Основные виды расходов и доходов бюджета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды расходов и доходов бюджета



Значительное место среди государственных расходов приходится на так называемые социальные статьи:

· образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику

· Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

· Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.

· В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.

· Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное, обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

· Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

· Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.

· Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

Доходы государственного бюджетана 85% формируются за счет налоговых поступлений[11], остальное – неналоговые поступления такие как:

· прибыли государственных предприятий,

· поступления от приватизации собственности,

· сеньораж и т. д.

Примерная структура расходной и доходной части государственного бюджета развитых экономических стран представлена

в таблице 11.1.

таблица 11.1.

Расходы в % Доходы в %
1. Затраты на социальную сферу: научные исследова­ния, здравоохранение, об­разование, социальные по­собия (40-50%). 2. Затраты на хозяйствен­ные нужды; капиталовло­жения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, рас­ходы на осуществление государственных программ (10-20%) 3. Административно-управленческие расходы (5-10%) 4. Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики (10-20%) 5. Платежи по государст­венному долгу (7-8%)   1. Налоги: личный подоходный налог, налог на при­быль корпораций, поиму­щественные налоги; налоги на дарение и недвижимость (75-85%). 2. Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора эконо­мики, государственной тор­говли, внешнеэкономической деятельности (8-10%). 3. Поступления в государственный бюджет в виде заимствований (8-10%).    

 

Бюджетный дефицит и профицит

 

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходы статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Если доходы превышают расходы, то образуется излишек или профицит государственного бюджета, который правительство может использовать на непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

Налоги

Налоги оказывают на экономику вместе с расходной частью государственного бюджета весьма сильное воздействие, занимая значительный удельный вес в доходной части бюджета. Под налогом понимаются принудительно изымание государством (правительством) или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система и принципы налогообложения

Совокупность взимаемых в государстве налогов и сборов, а также форм и методов их построение образует налоговую систему.

А. Смит сформулировал четыре основопола­гающих (ставшие классическими) принципа налогообложения, желательных в любой эко­номической системе[12].

· Подданные государства должны участво­вать в содержании правительства соответ­ственно доходу, каким они пользуется под по­кровительством и защитой государства. Со­блюдение этого положения или, наоборот, пре­небрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения.

· Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сум­ма платежа).

· Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как платель­щику должно быть удобнее всего оплатить его.

· Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначей­ству государства.

 

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплатель­щика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

В настоящее время главным принципом налогообложения является принцип справедливости – это возможность равноценного изъятия налогов у различных категорий налогоплательщиков, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивает достаточное поступление средств в бюджет.

 

Обычно различают принцип горизонтальной и вертикальной справедливости.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении налогоплательщики должны трактоваться законом одинаково. Это означает, что независимо от формы дохода при равенстве доходов налогоплательщики платят налог одинаковой величины.

Принцип вертикальной справедливости предполагает неодинаковую трактовку налоговым законодательством налогоплательщиков, находящихся в неравном положении, проще говоря, оплата услуг государства в виде налогов должна быть выше у богатых и ниже у бедных.

 

Наряду с соблюдением принципов справедливости важно соблюдение также принципов нейтральности налоговой системы, который заключается в том, что обеспечиваются равные налоговые стандарты для налоговых плательщиков, а также принципа простоты налоговой системы, который предполагает существование всех её элементов, предельно понятным как плательщикам, так и сборщикам налогов.

Виды налогов

По платежеспособности и методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

· Прямые налоги непосредственно уплачиваются налогоплательщиком, к ним относятся налог на доход, на имущество, на дарение и т.д.

· Косвенные налоги – это обязательные платежи, включающиеся в цену товара или услуги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины). По использованию налоги делятся на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета и специальные: (целевые), которые используются на строго определенные цели, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и т.п.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Налоги также делятся на: автономные и подоходные.

· Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня доход. В реальных условиях такие налоги встречаются редко.

 

· Подоходные налоги– это налоги, которые зависят от уровня дохода

Налоговая функция

Сумму собираемых налогов в общем виде можно представить в виде функции 11.1:

Tx = Ta + t ·Y, (11.1.)

Ta - автономные или аккордные налоги, т.е налоги, которые не зависят от доходов;

T - налоговая ставка;

Y - совокупный доход (национальный доход или ВВП);

t·Y - подоходные налоги.

Главные элементы системы налогообложения

Объект налогообложения – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль ценные бумаги, недвижимости и т.д.).

Субъект налогообложения или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако – через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.

Ставки налогов, которые делятся на:

· Твердые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, сотку и т.п.).

· Пропорциональные ставки, действующие в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциальности его величины.

· Прогрессивные ставки, предполагающие прогрессивное повышение ставки налога по мере роста дохода.

· Регрессивные ставки, предполагающие снижение по мере роста дохода.

· Различают также предельную и среднюю ставку налогообложения.

Предельная ставка налога – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода

t пред = (DТ/DY) ∙ 100%,(11.2.)

Средняя ставка налогообложения является отношением суммы налогов к величине доходов

t ср = (Т/Y) 100%. (11.3.)

Кривая Лаффера

С учетом фискальной функции правильно построенная налоговая система должна привести к максимальной сумме налоговых сборов. Для этого необходимо рациональные налоговые ставки и налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, инвестиционный кредит и т.п., которые стимулируют экономический рост, в то же время увеличивают общую сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Теоретическим обоснованием рациональных налоговых сборов стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис 11.1)

рис 11.1

 

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки t, по оси абсцисс — поступления в бюджет Tx, При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения Tx увеличивается.

Оптимальный размер ставки tm, максимальные поступления в государственный бюджет Tx m. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Однако с точки зрения регулирующей роли налогов важно, чтобы налоговые ставки должны быть действительно гибкими и их изменения должно соответствовать фазам экономического цикла. Так в период спада и депрессии снижение налоговых ставок будет стимулировать рост общественного производства. Повышение налоговых ставок в период промышленного бума, своеобразного «перегрева» экономики может оказаться действенной антиинфляционной мерой.

Фискальная политика

 

Фискальная политика - это система регулирования совокупного спроса с целью воздействия на экономическую активность в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также закупки товара и услуг (строительство объектов непроизводственной сферы, покупка сельхозпродукции, военной техники и т.п.). Поэтому выделяют три инструмента фискальной политики:

· государственные закупки

· налоги

· трансферты

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Экономическими целями фискальной политики вдолгосрочной перспективе являются:

  • стимулирование экономического роста;
  • сглаживание циклических колебаний, достижение высокого уровня занятости;
  • удержание темпов инфляции на уровне нормальной, умеренной инфляции.

В краткосрочной же перспективе фискальная политика должна соответствовать тем задачам, которую ставит перед ней конкретная фаза экономического цикла.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада и депрессии в экономике и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, либо сочетание этих мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период подъема и промышленного бума с целью снизить темпы инфляции спроса и предполагает повышение налогов и уменьшение государственных расходов.

 

В краткосрочном периоде меры фискальной политики по изменению величины государственных расходов и налогов сопровождаются эффектом мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.011 с.)