Семинарское занятие № 18 ( 2 ч.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 18 ( 2 ч.).



СССР в годы перестройки.

1. Политический курс М.С. Горбачева: концепция нового политического мышления.

2. Изменения в общественно-политической жизни государства.

3. Экономическое реформирование страны.

4. Кризис перестройки и распад Союза.

 

Работа с понятиями: ускорение, гласность, новое политическое мышление.

 

Литература:

1. Валовой Д.В. От застоя к развалу. – М., 1991.

2. Медведев Р.А. За кулисами августа: загадки Фороса.// Вопросы истории. – 2003. - №7.

3. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. – 2003. -№4.

4. Симонов Н.С. Куда идет Россия? 10 лет реформ (заседание «круглого стола») // Отечественная история. – 1995. - № 4.

5. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 19. (2 ч.).

Россия в 1991-2003 гг.

1. Социально-экономические реформы.

2. Конституция 1993 г. Становление президентской республики.

3. Внешняя политика.

 

Литература:

1. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г. Хроника событий и комментарии историка // Отечественная история. – 2002. - №№ 4, 5.

2. Политическая история: Россия – СССР – РФ: в 2-х тт. Т. 2. – М., 1996.

3. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. – 1995. - № 2.

 

 

Задания по темам, вынесенным на

самостоятельное изучение.

Тема: СССР во второй мировой войне. Отечественная война советского народа.

План:

 

1. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.

2. Великая Отечественная война советского народа. Организация борьбы на советско-германском фронте.

3. Хакасия в годы Великой Отечественной войны.

4. Итоги и уроки второй мировой войны.

 

1.При подготовке к первому вопросу

-обратить внимание на следующие проблемы: международное положение и внешняя политика СССР в конце 30- х гг. ХХ в; назревание второй мировой войны; Мюнхенский сговор и противостояние СССР; политика «умиротворения» фашистских агрессоров; борьба Советского государства за создание системы коллективной безопасности; попытки международной изоляции СССР; англо-франко-советские переговоры в 1939 г. и их срыв правительствами Англии и Франции; пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.); договор о дружбе и границе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.); договор СССР с Балтийскими государствами; мероприятия СССР по укреплению своих границ; подготовка дальневосточных рубежей; начало Второй мировой войны; подготовка гитлеровской Германии к нападению на Советский Союз.

-раскрыть содержание понятий: фашистская агрессия; Мюнхенский сговор; милитаризм; мировая война; «странная война»; коллаборационизм; конвенция; протекторат; сателлит; шовинизм; пацифизм; демилитаризация; вермахт; гетто;

 

2.При подготовке второго вопроса

-обратить внимание на следующие проблемы: нападение фашистской Германии на Советский Союз; характер Отечественной войны; организация Советского государства на отпор врагу; перестройка экономики на военный лад; военно-промышленный потенциал страны во второй половине 1941 г.; продовольственное снабжение; чрезвычайные мероприятия по укреплению боеспособности Красной армии; Московская битва; советская дипломатия в борьбе за открытие второго фронта в Европе в 1941-1942 гг. немецкий оккупационный режим; партизанское движение; Сталинградская битва; проблема открытия второго фронта; помощь по ленд-лизу; Потсдамская конференция; разгром Квантунской армии; культура в период войны.

-раскрыть содержание понятий: Великая Отечественная война, советский патриотизм, превращение страны в единый боевой лагерь; Государственный Комитет Обороны, народное ополчение, Советская Гвардия, стратегическая оборона, стратегическая инициатива, преднамеренная оборона, «молниеносная война», антигитлеровская коалиция, единство фронта и тыла, блокада Ленинграда; коренной перелом, оккупационный режим, партизанское движение, партийное подполье, второй фронт, социалистический интернационализм, Коминтерн, безоговорочная капитуляция, город-герой; депортация и репатриация.

-выработать навыки работы с картой при изучении хода военных операций, крупных сражений, действий партизан.

 

3.При подготовке третьего вопроса

- обратить внимание на следующие проблемы: социально-экономическое положение в области накануне войны; начало войны и военно-мобилизационная работа; все для фронта, все для победы; усиление централизации руководства народным хозяйством, первые эвакуированные из прифронтовых районов; духовная жизнь в военные годы; народное образование, культура и искусство области в период войны; помощь освобожденным районам.

- раскрыть содержание понятий: 309 стрелковая дивизия, сибиряки-гвардейцы, централизация партийного руководства; парторг; идейно-политическая работа; трудовая инициатива;

 

4.При подготовке четвертого вопроса

-обратить внимание на следующие проблемы: всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне; итоги войны; источники победы советского народа; выдающиеся полководцы Отечественной войны.

