Тема 3. «Божественная комедия» Данте Алигьери 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. «Божественная комедия» Данте Алигьери



Подготовка к практическим занятиям по курсу

Тема 1. Гомеровский эпос.

Литература для конспектирования:

1. Бахтин М.М. Эпос и роман. / В кн. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Боннар А. Одиссей и море / Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. М., 1992.

3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.

4. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983. (http://www.sno.pro1.ru/lib/stahl/8.htm)

 

 

Общие вопросы:

1. Гомеровский вопрос. Назовите основные теории гомеровского вопроса. В чем их сильные и слабые стороны?

2. К какому периоду развития древнегреческой литературы относится эпос Гомера? Дайте краткую характеристику этому периоду.

3. Дайте общую характеристику эпосу как миросозерцанию, виду литературы и жанру. Укажите, какая версия эпоса приписывается Гомеру.

4. Автор и слово в эпосе. Обозначьте специфику эпической авторской позиции.

«Илиада»

1. Обозначьте тему «Илиады». Как она реализуется в указанных песнях?

2. Каков идеал гомеровского героя? Кто воплощает этот идеал в песнях 1 и 9?

3. Приведите примеры эпической ретардации в песнях 1 и 9. Какими средствами она достигается?

4. Дайте определение понятия «постоянный эпитет». Приведите примеры постоянных эпитетов в песнях 1 и 9. Всегда ли они соответствуют конкретной ситуации или действию?

5. Что такое формульные стихи (типические места)? Приведите их примеры.

6. Приведите примеры развернутых сравнений и описаний через перечисление в песнях 1 и 9.

 

«Одиссея»

 

1. Обозначьте предмет изображения в эпосе; героическом эпосе; «Одиссее». Выявите фабулу и сюжет поэмы; поясните суть и цель использования а) лейтмотива скитания и б) приема транспозиции, организующих композицию «Одиссеи».

2. Соотнесите художественный мир героического эпоса и художественный мир «Одиссеи»:

2.1. Охарактеризуйте жанрообразующие категории «абсолютного прошлого» (см. Бахтин, Гачев, Шталь, с.77); памяти, национального предания, субъективности-объективности повествования (см. Бахтин); абсолютной эпической дистанции (см. Бахтин) и их роль в организации хронотопа «Одиссеи».

2.2. В чем состоит проблема целостности эпического мира (Бахтин; Шталь, с.25)? Как достигается целостность художественного мира «Одиссеи»?

3. Одиссей-скиталец как эпический герой: роль судьбы в скитаниях героя; роль случая; роль других факторов; поведение Одиссея в критических ситуациях (о проблеме эпического человека см. Бахтин; Шталь, с.77-80).

 

Тема 2. Античная трагедия

Литература для конспектирования:

1. А. Боннар Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа

2. А. Боннар Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии

Задания:

  1. Конспект глав из книги А.Боннара.
  2. Прочитать и проанализировать в соответствии с предлагаемыми вопросами трагедии «Антигона» и «Медея».
  3. Выделить в тексте цитаты, которыми вы будете аргументировать свой ответ.

 

Вопросы:

  1. Каково было положение женщины в Аттике V-IV вв. до н.э.? Действуют ли Антигона и Медея в соответствии с этими правилами? Приведите цитаты из текстов произведений, подтверждающих вашу точку зрения.
  2. Дайте характеристику основным действующим лицам каждой трагедии.
  3. Кого из действующих лиц можно назвать характером, а кого – типом? Обоснуйте свою точку зрения.
  4. Охарактеризуйте конфликт в каждой из трагедий. В чем их сходство и различие?
  5. Чью позицию разделяет автор? Аргументируйте свой ответ цитатами из текстов трагедий.
  6. Что движет сюжетом каждой из трагедий? Какова роль рока (судьбы) в развитии конфликта?
  7. Соотнесите развитие действия в произведениях и структуру трагедии (что происходит в прологе? пароде? эписодиях? стасимах? эксоде?).
  8. Какова роль хора в каждой из трагедий? Является ли хор действующим лицом?
  9. Сделайте вывод о сходствах и различиях трагедий Софокла и Еврипида.

Тема 3. Античный роман

 

Литература для конспектирования:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. с.234-280.

2. История всемирной литературы. Т.1. С.497-499.

3. Маркиш С.П. О языке и стиле Апулея // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М., 1993. - С. 373-376

 

1. Вспомните определение жанра романа. Изучите ст. «Роман» в «Краткой литературной энциклопедии» и сформулируйте основные отличительные признаки романа как жанра.

