ТОП 10:

Перестройка, объявленная М.С.Горбачевым включала в себя..



1)демократизацию советского общества; 2) правовую реформу;3) переход к преимущественно экономическим методам управления; 4) реформу политической системы; 5) борьбу с бюрократизмом;6) гласность; 7)введение института президентства; 8) полный демонтаж существовавшей системы.

Варианты ответов: А.1),2),3),4),5),6); Б.1),3),5),6),7),8; В.1),3),4,5),6),7),8);Г. 1),2),3),4),5),6),8).

 

5.Основополагающими принципами современной внешней политики России являются:

1) защита национальных интересов через партнерство; 2)демилитаризация отношений; 3) создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций; 4)защита национальных интересов через конфронтацию; 5)усиление милитаризация отношений;6)силовое решение вопросов; 7)запрещение ядерных испытаний, химического и бактериологического оружия.

Варианты ответов: А.1),2),3),4),5); Б. 1),4),6),7); В. 1),2),3),4),5),6),7); Г.1),2),3), 7).

 

 

Методические рекомендации по написанию рефератов по Отечественной истории для студентов очной и заочной форм обучения неисторических специальностей

 

Пояснительная записка.

Реферат (от латинского refero – сообщаю) по первоначальному смыслу представляет собой краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. В учебной практике под рефератом подразумевают внеаудиторную самостоятельную работу по рекомендуемым преподавателем темам. Цель работы над рефератом – это обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой, и последующего письменного оформления текста. Задачей реферирования является приобщение студентов к научно-исследовательской работе. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студентов работать с научной литературой и излагать имеющиеся в литературе различные концепции по заданной проблемной теме.

Разработка рефератов также преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучаемых.

I этап работы над рефератом – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению и их краткое содержание.

II этап – включает в себя подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, электронным каталогом. В библиотеках существуют систематический, предметный и алфавитный каталоги. Имеются и перечни статей по различным темам.

III этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания, осмысления темы в интересах правильного составления плана реферата.

IV этап - составление плана реферата, который включает перечень и последовательность основных разделов.

V этап – изучение литературы, выполнение необходимых записей.

VI этап – запись прочитанного. Она необходима для продуктивного использования проработанного материала при написании реферата.

Запись целесообразней вести на одной стороне листа или тетради, а обратную сторону оставить для вставок (где можно излагать и собственные мысли) при последующей проработке источников.

В контексте следует выписывать своими словами главные мысли автора, обоснования основных утверждений, отдельные аргументы.

Необходимо тщательно обработать источники, с тем, чтобы при литературном изложении рефератов не пришлось к ним возвращаться.

После того, как работа с литературой завершена, нужно проанализировать и систематизировать весь материал.

VII этап – завершающий этап работы – письменное оформление реферата. Этот этап является глубоко творческим, т.к. записи сделаны в виде набросков, фрагментов, не имеющих логической связи, стройности. Перед студентом стоит задача – из этого необработанного материала сделать обобщения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к рефератам. Данная задача решается в ходе литературного оформления работы, во время которого потребуется уточнить некоторые положения и дополнить их новыми данными.

 

 

2. Оформление рефератов.

Работа выполняется машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через полтора –два межстрочных интервала с числом строк на странице не более 30. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Шрифт 1,8 мм V – 20-25 станиц.

Текст работы следует набирать, соблюдая следующие размеры полей:

Левое – 30 мм, правое – 10 мм.,

Верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Нумерация страниц листов реферата должна начинаться с третьего листа (после титульного листа и оглавления) сверху и в центре верхнего колонтитула

Вписывать в текст работы отдельные слова допускается чернилами, пастой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должен быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской (корректором) и нанесением на том же листе исправленного рукописным способом.

3. Структура реферата.

А) Титульный лист.

Реферат должен начинаться титульным листом (см. приложение №1.).

Титульный лист должен содержать название ВУЗа – ХГУ им. Н.Ф. Катанова название кафедры - истории и политологии, название дисциплины – Отечественная история, фамилию, инициалы и академические звания преподавателя, фамилию и инициалы студента, номер группы, в которой он учится, название города, в котором находится ХГУ им. Н.Ф. Катанова – Абакан, а также год написания данной работы.

