Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука и ее взаимосвязь с другими общественными науками

Поиск

Политическое сознание: сущность, структура и функции.

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами – индивидуумами, группами, сообществами. Политическое сознание (далее буду сокращать как ПС) приобретает самостоятельный характер примерно в середине 1-го тысячелетия до н.э. Данный этап знаменуется работами таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель. ПС способно прогнозировать, в какой-то степени определять развитие общественно-политических процессов. От уровня ПС зависит полит. поведение, характер полит. деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений, которые они образуют.

Функции:

  1. Регулятивная – ПС регулирует соц. поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе воспринятых ими полит. идей, норм, представлений и убеждений.
  2. Познавательно–информационная – ПС позволяет людям усваивать полит. знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни, ориентироваться в ней в соответствии с уровнем своего ПС.
  3. Оценочная – оценка полит. деятельности, полит. ситуации – это механизм, с помощью которого люди формулируют свои полит. убеждения, позиции, относят себя к той или иной полит. группе.
  4. Мобилизующая – посредством этой функции описывается способность полит.сознания мотивировать людей к полит.поведению, к участию в общественной жизни, отстаиванию своих социально-политических интересов.

Уровни:

  1. Государственное сознание – полит.отношения регулируются путем выработки различных законопроектов, программ, конституции, а также получают обоснование действующие принципы управления и гос.порядок
  2. Теоретическое сознание – разрабатываются, формулируются различные идеи, концепции, воззрения полит.характера. Работа теоретического уровня ПС позволяет: ставить и решать важнейшие тактические и стратегические полит.цели и задачи, определять средства и методы решения полит.задач.
  3. Эмпирическое сознание – уровень ПС, базирующийся на непосредственной практике, участии в полит.процессе различных соц.общностей. На данном уровне полит.деятельность отражается в виде в форме ощущений, иллюзий, переживаний.
  4. Обыденное сознание – характеризует совокупность возникающих из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, соц.слоя или группы людей. На данном уровне наиболее ярко выражены соц.-психологические черты – настроения, чувства, эмоции.

Формы:

  1. Специализированное сознание – идеологически однородное сознание, вырабатывающее, внедряющее и развивающее в сознании рядовых представителей общественного класса, соц.группы определенные ориентации и установки. Его носители – полит.партии, организации и общ.объединения.
  2. Массовое сознание – опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества, уровень знаний общества о полит.реальности. Массовое ПС определяется множеством факторов – конкретной историч.ситуацией, различными соц.потрясениями и т.п.

 

 

Политическая мысль античности

Черты политических взглядов Др.Востока:

2) Политический мысль выражена в мифологической форме

3) П. мысль оправдывала божественное происхождение власти, сокрализация власти

4) Отождествление гос. Власти с властью царя, фараона, императора

5) Тесное переплетение политической мысли с моралью

Политические учения Др. Греции и Др.Рима:

6) политическая мысль освобождалась от мифологической формы и превратилась в самостоятельную часть философии

7) для пол мысли было характерно – разработка учения о государстве

Древний Китай, 2 учения:

  1. Конфуцианство (Конфуций 551-479 гг. до н.э.)

а) Разрабатывал идею патриархально-патернассисткой сущности государства, патернализм-забота, опека

б) Правитель должен следовать строгим моральным правилам и строго исполнять законы государства

2. Учение Шан Яна (400-338гг до н.э.) легисты

а) Строгое подчинение правителю-деспоту, суровое наказание

Древня Греция

Платон (427-347гг до н.э.)

«Политик», «Государство», «Законы»

Гос-во – это необходимый элемент человеч общества, законы должны быть незыблимыми и обязательно для всеобщего понимания.

«Учение об идеальном государстве»

Удовлетворение потребностей граждан, личные интересы каждого должны быть подчинены интересам государства и общества.

Наилучшая форма – аристократия- власть мудрых и благородных философов.

Далее монархия, но правитель должен быть мудрым.

Несовершенные формы правления – алегархия, тирания, демократия, тиократия.

Все жители на 3 сословия:

8) философы, которые обладали истинными знаниями общих интересов

9) воины или стратеги

10) работники, ремесленники, землевладельцы

Аристотель (384-322гг до н.э.) – «Политика», 158 греческих полисов

Госу-во у А. – продукт естественного развития, высшая форма общения людей

Человек – политическое животное

Наилучшие(правильные) формы

-монархия

-аристократия

-полития

Правление просвщенного и обеспеченного большинства в интересах достижения общего блага.

Направильные формы:

-тирания

-алегархия

-демократия

Гос интересы должны преобладать над интересами человека. (!!)

Древний Рим

Тит Лукреций Кар (99-95гг до н.э.)

Поэма «О природе вещей», тезис происхождения государства и закона

Происхождения государства и права на основе общественного догвоова.

