Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.



Безработица — это такое социально-экономическое явление в экономике, когда определенная часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не имеет такой возможности и становится вынужденно незанятой, избыточной.

Выделяют несколько типов безработицы:

Фрикционная безработица связана с поиском, ожиданием работы.Термин «фрикционная безработица» используется в отношении работников, которые ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а ее сокращение возможно по мере улучшения информационного обслуживания рынка труда, развития средств коммуникации.

Структурная безработица возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного предложения, связана со структурными преобразованиями в той или иной отрасли, в экономике в целом. Наиболее широко она проявляется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство. Структурная безработица имеет более продолжительный характер, чем фрикционная. Люди не могут получить работу без прохождения определенного периода переподготовки, обучения.

Суммарно фрикционная и структурная безработица образует так называемую естественную безработицу. Уровень этой безработицы часто называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Естественный уровень безработицы определяет уровень потенциального ВВП. Естественный уровень безработицы существует при сбалансированности рынка труда, когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной не только для разных стран и различных исторических периодов их развития, но и даже для одной, отдельно взятой страны и может колебаться под воздействием различных факторов. В развитых странах в настоящее время он составляет 5—6 %.

Естественный уровень безработицы зависит также от системы социального страхования по безработице, авторитета профсоюзов, склонности людей к трудовой деятельности, различий в темпах роста по секторам экономики, налогового бремени и т.д. Так как эти факторы изменчивы, то и ее уровень меняется с течением времени.

Долгосрочные тенденции роста естественного уровня безработицы во многом связаны с увеличением доли молодежи и женщин в составе рабочей силы, а также с учащением и углублением структурной перестройки экономики.

Когда наблюдается дефицит спроса, вызванный спадом производства, в рамках экономического цикла появляется циклическая безработица, которую можно охарактеризовать как безработицу, вызванную циклическими спадами производства, кризисами.

Скрытая безработица представляет собой реально существующую, но на прямую незаметную и официально нерегистрируемую избыточность применяемого труда. Она возникает в условиях неполного использования ресурсов, вызванного экономическим спадом или реструктуризацией производства. Предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего дня, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Фактически это ситуация, когда работу, предназначенную для меньшего количества работников, выполняет их большее количество.

Формула уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

§ — уровень безработицы

§ — число безработных

§ — рабочая сила (занятые и безработные)

 

Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

 

 

39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.

Занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

– В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.)