Ценовая дискриминация третьей степени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая дискриминация третьей степени.



 

Это самый распространенный вид дискриминации. Примеры: скидки для студентов при покупке проездных билетов на общественный транспорт, скидки пенсионеров при покупке лекарств и т.п. Каким образом монополист определяет оптимальные цены на каждом рынке?

Допустим, монополист может идентифицировать две группы потребителей и может продавать товар каждой группе по разным ценам. Предположим, что потребители на каждом рынке не имеют возможности перепродавать товар. Пусть p1(y1) и p2(y2) - обозначают обратные кривые спроса, соответственно, для группы 1 и группы 2; c(y1 + y2) - издержки производства выпуска. Тогда задача максимизации прибыли, с которой сталкивается монополист, выглядит так:

.

Оптимальным решением должно быть

MR1(y1) = MC(y1 + y2)

MR2(y2) = MC(y1 + y2).

Т.е. предельные издержки производства дополнительной единицы выпуска должны быть равны предельному доходу по каждому рынку. Так как предельные издержки одинаковы для каждого рынка, то и предельный доход на каждом рынке должен быть одинаков. Благо должно приносить одинаковое увеличение в доходе независимо от того, на каком рынке оно продается.

Можно использовать формулу эластичности для предельного дохода и записать условия максимизации прибыли следующим образом

,

где e1(y1) и e2(y2) - эластичности спроса на соответствующих рынках, оцененные при оптимальном (максимизирующем прибыль) объеме выпуска.

Если p1 > p2, тогда должно быть

< ,

что, в свою очередь, предполагает, что

> .

Значит

> .

Рынок с более высокой ценой должен иметь меньшую эластичность спроса. Эластичный спрос - это спрос, чувствительный к изменениям цены. Фирма, практикующая ценовую дискриминацию, очевидно, будет устанавливать низкие цены для чувствительной к цене группы, и наоборот. Таким образом фирма максимизирует общие прибыли.

Почему для студентов и пенсионеров применяются скидки? Очевидно, потому, что они как раз и являются более чувствительными цене по сравнению со средним потребителем и предъявляют более эластичный спрос по соответствующему диапазону цен.

 

Пакетная продажа.

Фирмы часто предпочитают продавать блага в наборах: пакеты связанных благ предлагаются к торговле вместе. Пример: набор прикладного программного обеспечения. Такой набор может состоять из различных программных продуктов. Например, в популярный пакет “Microsoft Office 95” включаются: текстовый редактор Word, электронная таблица Excel, презентационное средство Power Point и др. Все они продаются вместе в одном пакете. Другой пример: журнал состоит набора статей, которые могли бы, в принципе, продаваться раздельно. Сами журналы часто распространяются по подписке, что можно рассматривать как продажу в виде набора различных изданий (номеров, выпусков).

Подобная практика может быть объяснена соображениями экономии на издержках: часто оказывается дешевле продать несколько статей (благ) в одном наборе, чем продавать каждое из них раздельно. Иногда причиной может быть комплементарность разных благ: скажем, прикладные компьютерные программы, продаваемые в одном пакете, работают более эффективно, чем те программы, которые куплены и инсталлированы отдельно без других.

Возможны, однако, причины, кроящиеся в поведении потребителей. Простой пример. Имеются два типа потребителей и две различных прикладных программы, текстовый редактор и электронная таблица. Потребители типа А готовы заплатить за редактор $120 и $100 - за таблицу. Потребители типа В, наоборот, 120 - за таблицу и 100 - за редактор. Для упрощения приравняем нулю предельные издержки. Так что стоит единственная задача - максимизировать доход. Далее, примем допущение о том, что готовность заплатить за набор (текстовый редактор + электронная таблица) представляет собой простую сумму готовностей заплатить за каждый компонент.

Представим прибыли от двух разных маркетинговых политик. Первая предполагает, что каждое благо продается раздельно. Максимизировать доход, очевидно, можно путем установления цены $100 на каждый продукт. В итоге доход составит $400.