Б) Оглавление.

Оглавление должно состоять из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Основная часть состоит , как правило, из нескольких разделов, тематически тесно связанных между собой. Разделы разбиты на два или три параграфа. (Пример оглавления – в приложении 2)

В) Введение.

В введении требуется отражение в нем следующих пунктов:

1. Определение темы работы;

2. Обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

3. Определение основной цели и подчиненных ее более частных задач;

4. Обзор литературы по данной теме;

5. Определение границ исследования (хронологические или территориальные рамки).

Обзор исследовательской литературы по истории называется историографией. В реферате не требуется совершенно полная историография, достаточно изложить вкратце взгляды некоторых авторов на данную проблему.

Г) Основная часть.

В основной части требуется, чтобы все ее разделы и параграфы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В конце каждого раздела следует составлять каждый вывод из предшествующего изложения.

Д) Заключение.

В заключении необходимо суммировать все выводы, которые были сделаны студентом, а также указать направления для дальнейших исследований по данной теме.

Объем заключения должен составлять примерно 1/20 часть общего объема работы.

4. Список литературы.

Вопросам оформления списка литературы следует уделять серьезное внимание. По списку литературы, составленному студентом, можно судить, насколько автор осведомлен в разработке темы.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В этом описании должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты – данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов, после тире – название города, в котором она издана; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания, после точки – число страниц, число листов.

Пример:

1. Соловьев С.М. Обзор истории новой России. ХVII – ХVIII вв. – М.:: Наука, 1993.

2. История России в лица: биографический словарь / Под общей ред. проф. В.В. Каргалова. - М.: Русское слово, 1997.

Библиографическое описание многотомного издания, опубликованного без указания автора или имеющего 4 и более авторов, должно содержать следующую информацию: заглавие, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, повторность издания (если таковая есть), место издания, издательство, годы выпуска.

Пример:

История советского рабочего класса: В 6 т. / Сост. вступ ст. и примечания М.Е. Ворожейкина. - М., 1984 – 1989.

При описании произведении из собраний сочинений авторских сборников необходимо сообщать следующие сведения: фамилия и инициалы автора, заглавие произведения, после знака «//» (две косые черты) дается описание собрания сочинений.

Пример:

Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева //Собр. соч. в 30 т. Т. 14. - М., 1968. - С. 315 – 316.

Статью из сборника следует описывать следующим образом: после знака «//» (две косые черты) указывается заглавие сборника, листа издания, номер тома или части из многотомного сборника, страницы.

Пример:

Ефремова Н.И. Образование и правовое положение Хакасского национального уезда // Труды Томского государственного университета. Т. 216. - Томск, 1976. -

С. 3-11

Если статья взята из академического журнала, то она описывается так:

Пример:

Куницын Г.И. Самоопределение наций – история вопроса и современность // Вопросы философии. – 1989. - №5. - С. 66-87.

Существует пять способов построения списка литературы:

- Алфавитный;

- Хронологический;

- Тематический;

- По видам изданий;

- По характеру содержания.

В алфавитном списке все книги, соответственно, располагаются по месту их первой буквы в кириллице и латинице (другие алфавиты, как правило, заменяются транскрипцией на эти два). В хронологическом – по году опубликования; в тематическом – по темам глав или по рубрикам. В списке по видам изданий – сначала располагают официальные документы, потом архивные материалы, потом опубликованные первоисточники (сначала монографические, потом из периодики), потом исследовательские (также сначала монографические, потом из периодики). В списке по характеру содержания – сначала располагают общие (классические работы, потом более частные).

5. Ссылки: сноски и примечания.

В рефератах весьма ценными являются цитаты, при этом необходимо оформлять ссылки на источник цитирования. Существует 2 способа оформления ссылок: сноски и примечания.

Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и через точку – тире, - номер цитируемой страницы.

