Теория монополистических преимуществ (С.Хаймер (1960 г.), Ч. Киндлебергер (1969 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория монополистических преимуществ (С.Хаймер (1960 г.), Ч. Киндлебергер (1969 г.)



§ когда корпорация выходит на иностранный рынок, она сталкивается с уже действующими там местными корпорациями, которые имеют преимущества, т.к. знают свой рынок, "правила игры", вкусы потребителя и имеют связи с местной администрацией

§ один из способов завоевать какой-либо сегмент иностранного рынка - использовать методы монополистической конкуренции

§ фирма должна обладать монополистическими преимуществами, чтобы покрыть высокие издержки инвестирования за рубежом:

• преимущества, связанные с товарной политикой фирм (техника маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация)

• преимущества, связанные с факторами производства (контроль над производством, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала)

• возможность использования интернальной (внутренней) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе

• политика правительства и степень вмешательства в экономику

Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Великобритания, 1976 г.)

§ основное конкурентное преимущество ТНК - целостная интернальная (внутренняя) структура, при которой выработанные в корпорации ноу-хау недоступны конкурентам даже на условиях лицензионного соглашения

§ это касается не только ноу-хау и достижений в сфере НИОКР, но и использования новых финансовых технологий, позволяющих организовать транснациональные финансовые потоки так, чтобы уменьшить общую сумму затрат на налоги и другие платежи в государственные бюджеты всех стран, где работает корпорация

§ целостная интервальная структура ТНК может рассматриваться как альтернативный рынок (например, продажи, осуществляемые между филиалами и штаб-квартирами), где затраты на трансферты снижены посредством экономии на масштабе

Эклектическая теория OLI-преимуществ (Дж. Даннинг, 1981 г.)

§ объединены отдельные "наилучшие" элементы, взятые из различных предшествующих теорий, для всестороннего объяснения ПИИ

§ выделяются три группы факторов, определяющих транснационализацию, объемы ПИИ и прибыли корпорации:

1) специфические особые конкурентные преимущества иностранных инвесторов (ТНК) перед местными компаниями (О - преимущества)

2) выгодные местные факторы, предлагаемые принимающими странами для ТНК и позволяющие наилучшим образом раскрыть их конкурентные преимущества на локальных рынках этих стран (L-преимущества)

3) степень возможной интернализации, т.е. контроля за собственными конкурентными преимуществами, возможность оставить свое ноу-хау внутри корпорации, не передавая их зарубежным партнерам (I-преимущества)

 

Динамика ПИИ

q рост ПИИ до 2001 г. был практически непрерывным и в 2000 г. достиг своего пика – 1 411 млрд дол.

q но в течение 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%

q такое сокращение было первым за предыдущее 10 лет и самым крупным за последние 35 лет

q факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ:

q низкие темпы экономического роста в большинстве регионов мира

q падение рыночной стоимости компаний на фондовых рынках мира

q снижение прибыльности корпораций

q замедление структурных изменений ТНК в некоторых отраслях

q завершение программ приватизации во многих странах

q рост ПИИ восстановился в 2004 г.

q к 2005 г. ПИИ выросли на 29% или на 897 млрд дол. и составили 9,9 трлн дол., что было во многом обусловлено возросшим притоком ПИИ в РС (до 274 млрд дол.) и что позитивно сказалось на общей динамике развития мировой экономики

q в 2006 г. ПИИ выросли на 38% и достигли 1 306 млрд дол., что обусловлено увеличением прибылей компаний во всем мире с соответствующим повышением цен на акции

 

Географическая структура ПИИ

q крупнейшие страны-реципиенты: США, Великобритания, Китай

q крупнейшие страны-доноры: США, Великобритания, Люксембург

q на развитые страны приходится 65,7% притока и 84,1% оттока ПИИ

q на развивающиеся страны - 29,0% притока и 14,3% оттока ПИИ

q на страны с переходной экономикой - 5,3% притока и 1,5% оттока

q развитые страны остаются крупным чистыми экспортерами ПИИ: в 2006 г. чистый отток превысил чистый приток на 965,2 млрд дол.

