ТОП 10:

Информационные системы и технологии



Абакан

Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения.

Специальности:

011600 Биология

011000 Химия

013100 Экология

033300 Безопасность жизнедеятельности

220400 Программное обеспечение ВТ и АЭС

351400 э Прикладная информатика в экономике

351400 м Прикладная информатика в менеджменте

Информационные системы и технологии

552800 Информатика и вычислительная техника

075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности

 

Абакан

 

ББК Издается по рекомендации Методического совета и по решению Редакционно-издательского совета Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

 

 

Составители: Артамонова Н.Я., профессор кафедры истории и политологии;

Мамышева Е.П., доцент кафедры истории и политологии.

 

Рецензенты: Данькина Н.А.,к.и.н., ученый секретарь ХАКНИИЯЛИ;

Оплаканская Р.В.,к.и.н., доцент кафедры истории и политологии.

 

 

Артамонова Надежда Яковлевна, Мамышева Елена Петровна

Отечественная история: методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов,обучающихся по специальностям:

011600 Биология

011000 Химия

013100 Экология

033300 Безопасность жизнедеятельности

220400 Программное обеспечение ВТ и АЭС

351400 э Прикладная информатика в экономике

351400 м Прикладная информатика в менеджменте

Информационные системы и технологии

552800 Информатика и вычислительная техника

075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности

/ Артамонова Н.Я., Мамышева Е.П. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – 74 с.

 

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Предлагаемые материалы могут быть рекомендованы для студентов других специальностей университетского образования.

 

 

© Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2004

© Артамонова Н.Я., Мамышева Е.П. – авторы составители, 2004.

 

Содержание

 

1. Планы семинарских занятий………………………………………………. 2. Рекомендации по изучению тем, вынесенных на самостоятельное изучение……………………………………………………………………... 3. Контролирующие материалы…………………………………………………………………… 4. Методические рекомендации по написанию рефератов…………………. 5. Тематика рефератов………………………………………………………… 6. Методические рекомендации по написанию контрольных работ………. 7. Вопросы к экзамену………………………………………………………… 8. Основная литература……………………………………………………….. 9. Дополнительная литература……………………………………………….. 10. Приложения ………………………………………………………………...      

 

Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1 (2 ч.).

Происхождение и ранняя история восточных славян.

1. Прародина славян и проблема этногенеза восточных славян.

2. Территория восточных славян.

3. Экономическое развитие.

4. Общественный строй и религиозные верования.

 

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

3. Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. – М., 1982.

 

Семинарское занятие № 2 (2 ч.).

Возникновение и развитие Древнерусского государства (IХ-ХI вв.).

1. Происхождение Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

2. Социально-экономическое развитие Древней Руси.

3. Государственный строй Древней Руси.

4. Культура Киевской Руси.

Заполните таблицу:

Концепция Норманизм Антинорманизм
Сторонники ХVIII век ХVIII век
  ХIХ век ХIХ век
  ХХ век ХХ век
Аргументы    
     

 

Соотнесите события с периодом правления, в которое они происходили:

1. Установление «уроков» и «погостов» Княжение Олега
2. Религиозная реформа – введение языческого пантеона Княжение Святослава
3. Разгром Казанского каганата Княжение Ольги
4. Заключение договора Руси с греками в 911 г. Княжение Ярослава Мудрого
5. Заключение договора Руси с греками в 944 г. Княжение Игоря
6. Постройка Софийского Собора и Золотых Ворот в Киеве Княжение Владимира

 

Литература:

1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. - 2000. - № 3.

2. Горский А.А. О древнерусских землях // Вопросы истории. - 2001. - № 5.

3. Иловайский Д. Становление Руси / М., 2003.

4. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. - 1991. - №№ 2,3.

5. Перхавко В.Б. Князья и княгини русской земли IX –XVI вв. М., 2002.

 

Семинарское занятие № 3 ( 2 ч.).

Политическая раздробленность на Руси (ХII-ХIII вв.).

1. Экономические, политические, внешнеполитические предпосылки дробления Руси.

2. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество: особенности их развития.

3. Государственное устройство, хозяйство и культура Новгородской земли.

 

Работа с понятиями: удельный князь, вече, великий князь.

 

Литература:

1. Кирпичников А.Н. Александр Невский между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - №№ 3,4.

2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. – М., 1982.

 

Семинарское занятие № 4 (2 ч.).

