Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие собственности, типы и формы собственности.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С точ зрен юристов- владения, использ и распор-ия, принадл-ти физич и юрид лицам тех или ин вещей. В эк-м смысле соб-ть-хоз-ые отнош м/у люд, кот возн в произв-ве. Собственность – это отношение определённых лиц к материальным благам как к своим. Источник материальных благ – процесс их общественного производства. Собственность есть отношения людей по поводу присвоения вещей, прежде всего – средств производства, т.е. отношения «собственника» и «не собственника». Один присваивает, а другой лишается такой возможности, т.е. отчуждает. При этом присвоение даёт возможность реализации всего содержания собственности – владения, использования и распоряжения. Процесс присвоения и реализации всего содержания собственности предполагает наличие субъектов и объектов собственности. К субъектам собственности относятся те юридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Они составляют три большие группы: частные лица, коллективы и общество в целом, обычно в лице государства. Частные лица – это физические лица, которым принадлежат предметы потребления, другое имущество, а также средства производства. Именно принадлежность средств производства определяет социальный статус физических лиц. Коллектив – это объединение людей, которые совместно владеют, используют и распоряжаются определённым имуществом. Самым крупным субъектом собственности, особенно в РБ, является государство. Оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим всем гражданам страны. Объекты представляют собой то, по поводу чего складываются отношения собственности. Это, прежде всего, средства производства, ресурсы, предметы потребления. В условиях товарного производства объектом собственности является и способность к труду, т.е. рабочая сила. В более широком смысле, в соответствии с Законом о собственности, объектом собственности в РБ являются земля и её недра, растительный и животный мир, здания и сооружения, оборудование, результаты интеллектуального труда, деньги, информация, ценные бумаги и другое имущество. С развитием общественного производства развивается и состав объектов собственности. Всё большее место и роль в структуре объектов занимает интеллектуальная собственность (человеческий капитал, информация, научные открытия и изобретения). Однако при всём этом главным, определяющим объектом собственности являются средства производства. Владельцам средств производства принадлежит реальная экономическая власть. Им принадлежит и производимый продукт. Существует две основные формы собственности: частная и общественная. Они имеют немало видов и типов в различных сочетаниях. Частная собственность выступает как трудовая и нетрудовая. Частная собственность это владение отдельных лиц. Общественная – как коллективная, кооперативная, акционерная и другие. К общественной собственности относятся: государственная собственность, собственность государственных организаций, муниципальная собственность и многочисленные виды комплексной собственности. Также широко распространены смешанные формы собственности. Особое место и роль в системе общественной собственности занимает государственная собственность. Это достояние всех граждан страны. Этот вид общественной собственности носит название государственной потому, что ей управляет и распоряжается государство. Доля государственной собственности РБ в сфере производства достигает сегодня 80%. В странах с развитыми рыночными отношениями эта доля значительно ниже. В переходной экономике Беларуси есть все типы и виды собственности. Основ формы соб-ти - общая и частн(они д б оформ юридич оформл) В пер-д разв капиталист отнош частн собств-ть зана доминир положе в пром-ти и с/х(выступ в 2-х разновидн: основ-сь на собств труде произв-ля; и - на труде наемн работн. С развит рын хоз-ва стали различ «собс-ть люд на сред-ва произв-ва» и «собс-ть люд на раб силу.Использ понятия «владение», «распоряжение», «пользование».Понят «распоряж» в боль-ве случ использ, когда речь идет об «управлении» сист-й взаимосвяз-х, взаимодейств-х вещей, кот-е нах-ся в про-се производств-й деят-ти.Понятия «владен»,«польз»,«распор» получ шир-е распр-ие при передаче вещей, принадл-х 1-му чел-у, во врем-е владение, пользов, расп-е на усл-х дог-ра - другому.Все формы и виды собс-ти взаимооб-ны, взаимосв. Приорит-ть какой-л из них м б установл толь в про-се конкур-ой борьбы, единств-м крит-м кот явл эфф-ть про-са производств деят-ти.Обществ-эконом явл-ие «собственность» след рассматр как сист обществ-х отнош, выступ-ю организующим моментом в установлении ед-ва и взаим-я отдель люд в про-се коллект труда. При этом в коллект-м труде предпол обусл организац труд про-са, кот опред-ся общим пон-ем «кооперация труда». Частным собств-ком средств произ-ва-в больш-ве стран явл част-й предпр-ль в лице владельца фирмы, корпорации и др форм собств-ти. Разгосударствление и приватизация-2 относит самост-х про-са.Процесс аренды гос-х предп-й можно рассм как проц разгосудар-я, но приватизации (перех средств в частн собств-ть) в этом случ не происх-т.В реальн действит-ти эти 2 про-са осущ-ся в диалект-м единстве с доминир-м того или иного про-са на конкретн историч-м отрезке врем.Сегодня можно различ определенн направлен приватизации и разгосударствл, а соответств, и формиров мног-х отнош собс-ти. Одним из таких напр-й явл аренда с послед-м выкупом средств пр-ва, а также безвозмездн пер-ча соб-ти ее будущ влад-цу.В особ форму выдел региональная, или муниципальная, форма соб-ти. Особенность данн формы заключ в том, что ее реализац означ, во-1-х, создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках всех переч-х форм и видов собств-ти; во-2-х, формир непосредств объектов региональной соб-ти, владение и распоряжение кот дает возм-сть местным органам самоуправления эфф-но рук-ть развит-м регионов. Вывод: назрела необход-ть в исслед-и эфф-ти той или иной формы соб-ти, а также рацион-го сочет-я различн форм соб-ти. Известно, что форма соб-ти эфф-на в том случае, если она соотв-т след-м основополагающим принципам: ® не сдержив, не огранич проявлений творческих потенций субъекта соб-ти;® создает условия расшир-го воспроизв-ва творч-х потенций субъекта соб-ти, обеспеч присв им общ-нно определенной доли результата труд творч деят-ти.Становление различн форм соб-ти происх-т естеств-м образом. Если этот про-с не наруш необоснованн действиями рук-ва страны, в общ-ве прод-т функ-ть общ-нно необх-мые эфф-ые формы соб-ти.
10. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации. Целью национализации является обеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции. Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности страны в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации. Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов: путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке; за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции; за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва). Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией. Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью. Приватизация - процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.
Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным. Разгос-ние и прив-ция разг-е- с 1-й стор,перех от командно-админ к экон мет-м,а с 2-й -смену форм и содерж отнош соб-ти Приват-я –про-с передачи права соб-и на пред-ия,гражд/частн лицам,ведущ пр-во на принц негос-х форм соб-и.Приват может использ как 1 из ср-в оздор отдельн звен эк-ки. Вперв осущ Великобр после прих к власти М.Тэтчер в 1979начавш распрод в частн соб-ть имущ-во гос-ва.На 1-х порах сопровожд безработ,сниж доход отдельн катег насел.Ч/з 2-3г нач оздор инвестиц про-в,появ нов раб места. Приватизации в первую очередь подлежат мелкие предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг и лишь постепенно в этот процесс вовлекались более крупные производства. Поэтому реально надо рассчитывать на приватизацию с 12 — 15-летним сроком, а это для нашей нынешней экономики длительный период. Надо стимулировать процесс, но для этого необходимо иметь четко отработанный механизм приватизации, которого пока нет. Целесообразно использовать опыт приватизации в зарубежных странах, но при этом следует учитывать, что ни одна страна мира еще не проводила приватизацию в таком крупномасштабном варианте, как наша.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.007 с.) |