ТОП 10:

Тема: Постановка целевых функций управления.



Всякая разумная деятельность должна быть целенаправленной, т.е. должна существовать цель, которую необходимо достичь.

 

Цель - категория, сущность которой заключается в представлении субъектом желаемых результатов своей деятельности.

Под целью понимается: информационный образ целевого состояния системы, определяемого желаемым (заданным из вне, или установленным самой системой) состоянием её «выходов». Цель определяет назначение системы, смысл её функционирования.

Сформулированная цель выражает точку зрения на то, для чего создаётся система, что она должна делать и какова её эффективность.

 

Цели не должны иметь абстрактных формулировок. Они должны быть поставлены предельно чётко и однозначно, с конкретизацией конечного результата и времени его достижения, оговаривать только предъявляемые требования к системе и заданные сроки их выполнения, не вдаваясь в детали и подробности.

 

В общем случае необходимо, что бы каждая конкретная формулировка цели была чётко определена с позиции следующих 3 признаков:

· Должна быть полная ясность, с какими аспектами (производственными, техническими, экономическими, социальными) функционирования системы связана цель.

· Временной – обозначается время достижения. Является ли цель стратегической (постоянной, долгосрочной) или тактической (кратковременной, этапной, текущей, оперативной).

· Пространственный. Необходимо обозначить сферу деятельности (библиотека, сеть библиотек района, области) с которой связывается данная цель.

 

Цели классифицируются по след. признакам :

1. По отношению цели к системе есть подразделение на

- Внешние.

Понимаются цели, устанавливаемые вышестоящими органами, или цели взаимодействия с другими системами одного и того же уровня.

- Внутренние.

Цели функционирования и развития конкретной системы и её функциональных подсистем.

2. По периоду реализации различают (когда достигнут цели):

- Стратегические.

Для их достижения требуется достаточно продолжительный, и лишь приблизительно определяемый период времени.

- Тактические.

Для их достижения – относительно непродолжительный и точно установленный период времени (директивный срок).

 

3. По степени охвата системы различают:

- Глобальные.

Под глобальной целью (доктриной), охватывающей всю систему, подразумевается информационный образ средства ликвидации проблемной ситуации, который (образ) выражен в терминах реализации неудовлетворённых потребностей внешней среды.

Записывается в виде множества отдельных частных целей, имеющих разнообразный характер.

- Локальные.

Охватывают какую-нибудь подсистему и имеют частный характер.

 

Выполнение поставленной цели обеспечивается одновременным и последовательным решением ряда задач, которые конкретизируют данную цель, связывая её с определёнными путями и средствами достижения. Выполнение отдельных задач реализуется в форме мероприятий (работ, выраженных в виде множества, которое образует целевую комплексную программу (ЦКП)).

Программные мероприятия должны быть строго определены по содержанию, обоснованны по ресурсам, увязаны по исполнителям, конкретезированны по срокам и направлены на достижения поставленной цели.

 

В сложных системах с иерархической структурой у каждой подсистемы существуют свои цели, поэтому такие системы рассматриваются как многоцелевые. Выделение целей по всем уровням иерархии, с указанием зависимости между ними, образует дерево целей, представляющее собой разветвления от общих целей к частным. Дерево целей выражает соподчинение и внутренние взаимосвязи отдельных подсистем.

 

В общем случае взаимосвязи могут выражать согласованность целей, когда достижение одной из них способствует достижению другой; состязательность, когда достижение одной цели тормозит достижение другой; противоречивость, когда достижение одной цели исключает достижение другой.

 

Дерево целей строят на логической основе таким образом, что бы мероприятия, проводимые для решения задач нижестоящего уровня, обеспечивали достижение целей вышестоящего; при этом целевые функции отдельных подсистем не обязательно должны совпадать с целями всей системы в целом. Для эффективного функционирования системы необходимо, что бы цели подсистем более низкого уровня были согласованны с целями подсистем более высокого уровня, и ориентированы на достижение последних.

 

Одним из достоинств дерева целей является возможность упорядоченности (придания приоритетности), связанная с относительной значимостью (или важностью) целей и мероприятий в соответствии с их важностью.

 

Проблемы целеобразования (т.е. постановки целей в системе) относятся к числу проблем принятия решений. Учитывая, что разработка методов целеобразования к настоящему времени не завершена, можно указать лишь общий подход к решению данной проблемы. Последовательность процесса целеобразования, не зависимо от масштабов деятельности системы, может быть охарактеризована следующими этапами:

- Формирование доктрины.

- Прогноз ситуации.

- Анализ ситуации.

- Предварительное решение о постановке целей.

- Оценка результатов.

- Окончательное решение о формулировке цели.

 

Вопрос 3.2. Постановка задач управления.

Цели обычно достигаются одновременным, или последовательным выполнением ряда задач. Под задачей понимается совокупность исходных условий и некоторой цели из общей иерархии целей системы. Задача представляет собой совокупность четырёх, логически взаимосвязанных элементов:

1. Формулировки задачи.

2. Разработки процесса её решения.

3. Непосредственного решения задачи, как результата.

