. свои производствен. планы в сторону понижения. Теоретич. возможно возвращение эк-ки из состояния Е1 в сост. Е0 в случае, если продавцы факторов пр-ва начнут снижать цены на них вследствие эк. спада, однако на практике такое происходит очень редко. Однако переход в сост. Е2 означ., что продавцы факторов добились исключительно повышения цен (остановка процесса на т. Е2 вероятна только в том случае, если имел место какой-л. внеш. для эк-ки шок предложения) и процесс раскручивания инф. спирали может запуск. заново.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.015 с.)