Марк Гуллий Цицерон (106-43гг до н.э.)

«О законах», «О государстве»

Государство основано на присущих природе человека разуме и справедливости. Государство- это выражение интересов, справедливость.

Необходимость охраны собственности. Заговорил о правовом государстве.

Рассматривал:

- монархия

-аристократия

-демократия

Идеал –некий смешанный режим.

 

6Политическая идеология и ее основные типы

Термин "идеология" был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в 1801 г.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

К XIX веку сложились 5 идеологии:

  1. Либеральная
  2. Консервативная
  3. Социалистическая (Коммунистическая)
  4. Националистическая
  1. Анархизм

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

  1. индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.
  2. Все свои законы и ценности человек создает сам.
  3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.
  4. Государство создается на основе общего соглашения и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.
  5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка

Консерватизм- (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Основные принципы идеологии консерватизма

  1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.
  2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.
  3. Ориентация на государственный авторитет.
  4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.
  5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.
  6. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Анархизм ( от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе.

В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

  • индивидуализм;
  • волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
  • защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
  • тактика "прямого действия";
  • будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

СОЦИАЛИЗМ и КОММУНИЗМ

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

  1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
  2. Материалистическая трактовка общественной жизни.
  3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.
  4. Гуманистический характер конечных целей.
  5. Социальный коллективизм.
  6. Исторический оптимизм.

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  • Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

 

 

Шарлем Фурье,

Робертом Оуэном,

Анри де Сен-Симоном.

Они высказали целый ряд идей, послуживших исходным пунктом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.

Среди них:

противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса;

преодоление противоречий между умственным и физическим трудом, городом и деревней;

труд как первая потребность человека;

принцип распределения в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;

индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в употребление термины "индустриализация" и "индустриальное общество").

Проектируемые ими черты будущего справедливого общества уже не несли черт уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли по пути полного упразднения частной собственности. По Сен-Симону, полное равенство недостижимо. Достижимое равенство состоит в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал весьма оригинальные мысли относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, в который он объединил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он полагал, что в будущем может быть преодолена грань между управляемыми и управляющими, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.

Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшего значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:

обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику;

идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;

классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;

трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;

борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;

классовое видение процесса происхождения и сущности государства;

необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;

идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречиво. Многие современные концепции появились либо в споре с марксизмом, либо как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом, современная политология рассматривает марксизм как один из подходов к исследованию сущности политической жизни.

Развитие политической мысли второй половины XIX в. связано со становлением социологии как самостоятельной науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечательный факт: его известная классификация наук по степени сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - первоначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука". Многие идеи позитивизма оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, поддерживающих устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал основное требование позитивизма - беспристрастный, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.

В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину, со своим предметом, объектом и методами исследования.

 

 

Вопрос 8

Вопрос 10

Школа политологов США.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук.

Сегодня принято выделять 4 направления исследований и методов в зарубежной политологии:

Сравнительные политологические исследования - используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения. Алмонда, Вербу.

Исследования в области международных проблем - исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности. Основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Специалистами в этой области в США являются Маккой, Рассет.

Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.

Даль, Дойч, Джонс, Феслер

 

Политическая школа Франции.

Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной

Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов, в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика.

В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1) Исследование классов и социальных групп, включенных в политические отношения

2) Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3) Исследование стратегий политических партий и движений

4) Развитие в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

 

 

Вопрос 12

Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы ее осуществления.

       
   
 
 


ВОПРОС №14

ПЕРВАЯ ГРУППА

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Особенности современного положения влияют на характер интерсоциальных проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью.

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой - большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким.

Вторая группа

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Вторая группа глобальных проблем, связанная с взаимодействием общества и природы, может быть в свою очередь подразделена на несколько подгрупп.

Это, во-первых, экологические проблемы.

Во-вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов.

В-третьих, проблемы, связанные с относительно новыми глобальными объектами - космическим пространством и Мировым океаном.

Форма государства

 

Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Формы правления:

a. Монархия (абсолютная, конституционная)

b. Республика (президентская, парламентская)

В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.

Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами

Черты президентской модели республики:

—президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;

—президент является главой государства и главой правительства;

—президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;

—президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом;

—президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.

Парламентская республика:

—правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

—отождествление воли парламентского большинства с волей народа;

—правительство следует этой воле;

—плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;

—формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.

Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:

—президент избирается всенародным голосованием;

—правительство формируется президентом и утверждается парламентом;

—правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;

—президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;

—полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.

Россия является государством со смешанной формой правления.

 

 

24 Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.

 

Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил.

Уровни:

1) межличностный

2) групповой

3) подсистемный

4) региональный

5) глобальный

 

Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.