2. Время и место возникновения античного романа, его генеалогия (греческий и римский)

3. Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Виды романа.

4. Своеобразие пастушеского романа «Дафнис и Хлоя»:

4.1 буколические мотивы

4.2 элементы разработки психологических состояний

4.3 преемственность традиций «Идиллий» Феокрита

5. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея

5.1 фольклорно-сказочные мотивы в романе;

5.2 роль вставных новелл. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтении ее содержания;

5.3 функции символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа;

5.4 художественное воплощение философских концепций Платона в романе.

6. Сопоставительный анализ романов:

6.1 тема, проблемы, идейный смысл

6.2 особенности композиции: фабула, сюжет, система образов, значение вставных эпизодов

6.3 стилистическое своеобразие романов

 

Тема 4. Античная комедия

Подготовка докладов по темам (литература подбирается студентом самостоятельно из списка дополнительной литературы по курсу):

 

1. Афинский театр: театр как модель мира и храм. Театр как государственное учреждение. Особенности постановки комедий.

2. Фольклорные истоки комедий Аристофана. Злободневность и тенденциозность произведений Аристофана. Вопросы кризиса полиса и его общественных и этических норм в комедии «Всадники».

3. Жанровые черты комедий Аристофана. Драматургическая техника Аристофана.

4. Аристофан и аттическая трагедия. Пародирование, зависимость, критика, восхищение ("Лягушки"). Сценическая судьба комедий Аристофана.

5. Средняя комедия. Мифологические сюжеты. Черты бытовой драмы. Сценические маски.

6. Эволюция греческой комедии: комедия средняя и новая (сравнение). Своеобразие «новой комедии» Менандра.

7. Новая комедия Менандра, постановка им частных вопросов семьи и быта. «Брюзга», «Третейский суд», «Отрезанная коса» (характеристика). Отличие комедий Менандра от аристофановских. )

8. Римский театр. Организация сценических игр. Типы римской комедии (ателлана, паллиата, тогата).

9. Театр Плавта. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ италийской фольклорной игры.

10. Драматургическое мастерство Плавта (интрига, система персонажей, роль раба в развитии действия, язык комедий).

11. Тема развращающей силы денег в комедии «Клад». Отражение демократических взглядов Плавта в комедии «Псевдол».

12. Творчество Теренция. Проблематика и гуманистический пафос комедий Теренция. Отношение к греческим оригиналам.

13. Художественное своеобразие. Утонченный комизм, изящество языка. Частные вопросы в комедии «Братья», их гуманистическая направленность.

 

Тема 5. Эпос Вергилия

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996, с. 19-42
  2. Бродский И. Вергилий // «Старое литературное обозрение», 2001, № 2(278) «Новая Одиссея». Памяти Иосифа Бродского (1940—1996)
  3. Гаспаров М. Л., Рузина Е. Г. Вергилий и вергилианские центоны. (Поэтика формул и поэтика реминисценций.) // Памятники книжного эпоса. - М., 1978. - С.190-211.
  4. Цивьян Т. В. Вергилианский миф в Средневековье // Т. В. Цивьян. Язык: тема и вариации. Избранное. Кн. II. М.: Наука, 2008, с. 63-65.
  5. Шервинский С. В. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М., 1971. - С. 5-26

 

Литература для конспектирования:

  1. Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М., 1979. - С. 5-34

 

Вопросы и задания:

  1. К какому периоду римской литературы относится творчество Вергилия? Дайте краткую характеристику этого периода.
  2. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший «пастбища, села, вождей»

Эпическая поэма «Энеида»: история создания, мифологическая основа поэмы. Соединение мифа с историческими лицами и событиями Рима.

а) намеки на какие современные автору события содержатся в первой песне?

б) какие черты «века Августа» отражены в поэме?

в) как Вергилий прославляет великую историческую миссию Рима?

  1. Вергилий и Гомер. Искусство поэтического лаконизма Вергилия. В чем заключается принципиальное отличие эпоса Вергилия от гомеровского? Какие качественно новые элементы можно выделить в поэме Вергилия?
  2. Выявите черты сходства «Энеиды и Илиады»:

1) мифологический уровень

а) какие детали известных мифов упомянуты в первой песне?

б) какие боги выведены в песнях? Каким греческим богам они соответствуют? Как они участвуют в событиях?

в) приведите примеры мифологической мотивировки поступков героев

г) как в «Энеиде» проявляется мифологическое сознание?

