Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология как наука и ее взаимосвязь с другими общественными науками↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическое сознание: сущность, структура и функции. Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами – индивидуумами, группами, сообществами. Политическое сознание (далее буду сокращать как ПС) приобретает самостоятельный характер примерно в середине 1-го тысячелетия до н.э. Данный этап знаменуется работами таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель. ПС способно прогнозировать, в какой-то степени определять развитие общественно-политических процессов. От уровня ПС зависит полит. поведение, характер полит. деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений, которые они образуют. Функции:
Уровни:
Формы:
Политическая мысль античности Черты политических взглядов Др.Востока: 2) Политический мысль выражена в мифологической форме 3) П. мысль оправдывала божественное происхождение власти, сокрализация власти 4) Отождествление гос. Власти с властью царя, фараона, императора 5) Тесное переплетение политической мысли с моралью Политические учения Др. Греции и Др.Рима: 6) политическая мысль освобождалась от мифологической формы и превратилась в самостоятельную часть философии 7) для пол мысли было характерно – разработка учения о государстве Древний Китай, 2 учения:
а) Разрабатывал идею патриархально-патернассисткой сущности государства, патернализм-забота, опека б) Правитель должен следовать строгим моральным правилам и строго исполнять законы государства 2. Учение Шан Яна (400-338гг до н.э.) легисты а) Строгое подчинение правителю-деспоту, суровое наказание Древня Греция Платон (427-347гг до н.э.) «Политик», «Государство», «Законы» Гос-во – это необходимый элемент человеч общества, законы должны быть незыблимыми и обязательно для всеобщего понимания. «Учение об идеальном государстве» Удовлетворение потребностей граждан, личные интересы каждого должны быть подчинены интересам государства и общества. Наилучшая форма – аристократия- власть мудрых и благородных философов. Далее монархия, но правитель должен быть мудрым. Несовершенные формы правления – алегархия, тирания, демократия, тиократия. Все жители на 3 сословия: 8) философы, которые обладали истинными знаниями общих интересов 9) воины или стратеги 10) работники, ремесленники, землевладельцы Аристотель (384-322гг до н.э.) – «Политика», 158 греческих полисов Госу-во у А. – продукт естественного развития, высшая форма общения людей Человек – политическое животное Наилучшие(правильные) формы -монархия -аристократия -полития Правление просвщенного и обеспеченного большинства в интересах достижения общего блага. Направильные формы: -тирания -алегархия -демократия Гос интересы должны преобладать над интересами человека. (!!) Древний Рим Тит Лукреций Кар (99-95гг до н.э.) Поэма «О природе вещей», тезис происхождения государства и закона Происхождения государства и права на основе общественного догвоова. Марк Гуллий Цицерон (106-43гг до н.э.) «О законах», «О государстве» Государство основано на присущих природе человека разуме и справедливости. Государство- это выражение интересов, справедливость. Необходимость охраны собственности. Заговорил о правовом государстве. Рассматривал: - монархия -аристократия -демократия Идеал –некий смешанный режим.
6Политическая идеология и ее основные типы Термин "идеология" был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в 1801 г. Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем. К XIX веку сложились 5 идеологии:
Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах. Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро. В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию. Основные принципы либерализма:
Консерватизм- (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций. Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие. Основные принципы идеологии консерватизма
Анархизм ( от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства. Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе. В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:
СОЦИАЛИЗМ и КОММУНИЗМ Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма. Общее для этих идеологий следующее:
Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:
Шарлем Фурье, Робертом Оуэном, Анри де Сен-Симоном. Они высказали целый ряд идей, послуживших исходным пунктом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Среди них: противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса; преодоление противоречий между умственным и физическим трудом, городом и деревней; труд как первая потребность человека; принцип распределения в соответствии с количеством и качеством затраченного труда; индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в употребление термины "индустриализация" и "индустриальное общество"). Проектируемые ими черты будущего справедливого общества уже не несли черт уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли по пути полного упразднения частной собственности. По Сен-Симону, полное равенство недостижимо. Достижимое равенство состоит в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал весьма оригинальные мысли относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, в который он объединил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он полагал, что в будущем может быть преодолена грань между управляемыми и управляющими, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов. Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшего значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений: обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику; идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ; классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений; трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим; борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов; классовое видение процесса происхождения и сущности государства; необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу; идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства. Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречиво. Многие современные концепции появились либо в споре с марксизмом, либо как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом, современная политология рассматривает марксизм как один из подходов к исследованию сущности политической жизни. Развитие политической мысли второй половины XIX в. связано со становлением социологии как самостоятельной науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечательный факт: его известная классификация наук по степени сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - первоначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука". Многие идеи позитивизма оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, поддерживающих устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал основное требование позитивизма - беспристрастный, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами. В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину, со своим предметом, объектом и методами исследования.
