Государство: его генезис, сущность, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство: его генезис, сущность, функции



Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:

• силовая (Д. Юм, Л. Гумплович и др.) — государство возникает в результате узурпации политической власти;

• договорная (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности;

• экономическая (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс) — к возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов;

• патриархальная (Р. Филмер) — государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье;

• органическая (Э. Берк) — государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях;

• теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство является отражением «небесных порядков», причем правитель — «помазанник Божий».

Государство отражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от сферы индивидуальных интересов гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Государство выделяется из общественного целого на той ступени своей исторической эволюции, когда его элементы получают автономное развитие (право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной (т.е. властной, управляющей) функции от человека (собственности от производителя) имеет наивысшее значение.

Различаются как внутренние, так и внешние функции государства. Внутренние: защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и прочих областях и др. Внешние: оборона от внешней агрессии, защита своих интересов во взаимоотношениях с другими государствами и пр.

Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с точки зрения устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и т.д.

В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей

Государственный аппарат - это совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.

Государственный аппарат реализует две взаимосвязанные функции. Во-первых, осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей власти.

Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.

 

Билет № 22 «Проблемы формирования политической культуры в России»

 

Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимо - устройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.

В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.

В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.

В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий.

В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно - этатистской, «подданническое - партисипаторной» к демократической, гражданской культуре.

Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.

Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.

 

Форма государства

 

Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Формы правления:

a. Монархия (абсолютная, конституционная)

b. Республика (президентская, парламентская)

В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.

Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами

Черты президентской модели республики:

—президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;

—президент является главой государства и главой правительства;

—президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;

—президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом;

—президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.

Парламентская республика:

—правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

—отождествление воли парламентского большинства с волей народа;

—правительство следует этой воле;

—плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;

—формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.

Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:

—президент избирается всенародным голосованием;

—правительство формируется президентом и утверждается парламентом;

—правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;

—президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;

—полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.

Россия является государством со смешанной формой правления.

 

 

24 Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.

 

Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил.

Уровни:

1) межличностный

2) групповой

3) подсистемный

4) региональный

5) глобальный

 

Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.

 

Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.018 с.)