2) сюжетно-композиционный уровень

а) как проявляется в «Энеиде» двуплановая композиция?

б) приведите примеры эпической ретардации

  1. Главный герой поэмы как человек судьбы. Отражение в поэме «августова идеала».
  2. Эней и Дидона: психологизм в изображении страсти.
  3. Трагическая развязка истории любви Энея и Дидоны в исторической перспективе отношений Рима и Карфагена.
  4. Спуск героя в подземный мир и его структурно-семантическая роль в поэме
  5. Восприятие Вергилия в Средневековье и последующие эпохи

 

 

Часть 2. Литература Западной Европы Средних веков.

 

Чтение произведений средневековой литературы по хрестоматии Зарубежная литература Средних веков / сост. Б.И. Пуришев – М., Высшая школа, 2004

 

Тема 1. Эддическая поэзия

Литература для конспектирования

Гуревич А. Я. «Эдда» и сага.О природе героического в поэзии германских народов

Литература для самостоятельного изучения

Мелетинский Е.М., Гуревич А.Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред С.А. Токарев – М., 1994. – Т.1. с. 284-292

 

 

  1. Охарактеризуйте различные типы скандинавских саг
  2. В чем особенность развития сюжета и повествования в сагах «Старшей Эдды» (Приемы ретардации, лирические отступления, темп повествования, соотношение сюжета и фабулы)? Чем могут быть вызваны подобные особенности?
  3. Охарактеризуйте хронотоп скандинавского эпоса. Как трансформируется «эпическая дистанция» в скандинавских сагах?
  4. Как соотносятся сюжеты скандинавских саг с историческими событиями?
  5. Национальное в «Страшей Эдде»: как соотносятся герой и нация? (Сравнить с гомеровским эпосом и «Энеидой» Вергилия)
  6. Специфика мироощущения скандинавов: как проявляются и характеризуются в скандинавском эпосе категории «судьба», «смерть», «слава»?
  7. Особенности героического в скандинавском эпосе: охарактеризуйте героя саг (что движет поступками героев? Герои – это типы или характеры? Насколько подробно изображены персонажи саг?). Сопоставьте его с известными вам героями других эпосов (античный эпос, архаический эпос других народов): в чем сходства и различия? Как категории «судьбы», «смерти» и «славы» влияют на поступки героев?
  8. Опишите этические принципы, выраженные в сагах «Старшей Эдды»
  9. В чем отличие и сходство скандинавского эпоса с эпосами других народов и исторических периодов?

 

Тема 2. «Песнь о Роланде»

 

Вопросы и задания:

1. Определите историческую основу «Песни о Роланде».

2. Определите жанровые признаки «chansons de geste».

3. Выявите фольклорную основу поэмы и покажите как она отражается в изобразительном строе произведения.

4. Выявите пласт христианских представлений: тема борьбы христиан против мусульманского Востока, атмосфера крестовых походов, библейские аллюзии, знамения, символика числа и проч.

5. Покажите, как проявляется в развитии действия поэмы феодально-рыцарский код. Продемонстрируйте его на примере 2-3 эпизодов.

6. Проанализируйте систему образов героев поэмы. Остановитесь на: а) характеристике народных, христианских и рыцарских черт в образе Роланда; б) сопоставительном анализе образов Роланда и Оливера; в) образе «странного» епископа Турпина; г) образе Карла Великого (поясните совмещение в нем исторических и вымышленных черт); д) историческом и вневременном в образе Ганелона.

7. Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда. В чем заключается «трагическая вина» героя?

8. Попробуйте составить, основываясь на «Песне о Роланде», обобщенный портрет национального героя Франции.

 

Литература для конспектирования:

1. Луков Вл. Эпический мир «Песни о Роланде»

2. Щербаков А. Б. Шансон де жест: жанр средневековой героической поэзии

3. Щербаков А. Б. Рыцарь и общество в средневековом эпосе («Песнь о Роланде»)

 

 

Часть 3. Литература Западной Европы эпохи Возрождения и 17-18 веков.

 

Художественная литература по курсу для ведения читательского дневника и собеседования:

Возрождение

1. Ф.Петрарка Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру. Канцоньере. Автобиографическая проза (пер..Гершензона и В.Иванова).

2. Дж.Боккаччо. Декамерон (пер. Н.Любимова).

3. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (пер. Н.Любимова).

4. Эразм Роттердамский. Похвала глупости (пер. П.Губера).

5. Т.Мор. Утопия.

6. У. фон Гуттен. Вадиск, или римская Троица.

