Раскрыть эволюцию развития науки о финансах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрыть эволюцию развития науки о финансах



Раскрыть эволюцию развития науки о финансах

Финансы – категория историческая, так как имеет стадии возникновения и развития. Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и изменялись вместе с ним. Историческими условиями возникновения финансов являются:
1) товарное производство;
2) опосредование товарного производства денежными отношениями;
3) наличие первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части – прибыли.

Исторический характер финансов как объективной финансовой категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации. Независимо от общественной формации, финансы имеют всегда одну и ту же цель – выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих расширенное воспроизводство и выполнение государством своих функций.
В формировании финансовых отношений можно выделить стадии:
1) период возникновения финансовых отношений вообще;
2) появление государственных финансов
.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. Именно создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его перераспределение лежит в основе финансовых отношений. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии осуществляться без участия государства. Таким образом, прибавочный продукт, а не государство, служит основой и началом возникновения финансов.

Вместе с развитием общества происходило развитие финансовых отношений. В обществе с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Таким образом, в натуральном хозяйстве ни одна из стадий движения товара в современном представлении не являлась финансовой. Только с возникновением денег производство и движение общественного продукта стали опосредоваться денежными отношениями, а перераспределительные процессы стали носить преимущественно денежный характер.

Наука о финансах – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства. Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX в., нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть классической теории состоит в доминанте государства в финансах; суть неоклассической – в доминанте финансов частного сектора.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными, а по мнению известного петербургского ученого А.И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д.Карафа, Н.Макиавелли (1480 – 1540), Дж. Ботеро (1540 – 1617) и др.

Финансовая наука выработала и применяет различные способы и приемы познания денежно-финансовых отношений. К ним относятся: статистическое наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, постановка экспериментов, обобщение опыта.
Финансы в эпоху свободной конкуренции приобрели качественно новые по сравнению с предыдущими эпохами закономерности: усилилась необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной сферы. Новые условия функционирования экономических систем требуют от финансовой науки теоретического обоснования происходящих процессов и разработки перспективных направлений развития цивилизации.

 

 

СРСП №2

Нариманова Асель

Финансовая политика одной из зарубежных стран

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

 

 

СРСП №4

Нариманова Асель

Государственный бюджет

Бюджетное устройство – представляет собой организационные принципы построения бюджетной систем, ее структуру и взаимосвязь объединяемы в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: унитарные государства федеративные государства

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний. В таком государстве административ­но-территориальные образования не имеют собственной го­сударственности или автономии. В таких унитарных госу­дарствах действуют единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и соци­альной сферой. В Унитарных (единых) государствах бюджетная система включает 2 звена- это

- Государственный бюджет - Местный бюджет.(Франция, Великобритания, Швеция) Федеративные государства — это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований — шта­тов, земель, республик. В федеративном (объединенном) государстве админист­ративно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обла­дают определенной самостоятельностью в рамках распре­деленных между центром и административно-территориаль­ными образованиями полномочий

В Федеративных государствах (Германия, США, Россия) функционирует 3 уровневая бюджетная система. Согласно чему в России функционирует: -Республиканский (федеральный) бюджет-Региональный или бюджет субъектов РФ- Местный бюджет:

1) Бюджет муниципальных районов

2) Бюджет городских округов

3) Бюджеты внутригородских муниципальных образований

4) городов федерального значения, сельских и городских поселений

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри его.

В западных странах правовая основа управления государственными финансами развивалась в течение многих веков, и бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, определяет финансовые взаимоотношения между всеми уровнями управления бюджетной системы. В Германии Закон о развитии экономической стабильности и роста создал условия для последующих всесторонних реформ бюджетного законодательства. Закон ввел требования составления пятилетнего финансового плана для федерального правительства, осуществления анализа и отчетности на регулярной основе, а также установил некоторые меры, которые необходимо принимать в случае нарушения хода реформ.

В Российской Федерации был создан единый законодательный акт, который стал методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, и регламентирует бюджетные отношения.

 

СРС №1

Нариманова Асель

Финансовый механизм

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма может быть представлена в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
1) функционирование бюджетного механизма;
2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
3) механизм функционирования внебюджетных фондов;
4) механизм функционирования местных финансов;
5) функционирование страхового механизма;
6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

 

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового механизма включает в себя:
1) финансовое регулирование;
2) финансовое стимулирование;
3) финансовые рычаги;
4) нормативное и правовое обеспечение;
5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:
1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);
2) указы Президента РФ (по налогообложению);
3) постановления Правительства РК;
4) приказы и письма министерств и ведомств;
5) устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

 

Раскрыть эволюцию развития науки о финансах

Финансы – категория историческая, так как имеет стадии возникновения и развития. Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и изменялись вместе с ним. Историческими условиями возникновения финансов являются:
1) товарное производство;
2) опосредование товарного производства денежными отношениями;
3) наличие первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части – прибыли.

Исторический характер финансов как объективной финансовой категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации. Независимо от общественной формации, финансы имеют всегда одну и ту же цель – выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих расширенное воспроизводство и выполнение государством своих функций.
В формировании финансовых отношений можно выделить стадии:
1) период возникновения финансовых отношений вообще;
2) появление государственных финансов
.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. Именно создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его перераспределение лежит в основе финансовых отношений. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии осуществляться без участия государства. Таким образом, прибавочный продукт, а не государство, служит основой и началом возникновения финансов.

Вместе с развитием общества происходило развитие финансовых отношений. В обществе с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Таким образом, в натуральном хозяйстве ни одна из стадий движения товара в современном представлении не являлась финансовой. Только с возникновением денег производство и движение общественного продукта стали опосредоваться денежными отношениями, а перераспределительные процессы стали носить преимущественно денежный характер.

Наука о финансах – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства. Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX в., нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть классической теории состоит в доминанте государства в финансах; суть неоклассической – в доминанте финансов частного сектора.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными, а по мнению известного петербургского ученого А.И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д.Карафа, Н.Макиавелли (1480 – 1540), Дж. Ботеро (1540 – 1617) и др.

Финансовая наука выработала и применяет различные способы и приемы познания денежно-финансовых отношений. К ним относятся: статистическое наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, постановка экспериментов, обобщение опыта.
Финансы в эпоху свободной конкуренции приобрели качественно новые по сравнению с предыдущими эпохами закономерности: усилилась необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной сферы. Новые условия функционирования экономических систем требуют от финансовой науки теоретического обоснования происходящих процессов и разработки перспективных направлений развития цивилизации.

 

 

СРСП №2

Нариманова Асель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.026 с.)