Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бурятская государственная сельскохозяйственная↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова Кафедра экономики cельского хозяйства Дандарон Д.Ж. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Задания для семинарских и практических занятий
для студентов III курса экономического факультета
Улан-Удэ
РИО Бурятской государственной сельскохозяйственной академии
Печатается по решению методического Совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова.
Рецензенты: Хабаева И.М. – к.э.н., доцент, декан факультета экономики и управления БГУ, Бальжинимаева Л.М. – к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономической теории БГСХА
Дандарон Д.Ж. Д 172. Мировая экономика. Задания для семинарских и практических занятий для студентов ІІІ курса экономического факультета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятской сельскохозяйственной академии. – 2000. – 80 с.
В пособии обобщен опыт преподавания мировой экономики на экономическом факультете БГСХА. В работе содержатся тесты по выделенным, относительно самостоятельным модулям; дается описание деловых игр, применяемых на лекциях и семинарских занятиях; приводятся задания для практических занятий в форме задач и описания конкретных ситуаций (case–study). Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов экономических факультетов.
© Дандарон Д.Ж., 2000 © Бурятская госсельхозакадемия, 2000
С О Д Е Р Ж А Н И Е
7. Тема IV. Международное движение капитала
Введение
В настоящей работе обобщен опыт преподавания мировой экономики в БГСХА в 1996-1999 гг. Мировая экономика введена в программу подготовки специалистов экономических специальностей в качестве дисциплины общепрофессиональной подготовки в 90-е гг. При разработке программы и содержания этой дисциплины мы исходили из определения места и роли мировой экономики в системе экономических наук, как важнейшего связующего звена, своеобразного «моста» от базовых курсов макро- и микроэкономики к прикладным экономическим дисциплинам (ОВЭС, финансы, кредит, маркетинг, основы предпринимательства и др.). Следуя логике такого подхода, в методике преподавания дисциплины мы придерживаемся принципа последовательного восхождения от анализа теоретических аспектов международных экономических отношений к конкретным формам их проявления, делая акцент на актуальных проблемах интеграции России в мировое хозяйство, рассматривая тенденции развития российской экономики в 80-90-е гг. в контексте процессов, происходящих в современной мировой экономике. В частности, в процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется вопросам внешней торговли России в 90-е гг., сочетания либерализации и протекционизма во внешнеторговой политике в 80-90-х гг., вопросам стабилизации рубля, движения иностранных инвестиций, финансового оздоровления экономики России, в т.ч. – внешнего долга страны, и ряду других. Важной особенностью методики, применяемой в изучении данного курса, является акцент на самостоятельной работе студентов. Мы исходим из того принципа, что в современном учебном процессе главная роль принадлежит студенту. Преподаватель же должен, во-первых, направить усилия студента в нужном направлении, сориентировать его в огромном море современной литературы; во-вторых, обеспечить четкий контроль итогов его самостоятельной работы. Поэтому в изучении дисциплины широко используются активные методы обучения как при проведении лекций, так и семинарских и практических занятий. Например, в теме 3 проводится лекция в форме деловой игры «Валютные проблемы глазами экспертов». Для подготовки к ней все студенты потока должны предварительно хорошо владеть материалом лекций (приложение 1) и учебников по валютным проблемам, а эксперты - глубоко изучить вопросы современной конъюнктуры мирового валютного рынка по материалам научных публикаций. При проведении семинарских занятий используется такая активная форма обучения, как подготовка и обсуждение докладов. Для докладов выбираются наиболее сложные и интересные проблемы курса. Докладчики должны в своих выступлениях ответить на соответствующие вопросы теста, подготовив, тем самым, группу для последующего тестирования. Наконец, большой объем самостоятельной работы студенты должны выполнить при подготовке к практическому занятию и решению соответствующих конкретных ситуаций. Теория «case study» разработана и широко применяется в практике обучения европейских университетов. Она рассматривает «case study», с одной стороны, как метод познания, т.е. общенаучный метод, с другой стороны, как метод обучения, применимый в любой области. При подготовке данного пособия мы постарались во всех темах курса подобрать примеры из конкретной экономической реальности, наиболее типичные для характеристики современных МЭО, и разработать задания для студентов, которые им необходимо выполнить на практическом занятии. Таким образом, содержание конкретных ситуаций, та статистическая информация, которую студентам необходимо проанализировать в каждом кейсе, служит дополнением к лекциям, углубляя и расширяя понимание проблем современных МЭО. По итогам самостоятельной работы по каждой теме студенты подвергаются тестированию. Итоги тестов, а также текущая работа студентов на семинарах, практических занятиях, позволяют дать рейтинговую оценку его работы по каждому модулю. Итогом изучения дисциплины является проведение деловой игры в форме КВН «Проблемы интеграции России в мировую экономику». В качестве домашнего задания команды должны подготовить мини-лекцию по наиболее интересным и актуальным проблемам, выбранным их сокурсниками. Кроме того, они должны уметь ответить на любой вопрос слушателей, для чего необходимо глубокое и систематическое овладение содержанием курса мировой экономики.
Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е Учебной нагрузки по темам
Модуль I - тема I, ІІ – 50 баллов
Модуль ІІ – тема III, IV - 50 баллов
П Р О Г Р А М М А К У Р С А Мировой рынок рабочей силы Интернационализация хозяйственной жизни. Международное движение капитала. Международная экономическая интеграция. ТНК. Ввоз и вывоз капитала. Структура мирового рынка капиталов. Рынок государственного кредитования. Рынок частного капитала. Рынок капиталов международных и региональных организаций. Всемирный банк. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международная Ассоциация развития (МАР). Международная финансовая корпорация (МФК). Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Капитал в ссудной форме и предпринимательский капитал. Прямые и портфельные инвестиции. Направление движения иностранных инвестиций. Государственная поддержка прямых инвестиций. Политические риски. Коммерческие риски. Проблемы структурной перестройки экономики России и необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Мировой кризис внешней задолженности. Проблемы финансового оздоровления экономики России. Внешний долг России. Международный кредит. Еврорынок. Крупнейшие финансовые центры мира. Оффшорные центры. Международная миграция рабочей силы. Регулирование международной миграции рабочей силы. Основные тенденции и проблемы международной миграции рабочей силы. Платежный баланс. Составные части платежного баланса. Текущий платежный баланс. Методика построения платежного баланса. Анализ платежного баланса. Регулирование платежного баланса. Платежный баланс России.
Основная литература 1. Экономика/Под ред. А.С. Булатова. - М., 1997. - С. 149-165, 268-272, 425-430, 436-438, 613-634, 642-695, 706-750 2. Авдакушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 1996. - С. 4-29, 48-66, 102-142, 157-194 3. Международные экономические отношения/Под ред. Б.П. Супруновича. - М., 1995. - С. 5-12, 32-37, 38-51, 72-84, 107-119, 141-147, 162-176, 197-202 4. Международные экономические отношения/Под ред. д.э.н. С.Ф. Сутырина и к.э.н. В.Н. Харламовой. - СПб., 1996. - С. 6-121, 147-164, 164-201 5. Буглай В.Б., Ливенцев К.К. Международные экономические отношения/Под ред. проф. Ливенцева Е.Е. - М., 1996. - С. 15-18, 33-63, 83-148 6. Мировая экономика/Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - С. 7-19, 20-34, 61-133 7. Международные экономические отношения/Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М., 1997 8. Киреев А. Международная экономика. Часть I. - М.: Международные отношения, 1997 9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994 10. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. - М., 1995 11. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. - М., 1995 12. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Часть І. – М.: ИНСАН, 1994. 13. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. Часть ІІ. – М., 1995 14. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI вв. - М., 1995 Дополнительная литература
15. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М., 1996. – С. 34-36, 45-47 16. Курс экономической теории. Под ред. М.Н. Чепурина. - Киров, 1996. - С. 210-221, 374-376, 481-507, 488-509 17. Современная экономика/Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 494-521 18. Мировой рынок труда. - М., 1994 19. Мировой рынок ссудных капиталов/Под ред. Е.Ф. Жукова. - М., 1992 20. Смирнов А.С., Красавина Л.Н. Международный кредит: формы и условия. - М., 1995 21. Линдерт П.Х. Экономика мировых хозяйственных связей. - М., 1992 22. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1996, Т. 2. - С. 248-345 23. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1996. - С. 671-701 24. Пебро М. Международные экономические, финансовые и валютные отношения. – М.: Универс, 1994 25. Основы внешнеэкономических знаний/Под ред. И.П. Фаминского. - М., 1994. - С. 20-24, 45-65, 115-123, 280-306, 354-374 26. Клопотова Л., Кологривов С. Мировая экономика. – Томск: Курсив, 1995. 27. Булатов А.С. Экономика внешних связей России. - М., 1995 28. Курс переходной экономики/Под ред. Абалкина Л.И. – М., 1997 29. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М., 1994 30. Валовая Т.Д. Валютный курс и его колебания. – М., 1995 Вопросы к тесту по теме І 1. Что изучает мировая экономика? 2. Что такое мировая система хозяйства? К какому времени относится ее становление? 3. Что такое “автаркия”? 4. Что означает термин “открытая экономика”? 5. Как соотносятся между собой понятия “свобода торговли” и “открытость экономики”? 6. Какие тенденции характерны для мировой системы хозяйства: а) в послевоенное время? б) в 60-70-е годы? в) в 80-е годы? г) в 90-е годы? 7. Какие критерии применяются для выделения подсистем мирового хозяйства? 8. Чем характеризуется уровень экономического развития страны? 9. Чем отличаются категории ВВП и ВНП? 10. Какие страны относятся к “центру” и к “периферии” мирового хозяйства? 11. Какие страны лидировали: а) по абсолютным объемам ВВП; б) по темпам экономического роста: - в послевоенное время? - в 60-70-е годы? - в 80-е годы? 12. Какие страны мира входят в число 10 мировых лидеров по абсолютным объемам производимого ВВП в настоящее время? 13. Назовите цели и этапы создания ЕС. 14. Какие страны входят в ЕС? 15. Какие страны лидируют по показателям объема ВВП, НД на душу населения? 16. Каковы темпы экономического роста ведущих стран мира в 70-80-е годы и в настоящее время (США, Япония, ЕС, страны НИС, Китай)? Сравните их с российскими. 17. Приведите примеры среднеразвитых стран с объемом НД от 2,4 до 6 тыс. долларов на душу населения. 18. Приведите примеры стран, входящих в группу наименее развитых стран. 19. Какие страны относятся к группе НИС? Что означает этот термин? 20. Какие страны входят в ОПЕК? Можно ли относить их к развивающимся странам? 21. Какие страны входят в группу посткоммунистических стран, или стран с переходной экономикой? 22. В чем состоит смысл первичной индустриализации производства? 23. В чем состоит сущность компьютерной революции? 24. В какой исторический период прошли этап первичной индустриализации производства страны “центра” (индустриальные страны)? 25. В чем состоят особенности индустриализации в странах НИС? 26. Можно ли считать процесс первичной индустриализации в СССР (России) завершенным? 27. Согласны ли вы с мнением акад. Осипова Г.В. о деиндустриализации России в 90-е годы? 28. Какие изменения произошли в отраслевой структуре ВВП развитых стран за послевоенное время? Каковы тенденции изменения доли промышленности и сельского хозяйства в ВВП? 29. Что такое “невидимая торговля”? 30. Какие операции относят к торговле услугами в настоящее время? 