Объединение русских земель и образование Московского

государства (ХIV-начало ХVI вв.).

1. Предпосылки образования русского единого государства.

2. Основные этапы объединительного процесса.

3. Завершение объединения и освобождение от ордынского владычества.

4. Культура Московской Руси.

 

Работа с понятиями: ордынское иго, централизованное государство.

 

 

Литература:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси (Об Иване III). – Новосибирск, 1991.

2. Горский А.А. Москва и Орда. – М.: Наука, 2000.

3. Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в ХIII-ХVI вв. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 5 (2 ч.).

Московская Русь в ХVI в.

1. Социально-экономическое развитие России в ХVI в.

2. Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного.

3. Опричнина.

4. Внешняя политика.

Сделайте вывод об итогах царствования Ивана Грозного:

Положительные итоги правления Отрицательные итоги правления
   

 

Литература:

1. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.

2. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2002

3. Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М.: Древлехранилище, 2003.

4. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история.- 1997. - № 3.

 

Семинарское занятие № 17 ( 2 ч. ).

СССР в 1953-1964 гг.

1. Борьба за власть и реорганизация властных структур.

2. ХХ съезд партии: попытки демократизации общественно-политической жизни.

3. Экономические преобразования в СССР.

4. Либерализация внешнеполитического курса.

 

1. Работа с понятиями: десталинизация, карибский кризис.

 

Литература:

1. Зеленин Н.Е. Аграрная политика Н. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. – 2000. - № 1.

2. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. – Новосибирск, 2000.

3. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели // Вопросы истории, 2003.- №4.

 

Семинарское занятие № 18 ( 2 ч.).

СССР в годы перестройки.

1. Политический курс М.С. Горбачева: концепция нового политического мышления.

2. Изменения в общественно-политической жизни государства.

3. Экономическое реформирование страны.

4. Кризис перестройки и распад Союза.

 

Работа с понятиями: ускорение, гласность, новое политическое мышление.

 

Литература:

1. Валовой Д.В. От застоя к развалу. – М., 1991.

2. Медведев Р.А. За кулисами августа: загадки Фороса.// Вопросы истории. – 2003. - №7.

3. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. – 2003. -№4.

4. Симонов Н.С. Куда идет Россия? 10 лет реформ (заседание «круглого стола») // Отечественная история. – 1995. - № 4.

5. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 19. ( 2 ч.).

Россия в 1991-2003 гг.

1. Социально-экономические реформы.

2. Конституция 1993 г. Становление президентской республики.

3. Внешняя политика.

 

Литература:

1. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г. Хроника событий и комментарии историка // Отечественная история. – 2002. - №№ 4, 5.

2. Политическая история: Россия – СССР – РФ: в 2-х тт. Т. 2. – М., 1996.

3. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. – 1995. - № 2.

 

 

Задания по темам, вынесенным на

самостоятельное изучение.

Приложение к теме «СССР во второй мировой войне. Советский народ в Великой Отечественной войне».

Указатель имен:

 

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) – партийный государственный и военный деятель. Маршал Советского Союза. С 1925 по 1940 гг. – Нарком по военным и морским делам и Нарком обороны СССР. В 1940 г. – заместитель Председателя СНК. В годы войны заместитель Председателя ГКО, представитель ВГК на ряде фронтов. Ответственен за массовые репрессии в Красной Армии накануне войны.

Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (1889-1945) – германский рейхсканцлер (1933-1945). Инициатор развязывания Второй мировой войны 1939-1945 гг., вероломного нападения на СССР. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой.

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) – видный военачальник, Маршал Советского Союза (1943), четырежды герой Советского Союза, Герой МНР. Руководитель разгрома японских агрессоров на р. Халхин-Гол. В годы войны – военачальник Генерального штаба – заместитель Народного комиссара обороны СССР, заместитель Верховного Главнокомандующего, командующий фронтами. 8 мая 1945 г. принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986) – государственный и партийный деятель. В 1930-1941 гг. –Председатель Совнаркома СССР, одновременно (с 1939 г.) нарком иностранных дел. В 1941-1957 гг. – первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, одновременно ( с 1941-1949, 1953-1956) – нарком (министр) иностранных дел. Один из прямых виновников и активных участников необоснованных массовых репрессий против советских людей.

