Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие ФМ. Цель и задачи ФМ. Объект и субъект ФМ

Поиск

Понятие ФМ. Цель и задачи ФМ. Объект и субъект ФМ

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

В наиболее общем виде финансовый менеджмент включает следующие задачи:

1. общий финансовый анализ и планирование;

2. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, т.е. управление источниками средств;

3. распределение финансовых ресурсов, инвестиционная политика и управление активами.

Цели финансового менеджмента. Это целая система целей:

Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

Избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

Лидерство в борьбе с конкурентами;

Максимизация цены фирмы;

Устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы;

Рост объемов производства и реализации;

Максимизация прибыли;

Минимизация расходов;

Обеспечение рентабельности хозяйственной деятельности

 

Основные этапы мировой эволюции менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

 возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

 создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

 усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции ситем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

 Иерархия - это организация, где основное средство воздействия отношения власть - подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

 Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

 Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

Концепция денежного потока. Концепция агентских отношений.

Денежный поток-направленный поток денежных средств от одного контрагента к другому.

*притоки

*оттоки(з/п, налоги)

Любая операция сопровождается денежным потоком

1.Идентификация денежного потока(определить вид,продолжительность и направления)

2.Определить величину денежного потока

3.Опред.коэфф-т дисконтирования

4.Оценить степень риска денежного потока

Концепция денежного потока

Как отмечалось выше, одним из основных разделов работы финансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов. В основе анализа инвестиционных проектов лежит количественная оценка связанного с этим проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов.

Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, неравноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин:

- инфляцией,

- риском неполучения ожидаемой суммы,

- оборачиваемостью.

Инфляция присуща практически любой экономике, причем бытовавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отношение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в условиях инфляции перманентное (постоянное) обесценение денег вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а с другой - отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия - риск неполучения ожидаемой суммы - также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет вероятность отличную от нуля быть неисполненным вовсе или исполненным частично.

 

Пример. Представьте себе ситуацию, когда вам нужно сделать выбор между двумя потенциальными покупателями Вашей продукции: первый предлагает гарантированную сумму в 10 тыс. дол. в виде предоплаты, второй - обещает выплатить 15 тыс. дол., но через месяц. Из неофициальных источников Вы располагаете информацией о том, что второй покупатель втянут в судебное разбирательство и в случае неблагоприятного исхода может понести колоссальные убытки, что приведет к его банкротству. По мнению Вашего финансового консультанта, вероятность такого исхода равна 0,3. Таким образом, если сравнивать варианты без учета риска возможного неполучения платежа, то второй покупатель явно более предпочтителен. Если риск учитывается, то выбор становится уже не столь очевидным, поскольку, хотя ожидаемый доход примерно такой же (15 х 0,7 + 0 х 0,3 = 10,5 тыс. дол.), вероятность неполучения денег достаточно высока.

 

Третья причина - оборачиваемость - заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. В качестве приемлемого дохода моет служить тот доход, который вы можете получить, положив деньги на это время в банк.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

) Концепция агентских отношений. С позиции управления финансами наиболее важными отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и собственниками. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (принципал) передает другому (агенту) свои функции. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

Большинству крупных предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления, т.е. владельцы предприятия не должны заниматься оперативным управлением. Однако интересы владельцев и управляющих совпадают далеко не всегда, особенно в случае выбора между перспективной и сиюминутной прибылью. Собственники предприятия пытаются ограничить возможность нежелательных действий управляющих и при этом несут определенные издержки, которые называются агентскими.

Концепция агентских отношений. Между функцией владения и функцией текущего управления существует определенный разрыв, который ведет к противоречиям между интересами владельцев и управленческого персонала, чтобы его устранить владельцы несут агентские издержки (делятся деньгами с персоналом).

 

Общие функции менеджмента

1)Планирование

*формирование целей и выбор путей их достижения

*распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов

*реализуется через составление балансов, бюджетов

2)Организация

*определение прав и обязанностей функциональных подразделений

3)Мотивация

*интерпретуются факторы, влияющие на поведение людей и учитавают их потребности

*базируются на потребностях и связанных с ними факторами

4)Контроль

*критерии оценки результатов

*сравнение достижений плановых показателей

*обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы деятельности.