Вопрос 8 Вопрос 10 Школа политологов США. Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. Сегодня принято выделять 4 направления исследований и методов в зарубежной политологии: Сравнительные политологические исследования - используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения. Алмонда, Вербу. Исследования в области международных проблем - исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности. Основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Специалистами в этой области в США являются Маккой, Рассет. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний. Даль, Дойч, Джонс, Феслер
Политическая школа Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа: Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор. Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов, в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на: 1) Исследование классов и социальных групп, включенных в политические отношения 2) Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики. 3) Исследование стратегий политических партий и движений 4) Развитие в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.
Вопрос 12 Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы ее осуществления. ВОПРОС №14 ПЕРВАЯ ГРУППА Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. Особенности современного положения влияют на характер интерсоциальных проблем. Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой - большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Вторая группа Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. Вторая группа глобальных проблем, связанная с взаимодействием общества и природы, может быть в свою очередь подразделена на несколько подгрупп. Это, во-первых, экологические проблемы. Во-вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов. В-третьих, проблемы, связанные с относительно новыми глобальными объектами - космическим пространством и Мировым океаном. Форма государства
Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Формы правления: a. Монархия (абсолютная, конституционная) b. Республика (президентская, парламентская) В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером. Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами Черты президентской модели республики: —президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента; —президент является главой государства и главой правительства; —президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует; —президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом; —президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика: —правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом; —отождествление воли парламентского большинства с волей народа; —правительство следует этой воле; —плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти; —формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии. Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик: —президент избирается всенародным голосованием; —правительство формируется президентом и утверждается парламентом; —правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; —президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях; —полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством. Россия является государством со смешанной формой правления.
24 Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.
Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил. Уровни: 1) межличностный 2) групповой 3) подсистемный 4) региональный 5) глобальный
Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.
Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.
Первичный субъект политики Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика; 2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики; 3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.
Либерализм Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования. Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания общественного порядка и социального мира.
Вопрос 32 В современной России. геополитические интересы российского этноса могут быть обеспечены только при условии радикального совершенствования информационно-аналитического, научного и технологического обеспечения принимаемых решений. После распада мировой системы социализма и Советского Союза современные политические отношения характеризуются обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов, временных альянсов за сферы влияния. Геополитические интересы ведущих стран мира стали основной движущей силой современных политических процессов. В сложившейся геополитической ситуации становится необходимым осознание гражданами коренных интересов российского государства, что может стать важным фактором в укреплении национально-государственной безопасности. Потеряв былое влияние, Россия аппелирует к геополитике не только для защиты собственных интересов, но и для достижения справедливых международных отношений - это новый способ аргументации и защиты геополитических интересов российского государства. Это исследование должно помочь выработке государственной политики в области обеспечения безопасности
Вопрос №37 Происхождение Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников (Например: клуб кордельеров времён Великой французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.п.). Первой массовой политической партией была либеральная партия Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. Массовые партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и в США. Массовые партии большей частью формировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоёв населения, массовые партии приняли характер социальных движений. Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, - институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям. И раньше, и теперь партии представляют собой союзы единомышленников. В результате длительного исторического развития партии превратились в организационно упорядоченные группы, объединенные вокруг нескольких крупных политических идей (они составляют суть партийной программы) и выступающие механизмом завоевания и использования политической власти в интересах поддерживающей партию группу населения. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отражает идеалы и ценности каких-либо больших групп населения, а то и целых классов.
Сущность 1. Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека. 2. Организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное, структурированное на разных уровнях политики – от местного до международного). 3. Нацеленность на завоевание и осуществление власти. 4. Выражение и отстаивание в политике интересов определённых соц. групп общества. Политическую партию составляют: Партийный аппарат, рядовые члены (партийные массы), сторонники партии.
Функции 1. Борьба за власть, её использование или контроль над ней. 2. Выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп. 3. Активизация и интеграция больших социальных групп. 4. Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения. 5. Политическое воспитание общества в целом или определённой его части. 6. Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций.
Политология как наука и ее взаимосвязь с другими общественными науками Политология – общественная наука, изучающая политические отношения, политические институты и процессы, а также специфику их развития в различных обществах. Основные структурные элементы: -объект -предмет -методы -принципы -функции -закономерности -содержание Объектом политологии является политические отношения в обществе. Предметом политологии является закономерность формирования политической власти, формы и методы ее функционирования. Направления политологии:
Науки
2 уровня политологии: - теоретическая -эмпирическая (прикладная политология) Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса. В фокусе зрения политологии - такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и др. Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также философией, социологией, государственно-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Э.Фримен говорил: «История – это прошлая политика и политика – это сегодняшняя история». Но историк имеет дело с свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет дело с еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающее действие. А следует, что политолог должен оценивать состоян
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.012 с.) |