Муссолини Бенито (1883-1945) –фашистский диктатор Италии (1922-1943). Совместно с гитлеровской Германией фашистская Италия развязала Вторую мировую войну, в 1941 г. напала на советский Союз. В 1943 – 19045 гг. возглавлял марионеточное правительство на оккупированной гитлеровцами территории Италии. В апреле 1945 г. казнен итальянскими партизанами.

Рокоссовский Константин Константинович (1896 –1968) –военачальник, Маршал Советского Союза (1944), Маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командир механизированного корпуса, командующий армией, рядом фронтов.

Рузвельт Франклин Делано (1882-1945) - президент США (1933-1945). Отстаивал идеи сближения с СССР и оказания ему материальной помощи. Внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович) (1879-1953) –один из руководящих деятелей Коммунистической партии Советского Союза, международного коммунистического движения. Генералиссимус Советского союза (1945). С 1941 г. –секретарь ЦК ВКП(б), Председатель СНК (в 1946 –1953 гг- Совета Министров СССР). В годы Великой Отечественной войны – Председатель ГКО и Верховного Главнокомандования Вооруженными Силами СССР. Прямой виновник репрессий в 30-40-х и начале 50-х гг.

Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874-1966) –политический, государственный и военный деятель Великобритании. Один из организаторов антисоветской интервенции. В 1940-1945 и 1951-1955 гг. – премьер-министр Великобритании. В годы Второй мировой войны правительство Черчилля пошло на союз с СССР в рамках антигитлеровской коалиции, однако затягивало открытие второго фронта в Европе. После войны – один из инициаторов «холодной войны».

 

Хронологическая таблица

1939 г. –переговоры СССР, Великобритании, Франции о заключении военной конвенции.

23 августа 1939 г. подписание советско-германского договора о ненападении.

1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны.

- принятие Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза, воссоединение их с Украинской и Белорусской СССР.

1940 г.- вторжение немецких войск в Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию.

22 июня 1940 г. –капитуляция Франции.

Указатель имен

Булганин Николай Александрович (1895-1975) – государственный деятель. С 1937 г. – Председатель СНК РСФСР, с 1938 г. –заместитель Председателя СНК СССР. В Великую Отечественную войну- член военных советов ряда фронтов, с 1944 г. – заместитель Председателя Совета Министров и одновременно в 1947-1949 гг. – министр Вооруженных Сил СССР, в 1953-1955 гг. – министр обороны СССР. В 1955-1958 гг. – Председатель Совета Министров СССР.

Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988) – партийный и государственный деятель. С 1939 г. – секретарь ЦК и член ЦК ВКП(б), член Оргбюро, начальник Управления кадров ЦК партии. В Великую Отечественную войну – член ГКО. С 1946 г. – член Политбюро ЦК ВКП(б). С марта 1953 г. – Председатель Совета Министров СССР. 1955-1957 гг. –министр электростанций. В 1962 г. исключен из рядов КПСС.

Хронологическая таблица

1945 г.- образование Организации Объединенных Наций.

6,9 августа 1945 г. – атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

2 сентября 1945 г. капитуляция Японии.

1946-1950 гг.- 1У пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР

Пояснительная записка.

В программе представлены контрольные задания (тесты). Тесты могут быть использованы во время аудиторной проверки знаний, в качестве домашнего задания. Их можно использовать самостоятельно при подготовке к экзаменам, для самоконтроля знаний по отечественной истории. Цель теста состоит также в развитии умения студента выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных исторических явлений и процессов. Одновременно тесты способствуют развитию творческого мышления студентов, их умению самостоятельно локализовать и соотносить исторические явления и процессы во времени и пространстве.

Тест состоит из трех частей, расположенных по степени трудности. Они обозначены буквами А, Б и В.

Часть А включает набор ответов, среди которых надо найти единственно правильный ответ.

Часть Б состоит из двух заданий. 1. Вместо многоточия нужно написать правильный ответ. Ответом может быть только слово, словосочетание или сочетание букв. 2.Нужно установить правильную последовательность. Буквы записать в соответствии с хронологическим порядком событий.

Часть В. Из вариантов ответов под буквами А, Б, В, Г нужно выбрать правильные утверждения.

Оценка знаний производится путем подсчета правильных ответов. При правильном ответе студент получает (+1 балл), при неправильном (-1 балл). Общее количество баллов, необходимое для положительной оценки, определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объема розданных заданий. В данном случае: оценка «удовл.» - от 18 до 23 вопросов; «хорошо» - от 24 до 28; «отлично» - от 29 до 35.

