Кафедра экономики cельского хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики cельского хозяйства



Дандарон Д.Ж.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

 

Задания для семинарских и практических занятий

 

для студентов III курса экономического факультета

 

 

Улан-Удэ

 

 

РИО Бурятской государственной сельскохозяйственной академии

УДК:339 Д 172  

Печатается по решению методического Совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова.

 

Рецензенты: Хабаева И.М. – к.э.н., доцент, декан факультета

экономики и управления БГУ,

Бальжинимаева Л.М. – к.э.н., доцент, зав.

кафедрой экономической теории

БГСХА

 

Дандарон Д.Ж. Д 172. Мировая экономика. Задания для семинарских и практических занятий для студентов ІІІ курса экономического факультета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятской сельскохозяйственной академии. – 2000. – 80 с.

 

В пособии обобщен опыт преподавания мировой экономики на экономическом факультете БГСХА.

В работе содержатся тесты по выделенным, относительно самостоятельным модулям; дается описание деловых игр, применяемых на лекциях и семинарских занятиях; приводятся задания для практических занятий в форме задач и описания конкретных ситуаций (case–study). Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов экономических факультетов.

 

© Дандарон Д.Ж., 2000

© Бурятская госсельхозакадемия, 2000

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  Стр.
1. В в е д е н и е ………………………………………….. 2. Распределение учебной нагрузки по темам  
3. Программа курса.....................................................  
4. Литература (темы I-IV)...........................................  
5. Тема I. Мировая система хозяйства а) вопросы к тесту……………..............................  
б) практическое занятие.................................................  
в) дополнительная литература к семинару....................  
5. Тема II. Мировая торговля. Мировая цена. Конъюнктура мирового рынка.  
а) вопросы к тесту……………………............................  
б) практическое занятие..............................................  
в) дополнительная литература к семинару...................  
6.Тема III. Мировая валютная система а) вопросы к тесту......................……………………..  
б) практическое занятие..............................................  
в) дополнительная литература к семинару...................  

7. Тема IV. Международное движение капитала

а) вопросы к тесту.........................……………………..
б) практическое занятие..............................................
в) дополнительная литература к семинару................... 8. Приложение. Материалы к лекции по теме III “Мировая валютная система”......................................

 

Введение

 

В настоящей работе обобщен опыт преподавания мировой экономики в БГСХА в 1996-1999 гг. Мировая экономика введена в программу подготовки специалистов экономических специальностей в качестве дисциплины общепрофессиональной подготовки в 90-е гг.

При разработке программы и содержания этой дисциплины мы исходили из определения места и роли мировой экономики в системе экономических наук, как важнейшего связующего звена, своеобразного «моста» от базовых курсов макро- и микроэкономики к прикладным экономическим дисциплинам (ОВЭС, финансы, кредит, маркетинг, основы предпринимательства и др.).

Следуя логике такого подхода, в методике преподавания дисциплины мы придерживаемся принципа последовательного восхождения от анализа теоретических аспектов международных экономических отношений к конкретным формам их проявления, делая акцент на актуальных проблемах интеграции России в мировое хозяйство, рассматривая тенденции развития российской экономики в 80-90-е гг. в контексте процессов, происходящих в современной мировой экономике. В частности, в процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется вопросам внешней торговли России в 90-е гг., сочетания либерализации и протекционизма во внешнеторговой политике в 80-90-х гг., вопросам стабилизации рубля, движения иностранных инвестиций, финансового оздоровления экономики России, в т.ч. – внешнего долга страны, и ряду других.

Важной особенностью методики, применяемой в изучении данного курса, является акцент на самостоятельной работе студентов. Мы исходим из того принципа, что в современном учебном процессе главная роль принадлежит студенту. Преподаватель же должен, во-первых, направить усилия студента в нужном направлении, сориентировать его в огромном море современной литературы; во-вторых, обеспечить четкий контроль итогов его самостоятельной работы. Поэтому в изучении дисциплины широко используются активные методы обучения как при проведении лекций, так и семинарских и практических занятий.