Пример:

1. Асочакова В.Н. Из истории православной церкви в Хакасско-Минусинском крае в ХVIII – I четверти ХIХ в. // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Вып. 3. Серия 3. История. Право. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. – С. 32.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во II сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

2. Там же. С. 33

Студент допускается к сдаче экзамена только после сдачи и защиты реферата.

 

Тематика рефератов.

 

1. Присоединение Хакасии к России (ХVII-ХVIII вв.).

2. Национально-государственное строительство в Хакасии (февраль 1917 – 1930 гг.).

3. Первые князья Киевской Руси.

4. Византия и славяне.

5. Крещение Руси.

6. Русь и Ярослав Мудрый.

7. Быт и нравы Древней Руси.

8. Ростово-Суздальская Русь.

9. «Господин Великий Новгород».

10. Ордынское владычество и его последствия для Российского государства.

11. Золотая Орда: мифы и реальность.

12. Портрет в историческом интерьере: князь Александр Невский.

13. Москва – «собирательница земель русских (XIII – XV вв.)».

14. «Государь всея Руси» Иван III: его дела и время.

15. Иван Грозный и его время.

16. Централизация Руси: альтернативы развития.

17. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив.

18. Церковный раскол в России ХVII века.

19. Формирование границ Российского государства.

20. Дипломатия Петра Первого.

21. Дворцовые перевороты в истории России.

22. Сословия российского общества в ХVIII в.

23. Европейское просвещение и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Эволюция российско – французских отношений в конце ХVIII – нач. ХIХ в.

25. Исторический портрет Павла I.

26. Исторический портрет Александра I.

27. Отечественная война 1812 г.

28. Декабристы и Сибирь.

29. Духовная жизнь российского общества в 30-40–е годы ХIХ в.

30. Крымская война и ее итоги.

31. Анархия в России.

32. Консервативная идеология России.

33. Либеральные реформы Александра II.

34. Крестьянская реформа Александра III.

35. Исторический портрет Александра III.

36. Программа модернизации России С.Ю. Витте.

37. Реформы П.А. Столыпина и модернизация России.

38. Николай II – последний русский император и время его правления.

39. Русско- японская война 1904 – 1905 гг.

40. Власть и общество в 1905-1907 гг.

41. Первая мировая война и русское общество.

42. Свержение царизма и судьба династии Романовых.

43. Российская революция: причины, достижения и издержки.

44. Политические партии России начала ХХ века.

45. Гражданская война в России: «белое» и «красное» движение.

46. Политический портрет Л.Д. Троцкого.

47. Политический портрет Н.И. Бухарина.

48. Первая волна российской эмиграции.

49. Политика военного коммунизма: идеология и исход.

50. НЭП в истории СССР.

51. Промышленная модернизация в тоталитарном исполнении в СССР.

52. Коллективизация в СССР 70-х ХХ века.

53. Формирование системы ГУЛАГ в 1920-1930-е гг.

54. Русская православная церковь в 1930-е гг.

55. Репрессии 1930-х гг. в Хакасии.

56. Международные отношения СССР накануне второй мировой войны.

57. Выдающиеся военные начальники Великой Отечественной войны.

58. Советская культура в годы войны.

59. Политический портрет И.В. Сталина.

60. «Оттепель» в СССР: причины и последствия.

61. Политический портрет Н.С. Хрущева.

62. Социально-экономическое развитие СССР в 1960-80-е гг.

63. Политический портрет Л.И. Брежнева.

64. Диссидентское движение в 70-80 гг. ХХ века.

65. Политический портрет М.С. Горбачева.

66. М.С. Горбачев и концепция нового политического мышления.

67. Российская Федерация: становление новой государственности (1991-2000 гг.).

68. Политический портрет Б.Н. Ельцина.

69. Политический портрет В.В. Путина.

70.Современная Россия: этнические проблемы и процессы.

Методические рекомендации по написанию

Контрольных работ

По Отечественной истории.

Пояснительная записка.

В отличие от реферата или доклада контрольная работа представляет собой традиционную форму контроля за усвоением учебного материала студентами в вузе. Разница между контрольной работой и другими видами студенческих письменных работ заключается прежде всего в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.