Ну а если продавать эти блага в наборе? В таком случае каждый набор можно продавать за $220 и получать доход $440. Такая стратегия выглядит более привлекательной.

Что происходит в данном примере? Когда благо продается разным людям, цена определяется покупателем с наименьшей готовностью заплатить. Чем больше различаются оценки индивидов, тем более низкую цену приходится устанавливать для продажи данного количества благ. В примере продажа в виде набора сокращает дисперсию готовности заплатить, позволяя монополисту установить более высокую цену за набор.

 

ПРАКТИКУМ

1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?

3. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет? Является ли монополия "злом " или "благом" для общества? Кто выигрывает, и кто проигрывает в результате установления монополии?

4. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание той или иной структуры характерным только для каких-то отдельных отраслей экономики или это закономерное явление современной экономики в целом?

5. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

6. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

7. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему "да" или почему "нет"? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

8. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?

9. Предположим, что монополист производит количество товара, соответствующее точке, в которой предельные издержки превышают предельный доход. Как ему следует изменить объем выпуска, чтобы увеличить прибыль?

 

10. Надбавка к предельным издержкам (в %) равна (P - MC)/P. Как зависит эта надбавка от эластичности спроса для монополиста, максимизирующего прибыль? Почему ее можно рассматривать как меру монопольной власти?

 

11. Почему фирма может обладать монопольной властью, даже если она не является единственным продавцом на рынке?

 

12. Каковы источники монопольной власти? Приведите примеры для каждого случая.

 

13. Какие факторы определяют степень монопольной власти фирмы? Дайте краткое пояснение каждому фактору

 

14. Каковы общественные издержки монопольной власти? Если бы монопольная прибыль производителя могла быть перераспределена в пользу потребителей, исчезли бы общественные издержки монопольной власти или нет? Кратко поясните свой ответ.

 

15. Почему выпуск монополиста увеличится, если правительство вынудит его снизить цену? Если правительство, устанавливая "потолок" цен для монополиста, стремится максимизировать объем продукции, какой уровень цены следует выбрать?

 

16. Как монопсонист выбирает количество товара, которое следует приобрести? Будет ли объем покупки монопсониста больше или меньше, чем объем покупки конкурентного потребителя? Кратко поясните ответ.

 

17. Что такое монопсоническая власть? Почему фирма может обладать монопсонической властью, даже если она не является единственным покупателем на рынке?

 

18. Каковы общественные издержки монопсонической власти? Если бы монопсоническая прибыль покупателей могла быть перераспределена в пользу продавцов, исчезли бы общественные издержки монопсонической власти или нет? Кратко поясните ответ.

 

19. Всегда ли увеличение спроса на товар, производимый монополистом, ведет к увеличению цены? Поясните свой ответ. Всегда ли увеличение предложения товара, закупаемого монопсонистом, ведет к уменьшению цены? Поясните свой ответ.

20. "Катерпиллар трактор" является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственных гусеничных тракторов в мире. Вас пригласили в качестве эксперта по вопросам ценообразования. Один из интересующих компанию вопросов — насколько сократится объем продаж при увеличении цены на 5%. Какая информация вам необходима для того, чтобы помочь компании ответить на этот вопрос? Объясните, почему вам нужны те или иные данные.

 

21. Предположим, что фирма осуществляет совершенную ценовую дискриминацию первого рода. Какова минимальная цепа, которая будет установлена на продукцию фирмы и чему равен ее совокупный объем выпуска?

 

22. Как бизнесмен, занимающийся продажей автомобилей, осуществляет ценовую дискриминацию? Как его способность верно распределить потребителей по группам влияет на его доходы?

 

23. Компании, занимающиеся энергоснабжением населения, часто используют ценовую дискриминацию второго рода. Каким образом это может привести к росту благосостояния потребителей?

 

24. Приведите примеры ценовой дискриминации третьего рода. Будет ли эффективна ценовая дискриминация третьего рода в том случае, если разные группы потребителей отличаются по уровню предъявляемого спроса, но имеют одинаковую эластичность спроса по цене?