31. Каковы тенденции изменения отраслевой структуры экономики НИС? 32. В чем состоит специфика отраслевой структуры стран ОПЕК? 33. В чем состоят особенности отраслевой структуры развивающихся стран? 34. Каким образом в российских реформах используется мировой опыт? 35. Каким образом США вышли из “великой депрессии” 30-х годов? 36. Какие проблемы породила стагфляция экономики США в 70-е годы? 37. Чем характеризуются экономические реформы Рейгана в 80-е годы? 38. В чем состоят особенности экономического развития США в 90-е годы? 39. Каковы были темпы экономического роста в СССР: а) в послевоенное время? б) в 8-й пятилетке (65-70-й годы)? в) в 9, 10, 11 пятилетках? 40. В чем состоял смысл курса на перестройку и ускорение развития народного хозяйства в 85-90-е годы? 41. Какие диспропорции в отраслевой структуре экономики СССР привели к кризису? 42. Как изменилась отраслевая структура экономики России за годы реформ? 43. Каково было соотношение ВВП СССР и США в 70-80-е годы? 44. Какое место занимала Россия по производству ВВП в мире в начале 90-х годов? 45. Как изменился ВВП России за годы кризиса? 46. Какое место в мире занимает Россия по абсолютным объемам производимого ВВП в настоящее время? По показателю ВВП на душу населения? 47. Перечислите “этажи” международных экономических отношений. 48. Что такое преференциальные торговые соглашения? 49. Что такое зоны свободной торговли? 50. Что такое таможенный союз? 51. Что такое экономический союз? 52. Какие страны и когда образовали ЕАСТ? 53. Какие страны и когда образовали ЕЭС? 54. Какие страны входят в NAFTA? 55. Какие страны входят в АТЭС? Когда она была создана? Практическое занятие - 2 часа
Задание № 1 Таблица 1
Объем ВВП (в ценах 1993 г., млрд. $)
Проанализируйте данные табл. 1 и ответьте на вопросы: 1. Какие страны входят в десятку мировых лидеров по абсолютным объемам производимого ВВП? 2. Каково было соотношение ВВП СССР и США в 60-80-е годы? 3. Какое место в мире Россия занимала по производству ВВП в 80-е годы и в начале 90-х годов? 4. Как изменился ВВП России за годы кризиса? 5. Какие место в мире занимает Россия по абсолютным объемам ВВП в настоящее время? По показателю ВВП на душу населения?
Задание № 2 Темпы роста ВВП и промышленности ЕС, США и Японии
Таблица 2
По данным таблицы 2 постройте графики темпов экономического роста и темпов роста промышленности. Проанализируйте и ответьте на вопросы: 1. Какая тенденция наблюдается в изменении темпов экономического роста развитых стран, начиная с 70-х годов? 2. Можно ли считать, что она продолжается в 90-е годы? 3. Как изменяется баланс экономической мощи в треугольнике Западная Европа - США - Япония? 4. Назовите цели и этапы создания Европейского Союза. Какие страны входят в ЕС? 5. Чем можно объяснить замедление темпов экономического роста Японии в 90-е годы? 6. Сравните темпы экономического роста в развитых странах, в НИС и в России. Задание № 3
Уровни производства ВВП на душу населения в ЕС, США и Японии Таблица 3
Проанализируйте данные таблицы 3 и ответьте на вопросы: 1. Какая тенденция выявляется в изменении показателя ВВП на душу населения? 2. В каких странах ВВП на душу населения выше, чем в США? 3. Валовые вложения в основной капитал в Японии в 90-е годы составляют порядка 30%, в США и ЕС - 17-18%. Сделайте прогноз влияния этого показателя на изменение экономической мощи стран треугольника в начале XXI века. 4. Как норма накопления влияет на параметры уровня жизни в этих странах?