При выполнении контрольной работы задача студента гораздо проще. Контрольная – не научная работа, даже в самом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя_ и домашние, которые задаются на дом к определенному сроку; текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой; фронтальные, которые одновременно выполняет вся группа, и индивидуальные.

Студенты очной и заочной форм обучения неисторических факультетов изучают дисциплину «Отечественная история», как правило, в I или II семестрах. Ее изучение является первым шагом к получению гуманитарных знаний студентами неисторических факультетов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выполнение контрольной работы по Отечественной истории способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умению выделить в них главное, анализировать, обобщать, логично излагать изученный материал.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей проблемы курса «Отечественная история» на основе определенного минимума источников.

Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки (Например, если заканчивается на цифру «1», то можно выбрать контрольную работу № 1, № 11, № 21. и т.д.)

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы (текст ее обычно излагается на 18-24 страницах ученической тетради), целесообразно изучить рекомендованные публикации и литературу по данной теме.

После их изучения следует приступить к написанию контрольной работы. В кратком введении, которое должно представить основной текст, необходимо показать цель работы, актуальное значение рассматриваемых проблем, их место в изучении курса «Отечественная история».

Основное содержание темы нужно раскрыть по вопросам предложенного плана, делая после анализа каждого вопроса краткие выводы, вытекающие из этого анализа. После изложения выводов по предыдущему вопросу плана можно переходить к раскрытию следующего вопроса. Чтобы изложение темы носило законченный характер, в заключении работы необходимо четко сформулировать выводы уже по всей теме.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание источника, за исключением цитат, фрагментов, без которых практически невозможно раскрыть избранную тему.

Цитаты из мемуаров, из документов или литературы должны даваться в кавычках, с указанием в подстрочном примечании внизу страницы источника, из которого они взяты. Если в работе приводятся факты, статистические данные, оценки событий, взятые из книг, газетных и журнальных статей, и если на одной странице приводятся несколько таких материалов, то после изложения каждого из них в тексте ставится порядковый номер, начиная с единицы, а внизу страниц - ссылки на источники и литературу в алфавитном порядке. Без указания источника используемые данные не считаются достоверными. (Приложение № 1).

В конце контрольной работы студент должен привести список всей используемой им для раскрытия темы литературы и поставить дату написания контрольной работы.( Приложение № 2.)

В высшей школе сложились определенные требования к оформлению письменных контрольных работ. На обложке тетради, в которой выполнена работа, вверху следует указать название министерства, в подчинении которого находится ВУЗ, ниже – название вуза, название кафедры, а далее – указать учебную дисциплину, тему контрольной работы, фамилию, имя, отчество студента, курс. (Приложение № 3.).

На первой странице текста, с которой должны быть пронумерованы все страницы контрольной работы, располагается план ее раскрытия с указанием страниц. В тетради должны быть оставлены поля для замечаний преподавателя.


 

Тема № 1. Киевская Русь.

План:

1. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории его создания.

2. Историческое значение крещения Руси.

3. Основные направления внутренней и внешней политики киевских князей

4. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.

Методические рекомендации.

Изучая эту тему, студентам необходимо указать на наличие экономических, политических, социальных и духовных предпосылок образования Древнерусского государства. Отметьте, что объединение восточнославянских племен и их политических образований привело к созданию их государственности. Обратите внимание на древнейший летописный свод «Повесть временных лет» и различные теории происхождения государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Охарактеризуйте деятельность первых киевских князей по укреплению государственности. Затем следует рассмотреть социально-экономическое развитие Киевской Руси.

Литература:

1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси.// Вопросы истории. – 2000. - № 3.

2. Горский А.А. О древнерусских землях.// Вопросы истории. – 2001. - № 5

3. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т. 1. Курс русской истории. – М., 1987.

4. Перхавко В.Б. Князья и княгини русской земли IX – XVI вв. М., 2002.

5. Погодин М. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1999. – 512 с.

Тема № 2. Борьба русского народа за независимость (ХIII – ХV вв.)