 

Тест I. Часть А. Найдите единственно правильный ответ.

1. Андрей Боголюбский княжил в…

а)Рязанском княжестве; б)Черниговском княжестве; в)Ростово-Суздальском княжестве; г) Новгороде Великом; д)Владимирском княжестве.

2. В районе Киева проживали племена:

а) вятичей; б) полян; в) северян; г) кривичей; д) древлян

3. Куликовская битва произошла на берегах реки…

а)Днепр; б)Неман; в) Клязьма; г)Ока; д) Непрядва.

4. Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам получил название…

а)пожилое; б)заповедные лета; в) полюдье; г) урочные лета; д)Юрьев день

5. Отмена древнего обычая кровной мести и замена ее штрафом (вирой) была осуществлена согласно…

а)Судебнику Ивана 111; б) «Правде Ярослава»;в)Уставу Владимира Мономаха; г) Судебнику Ивана 1У; д) «Слову о Законе и благодати» митрополита Илариона.

ХХ съезд КПСС

а)констатировал полную и окончательную победу социализма в СССР; б) разоблачил культ личности И.В.Сталина; в)сформулировал концепцию «развитого социализма»; г)принял «Продовольственную программу»; д) выдвинул лозунг «ускорения».

24.В период пребывания М.С.Горбачева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС:

а)произошла массовая приватизация государственных предприятий; б)советские войска были введены в Афганистан; в)ухудшились отношения с Китаем; г) началась политика «гласности»;д) созданы совнархозы.

25. Экономическая политика, проводимая в 1992 г. правительством Е.Т.Гайдара, предполагала:

а)укрепление системы органов экономического планирования; б)увеличение ассигнований на социальные нужды; в) снижение цен на товары первой необходимости; г) отказ от внешних займов; д)либерализацию цен.

Часть Б

Тест №2. Часть А.

Выделите единственно правильный ответ

1.Болгарами на Руси называли племена:

а)выполнявшиероль «пограничной стражи» для Киева Х1-Х11 вв.;б)осуществлявшие набеги на Приднепровье в Х1-Х11 вв.;в) обитавшие в У111-Х вв. в низовьях Волги. г) жившие на южном побережье Балтики в Х11-Х111 вв.; д)тюркский народ, населявший в У111-Х111 вв. среднее Поволжье;

2.Вследствии нашествия Батыя на Русь произошел(о)…

а)распад единого древнерусского государства на независимые княжества; б)установление вассальных отношений между русскими княжествами и Ордой; в) объединение всех русских земель в борьбе с татарами; г)уничтожение Владимиро-Суздальского княжества.; д)разорение Новгородской земли.

Первым русским царем стал

а) Иван III; б) Василий III; в) Петр I; г) Иван IV; д) Василий Шуйский;

Часть Б.

Вместо многоточия вставьте ответ. Ответом может быть только одно слово, словосочетание или сочетание букв.

Б1. Термин, обозначающий штраф вместо обычая кровной мести …

Б2. Фамилия автора «теории официальной народности» в России…

Б3.Установите правильную последовательность. Буквы запишите в соответствии с хронологическим порядком событий.

Присоединение территорий к России в ХУ1-Х1Х вв.

а) Средней Азии; б)Грузии; в)Побережья Балтийского моря; г)Казанского ханства; д)Сибири.

Б4. Одна из крупнейших советских газет, центральный печатный орган ЦК КПСС назывался «…».

Б5. Период, наступивший в жизни советского государства после смерти И.В.Сталина, публицист Илья Эренбург назвал « …».

Часть В.

1.Выберите те положения, которые составляют содержание столыпинской аграрной реформы

1) насильственное разрушение общины;

2) насаждение личной крестьянской земельной собственности

3) переселенческая политика

4) деятельность Крестьянского банка по продаже части государственных, удельных земель зажиточным крестьянам

5) сохранение общинного землевладения и укрепление помещичьего хозяйства

6) принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп

Варианты ответов: А. 1, 2, 3, 4, 5, 6; Б. 2, 4, 5, 6; В. 1, 3, 5, 6; Г. 1, 2, 3, 4

Реформа год

а)крестьянская 1860

б)судебная 1862

в)военная 1865

г)земская 1868

д)городского самоуправления 1870

Часть Б.

