Политический кризис и конфликт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический кризис и конфликт.



Столкновение противоположных общественных сил с целью реализации своих интересов.

Политический кризис – конфликт, затрагивающий государство.

 

Кризисы: а) внешнеполитические б) внутриполитические (Правит. Конституц. Парлам.)

 

Причины:

1) Социальное неравенство, вопросы власти.

2) Нехватка средств к существованию

3) Непродуманная политика государства

4) Расовая, национальная, религиозная неприязнь

 

 

Функции конфликта:

Хорош тем, что: а) функция разрядки социальной напряжённости б) интеграция сторон в) стилизирование социальных изменений г) формирование равновесия д) переоценка ценностей общества.

Плох тем, что: а) угроза раскола общества б) неблагоприятные демографические процессы.

 

25 Политический режим

Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Существует два главных типа политических режимов — демократические и недемократические, каждый из которых внутри себя подразделяется на несколько видов.

К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный законодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических режимов выступает термин парламентский режим. Республика — яркий пример.

К недемократическим режимам надо относить такие формы правления, основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. Поэтому другим наименованием для них служит термин авторитарные (единоличные) формы правления. Авторитаризм (от лат. аисогйаз — власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя она — форма единоличного правления, занимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть короля ограничивалась парламентом.

Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит т парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. Парламент (англ. рагИатеШ, от франц. Рагег — говорить) — высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах.

В Англии он так и называется — парламент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в России сегодня — Федеральное Собрание, а прежде — Дума. Парламент впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства. И

Поскольку это слово происходит от французского глагола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — много говорить. За это им и деньги платят. Но говорить на определенные темы, по строго заведенному регламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется.

Больше всех с речами выступают лидеры партий и фракций, и рядовые избранники народа, именуемые депутатами, участвуют в заседаниях постоянных думских комиссий, например Комиссии по правам человека или Комитета по экономическим вопросам, и голосуют. Это главное орудие парламента — набрать большинство голосов по конкретному вопросу.

Если законопроект набрал такое большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы.

Создать парламентское большинство — мечта любого политического движения. Для этого оно тратит огромные суммы на предвыборную борьбу, агитируя — через газеты, радио, телевидение, листовки и т. д. — голосовать за своих кандидатов, и не меньшие суммы позже, когда надо уговорить другие фракции голосовать за ее предложение.

Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с авторитетом, который мы рассматривали в первом параграфе настоящей главы. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки, прорвавшегося к власти. Ведь настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор ни в каком уважении снизу не нуждается. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов.

Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и университеты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии. Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует также и экономику.

Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. (ИсШЫга — неограниченная власть) понимается осуществление власти в государстве недемократическими методами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического

режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, то при диктатуре — без согласия народа и против его интересов. Массовые репрессии которые практиковались и практикуются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа.

 

26. Политическая социализация личности. (этот и 30 вопрос надо на консультации уточнить)

Я нашел 2 варианта ответа – разные, мне больше второй нравится.

Первый:

- включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. К содержанию данной формы социализации следует отнести развитие политического сознания, политической культуры, политической практики или опыта, электоральное воспитание, политическое участие, субъектно-политическую деятельность и т. д. По М. Веберу, можно выделить несколько типов политической среды, которые определяют способ социализации личности: патриархальный, подданнический и активистский. Разные типы политических структур предполагают различные содержательные и формальные условия социализации.

Так, патриархальная среда предполагает доскональное знание политических традиций и ритуалов. С раннего возраста политическое воспитание направлено на выработку состояния влюбленности и почитания субъектов управления и власти. В такой системе наблюдаются политические ориентации на интересы коллектива, которые концентрируются в личности представителей политической элиты. Легитимность при патриархальной социализации носит традиционный характер. Лояльность по отношению к патриарху со стороны активных в политическом отношении личностей доводится до самопожертвования.

В обществе, в котором господствует подданнический тип политической культуры, основой социализации выступает абсолютизированная лояльность по отношению к любой структуре власти. В процессе социализации осуществляется нивелировка (усреднение) личности и выработка установки, что элита всегда права и что борьба с ней невозможна. Личность при такой социализации имеет низкий уровень активности, самосознания, критичности, человеческого и политического достоинства.

Активистский способ социализации предполагает высокую политическую гражданскую и политическую культуру, владение системой прав и обязанностей гражданина и умение действовать эффективно в пределах закона.

По поводу характера политической социализации в России нет единого мнения, поскольку она не изучена в полной мере. Многие процессы социализации находятся в сфере теневых отношений, носят парадоксальный характер. Если демократия в России получит свое развитие, то политическая социализация превратится в серьезную проблему для общества, поскольку реальная политическая культура и форма социализации носят архаизированный, недемократический характер.

Второй:

Типы политической социализации. В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

 

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

 

Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

 

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

 

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей. Второй этап политической социализации - партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

 

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.

 

На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.

 

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.012 с.)