Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «недоросль». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «недоросль».



Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною уходят.

 

Д. И. Фонвизин «Недоросль».

1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Ответ:

2. Назовите литературное направление, получившее свое развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли свое воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.

Ответ:

3. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.

Ответ:

4. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определенную смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

Ответ:

5. В приведенной сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описанные обстоятельства, имевшие место для его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

Ответ:

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и ответьте на вопросы.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

 

(А. Т. Твардовский, 1966)

1. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведенное стихотворение.

Ответ:

2. «Есть имена и есть такие даты…». Какой прием использован в первой строке стихотворении?

Ответ:

3. В словосочетании «славословья музыкою громкой» использовано средство художественной выразительности, в основе которого – перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?

Ответ:

4. Каким размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «…Есть имена и есть такие даты…»?

Ответ:

 

 

Результаты освоения (объекты оценивания) Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Отметка о выполнении Подпись экзаменатора
Знать: - содержание произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»; - стихотворение А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты…» Уметь: - выявлять авторскую позицию; выразительно читать художественные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.    

Условия выполнения заданий.

1. Время выполнения задания мин/час: до 1,5 часа

2. Требование охраны труда:

Инструктаж по технике безопасности № 3,9,36.

3. Литература для экзаменующихся:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

 

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж Московской области

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

СогласованоУтверждаю

Председатель ПЦК зам. директора по УР

__________________________ ___________________________

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________ группа __________________

 

Ф.И.О. экзаменатора______________________________________________________________________________ дата ____________________

Теоретическое задание №9

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и ответьте на вопросы.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решетки на замках?

— Решетки-то на замках, — подтвердил гость, — но Прасковья Федоровна— милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

— Нет, — твердо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

— Да... — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображенный поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

— Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

— Профессия?

— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

— Ох, как мне не везет! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

— Бездомный.

— Эх, эх... — сказал гость, морщась.

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.

Клятву скрепили рукопожатием…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.016 с.)