Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство: его генезис, сущность, функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: • силовая (Д. Юм, Л. Гумплович и др.) — государство возникает в результате узурпации политической власти; • договорная (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности; • экономическая (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс) — к возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов; • патриархальная (Р. Филмер) — государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье; • органическая (Э. Берк) — государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях; • теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство является отражением «небесных порядков», причем правитель — «помазанник Божий». Государство отражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от сферы индивидуальных интересов гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Государство выделяется из общественного целого на той ступени своей исторической эволюции, когда его элементы получают автономное развитие (право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной (т.е. властной, управляющей) функции от человека (собственности от производителя) имеет наивысшее значение. Различаются как внутренние, так и внешние функции государства. Внутренние: защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и прочих областях и др. Внешние: оборона от внешней агрессии, защита своих интересов во взаимоотношениях с другими государствами и пр. Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с точки зрения устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и т.д. В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей Государственный аппарат - это совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления. Государственный аппарат реализует две взаимосвязанные функции. Во-первых, осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.
Билет № 22 «Проблемы формирования политической культуры в России»
Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности. Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимо - устройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка. В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации. В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения. В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях. В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике. В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий. В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых. В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта. В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно - этатистской, «подданническое - партисипаторной» к демократической, гражданской культуре. Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.
Форма государства
Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Формы правления: a. Монархия (абсолютная, конституционная) b. Республика (президентская, парламентская) В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером. Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами Черты президентской модели республики: —президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента; —президент является главой государства и главой правительства; —президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует; —президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом; —президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика: —правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом; —отождествление воли парламентского большинства с волей народа; —правительство следует этой воле; —плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти; —формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии. Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик: —президент избирается всенародным голосованием; —правительство формируется президентом и утверждается парламентом; —правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; —президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях; —полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством. Россия является государством со смешанной формой правления.
24 Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.
Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил. Уровни: 1) межличностный 2) групповой 3) подсистемный 4) региональный 5) глобальный
Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.
Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.01 с.) |