 

Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.

 

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще

древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полно­стью применимо и

к политике. Именно личность, ее ин­тересы, ценностные ориентации и цели

выступают «ме­рой политики», движущим началом политической актив­ности наций,

классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей

мере три глав­ных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические

(эмоциональные, интеллектуальные и др.) особен­ности человека, его

специфические привычки, ценност­ные ориентации, стиль поведения и т.п. При

анализе лич­ности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется

политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит

большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной,

профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также

как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена

партии, парла­ментария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее

в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не

позволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­ского

субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, ак­тивный участник

политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не

только обще­человеческими, но и уникальными в своем роде черта­ми, то есть как

целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным,

классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус

гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек

обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические

обя­занности и выступает субъектом и объектом, предме­том воздействия

политики.

 

 

Либерализм

Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую

беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он

впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества

и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил

личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве

главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и

полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же —

результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и

подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его

наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и

свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания

общественного порядка и социального мира.

 

Вопрос 32

В современной России.

геополитические интересы российского этноса могут быть обеспечены только при условии радикального совершенствования информационно-аналитического, научного и технологического обеспечения принимаемых решений.

После распада мировой системы социализма и Советского Союза современные политические отношения характеризуются обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов, временных альянсов за сферы влияния. Геополитические интересы ведущих стран мира стали основной движущей силой современных политических процессов.

В сложившейся геополитической ситуации становится необходимым осознание гражданами коренных интересов российского государства, что может стать важным фактором в укреплении национально-государственной безопасности. Потеряв былое влияние, Россия аппелирует к геополитике не только для защиты собственных интересов, но и для достижения справедливых международных отношений - это новый способ аргументации и защиты геополитических интересов российского государства. Это исследование должно помочь выработке государственной политики в области обеспечения безопасности

 

Вопрос №37

Происхождение

Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников (Например: клуб кордельеров времён Великой французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.п.). Первой массовой политической партией была либеральная партия Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. Массовые партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и в США. Массовые партии большей частью формировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоёв населения, массовые партии приняли характер социальных движений.

Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, - институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям. И раньше, и теперь партии представляют собой союзы единомышленников.

В результате длительного исторического развития партии превратились в организационно упорядоченные группы, объединенные вокруг нескольких крупных политических идей (они составляют суть партийной программы) и выступающие механизмом завоевания и использования политической власти в интересах поддерживающей партию группу населения. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отражает идеалы и ценности каких-либо больших групп населения, а то и целых классов.

 

Сущность

1. Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека.

2. Организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное, структурированное на разных уровнях политики – от местного до международного).

3. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

4. Выражение и отстаивание в политике интересов определённых соц. групп общества.

Политическую партию составляют: Партийный аппарат, рядовые члены (партийные массы), сторонники партии.

 

Функции

1. Борьба за власть, её использование или контроль над ней.

2. Выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп.

3. Активизация и интеграция больших социальных групп.

4. Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения.

5. Политическое воспитание общества в целом или определённой его части.

6. Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций.

 

Политология как наука и ее взаимосвязь с другими общественными науками

Политология – общественная наука, изучающая политические отношения, политические институты и процессы, а также специфику их развития в различных обществах.

Основные структурные элементы:

-объект

-предмет

-методы

-принципы

-функции

-закономерности

-содержание

Объектом политологии является политические отношения в обществе.

Предметом политологии является закономерность формирования политической власти, формы и методы ее функционирования.

Направления политологии:

  1. Проблема политической власти (в чем сущность, в каких формах осуществляется). Проблема легитимности ((законности), т.е. не навязана силой, а должна базироваться на добровольном подчинении людей власти. Легитимность связана с наличием у власти.)
  2. Проблема государство (какие формы есть, как появились государства, как государство взаимодействует с обществом, что такое общество)
  3. Политическое лидерство и политическая элита (как меняются элиты, как они пополняются, кто такой политический лидер)
  4. Функционирование политический партий и общественных движений
  5. Избирательные системы
  6. Политические процессы, их форма, структура и содержание
  7. Политическая культура общества, ее формирование и развитие

Науки

  1. Теория государства и права (методы исследования)
  2. Политическая экономия
  3. Социология
  4. Политическая психология
  5. История, философия

2 уровня политологии:

- теоретическая

-эмпирическая (прикладная политология)

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса.

В фокусе зрения политологии - такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и др. Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также философией, социологией, государственно-правовой наукой и другими научными дисциплинами.

Э.Фримен говорил: «История – это прошлая политика и политика – это сегодняшняя история». Но историк имеет дело с свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет дело с еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающее действие. А следует, что политолог должен оценивать состоян



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.012 с.)