Вместо многоточия вставьте ответ. Ответом может быть только слово, словосочетание или сочетание букв.

Б1.Название реки, на которой русские в 1378 г. выиграли битву у татаро-монголов….

Б2.Установите правильную последовательность. Буквы запишите в соответствии с хронологическим порядком событий.Правление российских монархов ХУ111 в.

а)Анна Иоановна;б)Екатерина 11; в)Павел 1; г)Петр 111; д)Петр 11.

Б3. Первый состав Временного правительства в марте 1917 г. возглавил князь …..

Б4. План объединения четырех советских республик в одно государство, предложенный И.В.Сталиным в 1922 г. получил название «план…».

Б5.Установите правильную последовательность. Буквы запишите в соответствии с хронологическим порядком событий. Сражения Великой Отечественной войны:

а)Смоленское сражение; б)форсирование Днепра; в)оборона Сталинграда; г)оборона

Москвы; д)Курская битва.

Часть В. Из вариантов ответов под буквами А, Б, В и Г выбрать правильные утверждения.

1.Какие программно-конституционные положения содержала «Конституция» Н.Муравьева:

1)немедленное уничтожение крепостного права; 2)установление в России республиканского строя; 3) «Россия есть государство сильное и неделимое»;4)Россия состоит из федерации 13 держав;5) свобода печати; 6)установление в России конституционной монархии; 7) сохранение помещичьего землевладения.

Варианты ответов: А. 1),2),3),4),7); Б.1),4),5),6),7); В. 1),4),5),6),7); Г.1),4),5),6),7).

 

2.Укажите даты следующих событий и мероприятий, характеризующих внутреннюю политику царизма в конце Х1Х-нач.ХХ в.:

1)публикация Манифеста о созыве Думы с совещательными правами («Булыгинская дума»);2)Расстрел рабочих Петербурга у Зимнего дворца;3)Созыв 1 Государственной думы;4) Создание РСДРП и национальных социал-демократических партий;5) Создание Группы «Освобождение труда»;6)Крымская война; 7)Создание Н.М.Карамзиным «Истории государства Российского».

Варианты ответов: А.1),2),3),6),7);Б.2),3),4),5),6),7); В. 1),2),3),5),7)4 Г. 1),2),3),4).

3.Новая экономическая политика включала в себя следующие мероприятия:

1)возрождение частного предпринимательства;2) введение свободной внутренней торговли; замена продразверстки продналогом; 3) всеобщая национализация;4)создание акционерных и совместных с государством предприятий;5)введение всеобщей трудовой повинности; 6)монополия хлебной торговли; 7) строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределением готовой продукции.

Варианты ответов: А. 1),2),4),5),7); Б. 2),3),4),6),7); В. 1);2),3),4),5),6),7); Г.1),2),4).

 

Тематика рефератов.

 

1. Присоединение Хакасии к России (ХVII-ХVIII вв.).

2. Национально-государственное строительство в Хакасии (февраль 1917 – 1930 гг.).

3. Первые князья Киевской Руси.

4. Византия и славяне.

5. Крещение Руси.

6. Русь и Ярослав Мудрый.

7. Быт и нравы Древней Руси.

8. Ростово-Суздальская Русь.

9. «Господин Великий Новгород».

10. Ордынское владычество и его последствия для Российского государства.

11. Золотая Орда: мифы и реальность.

12. Портрет в историческом интерьере: князь Александр Невский.

13. Москва – «собирательница земель русских (XIII – XV вв.)».

14. «Государь всея Руси» Иван III: его дела и время.

15. Иван Грозный и его время.

16. Централизация Руси: альтернативы развития.

17. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив.

18. Церковный раскол в России ХVII века.

19. Формирование границ Российского государства.

20. Дипломатия Петра Первого.

21. Дворцовые перевороты в истории России.

22. Сословия российского общества в ХVIII в.

23. Европейское просвещение и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Эволюция российско – французских отношений в конце ХVIII – нач. ХIХ в.

25. Исторический портрет Павла I.

26. Исторический портрет Александра I.

27. Отечественная война 1812 г.

28. Декабристы и Сибирь.

29. Духовная жизнь российского общества в 30-40–е годы ХIХ в.

30. Крымская война и ее итоги.

31. Анархия в России.