7. Лютер Хорал о льве и осле. Застольные беседы.

8. С.Брант. Корабль дураков (пер. Л.Пеньковского).

9. Г.Сакс. Избранное (пер. В.Микушевича).

10. Спенсер Стихотворения.

11. Сидней Стихи. «Из искусства поэзии».

12. Кр.Марло. Трагическая история доктора Фауста (или Тамерлан Великий) (пер. К.Бальмонта).

13. У.Шекспир. Сонеты. Генрих IV. Ричард III. 2 комедии на выбор. Ромео и Джульетта (пер. Б.Пастернака). Гамлет (пер. М.Лозинского или Б.Пастернака). Король Лир (пер. Б.Пастернака). Отелло (пер. Б.Пастернака). Макбет (пер. Б.Пастернака).

14. Сервантес. Дон-Кихот. (пер. Н.Любимова)

15. Саккетти. Из трехсот новелл (пер. А.Габричевского).

16. Ариосто. Неистовый Роланд (пер. Ю.Верховского, А.Курошева, А.Пушкина, В.Брюсова).

17. Маккиавелли. Князь (пер. М.Фельдштейна). Мандрагора (пер. А. Дживелегова).

18. Т.Тассо. Освобожденный Иерусалим (пер. О.Румера).

19. Камоэнс Избранная лирика (пер. В.Левика).

20. Ронсар. Лирика (пер. В.Левика).

21. Дю Белле из «Защиты поэзии» (пер. Г.Ярхо).

22. Лопе де Вега. Собака на сене (пер. А.Смирнова, З. Плавскина).

XVII-XVIII вв.

1. Корнель П. Сид (пер. М. Лозинского)

2. Расин Ж. Андромаха (пер. И. Шафаренко и В. Шора), Федра (пер. М. Донского)

3. Мольер Ж – Б. Тартюф (пер. М. Донского), Дон-Жуан (пер. А. Федорова), Мизантроп (пер. Т. Щепкиной-Куперник)

4. Буало Н. Поэтическое искусство (пер. Э. Линецкой)

5. Ларошфуко Ф. Максимы (пер. Э. Линецкой)

6. Лабрюйер Ж. Характеры, или Нравы нашего века (пер. Ю. Корнеева и Э. Линецкой)

7. Гонгора Л. Сонеты: «Тщеславная роза», «О Кордова! Стобашенный чертог», «Пока руно волос твоих течет», «О влага светоносного ручья», «Как зерна хрусталя на лепестках», «Я пал к рукам хрустальным», «Кость Ганга, мрамор Пароса», «Зовущих уст, которых слаще нет», «Доверив кудри ветру» // Испанская поэзия, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997.

8. Кеведо Ф. Стихотворения: «На того же Гонгору», «Реплика Дону Луису де Гонгоре», «Эпиграмма на Гонгору», «О деликатности, с коей приходит смерть», «Слова твои, Херонимо – обман», «Мстительный сонет», «Сатирический романс», «Сатирическая летрилья»// Испанская поэзия, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997.

9. Кальдерон П. Жизнь есть сон (пер К. Бальмонта или Ин. Тыняновой)

10. Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус (пер. А. Морозова)

11. Донн Дж. Сатира №3 («О религии»), Песни и сонеты: «Общность», «Блоха», «Прощание с любовью», «Призрак», «Экстаз», «С добрым утром», «Годовщина», «Восходящему солнцу», «Прощание, возбраняющее печаль», «Растущая любовь», «Канонизация», «Лихорадка», «Тройной дурак». Цикл «Священные сонеты» // Английская лирика первой половины 17 века. М., Изд-во МГУ, 1989.

12. Мильтон Дж. Потерянный рай(пер. А. Штейнберга)

13. Прево А-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско (пер. М. Покровского)

14. Монтескье Ш. Л. Персидские письма (пер. Е. Гунста)

15. Вольтер Ф-М. Кандид, или Оптимизм (пер. Ф. Сологуба), Простодушный (пер. Г. Блока)

16. Дидро Д. Монахиня (пер. Н. Соболевского), Племянник Рамо (пер. А. Федорова)

17. Руссо Ж-Ж. Юлия, или Новая Элоиза (пер. А. Худадовой), Исповедь (пер. М. Розанова)

18. Бомарше П. О. Женитьба Фигаро (пер. Н. Любимова)

19. Лакло Ш. Опасные связи (пер. Н. Рыковой)

20. А. Шенье: Идиллии: «Мназил и Хлоя», «Эвфрозина». Элегии: №5, №7, №11, №20, №21, №34, №37. Оды: «Игра в мяч», «М. Ш. Корде», «К Фанни, когда она была больна», «Молодая узница». Ямб №4 (Последнее стихотворение поэта)// А. Шенье. Сочинения. 1819. - М. «Наука», 1995.