Например, в теме 3 проводится лекция в форме деловой игры «Валютные проблемы глазами экспертов». Для подготовки к ней все студенты потока должны предварительно хорошо владеть материалом лекций (приложение 1) и учебников по валютным проблемам, а эксперты - глубоко изучить вопросы современной конъюнктуры мирового валютного рынка по материалам научных публикаций.

При проведении семинарских занятий используется такая активная форма обучения, как подготовка и обсуждение докладов. Для докладов выбираются наиболее сложные и интересные проблемы курса. Докладчики должны в своих выступлениях ответить на соответствующие вопросы теста, подготовив, тем самым, группу для последующего тестирования.

Наконец, большой объем самостоятельной работы студенты должны выполнить при подготовке к практическому занятию и решению соответствующих конкретных ситуаций. Теория «case study» разработана и широко применяется в практике обучения европейских университетов. Она рассматривает «case study», с одной стороны, как метод познания, т.е. общенаучный метод, с другой стороны, как метод обучения, применимый в любой области. При подготовке данного пособия мы постарались во всех темах курса подобрать примеры из конкретной экономической реальности, наиболее типичные для характеристики современных МЭО, и разработать задания для студентов, которые им необходимо выполнить на практическом занятии. Таким образом, содержание конкретных ситуаций, та статистическая информация, которую студентам необходимо проанализировать в каждом кейсе, служит дополнением к лекциям, углубляя и расширяя понимание проблем современных МЭО.

По итогам самостоятельной работы по каждой теме студенты подвергаются тестированию. Итоги тестов, а также текущая работа студентов на семинарах, практических занятиях, позволяют дать рейтинговую оценку его работы по каждому модулю.

Итогом изучения дисциплины является проведение деловой игры в форме КВН «Проблемы интеграции России в мировую экономику». В качестве домашнего задания команды должны подготовить мини-лекцию по наиболее интересным и актуальным проблемам, выбранным их сокурсниками. Кроме того, они должны уметь ответить на любой вопрос слушателей, для чего необходимо глубокое и систематическое овладение содержанием курса мировой экономики.

 

Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Учебной нагрузки по темам

  Лекции Семинарские занятия Практические занятия Рейтинг, %
Тема I. Мировая система хозяйства        
Тема II. Мировая торговля. Мировая цена.        
Тема III. Мировая валютная система.        
Тема IV. Международное движение капитала. Мировой рынок рабочей силы.        
Итого часов        
  Всего часов         100%

 

Модуль I - тема I, ІІ – 50 баллов

 

Модуль ІІ – тема III, IV - 50 баллов

 

Лекция 1. Мировая система хозяйства 2 часа
Лекция 2. Международные экономические отношения. Экономическая интеграция.   2 часа
Лекция 3. Сравнительный анализ абсолютных объемов ВВП и темпов экономического роста стран мира. Место новой России в мире.     2 часа
Лекция 4. Мировая торговля. Внешняя торговля России в 90-е годы.   2 часа
Лекция 5. Тарифное регулирование международной торговли   2 часа
Лекция 6. Нетарифное регулирование международной торговли.   2 часа
Лекция 7. Мировая цена. Конъюнктура мирового рынка.   2 часа
Лекция 8. Эволюция мировой валютной системы. Валютные рынки. Валютный курс. Конвертируемость валют.     2 часа
Лекция 9. Конъюнктура мирового валютного рынка в 90-е годы. Европейский валютный союз. Евро. Проблемы конвертируемости и стабилизации рубля.   2 часа
Лекция 10. Деловая игра «Валютные проблемы глазами экспертов».   2 часа
Лекция 11. Структура мирового рынка капиталов. 2 часа
Лекция 12. Проблемы структурной перестройки экономики России. Иностранные инвестиции в России. Проблемы финансового оздоровления экономики России. Внешний долг России.     2 часа
Лекция 13. Международное движение рабочей силы. Платежный баланс.   2 часа
Лекция 14. Деловая игра «Проблемы интеграции экономики России в мировую экономику».   2 часа

 

 

П Р О Г Р А М М А К У Р С А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.01 с.)