q около 6% мировых ПИИ идет из одних РС в другие и они растут

q страны ЦВЕ и СНГ единственными избежали спада 2001-2003 гг. мировых потоков ПИИ и сохранил темпы роста их притока

q страны Азии и Океании становятся важнейшим источником ПИИ (отток ПИИ – 9,6% мирового)

q в Латинской Америке 2/3 ПИИ приходится на Бразилию, Мексику, Чили и Аргентину

q доля Африки в мировых потоках ПИИ стабильно низкая - 3% (в разработку природных ресурсов)

q в Африке 1/2 ПИИ приходится на Анголу, Экваториальную Гвинею, Нигерию, Судан, Египет

 

Отраслевая структура ПИИ

q с 1970 г. доля ПИИ в сырьевой сектор снизилась с 9 до 6%, в обрабатывающую промышленность – с 42 до 34 %

q происходит переориентация ПИИ на сектор услуг: доля мировых ПИИ в сектор услуг с 1970-х гг. выросла с 25% до 60%

q причины переориентации ПИИ на сектор услуг:

• роль услуг в мировой экономике постоянно растет

• большинство услуг не могут являться предметом внешней торговли, они должны производиться в месте их потребления и в момент, когда они потребляются

• страны осуществили либерализацию своих режимов, регулирующих ПИИ в сектор услуг

 

Позитивные эффекты ПИИ для принимающих стран

q обновление основных фондов предприятий, технологий

q структурная перестройка экономики

q рост экспорта

q доступ к технологическим, организационным и управленческим знаниям

q создание новых рабочих мест, рост занятости

q повышение заработной платы до мирового уровня

q расширение потребительского выбора и изменение предпочтений

q интеграция национальной экономики в мировую на основе включения в сферу международной торговли и производства

q более эффективное использование факторов производства

q экономия на масштабе производства

q укрепление национальной валюты, платежного баланса, рост резервов

 

Негативные эффекты ПИИ для принимающих стран

q уклонение от налогообложения части прибыли

q злоупотребление практикой формирования трансфертных цен

q отток большей части прибыли за границу

q оказание политического давления на принимающую страну

q насаждение идеологии, противоречащей национальным интересам

q проникновение в отрасли, связанные с безопасностью стран

q создание конкуренции для национальных компаний, вытеснение

q монополизация национального рынка

q нанесение экологического ущерба, эксплуатация экологии

q нанесение ущерба здоровью населения

q консервация экономической отсталости

q отмывание «грязных денег», приток криминального капитала

q рост неустойчивости инвестиционного процесса вследствие поли-тики захватов или ухода с рынка

q усугубление межнациональных конфликтов

 

Позитивные эффекты ПИИ для стран базирования

q рост конкуренции между отечественными предприятиями

q увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам

q новые возможности для роста экспорта товаров, услуг

q обеспечение дохода компаний в форме технологий и прибыли

q новые возможности для развития и модернизации производства

Негативные эффекты ПИИ для стран базирования

q вывоз не избыточного капитала, а того, который мог бы с успехом применяться в национальной экономике

q утечка (бегство) капитала

q как следствие - снижение уровня занятости внутри страны

q как следствие - неустойчивость платежного баланса

q как следствие – угроза национальной безопасности

q как следствие – уменьшение налоговых поступлений в бюджет

 

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА. СОВРЕМЕННЫЕ ТНК И МНК, ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Международная компания - это крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт и т.д.) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента

Критерии (по ЮНКТАД/ООН)

► филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира

► годовой объем продаж - не менее 100 млн. долл.

► заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота

► доля зарубежных активов - не менее 25%

► включает хозяйственные единицы 2 или более стран

► проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр

► обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании

► контроль подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале, собственности (не менее 10% обыкновенных акций)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.024 с.)