 

25. Покажите, почему условие оптимальности в случае ценовой дискриминации третьего рода требует, чтобы предельный доход от продажи товара каждой группе потребителей равнялся предельным издержкам. С помощью этого условия объясните, как фирме следует изменить цены и совокупный объем выпуска, если кривая спроса одной из групп потребителей сдвинулась вправо и вверх, благодаря чему предельный доход от продажи товара этой группе увеличился.

 

26. Почему ценообразование с учетом пиковой загрузки является формой ценовой дискриминации? Может ли при этом повыситься благосостояние потребителей? Приведите пример.

 

27. Как фирма выбирает оптимальные размеры двухэтапной оплаты в том случае, если ее товар покупают две группы потребителей с разными кривыми спроса? (Предположим, что фирме известны кривые спроса.)

 

28. Почему ценообразование на безопасную бритву "Жилетт" является формой двухэтапной оплаты? Необходимо ли при этом, чтобы фирма "Жилетт" имела монополию на производство не только бритвенного прибора, но и лезвий к нему? Представьте себе, что вы являетесь консультантом фирмы "Жилетт" и должны посоветовать, как ей лучше выбрать уровни двухэтапной оплаты. Что бы вы предложили?

29. Для ценовой дискриминации необходимы возможность распределять потребителей по группам и возможность не допускать арбитража. Объясните, почему следующие обстоятельства могут использоваться в качестве схем ценовой дискриминации, и обсудите как распределение по группам, так и арбитраж.

а. Требование к авиапутешественникам провести, по крайней мере, одну субботнюю ночь в месте назначения, чтобы получить возможность приобретения билета по более низкой цене.

6. Входящая в цену цемента стоимость доставки его покупателям, зависящая от их местонахождения.

в. Продажа бытовых приборов для обработки пиши с купонами, которые могут быть посланы производителю, чтобы получить компенсацию в размере 10 долл.

г. Временное снижение цен на туалетную бумагу.

д. Более высокая плата за пластическую хирургию, установленная для пациентов с высокими доводами.

 

30. Если спрос пар на посещение автомобильных кино-театров более эластичен, чем спрос одиноких людей, то для кинотеатров будет оптимальным установить, определенный тариф для водителя автомобиля плюс дополнительный тариф для пассажиров. Верно ли это утверждение? Объясните.

 

31. При определении оптовых цен на автомобили для своих дилеров американские компании обычно устанавливают гораздо более высокую надбавку к издержкам на предметы роскоши, входящие в комплект (такие, как виниловая крыша, ковровые покрытия, декоративные украшения и т. д.), чем на саму машину или основные элементы — такие, как гидроусилитель руля или автоматическая коробка передач. Объясните, почему.

 

32. Каковы свойства рынка монополистической конкуренции? Что происходит на таких рынках с равновесной ценой и объемом в случае, если одна из фирм представляет на рынок новый, улучшенный товар?

 

33. Почему в случае монополистической конкуренции кривая спроса для фирмы более пологая, чем кривая рыночного спроса? Предположим, что монополистически конкурентная фирма получает прибыль в краткосрочном периоде. Что произойдет с ее кривой спроса в долгосрочном периоде?

 

34. Некоторые эксперты утверждают, что на рынке слишком много различных видов хлопьев для завтрака. Приведите аргумент, поддерживающий эту точку зрения. Приведите аргумент против нее.

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МОДУЛЮ №_____________   СЛУШАТЕЛЯ ПРОГРАММЫ МВА ________________________________________   ДАТА______________

 

 


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ЛИСТ 1.

 

 

 
 
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МОДУЛЮ №_____________   СЛУШАТЕЛЯ ПРОГРАММЫ МВА ________________________________________   ДАТА______________

 

 


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛИСТ 2.

 

 
 
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МОДУЛЮ №_____________   СЛУШАТЕЛЯ ПРОГРАММЫ МВА ________________________________________   ДАТА______________

 

 


РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ ПРАКТИКИ ФИРМЫ, ЛИСТ 3

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ

ПОЛОЖЕНИЯМ МОДУЛЯ

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.051 с.)