21. Гете И. В. Фауст (пер. Б. Пастернака или Н. Холодковского), Страдания юного Вертера (пер. Н. Касаткиной), Эгмонт (пер. Н. Ман), Лирика: Циклы: «Зезенгеймские песни», «Стихи к Лиде», «Римские элегии», «Сонеты», «Западно-Восточный диван», «Трилогия страсти». Баллады: «Дикая роза», «Рыбак», «Лесной царь», «Коринфская невеста», «Баядера»

22. Шиллер Ф. Разбойники (пер. Н. Ман), Коварство и любовь (пер. Н. Любимова). Лирика: «К радости», «Боги Греции», «Власть песнопения», «Раздел земли», «Песнь о колоколе», «Начало нового века». Баллады: «Кубок», «Перчатка» «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Рыцарь Тоггенбург», «Порука».

23. Лессинг Г. Э. Эмилия Галотти (пер. П. В. Мелковой или М. М. Бамбадаса)

24. Свифт Дж. Путешествия Гулливера (пер. под редакцией А. Франковского)

25. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка (пер. М. Шишмаревой)

26. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша (пер. Н. Вольпиной или А. Франковского)

27. Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии (пер. А. Франковского)

28. Ричардсон С. Памела, или Вознагражденная добродетель** (пер. Л. Никитиной) или Кларисса, или История молодой леди*** (пер. Б-ова)

29. Шеридан Р. Школа злословия (пер. Ч. Вертинского)

30. Бернс Р. Стихотворения: «Джон Ячменное зерно», «Шотландская слава», «В горах мое сердце», «Брюс – шотландцам», «Макферсон перед казнью», Финдлей», Ты свистни – тебя не заставлю я ждать», «Любовь», Пробираясь до калитки», «Джон Андерсен», «Лучший парень», «Подруга угольщика», Любовь и бедность», «честная бедность», «Был честный фермер моей отец», «Послание к собрату-поэту», «Ты меня оставил, Джеми», «Он меня поцеловал», «Забыть ли старую любовь», «Давно ли цвел зеленый дол», «Скалистые горы», «Когда кончался сенокос», «Конец лета», «Злая судьба», «Полевой мыши», «Горной маргаритке», «Насекомому, которое поэт увидел на шляпе дамы», «Молитва святоши Вилли», «Элегия на смерть моей овцы», «Ода шотландскому пудингу», «Тэм О’Шентер». Эпиграммы (в пер. С. Маршака)

31. Уолпол Г. Замок Отранто** (пер. В. Е. Шор)

32. Остен Дж. Нортенгерское аббатство (пер. И. С. Маршака)

33. Гоцци К. Король-Олень (пер. Р. И Я. Блох), Любовь к трем апельсинам (пер. Я. Блоха)

34. Гольдони К. Трактирщица (пер. А. К. Дживелегова)

 

Подготовка к практическим занятиям:

 

 

Подготовка к практическим занятиям по курсу

Тема 1. Гомеровский эпос.

Литература для конспектирования:

1. Бахтин М.М. Эпос и роман. / В кн. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Боннар А. Одиссей и море / Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. М., 1992.

3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.

4. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983. (http://www.sno.pro1.ru/lib/stahl/8.htm)

 

 

Общие вопросы:

1. Гомеровский вопрос. Назовите основные теории гомеровского вопроса. В чем их сильные и слабые стороны?

2. К какому периоду развития древнегреческой литературы относится эпос Гомера? Дайте краткую характеристику этому периоду.

3. Дайте общую характеристику эпосу как миросозерцанию, виду литературы и жанру. Укажите, какая версия эпоса приписывается Гомеру.

4. Автор и слово в эпосе. Обозначьте специфику эпической авторской позиции.

«Илиада»

1. Обозначьте тему «Илиады». Как она реализуется в указанных песнях?

2. Каков идеал гомеровского героя? Кто воплощает этот идеал в песнях 1 и 9?

3. Приведите примеры эпической ретардации в песнях 1 и 9. Какими средствами она достигается?

4. Дайте определение понятия «постоянный эпитет». Приведите примеры постоянных эпитетов в песнях 1 и 9. Всегда ли они соответствуют конкретной ситуации или действию?