32. Консервативная идеология России.

33. Либеральные реформы Александра II.

34. Крестьянская реформа Александра III.

35. Исторический портрет Александра III.

36. Программа модернизации России С.Ю. Витте.

37. Реформы П.А. Столыпина и модернизация России.

38. Николай II – последний русский император и время его правления.

39. Русско- японская война 1904 – 1905 гг.

40. Власть и общество в 1905-1907 гг.

41. Первая мировая война и русское общество.

42. Свержение царизма и судьба династии Романовых.

43. Российская революция: причины, достижения и издержки.

44. Политические партии России начала ХХ века.

45. Гражданская война в России: «белое» и «красное» движение.

46. Политический портрет Л.Д. Троцкого.

47. Политический портрет Н.И. Бухарина.

48. Первая волна российской эмиграции.

49. Политика военного коммунизма: идеология и исход.

50. НЭП в истории СССР.

51. Промышленная модернизация в тоталитарном исполнении в СССР.

52. Коллективизация в СССР 70-х ХХ века.

53. Формирование системы ГУЛАГ в 1920-1930-е гг.

54. Русская православная церковь в 1930-е гг.

55. Репрессии 1930-х гг. в Хакасии.

56. Международные отношения СССР накануне второй мировой войны.

57. Выдающиеся военные начальники Великой Отечественной войны.

58. Советская культура в годы войны.

59. Политический портрет И.В. Сталина.

60. «Оттепель» в СССР: причины и последствия.

61. Политический портрет Н.С. Хрущева.

62. Социально-экономическое развитие СССР в 1960-80-е гг.

63. Политический портрет Л.И. Брежнева.

64. Диссидентское движение в 70-80 гг. ХХ века.

65. Политический портрет М.С. Горбачева.

66. М.С. Горбачев и концепция нового политического мышления.

67. Российская Федерация: становление новой государственности (1991-2000 гг.).

68. Политический портрет Б.Н. Ельцина.

69. Политический портрет В.В. Путина.

70.Современная Россия: этнические проблемы и процессы.

Методические рекомендации по написанию

Контрольных работ

По Отечественной истории.

Пояснительная записка.

В отличие от реферата или доклада контрольная работа представляет собой традиционную форму контроля за усвоением учебного материала студентами в вузе. Разница между контрольной работой и другими видами студенческих письменных работ заключается прежде всего в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.

При выполнении контрольной работы задача студента гораздо проще. Контрольная – не научная работа, даже в самом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя_ и домашние, которые задаются на дом к определенному сроку; текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой; фронтальные, которые одновременно выполняет вся группа, и индивидуальные.

Студенты очной и заочной форм обучения неисторических факультетов изучают дисциплину «Отечественная история», как правило, в I или II семестрах. Ее изучение является первым шагом к получению гуманитарных знаний студентами неисторических факультетов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выполнение контрольной работы по Отечественной истории способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умению выделить в них главное, анализировать, обобщать, логично излагать изученный материал.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей проблемы курса «Отечественная история» на основе определенного минимума источников.

Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки (Например, если заканчивается на цифру «1», то можно выбрать контрольную работу № 1, № 11, № 21. и т.д.)

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы (текст ее обычно излагается на 18-24 страницах ученической тетради), целесообразно изучить рекомендованные публикации и литературу по данной теме.

После их изучения следует приступить к написанию контрольной работы. В кратком введении, которое должно представить основной текст, необходимо показать цель работы, актуальное значение рассматриваемых проблем, их место в изучении курса «Отечественная история».

Основное содержание темы нужно раскрыть по вопросам предложенного плана, делая после анализа каждого вопроса краткие выводы, вытекающие из этого анализа. После изложения выводов по предыдущему вопросу плана можно переходить к раскрытию следующего вопроса. Чтобы изложение темы носило законченный характер, в заключении работы необходимо четко сформулировать выводы уже по всей теме.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание источника, за исключением цитат, фрагментов, без которых практически невозможно раскрыть избранную тему.

Цитаты из мемуаров, из документов или литературы должны даваться в кавычках, с указанием в подстрочном примечании внизу страницы источника, из которого они взяты. Если в работе приводятся факты, статистические данные, оценки событий, взятые из книг, газетных и журнальных статей, и если на одной странице приводятся несколько таких материалов, то после изложения каждого из них в тексте ставится порядковый номер, начиная с единицы, а внизу страниц - ссылки на источники и литературу в алфавитном порядке. Без указания источника используемые данные не считаются достоверными. (Приложение № 1).