План:

1. Борьба против немецко-шведской агрессии и татаро-монгольских завоевателей.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы и основные этапы борьбы против татаро-монгольского ига.

3. Ликвидация татаро-монгольского ига.

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы назовите причины немецко-шведской агрессии и татаро-монгольского завоевания. Обратите внимание на роль Александра Невского в отражении агрессии на северо-западе. Затем необходимо обратиться к вопросу об образовании монгольской державы, ее общественном строе, военной организации. Раскройте систему управления покоренными русскими землями. Подробнее остановитесь на характеристике Московского княжества, отметьте укрепление его экономического и политического положения в I половине ХIV в. Осветите основные сражения. Отметьте рост национального самосознания, признание Москвы как территориального и национального центра складывающегося Русского государства. Расскажите о подготовке Руси и Орды к решающему сражению.

Литература:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси (об Иване III). - Новосибирск: Наука, 1991.

2. Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышение Москвы».// Отечественная история. – 1997. - № 1.

 

3. Горский А.А. Москва и Орда. - М.: Наука, 2000.

4. Каргалов В.В. Полководцы Руси Х – ХVI вв. - М., 1989.

5. Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII – XV вв.- М., 2000.

Тема 3. Образование и развитие Московского

централизованного государства в конце XV – начале XVI вв.

1. Завершение объединения русских земель.

2. Создание аппарата централизованного управления страной.

3. Сословная организация русского общества. Судебник 1497 г.

Методические рекомендации.

Сначала следует дать характеристику внутриполитического положения в Золотой Орде и на Руси. Внимание уделите роли Дмитрия Донского в укреплении политического лидерства Московского княжества в организации открытой борьбы к решающему сражению. Подчеркните влияние внешнего фактора на объединительный процесс на Руси. Следует показать процесс централизации и концентрации власти в руках великого князя, создание аппарата централизованного управления страной.

Литература:

1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 2. - М., 1988.

2. Синицина Н.В. III Рим. Истоки и эволюция русской средневековой конвенции (XV – XVI вв.).- М., 1998.

3. Скрынников Э.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси IХ – ХVII вв. – Спб., 2000.

Тема № 4. Иван Грозный и его время.

План:

1. Реформы Ивана Грозного. Укрепление самодержавия.

2. Внешняя политика России. Основные направления и результаты.

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы покажите незавершенность процесса централизации и необходимость реформ. Затем следует дать анализ внутренней политики Ивана IV, рассмотреть правление Ивана Грозного в 40-е-50-е гг. ХVI в., когда проводились крупные реформы при участии «Избранной Рады». Раскройте смысл и последствия венчания Ивана IV. Обратите внимание на процесс формирования сословий централизованного государства. Далее следует выяснить причины перехода к контрреформам. Дайте характеристику основным направлениям внешней политики Ивана IV. В заключении отметьте, что основная часть внешнеполитических проблем не была решена, и решение их было отложено на последующий период.

Литература:

1. Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. Три статьи. – М.: ООО «Пробел», 1999.

2. Иоаннн Грозный. Петр Великий и др. Биографические очерки.- М.: Респ., 1998.

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.

4. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве./ Из истории создания Централизованного государственного аппарата в конце ХV – первой половине ХVI в. – М.: МГУ, 1968.

 

5. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1983.

6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд.// Отечественная история – 1997. №

Тема № 5. Время альтернатив на Руси (1598 – 1613 гг.)

План:

1. Смута в России XVII в. Выбор пути развития России.

2. Борьба русского народа против иноземцев.

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с выяснения причин Смутного времени в России ХVIII в. Затем необходимо остановиться на основных событиях этого периода, поставивших Россию перед выбором пути развития. Обратите внимание на различные термины: «смута», «крестьянская война», «польско-шведская экспансия». Определите причины подъема национально-освободительного движения. Дайте характеристику организаторам I и II земского ополчений. Раскройте значение Земского собора 1613 г. и установления правления династии Романовых.

Литература:

1. Морозова Л.Е. Б.Ф. Годунов // Вопросы истории. -1998. - №1.

