Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодинамическое направление в исследовании личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
З. Фрейд. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: "ОНО", "Я", «СВЕРХ-Я». "ОНО" - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией - "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека - постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО"; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе & царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть. К.Г. Юнг. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание - ЭГО - "Я"; 2) индивидуальное бессознательное - "ОНО"; 3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов, или "архетипов". Коллективное бессознательное в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) - идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: · физический уровень неживой материи, энергии; · биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; · психологический уровень ума, Эго, логики; · тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; · причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; · абсолютное сознание. К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал "архетипами". Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. А. Адлер. Личность человека - его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности - главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь - явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности - средства, необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности - целостная система, направленная на достижение цели. Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным - стремление к власти, богатству, силе, красоте…Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности. Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к овершенству и безупречности. Это нормальная компенсация - устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация - комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей). Творческое Я - источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. 1) Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с тела. 2) Социальные отношения - первичны, выражаются в чувстве общности. В них начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля - несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению в социальных контактах. 3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект различает по социальной значимости на: Лично-ориентированный - самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности; Разум - реализация чувства общности. б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Самость - собственно личность. Источник собственно личностного развития - в будущем, это жизненные цели. Объективный конфликт: стремление к достижению превосходства и чувство общности. Чем более ярко выражено стремление к достижению превосходства конфликт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.007 с.) |