В конце контрольной работы студент должен привести список всей используемой им для раскрытия темы литературы и поставить дату написания контрольной работы.( Приложение № 2.)

В высшей школе сложились определенные требования к оформлению письменных контрольных работ. На обложке тетради, в которой выполнена работа, вверху следует указать название министерства, в подчинении которого находится ВУЗ, ниже – название вуза, название кафедры, а далее – указать учебную дисциплину, тему контрольной работы, фамилию, имя, отчество студента, курс. (Приложение № 3.).

На первой странице текста, с которой должны быть пронумерованы все страницы контрольной работы, располагается план ее раскрытия с указанием страниц. В тетради должны быть оставлены поля для замечаний преподавателя.


 

Тема № 1. Киевская Русь.

План:

1. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории его создания.

2. Историческое значение крещения Руси.

3. Основные направления внутренней и внешней политики киевских князей

4. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.

Методические рекомендации.

Изучая эту тему, студентам необходимо указать на наличие экономических, политических, социальных и духовных предпосылок образования Древнерусского государства. Отметьте, что объединение восточнославянских племен и их политических образований привело к созданию их государственности. Обратите внимание на древнейший летописный свод «Повесть временных лет» и различные теории происхождения государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Охарактеризуйте деятельность первых киевских князей по укреплению государственности. Затем следует рассмотреть социально-экономическое развитие Киевской Руси.

Литература:

1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси.// Вопросы истории. – 2000. - № 3.

2. Горский А.А. О древнерусских землях.// Вопросы истории. – 2001. - № 5

3. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т. 1. Курс русской истории. – М., 1987.

4. Перхавко В.Б. Князья и княгини русской земли IX – XVI вв. М., 2002.

5. Погодин М. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1999. – 512 с.

Тема № 2. Борьба русского народа за независимость (ХIII – ХV вв.)

План:

1. Борьба против немецко-шведской агрессии и татаро-монгольских завоевателей.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы и основные этапы борьбы против татаро-монгольского ига.

3. Ликвидация татаро-монгольского ига.

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы назовите причины немецко-шведской агрессии и татаро-монгольского завоевания. Обратите внимание на роль Александра Невского в отражении агрессии на северо-западе. Затем необходимо обратиться к вопросу об образовании монгольской державы, ее общественном строе, военной организации. Раскройте систему управления покоренными русскими землями. Подробнее остановитесь на характеристике Московского княжества, отметьте укрепление его экономического и политического положения в I половине ХIV в. Осветите основные сражения. Отметьте рост национального самосознания, признание Москвы как территориального и национального центра складывающегося Русского государства. Расскажите о подготовке Руси и Орды к решающему сражению.

Литература:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси (об Иване III). - Новосибирск: Наука, 1991.

2. Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышение Москвы».// Отечественная история. – 1997. - № 1.

 

3. Горский А.А. Москва и Орда. - М.: Наука, 2000.

4. Каргалов В.В. Полководцы Руси Х – ХVI вв. - М., 1989.

5. Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII – XV вв.- М., 2000.

Тема 3. Образование и развитие Московского

централизованного государства в конце XV – начале XVI вв.

1. Завершение объединения русских земель.

2. Создание аппарата централизованного управления страной.

3. Сословная организация русского общества. Судебник 1497 г.

Методические рекомендации.

Сначала следует дать характеристику внутриполитического положения в Золотой Орде и на Руси. Внимание уделите роли Дмитрия Донского в укреплении политического лидерства Московского княжества в организации открытой борьбы к решающему сражению. Подчеркните влияние внешнего фактора на объединительный процесс на Руси. Следует показать процесс централизации и концентрации власти в руках великого князя, создание аппарата централизованного управления страной.

Литература:

1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 2. - М., 1988.

2. Синицина Н.В. III Рим. Истоки и эволюция русской средневековой конвенции (XV – XVI вв.).- М., 1998.

3. Скрынников Э.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси IХ – ХVII вв. – Спб., 2000.

Тема № 4. Иван Грозный и его время.

План:

1. Реформы Ивана Грозного. Укрепление самодержавия.

2. Внешняя политика России. Основные направления и результаты.

Методические рекомендации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.067 с.)