4. Процесса её реализации.

 

 

При постановке задач функционирования сложной системы необходимо:

1. Уяснить, от чего и в связи с чем возникла данная конкретная задача.

2. Установить, почему она рассматривается как нерешённая, выявить её отличия от аналогичных или смежных задач.

 

Для этого требуется чёткая формулировка задачи, её анализ и поиск возможных альтернативных путей решения. Одним из основных вопросов при создании АИС является определение, формулировка и постановка перечня задач, реализующих некоторую функцию.

 

Под функцией управления подразумевается: действие рассматриваемой системе, при преобразовании некоторых исходных или начальных данных, характеризующих переменные управления (Х входа), желаемый конечный результат, определяемый переменной состояния (Х выхода).

 

Лекция 6.

При этом наиболее важными являются 2 обстоятельства:

1. Влияние выделенных функция на конечный результат.

2. Обеспечение автоматизации выбранной функции таким образом, что бы комплекс задач, её реализующих, не прерывался другими задачами.

 

В первую очередь выделяется цель, для достижения которой необходимо решать данную конкретную задачу. При анализе выбранной цели, или сформулированной задачи, необходимо выполнение следующих процедур:

1. Выявить компоненты задачи, которые не зависят от структуры и методов построения системы, которые определяются принципом её построения и могут быть использованы при её разработке.

2. Выявить её ограничения или граничные условия, т.е. предельные значения всех переменных.

3. Прогнозировать вероятные значения факторов окружающей среды и других возмущающих воздействий.

4. Установить возможные пути решения сформулированной задачи, качественно связывающей цель, ситуацию, критерий и время её решения.

 

Анализ подлежащих информатизации задач осуществляется в соответствии с иерархией уровней управления, либо «сверху вниз», либо «снизу вверх».

 

Поиск возможных путей решения поставленной задачи осуществляется по следующим практическим направлениям:

1. Подбор существующих систем для выполнения заданной функции и решения вытекающих из неё задач.

2. Модернизация существующих систем для реализации рассматриваемой функции и решения её задач.

3. Разработка оригинальной системы, не имеющей аналогов.

 

В соответствии с этим выделяют следующие этапы процесса разработки альтернатив решения задачи:

1. Содержательная, не строгая формулировка каждого варианта решения.

2. Сопоставимая оценка альтернатив по критерию эффективности, комплексу характерных показателей и принятым ограничениям, сопровождаемая (оценка) соответствующими расчетами с использованием формально логических и математических методов.

3. Исключение альтернатив (вариантов), которые не удовлетворяют критерию эффективности и граничным условиям.

4. Выбор класса описывающих моделей и строгая разработка оставшихся конкурирующих альтернатив.

5. Прогнозирование возможностей практической реализации каждой альтернативы и её последствий.

6. Сводный анализ всех, принятых к рассмотрению, альтернатив, с указанием преимуществ и недостатков каждой из них.

7. Выбор и корректировка наилучшей альтернативы и согласованного проекта решения задачи.

 


Задачи характеризуются степенью их взаимосвязи, которая (степень) определяется 2умя параметрами:

1. Интенсивностью.

Интенсивность взаимосвязи определяется частотой обмена информацией между задачами.

2. Типом взаимосвязи.

Тип взаимодействия задач определяется двусторонними, последовательными, параллельными и косвенными связями.

 

Следует различать 2 типа задач:

1. К первому типу относятся задачи, которые ранее не решались в существующей системе.

2. Ко второму – задачи, которые решались, но вручную.

В полученном перечне задач, подлежащих компьютеризации, их располагают по приоритету, обычно в порядке убывания технико-экономической эффективности.

 

Определение приоритетности и выбор первоочередных задач информатизации целесообразно проводить в следующем порядке:

1. Составляется полный перечень задач, подлежащих компьютеризации. Исключаются повторяющиеся задачи.

2. Оценивается важность решения каждой задачи с точки зрения достижения поставленной цели, с учётом выделенных ресурсов.

3. Анализируется степень тесноты взаимосвязей между отдельными задачами, определяется тип и интенсивность их решения.

4. Выявляются ключевые задачи, решение которых открывает возможность решения соподчинённых задач.

5. Определятся частота применения и многократность использования полученных результатов по каждой задаче.

6. Оценивается своевременность и достоверность получения исходной информации для каждой задачи.

7. Определяется трудоёмкость операций по сбору, подготовке и обработке исходных и промежуточных данных каждой задачи.

8. Оценивается сложность применимых методов решения отдельных задач и потребность в необходимости вычислительных мощностей.

9. Определяется уровень необходимой вычислительной техники для решения сформулированных задач.

10. Оценивается наличие квалифицированного состава разработчиков и подготовленность субъекта культуры к внедрению информационно-коммуникационных технологий.

11. Производится сопоставимая оценка задач по выбранному критерию их компьютеризации, с учётом граничений на выделенные ресурсы, директивные сроки и т.д.

12. Выбирается показатель эффективности решения перечня задач, которые располагаются в порядке убывания приоритета.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.018 с.)