Задание № 4 Проанализируйте основные макроэкономические параметры Южной Кореи и ответьте на вопросы: 1. Чем было вызвано резкое ускорение темпов экономического роста в 60-е годы? 2. Сравните темпы прироста ВВП Южной Кореи в 70-80-е годы с аналогичными показателями других стран. 3. О чем свидетельствует динамика иностранных инвестиций в Южной Корее? 4. Можно ли считать южнокорейскую вону сильной валютой? 5. Чем было вызвано обесценивание южнокорейской воны относительно доллара США и японской иены? 6. Чем можно объяснить снижение резервов иностранной валюты Южной Кореи в 1997-м году? 7. Проанализируйте платежный баланс Южной Кореи по счетам текущих операций. Каковы последствия его глубокого дефицита 1993-1997 гг.? Задание № 5 Сравнение Китая и России по показателям ВВП (по ППС, в ценах 1993 года) Таблица 4
Проанализируйте данные таблицы 4 и ответьте на вопросы: а) заполните пустые строки, рассчитав процентное соотношение показателей Китая к показателям России; б) как изменилось геополитическое положение в мире за последние 20 лет? Оцените с этих позиций роль Китая и России; в) в какой период Китай опередил Россию по абсолютному объему производимого ВВП? г) при условии сохранения темпов экономического роста в обеих странах, сделайте прогноз, когда Китай обгонит Россию по показателю производимого ВВП на душу населения.
Задание № 6 Директор Института социально-политических исследований РАН, академик Г.В. Осипов приводит следующие данные, определяющие соотношение предельно критических и реальных показателей развития российского общества. Таблица 5
Заполните последний столбец. Обоснуйте свои выводы. Согласны ли Вы с мнением акад. Г.В. Осипова о деиндустриализации России?
Дополнительная литература 1. Кудров В. Место новой России в мире. /Свободная мысль, 1994, № 6. 2. Соколов И.А. Динамика ВВП в основных группах стран./РЭЖ, 1997, № 7. 3. Смирнов В. Структура экономики и экономический рост: мировая динамика и уроки для России./Общество и экономика, 1998, № 3. 4. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (1985-1996 гг.). /Вопросы экономики, 1997, № 10 5. Алексашенко С. Пути российских реформ./ЭКО, 1996, № 5. 6. Суслов Н.И. Структурные перемены и цены./ЭКО, 1997, № 6. 7. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века. /Вопросы экономики, 1997, № 10. 8. Ханин Р.И. Экономический рост в СССР в 80-е годы./ЭКО, 1991, № 5. 9. Особенности экономического развития стран АТР./Деньги и кредит, 1995, № 10. 10. Мау В. Российские реформы сквозь призму истинно американского опыта./МЭМО, 1994, № 1. 11. Глазьев С. Российские реформы и новый мир./Вопросы экономики, 1997, № 7. 12. Ли Цзин Вэнь. Роль государственного регулирования в экономике Китая./Вопросы экономики, 1997, № 7. 13. Корнев А. Американская оценка экономического положения в России./США: экономика, политика, идеология. – 1997, № 7. 14. Кириллов А.И. Гуд бай, Гонконг, ни хао, Сянган./Эхо планеты, 1997, № 28 15. Иноземцев В. Азиатский фактор в мировой экономике./МЭМО, 1997, № 10. 16. Гельбрас В. Куда идет Китай?/МЭМО, 1998, № 4. 17. Ли Ин Сонг. Россия и модель развития в Азии./МЭМО, 1997, № 8. 18. Особенности интеграции России и модель развития Азии./МЭМО, 1997, № 8. 19. Шмелев Н., Кудров В. Россия и страны Азии./РЭЖ, 1996, № 10. 20. Андрианов В. Феномен азиатских НИС./Азия и Африка сегодня, 1993, № 12. 21. Лысенко Ю. Фактор возвращения./ЭКО, 1998, № 2 22. Друев А. Прыжок «малых драконов»./Международная жизнь, 1990, № 9. 23. Регулирование и дерегулирование – два направления антимонопольной стратегии в США./МЭМО, 1997, № 6. 24. Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: Опыт Японии и азиатских НИС./МЭМО, 1997, № 1. 25. Андрианов В. Роль государства в формировании механизма динамичного развития в Южной Корее./Проблемы Дальнего Востока, 1995, № 1. 26. Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. Экономика Южной Кореи: опыт структурной перестройки./Внешняя торговля, 1996, № 3. 27. Жуков С.В. Роль государства в сотворении южнокорейского чуда./Экономист, 1995, № 3. 28. Илларионов А. Секреты китайского экономического «чуда»./Вопросы экономики, 1998, № 4. 29. Делюсин Л.П. «Китайский капитализм» или «социализм с китайской спецификой»./Свободная мысль, 1993, № 12. 30. Роль государственного регулирования в экономике Китая./Вопросы экономики, 1997, № 7. 31. Портяков В.Л. Стабилизация экономики: китайский вариант./РЭЖ, 1996, № 12 32. Рамзес В. Японская экономика в ожидании перемен./МЭМО, 1998, № 5. 33. Леонтьева Е. Япония: сложные задачи./МЭМО, 1998, № 8. 34. Сабуров А. Траектория российских реформ./Экономист, 1996, № 2. 35. Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа./Вестник МГУ, 1998, № 1. 36. Бруно М. Глубокие кризисы и реформы./Вопросы экономики, 1997, № 1. 37. Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику./Вопросы экономики, 1998, № 4. 38. Шмелев Н. Новый этап Российских реформ: пределы возможности./Вопросы экономики, 1998, № 1. 39. Карлов М. Китайские специалисты о реформах в России./Дальний Восток, 1998, № 1. 40. Франсуаз де ля Серр. «Европейский Союз: проблемы и задачи./Вестник МГУ, 1997, № 4. 41. Экономика Западной Европы в 1990-е годы./Экономист, 1996, № 10. 42. Буторина О. Трудный путь к единой европейской валюте./МЭМО, 1998, № 1. 43. Иванов И. Единая валюта для интегрирующейся Европы./МЭМО, 1997, № 4. 44. Иванов О., Поздняков В. Новые возможности России в ЕС./Международная жизнь, 1998, № 3. 45. Новая единая европейская валюта./Экономист, 1997, 3 10.
Вопросы к тесту по теме ІІ 1. В чем заключается содержание международного разделения труда? Каковы его основные этапы? 2. К какому периоду относится возникновение мировой торговли? 3. Каковы были основные воззрения меркантилистов? 4. В чем состоят абсолютные преимущества в торговле (по А. Смиту)? 5. В чем суть теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо? 6. Как определяются показатели: а) внешнеторговый оборот; б) внешнеторговое сальдо; в) внешнеторговая квота; г) экспортная квота; д) импортная квота; е) степень покрытия экспорта импортом? 7. В чем состоит отличие расчетов внешнеторгового оборота отдельных стран и всей мировой торговли в целом? 8. Когда мы говорим об ухудшении (улучшении) условий торговли? 9. Каким может быть отношение экспортеров к ухудшению условий торговли и почему? 10. В чем состоят связанные с развитием научно-технического прогресса особенности современной международной торговли? 11. В чем суть теории Хекшера - Олина? 12. Как различить прямой и косвенный эффект от внешней торговли? 13. С чем связываются сравнительные преимущества неотехнологического направления? 14. Какие обстоятельства привели к возникновению “парадокса Леонтьева”? 15. В чем проявляется влияние научно-технического прогресса на структуру внешней торговли? 16. Что означает понятие “жизненный цикл продукта”? 17. Как научно-технический прогресс влияет на жизненный цикл товара? 18. Когда на мировом рынке появились НИС? 19. Чем была вызвана необходимость новой трактовки факторов производства? 20. Каковы последствия неравномерного роста факторов производства при неизменных мировых ценах (теорема Рыбчинского)? 21. Какие основные критерии определения конкурентоспособности экономики страны вы можете назвать? 22. Для чего нужно знать конкурентоспособность своих торговых партнеров? 23. Чем можно объяснить быстрое обновление товарной номенклатуры международной торговли в последнее десятилетие? 24. В каких отраслях специализация производства получила наибольшее развитие? 25. В чем проявляется специфика международной торговли в эпоху деятельности ТНК? 26. Что такое “невидимая торговля” и каковы темпы ее роста в мировой торговле? 