 

Величина собственных оборотных средств традиционно является одним из основных абсолютных показателей оценки ликвидности и платежеспособности предприятия. Экономическая трактовка показателя СОС такова: какая сумма оборотных средств останется в распоряжении предприятия после расчетов по краткосрочным обязательствам; в некотором смысле это характеристика свободы маневра и финансовой устойчивости предприятия с позиции краткосрочной перспективы.

Показатель характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. При этом в качестве основного постоянного источника увеличения собственных оборотных средств чаще всего рассматривается прибыль предприятия.

Теоретически (иногда и практически) возможна ситуация, когда величина текущих обязательств превышает величину текущих активов. С позиции теории такая ситуация аномальна, поскольку в этом случае одним из источников покрытия основных средств и внеоборотных активов является краткосрочная кредиторская задолженность. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные меры по его исправлению.

2. Маневренность СОС характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т. е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от 0 до 1. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьироваться по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Коэффициент текущей ликвидности имеет ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду, выполняя пространственно-временные сопоставления. Во-первых, числитель коэффициента включает оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методы оценки запасов могут варьировать, это оказывает влияние на сопоставимость показателей. Во-вторых, значение коэффициента тесно связано с уровнем эффективности логистической системы предприятия: так внедрение систем управления запасами типа «точно в срок» может существенно снижать уровень запасов, без ущерба для финансового состояния предприятия. В-третьих, некоторые предприятия с высокой оборачиваемостью денежных средств могут позволить себе относительно невысокие значения коэффициента. В частности это относится к предприятиям розничной торговли.

4. Коэффициент быстрой ликвидности по смысловому назначению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40 % и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя - 1, однако эта оценка также носит условный характер. Тем не менее ей можно дать вполне наглядное и обоснованное толкование. Кредиторская и дебиторская задолженности представляют собой некоторую форму взаимного кредитования контрагентов, находящихся в деловых отношениях. Логично предположить, что в целом по экономике суммы предоставленного и полученного кредитов равны. Любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы сумма кредита, предоставленного покупателям, не превышала величины кредита, полученного от поставщиков. Существует также точка зрения, что данный показатель характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности при этом К = 1 характеризует платежеспособность предприятия на перспективу 15-30 дней.

Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

При установлении нормативных границ данного показателя возникают некоторые трудности, обусловленные высокой изменчивостью величины денежных средств предприятия. Указанная изменчивость вызвана прежде всего абсолютной ликвидностью денежных средств, то есть возможностью использовать эти средства для реактивного реагирования на резкие изменения бизнес - среды, для участия в краткосрочных инвестиционных проектах. Особенно это актуально в российских условиях, когда многие предприятия испытывают хронический недостаток денежных средств.

Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках и этот показатель варьирует в пределах от 0,05 до 0,1.

На практике целесообразно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

Доля запасов в оборотных активах характеризует структурное состояние текущих активов. Высокая доля запасов часто рассматривается как показатель низкой ликвидности предприятия, однако это может быть обусловлено и отраслевой спецификой производства.

9. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50 %. Показывает наличие СОС, необходимых для финансовой устойчивости.

Коэффициент покрытия запасов рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов. Под «нормальными» в данном случае подразумеваются источники, которые по крайней мере логически могут рассматриваться как источники покрытия запасов; сюда относятся ссуды банков под товарные запасы, кредиторская задолженность за поставленные сырье и материалы и др. Величину «нормальных» источников определяют как сумму собственных оборотных средств, увеличенных на величину краткосрочных ссуд и займов, а также кредиторской задолженности по товарным операциям. Если значение этого показателя меньше 1, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

 

 

17.Оценка финансовых результатов деятельности предприятия. Оценка деловой активности

Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. В частности, весьма распространенными причинами являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т. п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой отдачи, но в перспективе могут стимулировать экономический рост компании.

Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах). Характеризует скорость оборачиваемости дебиторской задолженности и среднее число дней, необходимых для ее погашения; обратным указанному показателю является коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.

Продолжительность финансового цикла (в днях). Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т. е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть достигнуто за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

Оценка деловой активности

Наименование показателя Формула расчета Источник данных
4. Оценка деловой активности
4.1. Выручка от реализации Вр ф.2 010
4.2. Чистая прибыль ЧП ф.2 190
4.3. Производительность труда __________Вр__________ Среднесписочная числ. ф.2 010 ф.5 760
4.4. Фондоотдача __Вр__ ОСср ф.2 010
4.5. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) __Вр__ КДЗср ф.2 010
4.6. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) ___360 дней___ Коборачиваемости  
4.7. Оборачиваемость запасов (в оборотах) _С/С_ Запср _ф.2 020 _ 210 + 220
4.8. Оборачиваемость запасов (в днях) ___360 дней___ Коборачиваемости  
4.9. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 360 дн • КЗср С/С 360 дн•(611+621+622+627) ф.2 020
4.10. Продолжительность операционного цикла (в днях) Оборач. ср-в в расчетах (дн)+Оборач. Зап (дн)  
4.11. Продолжительность финансового цикла (в днях) Операционный цикл (дн) - Оборач. КЗ (дн)  
4.12. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности КДЗср Вр __ 240 __ ф.2 010
4.13. Оборачиваемость собственного капитала _ Вр _ СКср ____ ф.2 010 ____ 490 – 252 – 244
4.14. Оборачиваемость совокупного капитала _Вр_ ВБср ____ ф.2 010 ____ 300 – 252 – 244
4.15. Коэффициент устойчивости экономического роста ЧП-Диввыплаченные_ СК  

 

18.Анализ «Затраты-эффективность»

Анализ затраты-эффективность (англ. cost-effectiveness analysis)

Данный тип анализа не ограничивается анализом затрат-выгод. Его целью является определение соотношения затрат на проект и его результатов (эффективности), когда отдача от проекта не может быть оценена только в одной системе измерений (обычно в денежном выражении). Выигрыш от проекта и затраты на него могут быть выражены через набор благ, таких как пространство, время, опыт, увеличение посещаемости клиники и т. д. Эта схема, являясь более общей, не дает немедленного ответа на вопрос: «Стоит ли данный проект или товар затрат на него?» Оценщик будет вынужден взвесить и сравнить данные о нуждах и предпочтениях индивидов и совместить их с оценками любых задействованных абсолютных величин, например, юридических и этических ценностей, для того чтобы получить результат, который несмотря ни на что может оказаться неоднозначным. В любом случае, анализ затраты-эффективность существенно уточняет возможные варианты.

Условия применимости:

1) Все проекты имеют одинаковую продолжительность;

2) Все проекты начинаются в одно время;

3) Все проекты независимы, исключение любой части проектов не влияет на реализуемость других;

4) Риск проектов одинаков;

5) Возможна частичная реализация проекта. Требуются частичные ресурсы, и достигается пропорциональный эффект;

6) Есть один количественный показатель, который определяет эффект проекта (как правило, используется доходность, прибыль, объем продаж и т.п.);

7) Есть один количественный показатель, который является лимитирующим фактором. Такими лимитирующими факторами могут быть: денежные затраты, капиталовложения, производственные мощности, производственный персонал, время.

Понятие ФМ. Цель и задачи ФМ. Объект и субъект ФМ

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

В наиболее общем виде финансовый менеджмент включает следующие задачи:

1. общий финансовый анализ и планирование;

2. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, т.е. управление источниками средств;

3. распределение финансовых ресурсов, инвестиционная политика и управление активами.

Цели финансового менеджмента. Это целая система целей:

Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

Избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

Лидерство в борьбе с конкурентами;

Максимизация цены фирмы;

Устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы;

Рост объемов производства и реализации;

Максимизация прибыли;

Минимизация расходов;

Обеспечение рентабельности хозяйственной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.011 с.)