5. Что такое формульные стихи (типические места)? Приведите их примеры.

6. Приведите примеры развернутых сравнений и описаний через перечисление в песнях 1 и 9.

 

«Одиссея»

 

1. Обозначьте предмет изображения в эпосе; героическом эпосе; «Одиссее». Выявите фабулу и сюжет поэмы; поясните суть и цель использования а) лейтмотива скитания и б) приема транспозиции, организующих композицию «Одиссеи».

2. Соотнесите художественный мир героического эпоса и художественный мир «Одиссеи»:

2.1. Охарактеризуйте жанрообразующие категории «абсолютного прошлого» (см. Бахтин, Гачев, Шталь, с.77); памяти, национального предания, субъективности-объективности повествования (см. Бахтин); абсолютной эпической дистанции (см. Бахтин) и их роль в организации хронотопа «Одиссеи».

2.2. В чем состоит проблема целостности эпического мира (Бахтин; Шталь, с.25)? Как достигается целостность художественного мира «Одиссеи»?

3. Одиссей-скиталец как эпический герой: роль судьбы в скитаниях героя; роль случая; роль других факторов; поведение Одиссея в критических ситуациях (о проблеме эпического человека см. Бахтин; Шталь, с.77-80).

 

Тема 2. Античная трагедия

Литература для конспектирования:

1. А. Боннар Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа

2. А. Боннар Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии

Задания:

  1. Конспект глав из книги А.Боннара.
  2. Прочитать и проанализировать в соответствии с предлагаемыми вопросами трагедии «Антигона» и «Медея».
  3. Выделить в тексте цитаты, которыми вы будете аргументировать свой ответ.

 

Вопросы:

  1. Каково было положение женщины в Аттике V-IV вв. до н.э.? Действуют ли Антигона и Медея в соответствии с этими правилами? Приведите цитаты из текстов произведений, подтверждающих вашу точку зрения.
  2. Дайте характеристику основным действующим лицам каждой трагедии.
  3. Кого из действующих лиц можно назвать характером, а кого – типом? Обоснуйте свою точку зрения.
  4. Охарактеризуйте конфликт в каждой из трагедий. В чем их сходство и различие?
  5. Чью позицию разделяет автор? Аргументируйте свой ответ цитатами из текстов трагедий.
  6. Что движет сюжетом каждой из трагедий? Какова роль рока (судьбы) в развитии конфликта?
  7. Соотнесите развитие действия в произведениях и структуру трагедии (что происходит в прологе? пароде? эписодиях? стасимах? эксоде?).
  8. Какова роль хора в каждой из трагедий? Является ли хор действующим лицом?
  9. Сделайте вывод о сходствах и различиях трагедий Софокла и Еврипида.

Тема 3. Античный роман

 

Литература для конспектирования:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. с.234-280.

2. История всемирной литературы. Т.1. С.497-499.

3. Маркиш С.П. О языке и стиле Апулея // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М., 1993. - С. 373-376

 

1. Вспомните определение жанра романа. Изучите ст. «Роман» в «Краткой литературной энциклопедии» и сформулируйте основные отличительные признаки романа как жанра.

2. Время и место возникновения античного романа, его генеалогия (греческий и римский)

3. Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Виды романа.

4. Своеобразие пастушеского романа «Дафнис и Хлоя»:

4.1 буколические мотивы

4.2 элементы разработки психологических состояний

4.3 преемственность традиций «Идиллий» Феокрита

5. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея

5.1 фольклорно-сказочные мотивы в романе;

5.2 роль вставных новелл. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтении ее содержания;

5.3 функции символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа;

5.4 художественное воплощение философских концепций Платона в романе.

6. Сопоставительный анализ романов:

6.1 тема, проблемы, идейный смысл

6.2 особенности композиции: фабула, сюжет, система образов, значение вставных эпизодов

6.3 стилистическое своеобразие романов

 

Тема 4. Античная комедия

Подготовка докладов по темам (литература подбирается студентом самостоятельно из списка дополнительной литературы по курсу):

 

1. Афинский театр: театр как модель мира и храм. Театр как государственное учреждение. Особенности постановки комедий.

2. Фольклорные истоки комедий Аристофана. Злободневность и тенденциозность произведений Аристофана. Вопросы кризиса полиса и его общественных и этических норм в комедии «Всадники».

3. Жанровые черты комедий Аристофана. Драматургическая техника Аристофана.