2. Морозова Л.Е. В.И. Шуйский // Вопросы истории. - 2000. - № 10.

3. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХVII в. – Новосибирск, 1987.

4. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». – М., 1988.

5. История внешней политики России (конец XV века – XVII века) от свержения ордынского ига до северной войны. – М.: Международные отношения, 1999.

Тема № 6. Экспедиция Ермака и присоединение Сибири.

План:

1. Ермак.

2. Присоединение Сибири: цели, реалии, результаты.

3. Россия и Сибирь.

Методические рекомендации.

Контрольную работу можно начать с характеристики основных направлений внешней политики России в конце ХVI в. Обратите внимание на вопрос об организации казачьей дружины Ермака, на ее социальный состав. Отметьте, что в современной исторической литературе встречаются разные характеристики деятельности Ермака.

Затем выделите основные этапы присоединения Сибири в последующие века. Какую цель преследовало царское правительство, когда присоединяло сибирские народы? Какие результаты были получены? Следует кратко остановиться на дискуссионных вопросах вхождения Хакасии в состав Российского государства.

Проанализируйте процесс интеграции сибирского региона в Российское государство.

Литература:

1. Скрынников Р.Г. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. – Л., 1982.

2. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.

Тема 7. Церковный раскол в России ХVII вв.

1. Русская церковь накануне раскола.

2. Ревнители благочестия.

3. Патриарх Никон.

4. Последствия церковной реформы для российского общества.

Методические рекомендации.

Начните контрольную работу с вопроса об особом положении русской церкви в Российском государстве. Назовите причины и сущность церковной реформы. Далее покажите основные противоречия между светской и духовной властью. Дайте характеристику деятельности Никона. В заключении определите последствия церковной реформы для российского общества.

Литература:

1. Богданов А. П. Патриарх Никон. // Вопросы истории. – 2004. -№1.

2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 3.

3. Костомаров Н.И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

4. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в.// Вопросы истории. –2004. -№4.

Тема № 8. Петр I: преобразование традиционного

российского общества и государства.

План:

1. Объективная необходимость проведения преобразований в экономической, политической, культурной сферах российского общества.

2. Реформы Петра: цели и результаты.

3. Внешняя политика Петра I.

Методические рекомендации.

Следует обратить внимание на предпосылки проведения реформ в петровской России. Затем укажите, каких сфер жизни общества коснулась реформаторская деятельность Петра I. Вспомните, какие оценки петровским преобразованиям давали его современники. Определите основные направления внешней политики Петра I.

Литература:

1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи. – М., 1989.

2. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России ХVIII в. (опыт целостного анализа) – М.: РГГУ, 2001.

3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I.- М., 1984

4. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I // Отечественная история . –2004 . -№1.

5. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. – М., 1984.

Тема № 9. Просвещенный абсолютизм в России (II половина XVIII в.)

План:

1. Екатерина II: проекты переустройства российского общества.

2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с понятия «просвещенный абсолютизм». Отметьте, что Екатерина II осознавала необходимость реформ, но ее политика все же была непоследовательной. Проанализируйте социальную политику Екатерину II. Назовите основные направления и задачи внешней политики Екатерины II.

Литература:

1. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. – 2001. - № 3.

2. История внешней политики России. XVIII век (от северной войны до войн России против Наполеона). -М.: международные отношения, 1998.

3. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. – 1995. - №3.

Тема 10. Либеральные и консервативные тенденции

в общественной жизни России в I половине ХIХ.

План:

1. Два периода внутренней политики Александра I.

2. Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

3. Отечественная война 1812 г.

4. Политический курс Николая I.

 

 

Методические рекомендации.

Контрольную работу начните с воцарения Александра I, вспомните, как был воспринят русским обществом 23-летний царь, который в первый период своего правления предпринимает попытки решения основных проблем общественно-политической жизни России – крепостного права и абсолютизма. Остановитесь кратко на деятельности Негласного комитета, М.М. Сперанского. Дайте характеристику личности и деятельности Александра I. Выясните причины Отечественной войны 1812 г., назовите основные сражения. Какое значение имела победа над французской армией для дальнейшего развития российского общества?

