ТОП 10:

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».



1. К какому литературному направлению, основными признаками которого являются правдивое изображение действительности, социальная и психологическая типизация героев, принадлежит "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова?

Ответ:

2. Укажите жанр, к которому относится "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова.

Ответ:

3. Запись от 11 мая в дневнике Печорина открывается описанием вида из окна его квартиры. Назовите сюжетно-композиционный элемент художественного произведения, представляющий собой описание природы.

Ответ:

4. Установите соответствие между тремя основными персонажами и главами "Героя нашего времени", в которых они фигурируют.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ГЛАВЫ РОМАНА

А) Вулич 1) "Княжна Мери"

Б) Вернер 2) "Фаталист"

В) Казбич 3) "Бэла"

4) "Тамань"

Ответ:

5. Как называется образное определение, придающее предмету или явлению особую точность и выразительность (например, "серебряная цепь вершин", "воздух свеж и чист", "солнце ярко", "небо синё")?

Ответ:

 

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

 

Прозаседавшиеся

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни —

самые важные! —

служащие расходятся на заседания.

 

Заявишься:

«Не могут ли аудиенцию дать?

Хожу со времени о́на». —

«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —

объединение Тео и Гукона».

 

Исколесишь сто лестниц.

Свет не мил.

Опять:

«Через час велели придти вам.

Заседают:

покупка склянки чернил

Губкооперативом».

 

Через час:

ни секретаря,

ни секретарши нет —

го́ло!

Все до 22-х лет

на заседании комсомола.

 

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

 

Взъяренный,

на заседание

врываюсь лавиной,

дикие проклятья доро́гой изрыгая.

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

«Зарезали!

Убили!»

Мечусь, оря́.

От страшной картины свихнулся разум.

И слышу

спокойнейший голосок секретаря:

«Они на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

там».

 

С волнения не уснешь.

Утро раннее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

 

В.В. Маяковский

1. Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, в русле которого развивалось творчество В.В. Маяковского.

Ответ:

2. Укажите название использованного в шестой строфе сатирического приёма, предполагающего соединение фантастики и реальности.

Ответ:

3. Укажите термин, которым обозначают художественное преувеличение ("Исколесишь сто лестниц,/ Свет не мил").

Ответ:

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

 

1) ирония

2) антитеза

3) анафора

4) аллегория

5) инверсия

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - стихотворение В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

 

Теоретическое задание № 29.

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и ответьте на вопросы.

 

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице.

Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул:

"О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. "Всё это вздор, – сказал он с надеждой, – и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!.." Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная.

 

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

1. Любимая книга Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке.

Ответ:

2. Какую профессию должен получить Раскольников?

Ответ:

3. Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру?

Ответ:

4. Кто произносит пугающую Раскольникова фразу "Мы с вами одного поля ягоды" в романе "Преступление и наказание"?

Ответ:

5. Портрет какого героя романа "Преступление и наказание воспроизведен в следующем фрагменте: "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен"?

Ответ:

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

 

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

 

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

 

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

 

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

 

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

С.А. Есенин, 1925

1. Определите художественный прием в выделенной строке.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Ответ:

2. Назовите художественный прием в выделенных сочетаниях.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Ответ:

3. Укажите название приема, к которому прибегает С.А. Есенин в создании образа:

Дымом половодье зализало ил,

Желтые поводья месяц уронил.

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - стихотворение С. А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

 

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

 

Теоретическое задание № 30.

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и ответьте на вопросы.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

— Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — сказал один генерал, — вижу, будто живу я на необитаемом острове...

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

— Господи! да что ж это такое! где мы! — вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

— Теперь бы кофейку испить хорошо! — молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.

— Что же мы будем, однако, делать? — продолжал он сквозь слезы. — Ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?

— Вот что, — отвечал другой генерал, — подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

— Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! — сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

 

(М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

1. Как называется творческий метод, признающий существование объективных социально-исторических закономерностей и являющийся ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Ответ:

2. Какой способ выражения авторской оценки выбрал М.Е. Салтыков-Щедрин для осмеяния российской действительности?

Ответ:

3. Как называется жанр эпического фольклора, особенности которого нашли отражение в стилистике «Повести...» Салтыкова-Щедрина: «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «сказано — сделано» и т.д.?

Ответ:

4. Назовите термин, использующийся в фольклористике, обозначающий форму традиционного сказочного начала: «жили-были...», «в некотором царстве...».

Ответ:

5. Как называется прием фантастического преувеличения, при использовании которого правдоподобие в «Повести...» Салтыкова-Щедрина уступает место карикатуре?

Ответ:

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы

Гамлет

 

Гул затих. Я вышел на подмостки1.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случилось на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче2

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе3.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Б.Л. Пастернак, 1946

 

___________________________

1 Подмостки - здесь: сцена, театральная площадка.

2 Авва Отче - обращение к Богу

3 Фарисейство - здесь: лживость и притворство.

 

1. Как называется средство иносказательной выразительности, позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь — театр»?

Ответ:

2. Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» эпитет, выражающий субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.

Ответ:

3. Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков?

«Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути».

Ответ:

4. Какой художественный прием преувеличения позволил Б.Л. Пастернаку создать в стихотворении художественный образ многолюдного зрительного зала?

«На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси».

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина «Поветь о том, как один мужик двух генералов прокормил»; - стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

 

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.034 с.)