4. Аристофан и аттическая трагедия. Пародирование, зависимость, критика, восхищение ("Лягушки"). Сценическая судьба комедий Аристофана.

5. Средняя комедия. Мифологические сюжеты. Черты бытовой драмы. Сценические маски.

6. Эволюция греческой комедии: комедия средняя и новая (сравнение). Своеобразие «новой комедии» Менандра.

7. Новая комедия Менандра, постановка им частных вопросов семьи и быта. «Брюзга», «Третейский суд», «Отрезанная коса» (характеристика). Отличие комедий Менандра от аристофановских. )

8. Римский театр. Организация сценических игр. Типы римской комедии (ателлана, паллиата, тогата).

9. Театр Плавта. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ италийской фольклорной игры.

10. Драматургическое мастерство Плавта (интрига, система персонажей, роль раба в развитии действия, язык комедий).

11. Тема развращающей силы денег в комедии «Клад». Отражение демократических взглядов Плавта в комедии «Псевдол».

12. Творчество Теренция. Проблематика и гуманистический пафос комедий Теренция. Отношение к греческим оригиналам.

13. Художественное своеобразие. Утонченный комизм, изящество языка. Частные вопросы в комедии «Братья», их гуманистическая направленность.

 

Тема 5. Эпос Вергилия

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996, с. 19-42
  2. Бродский И. Вергилий // «Старое литературное обозрение», 2001, № 2(278) «Новая Одиссея». Памяти Иосифа Бродского (1940—1996)
  3. Гаспаров М. Л., Рузина Е. Г. Вергилий и вергилианские центоны. (Поэтика формул и поэтика реминисценций.) // Памятники книжного эпоса. - М., 1978. - С.190-211.
  4. Цивьян Т. В. Вергилианский миф в Средневековье // Т. В. Цивьян. Язык: тема и вариации. Избранное. Кн. II. М.: Наука, 2008, с. 63-65.
  5. Шервинский С. В. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М., 1971. - С. 5-26

 

Литература для конспектирования:

  1. Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М., 1979. - С. 5-34

 

Вопросы и задания:

  1. К какому периоду римской литературы относится творчество Вергилия? Дайте краткую характеристику этого периода.
  2. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший «пастбища, села, вождей»

Эпическая поэма «Энеида»: история создания, мифологическая основа поэмы. Соединение мифа с историческими лицами и событиями Рима.

а) намеки на какие современные автору события содержатся в первой песне?

б) какие черты «века Августа» отражены в поэме?

в) как Вергилий прославляет великую историческую миссию Рима?

  1. Вергилий и Гомер. Искусство поэтического лаконизма Вергилия. В чем заключается принципиальное отличие эпоса Вергилия от гомеровского? Какие качественно новые элементы можно выделить в поэме Вергилия?
  2. Выявите черты сходства «Энеиды и Илиады»:

1) мифологический уровень

а) какие детали известных мифов упомянуты в первой песне?

б) какие боги выведены в песнях? Каким греческим богам они соответствуют? Как они участвуют в событиях?

в) приведите примеры мифологической мотивировки поступков героев

г) как в «Энеиде» проявляется мифологическое сознание?

2) сюжетно-композиционный уровень

а) как проявляется в «Энеиде» двуплановая композиция?

б) приведите примеры эпической ретардации

  1. Главный герой поэмы как человек судьбы. Отражение в поэме «августова идеала».
  2. Эней и Дидона: психологизм в изображении страсти.
  3. Трагическая развязка истории любви Энея и Дидоны в исторической перспективе отношений Рима и Карфагена.
  4. Спуск героя в подземный мир и его структурно-семантическая роль в поэме
  5. Восприятие Вергилия в Средневековье и последующие эпохи

 

 

Часть 2. Литература Западной Европы Средних веков.

 

Чтение произведений средневековой литературы по хрестоматии Зарубежная литература Средних веков / сост. Б.И. Пуришев – М., Высшая школа, 2004

 

Тема 1. Эддическая поэзия

Литература для конспектирования

Гуревич А. Я. «Эдда» и сага.О природе героического в поэзии германских народов

Литература для самостоятельного изучения

Мелетинский Е.М., Гуревич А.Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред С.А. Токарев – М., 1994. – Т.1. с. 284-292

 

 

