ТОП 10:

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».



1. Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ответ:

2. В начале фрагмента дается описание внешности незнакомца. Как называется это средство характеристики персонажа?

Ответ:

3. Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста.

Ответ:

4. Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакции, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась» и т. п.). Каким термином обозначения способ отображения внутреннего мира человека?

Ответ:

5. Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой грозящий палец» незнакомца)?

Ответ:

 

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что́ буду

Петь, — но только песня зреет.

 

(А.А. Фет, 1843)

1. Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

Ответ:

2. Укажите термин, которым обозначается одушевления природы, её «очеловечивание» в художественном произведении («… лес проснулся … »).

Ответ:

3. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («на меня весельем веет»)?

Ответ:

4. Каким размером написано стихотворение А. А. Фета.

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; - стихотворение А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.        
         

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

Теоретическое задание №10

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ответьте на вопросы.

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.

Ответ:

2. Назовите фамилию героя, размышления которого передано автором в проведённом эпизоде.

Ответ:

3. Фрагмент в основном представляет собой развёрнутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностью. Как оно называется?

Ответ:

4. «Их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажженный на краю леса беспечным странником!» Какой приём использовал здесь автор?

Ответ:

5. Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени»?

Ответ:

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

 

Родина

 

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю её с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись Домой!»

Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

 

(М. И. Цветаева, 1932)

 

1. К какой тематической разновидности лирики относится это стихотворение?

Ответ:

2. Укажите художественное средство, которая предполагает одинаковое начало смежных строк стихотворения:

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись…

Ответ:

3. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых гласных звуков («на плахе распрь моих земля»)?

Ответ:

4. В стихотворении много противопоставлений, характерных для поэтики М. И. Цветаевой (чужбина – родина; даль – близь). Укажите термин, которым обозначается этот приём.

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - стихотворение М. И. Цветаевой «Родина» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

 

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

Теоретическое задание №11

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и ответьте на вопросы.

 

I

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

 

II

Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

 

III

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег;

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой!

 

IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

 

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

1. Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина».

Ответ:

2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».

Ответ:

3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

Ответ:

4. Описывая зимнюю пору, автор неоднократно прибегает к образным определениям, несущим особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку («кибитка удалая», «холодною красою» и т.п.). Как они называются?

Ответ:

5. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

Ответ:

 

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества — самоотдача,

А не-шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 

(Б. Л. Пастернак, 1956)

1. «Быть знаменитым некрасиво», «Цель творчества — самоотдача». Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?

Ответ (Ответ приведите в единственном числе):

2. Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги...

Ответ:

3. Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения («И прятать в ней свои шаги, / Как прячется в тумане местность...»)?

Ответ:

4. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («Пройдуттвой путь за пядью пядь»)?

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; - стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…». Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

Теоретическое задание №12

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М. Горького «На дне» и ответьте на вопросы.

Сатин(приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?

Бубнов. А тебе не все равно?..

Сатин. Положим — так... А за что били?

Бубнов. В карты играл?

Сатин. Играл...

Бубнов. За это и били...

Сатин. М-мерзавцы...

Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют... до смерти...

Сатин. А ты — болван.

Актер.Почему?

Сатин.Потому что — дважды убить нельзя.

Актер(помолчав). Не понимаю... почему — нельзя?

Клещ.А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актер.Это дело не твое...

Клещ.А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело...

Актер.К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться... Барон!

Барон(выходя из кухни). Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашней.

Актер. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон.Ну, черт с тобой! Настька подметет... Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя(вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин...

Барон(отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?

Настя(уходя в кухню). Очень нужно... как же!

Квашня(в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя.. .Актер! тебя просят, ты и сделай... не переломишься, чай!

Актер.Ну... всегда я... не понимаю...

Барон(выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело...

Сатин.Стоило тебе родиться бароном...

Квашня(Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)

Актер(слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)

(М. Горький «На дне».)

1. Где происходят события, описанные в данной сцене?

Ответ:

2. Судьба кого из героев, участвующих в сцене, сложится трагически?

Ответ:

3. Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «дважды убить нельзя»?

Ответ:

4. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

Ответ:

5. Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актеров в драматическом произведении?

Ответ:

 

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

Выхожу один я на дорогу...

 

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

 

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

 

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

 

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

 

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов

1. К какой разновидности лирики относится это стихотворение, в основе которого размышление о смысле человеческой жизни?

Ответ:

2. Укажите название художественного приема, позволившего М.Ю. Лермонтову в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» наделить окружающий его мир человеческими чувствами и переживаниями: «Пустыня внемлет Богу», «Звезда с звездою говорит», «Спит земля».

Ответ:

3. Какой стилистический прием несколько раз использован во второй строфе для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

Ответ:

4. Сформулируйте главную проблему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Малый мир, изображенный Горьким, есть как бы слепок с «большого мира», вне его находящегося». (5 – 10 предложений)

Ответ:
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения М. Горького «На дне»; - стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»     Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

 

Теоретическое задание №13

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения Н. В. Гоголя «Шинель» и ответьте на вопросы.

 

Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, - имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий". Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. "Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.

 

Н. В. Гоголь «Шинель»

1. Как в литературоведении называют тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?

Ответ:

2. Укажите название композиционного элемента, позволившего автору создать описание героя: «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...».

Ответ:

3. Как называется художественный прием, помогающий передать мысли персонажа: «Нет – подумала покойница, - имена-то все такие»?

Ответ:

4. Приведенный фрагмент представляет собой историю жизни героя, предшествующую основным событиям повести. Как в литературоведении называется этот элемент композиции произведения?

Ответ:

5. Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX – XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? (5 – 10 предложений)

Ответ:
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

 

Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо.

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

 

А.А. Ахматова

1. Укажите название авангардистского течения в поэзии начала XX века, одним из основоположников которого являлась Ахматова.

Ответ:

2. Укажите название изобразительного средства, который использует А.А. Ахматова: «Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы и стоны».

Ответ:

3. Укажите термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, использованное А.А. Ахматовой для «усиления» образа наступившей тишины:

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо.

Ответ:

4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, посвященной теме поэта и поэзии? (5 – 10 предложений)

Ответ:
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения Н. В. Гоголя «Шинель» - стихотворение А. А. Ахматовой «Творчество» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.126 с.)