27. Влияет ли торговля на цену факторов производства и чем это объяснить? 28. Что такое международная кооперация и как она влияет на структуру торговли? 29. Какие две противоположные тенденции характерны для внешнеторговой политики? 30. В чем состоят особенности: а) одностороннего б) двустороннего в) многостороннего государственного регулирования международной торговли? 31. Что такое свобода торговли? 32. Что такое протекционизм? В чем состоят особенности: а) селективного б) отраслевого в) коллективного г) скрытого протекционизма? 33. Дайте классификацию инструментов торговой политики (табл.). 34. Что такое излишек потребителя? 35. Что такое излишек производителя? 36. Что такое таможенный тариф? 37. Что такое таможенная пошлина? В чем состоят ее основные функции: а) фискальная; б) протекционистская; в) балансировочная. 38. Перечислите основные критерии классификации таможенных пошлин. 39. В чем состоят особенности взимания: а) адвалорных; б) специфических; в) комбинированных пошлин? 40. В чем состоят отличия: а) импортных; б) экспортных; в) транзитных пошлин? 41. В чем состоят отличия: а) автономных; б) конвенционных (договорных); в) преференциальных пошлин? 42. В чем состоят отличия: а) постоянных; б) переменных пошлин? 43. Что такое таможенная стоимость товара? 44. Что такое тарифная эскалация? 45. Что такое тарифная квота? 46. В чем состоят особенности количественных ограничений как формы нетарифного регулирования внешней торговли? 47. Что такое квота? 48. В каких случаях вводятся экспортные квоты? 49. В каких случаях вводятся импортные квоты? 50. Что такое глобальная квота? 51. Что такое индивидуальная квота? 52. В чем состоит сущность лицензирования как формы регулирования международной торговли? 53. Что такое разовая лицензия? 54. Что такое генеральная лицензия? 55. Что такое глобальная лицензия? 56. Что такое автоматическая лицензия? 57. В чем состоит сущность «добровольного» ограничения экспорта как формы нетарифного регулирования международной торговли? 58. В чем сущность технических барьеров как формы скрытых нетарифных ограничений внешней торговли? Приведите примеры. 59. В чем состоят особенности налогов и сборов, как формы скрытого нетарифного регулирования внешней торговли? Приведите примеры. 60. Дайте классификацию мер стимулирования экспорта. В чем состоят особенности экономических и административных рычагов воздействия на экспорт? 61. В чем состоит сущность валютного регулирования экспорта? 62. Как понижение (повышение) курса национальной валюты влияет на экспорт? Приведите примеры. 63. Как понижение (повышение) курса национальной валюты влияет на импорт? Приведите примеры. 64. Перечислите 4 главных направления кредитно-финансового регулирования экспорта. 65. В чем состоит государственное страхование частных экспортных кредитов? Для чего оно необходимо? 66. Каковы 2 главные формы государственного кредитования экспорта? 67. В чем состоят особенности демпинга как финансового нетарифного метода регулирования внешней торговли? 68. В чем состоят особенности субсидирования как финансового нетарифного метода регулирования внешней торговли: Что такое: а) прямые; б) косвенные субсидии? 69. Чем было вызвано резкое увеличение экспорта сырья из России в начале 90-х годов? 70. Почему и когда были введены количественные ограничения экспорта сырья из России в начале 90-х годов? На какие виды товаров они распространялись? 71. Почему и когда в России был введен институт «спецэкспортеров»? Когда и почему он был отменен? 72. Почему и когда были отменены количественные ограничения по большинству видов сырья? Какое сырье необходимо считать стратегическим товаром? 73. Какова позиция сторонников либерального курса в области регулирования ВЭД в России? 74. Какова позиция сторо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.018 с.) |