Политическое сознание: сущность, структура и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое сознание: сущность, структура и функции.



Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами – индивидуумами, группами, сообществами. Политическое сознание (далее буду сокращать как ПС) приобретает самостоятельный характер примерно в середине 1-го тысячелетия до н.э. Данный этап знаменуется работами таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель. ПС способно прогнозировать, в какой-то степени определять развитие общественно-политических процессов. От уровня ПС зависит полит. поведение, характер полит. деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений, которые они образуют.

Функции:

  1. Регулятивная – ПС регулирует соц. поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе воспринятых ими полит. идей, норм, представлений и убеждений.
  2. Познавательно–информационная – ПС позволяет людям усваивать полит. знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни, ориентироваться в ней в соответствии с уровнем своего ПС.
  3. Оценочная – оценка полит. деятельности, полит. ситуации – это механизм, с помощью которого люди формулируют свои полит. убеждения, позиции, относят себя к той или иной полит. группе.
  4. Мобилизующая – посредством этой функции описывается способность полит.сознания мотивировать людей к полит.поведению, к участию в общественной жизни, отстаиванию своих социально-политических интересов.

Уровни:

  1. Государственное сознание – полит.отношения регулируются путем выработки различных законопроектов, программ, конституции, а также получают обоснование действующие принципы управления и гос.порядок
  2. Теоретическое сознание – разрабатываются, формулируются различные идеи, концепции, воззрения полит.характера. Работа теоретического уровня ПС позволяет: ставить и решать важнейшие тактические и стратегические полит.цели и задачи, определять средства и методы решения полит.задач.
  3. Эмпирическое сознание – уровень ПС, базирующийся на непосредственной практике, участии в полит.процессе различных соц.общностей. На данном уровне полит.деятельность отражается в виде в форме ощущений, иллюзий, переживаний.
  4. Обыденное сознание – характеризует совокупность возникающих из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, соц.слоя или группы людей. На данном уровне наиболее ярко выражены соц.-психологические черты – настроения, чувства, эмоции.

Формы:

  1. Специализированное сознание – идеологически однородное сознание, вырабатывающее, внедряющее и развивающее в сознании рядовых представителей общественного класса, соц.группы определенные ориентации и установки. Его носители – полит.партии, организации и общ.объединения.
  2. Массовое сознание – опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества, уровень знаний общества о полит.реальности. Массовое ПС определяется множеством факторов – конкретной историч.ситуацией, различными соц.потрясениями и т.п.

 

 

Политическая мысль античности

Черты политических взглядов Др.Востока:

2) Политический мысль выражена в мифологической форме

3) П. мысль оправдывала божественное происхождение власти, сокрализация власти

4) Отождествление гос. Власти с властью царя, фараона, императора

5) Тесное переплетение политической мысли с моралью

Политические учения Др. Греции и Др.Рима:

6) политическая мысль освобождалась от мифологической формы и превратилась в самостоятельную часть философии

7) для пол мысли было характерно – разработка учения о государстве

Древний Китай, 2 учения:

  1. Конфуцианство (Конфуций 551-479 гг. до н.э.)

а) Разрабатывал идею патриархально-патернассисткой сущности государства, патернализм-забота, опека

б) Правитель должен следовать строгим моральным правилам и строго исполнять законы государства

2. Учение Шан Яна (400-338гг до н.э.) легисты

а) Строгое подчинение правителю-деспоту, суровое наказание

Древня Греция

Платон (427-347гг до н.э.)

«Политик», «Государство», «Законы»

Гос-во – это необходимый элемент человеч общества, законы должны быть незыблимыми и обязательно для всеобщего понимания.

«Учение об идеальном государстве»

Удовлетворение потребностей граждан, личные интересы каждого должны быть подчинены интересам государства и общества.

Наилучшая форма – аристократия- власть мудрых и благородных философов.

Далее монархия, но правитель должен быть мудрым.

Несовершенные формы правления – алегархия, тирания, демократия, тиократия.

Все жители на 3 сословия:

8) философы, которые обладали истинными знаниями общих интересов

9) воины или стратеги

10) работники, ремесленники, землевладельцы

Аристотель (384-322гг до н.э.) – «Политика», 158 греческих полисов

Госу-во у А. – продукт естественного развития, высшая форма общения людей

Человек – политическое животное

Наилучшие(правильные) формы

-монархия

-аристократия

-полития

Правление просвщенного и обеспеченного большинства в интересах достижения общего блага.

Направильные формы:

-тирания

-алегархия

-демократия

Гос интересы должны преобладать над интересами человека. (!!)

Древний Рим

Тит Лукреций Кар (99-95гг до н.э.)

Поэма «О природе вещей», тезис происхождения государства и закона

Происхождения государства и права на основе общественного догвоова.

Марк Гуллий Цицерон (106-43гг до н.э.)

«О законах», «О государстве»

Государство основано на присущих природе человека разуме и справедливости. Государство- это выражение интересов, справедливость.

Необходимость охраны собственности. Заговорил о правовом государстве.

Рассматривал:

- монархия

-аристократия

-демократия

Идеал –некий смешанный режим.

 

6Политическая идеология и ее основные типы

Термин "идеология" был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в 1801 г.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

К XIX веку сложились 5 идеологии:

  1. Либеральная
  2. Консервативная
  3. Социалистическая (Коммунистическая)
  4. Националистическая
  1. Анархизм

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

  1. индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.
  2. Все свои законы и ценности человек создает сам.
  3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.
  4. Государство создается на основе общего соглашения и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.
  5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка

Консерватизм- (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Основные принципы идеологии консерватизма

  1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.
  2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.
  3. Ориентация на государственный авторитет.
  4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.
  5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.
  6. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Анархизм ( от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе.

В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

  • индивидуализм;
  • волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
  • защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
  • тактика "прямого действия";
  • будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

СОЦИАЛИЗМ и КОММУНИЗМ

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

  1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
  2. Материалистическая трактовка общественной жизни.
  3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.
  4. Гуманистический характер конечных целей.
  5. Социальный коллективизм.
  6. Исторический оптимизм.

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  • Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.015 с.)