  1. Охарактеризуйте различные типы скандинавских саг
  2. В чем особенность развития сюжета и повествования в сагах «Старшей Эдды» (Приемы ретардации, лирические отступления, темп повествования, соотношение сюжета и фабулы)? Чем могут быть вызваны подобные особенности?
  3. Охарактеризуйте хронотоп скандинавского эпоса. Как трансформируется «эпическая дистанция» в скандинавских сагах?
  4. Как соотносятся сюжеты скандинавских саг с историческими событиями?
  5. Национальное в «Страшей Эдде»: как соотносятся герой и нация? (Сравнить с гомеровским эпосом и «Энеидой» Вергилия)
  6. Специфика мироощущения скандинавов: как проявляются и характеризуются в скандинавском эпосе категории «судьба», «смерть», «слава»?
  7. Особенности героического в скандинавском эпосе: охарактеризуйте героя саг (что движет поступками героев? Герои – это типы или характеры? Насколько подробно изображены персонажи саг?). Сопоставьте его с известными вам героями других эпосов (античный эпос, архаический эпос других народов): в чем сходства и различия? Как категории «судьбы», «смерти» и «славы» влияют на поступки героев?
  8. Опишите этические принципы, выраженные в сагах «Старшей Эдды»
  9. В чем отличие и сходство скандинавского эпоса с эпосами других народов и исторических периодов?

 

Тема 2. «Песнь о Роланде»

 

Вопросы и задания:

1. Определите историческую основу «Песни о Роланде».

2. Определите жанровые признаки «chansons de geste».

3. Выявите фольклорную основу поэмы и покажите как она отражается в изобразительном строе произведения.

4. Выявите пласт христианских представлений: тема борьбы христиан против мусульманского Востока, атмосфера крестовых походов, библейские аллюзии, знамения, символика числа и проч.

5. Покажите, как проявляется в развитии действия поэмы феодально-рыцарский код. Продемонстрируйте его на примере 2-3 эпизодов.

6. Проанализируйте систему образов героев поэмы. Остановитесь на: а) характеристике народных, христианских и рыцарских черт в образе Роланда; б) сопоставительном анализе образов Роланда и Оливера; в) образе «странного» епископа Турпина; г) образе Карла Великого (поясните совмещение в нем исторических и вымышленных черт); д) историческом и вневременном в образе Ганелона.

7. Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда. В чем заключается «трагическая вина» героя?

8. Попробуйте составить, основываясь на «Песне о Роланде», обобщенный портрет национального героя Франции.

 

Литература для конспектирования:

1. Луков Вл. Эпический мир «Песни о Роланде»

2. Щербаков А. Б. Шансон де жест: жанр средневековой героической поэзии

3. Щербаков А. Б. Рыцарь и общество в средневековом эпосе («Песнь о Роланде»)

 

 

Тема 3. «Божественная комедия» Данте Алигьери

 

Вопросы и задания:

 

1. Какие подходы к прочтению «Божественной комедии» вы можете предложить?

2. Каким образом сам автор предлагал читать произведение? Какой смысл предполагал Данте в каждом случае?

3. Используя комментарии и предложенную литературу, попытайтесь интерпретировать «Комедию» как религиозное, философское, политическое, автобиографическое произведение.

4. Охарактеризуйте структуру «Комедии», ее композицию. Какую роль играют в структуре произведения числа? Что это за числа и почему Данте избирает именно их?

5. Сравните средневековые представления о мироздании и картину мира в «Комедии» Данте. Почему Данте меняет эту картину?

6. Как Данте относится к грешникам? Кого он осуждает, а кому сочувствует? Почему? Как соотносится подобное отношение с религиозными воззрениями того времени? Какие грехи Данте считает самыми тяжелыми?

7. Остановитесь подробнее на некоторых обобщенных образах «Комедии», а именно: образах Я, Учителя, дороги, Ада, Чистилища и др. Выявите их художественный смысл в составе целого.

8. Определите художественные функции основных поэтических приемов, которыми пользуется Данте в «Комедии»:

1) Подчеркнутое субъективное начало.

2) «Многосмыслие» образа.

3) Смешение высокой и низкой, комической манер.

4) Речевая характеристика персонажей.

5) Цветопись.

6) Тропы.

 

Литература для самостоятельного изучения:

1) Данте Алигьери. Письмо к Кангранде делла Скала. Люб. изд.

2) Андреев М.Л. Данте // Литература Италии: Темы и персонажи. М.: Изд-во РГГУ, 2008. - С.11-95

3) Мандельштам О. Разговор о Данте. Люб. изд.

 

Литература для конспектирования:

4) Дживилегов А.К. «Комедия» // Данте Алигьери. Жизнь и творчество. Люб. изд.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.004 с.)