Проблемные задачи:

1.В годы второй мировой войны фашистская германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы. И все же Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста, масштабам производства и качества выпускаемой техники и вооружения. Благодаря усилиям тыла Красная Армия к началу зимней кампании 1945 г. превосходила противника в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ –более чем в 3 раза, боевых самолетах – в 8 раз.

В чем причина такого поразительного успеха СССР?

 

2.В годы Великой Отечественной войны Советский Союз вел последовательную борьбу за создание и укрепление антигитлеровской коалиции государств, к лету 1842 года создание такой коалиции было завершено. В нее вошли десятки капиталистических государств. Как известно, ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР – социалистическое государство. В чем причина того, что капиталистические страны пошли на создание с СССР единого фронта борьбы против фашистской Германии и ее союзников? Означало ли это, что межимпериалистические противоречия оказались сильнее их классового антагонизма по отношению к единственной в то время социалистической стране в лице СССР?

 

Приложение к теме «СССР во второй мировой войне. Советский народ в Великой Отечественной войне».

Указатель имен:

 

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) – партийный государственный и военный деятель. Маршал Советского Союза. С 1925 по 1940 гг. – Нарком по военным и морским делам и Нарком обороны СССР. В 1940 г. – заместитель Председателя СНК. В годы войны заместитель Председателя ГКО, представитель ВГК на ряде фронтов. Ответственен за массовые репрессии в Красной Армии накануне войны.

Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (1889-1945) – германский рейхсканцлер (1933-1945). Инициатор развязывания Второй мировой войны 1939-1945 гг., вероломного нападения на СССР. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой.

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) – видный военачальник, Маршал Советского Союза (1943), четырежды герой Советского Союза, Герой МНР. Руководитель разгрома японских агрессоров на р. Халхин-Гол. В годы войны – военачальник Генерального штаба – заместитель Народного комиссара обороны СССР, заместитель Верховного Главнокомандующего, командующий фронтами. 8 мая 1945 г. принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986) – государственный и партийный деятель. В 1930-1941 гг. –Председатель Совнаркома СССР, одновременно (с 1939 г.) нарком иностранных дел. В 1941-1957 гг. – первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, одновременно (с 1941-1949, 1953-1956) – нарком (министр) иностранных дел. Один из прямых виновников и активных участников необоснованных массовых репрессий против советских людей.

Муссолини Бенито (1883-1945) –фашистский диктатор Италии (1922-1943). Совместно с гитлеровской Германией фашистская Италия развязала Вторую мировую войну, в 1941 г. напала на советский Союз. В 1943 – 19045 гг. возглавлял марионеточное правительство на оккупированной гитлеровцами территории Италии. В апреле 1945 г. казнен итальянскими партизанами.

Рокоссовский Константин Константинович (1896 –1968) –военачальник, Маршал Советского Союза (1944), Маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командир механизированного корпуса, командующий армией, рядом фронтов.

Рузвельт Франклин Делано (1882-1945) - президент США (1933-1945). Отстаивал идеи сближения с СССР и оказания ему материальной помощи. Внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович) (1879-1953) –один из руководящих деятелей Коммунистической партии Советского Союза, международного коммунистического движения. Генералиссимус Советского союза (1945). С 1941 г. –секретарь ЦК ВКП(б), Председатель СНК (в 1946 –1953 гг- Совета Министров СССР). В годы Великой Отечественной войны – Председатель ГКО и Верховного Главнокомандования Вооруженными Силами СССР. Прямой виновник репрессий в 30-40-х и начале 50-х гг.

Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874-1966) –политический, государственный и военный деятель Великобритании. Один из организаторов антисоветской интервенции. В 1940-1945 и 1951-1955 гг. – премьер-министр Великобритании. В годы Второй мировой войны правительство Черчилля пошло на союз с СССР в рамках антигитлеровской коалиции, однако затягивало открытие второго фронта в Европе. После войны – один из инициаторов «холодной войны».

 

Хронологическая таблица

1939 г. –переговоры СССР, Великобритании, Франции о заключении военной конвенции.

23 августа 1939 г. подписание советско-германского договора о ненападении.

1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны.

- принятие Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза, воссоединение их с Украинской и Белорусской СССР.

1940 г. - вторжение немецких войск в Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию.

22 июня 1940 г. –капитуляция Франции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.026 с.)