Литература:

1. История внешней политики России 1 половины XIX в. (от войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.) – М., 1999.

2. Пресняков А.Е. Российские самодержавцы. - М., 1990.

3. Российские самодержавцы (1801 – 1917 гг.) (Сост. Боханов А., Захаров Л. и др.).- М., 1993.

4. Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история .-1998, № 1.

5. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. – М., 1991.

Тема № 11. Начало революционной борьбы против

самодержавия и крепостничества.

План:

1. Отечественная история 1812 г. Ее влияние на общественное сознание.

2. Формирование дворянской революционности.

3. Восстание 14 декабря 1825 г., его влияние на идейное развитие российского общества.

Методические рекомендации.

Приступая к изучению данной проблемы, следует вспомнить, что декабристы называли себя «детьми 1812 г.». Как заграничный поход русской армии повлиял на общественное сознание? Обратите внимание на то, что движение декабристов возникло в среде гвардейских офицеров. Сравните основные положения «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева. Назовите причины поражения декабристского восстания и значение революционного выступления декабристов.

 

Литература:

1. Бокова В.М. Эпоха тайных обществ. М.: Реалии-пресс., 2003.

2. Восстание декабристов./ Документы. - М., 2001.

3. Гордин А.Я. Мятеж реформаторов 14.12. 1825. – Л., 1985.

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.5. - М., 1989.

5. Нечкина М.В. Декабристы. - М., 1985.

6. Российские самодержавцы 1801 – 1917 гг. (Боханов А., Захаров Л. и др.). - М., 1993.

Тема № 12. Общественно-политическое движение

в России во II четверти XIX в.

План:

1. Россия перед проблемой выбора пути дальнейшего развития: теория официальной народности, западники и славянофилы.

2. Петрашевцы.

3. Зарождение революционно-демократической идеологии. Деятельность В. Г. Белинского и А. И. Герцена.

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы обратите внимание на то, в каких условиях Николай I приходит к власти. Выясните, почему Россия оказывается в этот период перед выбором пути дальнейшего развития. Кратко остановитесь на основных положениях «теории официальной народности». Когда сложились кружки западников и славянофилов? В чем заключалась сущность их дискуссии? Дайте характеристику деятельности Белинского и Герцена. Какое значение основоположники «русского социализма» придавали русской общине?

Литература:

1. Егоров Б.Ф. Петрашевцы. – Л., 1988.

2. История России ХIХ – начало ХХ вв. Учебник для исторических факультетов университетов./ Под ред. В.А. Федорова. - М.: «Зерцало», - 1998. – С.208-231.

3. Цимбаев Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли ХIХ в.) – М.: Изд. МГУ, 1986.

Тема № 13. Эпоха правительственных реформ (II половина ХIХ в.)

План:

1. Крестьянская реформа 1861 г. Ее буржуазный характер и крепостнические черты.

2. Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. ХIХ вв. Изменения в общественно-политическом строе страны.

Методические рекомендации.

Изучая данную проблему, следует учесть современный взгляд на подготовку и проведение крестьянской реформы как на составную часть александровской модернизации страны.

Необходимо взять во внимание, что правительственные реформы последовали за отменой крепостного права. Охарактеризуйте некоторые из проектов освобождения крестьян, позицию правительства и монархии. Покажите противоречивый характер реформы. Остановитесь более подробно на каждой из буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в., раскройте содержание и значение.

 

Литература:

1. Ананьич Б.В. Великие реформы в России 1856 – 1874 // Вопросы истории – 1993 - № 10.

2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. – 1998. - № 10.

3. Опыт российских модернизаций ХVIII – ХХ вв. / Отв. ред. В.В. Алексеев. – М., 2000.

Тема № 14. Общественно – политическая мысль России II половины

XIX в. о развитии страны.

План:

1. Складывание и развитие теории народничества.

2. Организация революционных народников и их тактика в 70-80 –е гг. ХIХ в.

3. Кризис революционного народничества: появление и сущность либерального народничества и начало распространения марксизма в России.

Методические рекомендации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.061 с.)