Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство: его генезис, сущность, функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: • силовая (Д. Юм, Л. Гумплович и др.) — государство возникает в результате узурпации политической власти; • договорная (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности; • экономическая (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс) — к возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов; • патриархальная (Р. Филмер) — государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье; • органическая (Э. Берк) — государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях; • теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство является отражением «небесных порядков», причем правитель — «помазанник Божий». Государство отражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от сферы индивидуальных интересов гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Государство выделяется из общественного целого на той ступени своей исторической эволюции, когда его элементы получают автономное развитие (право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной (т.е. властной, управляющей) функции от человека (собственности от производителя) имеет наивысшее значение. Различаются как внутренние, так и внешние функции государства. Внутренние: защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и прочих областях и др. Внешние: оборона от внешней агрессии, защита своих интересов во взаимоотношениях с другими государствами и пр. Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с точки зрения устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и т.д. В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей Государственный аппарат - это совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления. Государственный аппарат реализует две взаимосвязанные функции. Во-первых, осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.
Билет № 22 «Проблемы формирования политической культуры в России»
Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности. Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимо - устройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка. В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации. В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения. В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях. В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике. В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий. В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых. В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта. В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно - этатистской, «подданническое - партисипаторной» к демократической, гражданской культуре. Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.
Форма государства
Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Формы правления: a. Монархия (абсолютная, конституционная) b. Республика (президентская, парламентская) В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером. Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами Черты президентской модели республики: —президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента; —президент является главой государства и главой правительства; —президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует; —президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом; —президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика: —правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом; —отождествление воли парламентского большинства с волей народа; —правительство следует этой воле; —плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти; —формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии. Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик: —президент избирается всенародным голосованием; —правительство формируется президентом и утверждается парламентом; —правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; —президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях; —полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством. Россия является государством со смешанной формой правления.
24 Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.
Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил. Уровни: 1) межличностный 2) групповой 3) подсистемный 4) региональный 5) глобальный
Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.
Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |