Современная западная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная западная философия



1.Родоначальником какого философского направления считают С.Кьеркегора?

г)

2.Согласно Кьеркегору, отчаяние как результат грехопадения

в)

3.Синтез противоположных сторон человеческого «Я» в целостную личность у Кьеркегора является результатом

б)

4.Понятием, противоположным понятию «грех», у Кьеркегора становится

г)

5.В своей философской системе Шопенгауэр понимает мир как

в)

6.Иллюзия, которую питает индивидуальная воля, состоит в том, что

а)

7.Выделите религиозные системы, нормы которых Шопенгауэр считал проявлением отрицания воли к жизни

в) г)д)

8.Жизнь, согласно Бергсону, представляет собой

б)

9.Наиболее адекватным способом познания сущности жизни у Бергсона является

в)

10.Шпенглер анализирует развитие культуры, отождествляя последнюю с

в)

11.Шпенглер выделяет следующие периоды, которые культура проходит в своем развитии:

в)

12.Как называет Шпенглер конечную стадию развития культуры?

г)

13.Универсальным законом, который, согласно Ницше, отражает саму суть жизни, является

в)

14.Христианская мораль, с точки зрения Ницше, призвана

б)

15.Сверхчеловек в системе Ницше – это

в)

16.Предметом феноменологии Гуссерля является

в)

17.Интенциональность, как одна из главных категорий феноменологии Гуссерля, является

г)

18.Основные проблемы, которые поднимает экзистенциализм, это проблемы

а)

19.Каким образом человек, согласно Хайдеггеру, может познать бытие?

в)

20.По Ясперсу, человек наиболее остро осознает свою экзистенцию в пограничных ситуациях

б)

21.Фразу Сартра о том, что «человек трагически обречен на свободу» нужно понимать следующим образом:

б)

22.Суть человеческой экзистенции определяется Камю как

а)

23.Программу какого нового направления стремился выработать М.Шелер?

г)

24.Как Шелер понимает сущность человека?

б)

25.Главная характеристика человеческого бытия у Плеснера – это

в)

26.Задачей социобиологии является

а)

27.Суть теории «геннокультурной коэволюции» заключается в идее

б)

28.Что, согласно Кьеркегору, может обеспечить синтез противоположных сторон человеческого «Я» (конечного и бесконечного, свободы и необходимости и т.п.)?

г)

29.Кьеркегор определяет Бога как

а)

Эстетический путь человека к собственной целостности Кьеркегор отождествляет с путем

г)

31.Ошибка человека, который, подобно Сократу, ищет собственное «Я» на этическом пути, заключается в

а)

Воля, которую Шопенгауэр называет «вещью в себе», «субстанцией всех явлений», по своей сути является

г)

 

32 Шопенгауэр полагает, что для объективной воли целью становится

б)

 

33 Этические нормы, аскеза, целибат, по Шопенгауэру способствуют

б)

34 Чистая длительность, в которой проявляет себя жизнь, у Бергсона понимается как

б)

 

 

36. Знание, полученное непосредственно, как полагает Бергсон, может быть выражено в

б)

 

37. Средоточием жизненных сил культуры у Шпенглера является

а)

 

38. Каким образом, согласно Шпенглеру, реализуется жизненный потенциал той или иной культуры?

а) п

 

39. Признаком начала последнего периода жизни культуры Шпенглер считает

г)

 

40. Ницше полагает, что два жизненных начала, которые питают витальность человека – это

в

 

41. Оценку, которую Ницше дает деятельности Сократа, можно определить как

б)

 

42. Моральные отношения, как полагал Ницше, должны устанавливаться между

а)

43. Метод, который использует Гуссерль в исследовании природы сознания, это

а)

 

44. Акт «эпохе» в методе Гуссерля определяется как

б)

 

45. В целом экзистенциализм можно подразделить на следующие течения: в

 

46. Истина, согласно Хайдеггеру, выражена в

б)

 

47. Преодолением пограничных ситуаций экзистенции, по Ясперсу, становится доступным в коммуникации

в)

 

48. Сартр понимает природу человека как

б)

 

49. Смысл бытия человека, согласно Камю, может быть найден в

в)

50. Взаимосвязь мирового духа и человека у Шелера понимается следующим образом:

а)

 

51. Сущность человека, по Гелену, состоит в

б)

 

52. Целью философской антропологии является

г)

 

53. «Трансцендентальные», социокультурные цели человека понимаются в социобиологии как

б)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Выделите влияния, которые сыграли наиболее заметную роль в развитии русской философской мысли:

б) д) е)

2. Онтологизм русской философии отражает мировоззренческую установку, согласно которой

б)

3. Вера в русской философии понимается как

б) знания

4.Утверждая, что «Церковь – не авторитет, а истина», Хомяков определяет суть Церкви как

а)

5. Подлинной свободы человек, по Хомякову, достигает в

в)

6. Негативное отношение Киреевского к западному просвещению определяется

а)

 

7. «Внешний человек» у Киреевского – это

а)

 

8. Каким образом, согласно Чаадаеву, человек может познать всеобщее?

опыта

г)

 

9. Как характеризует Чаадаев роль России в историческом процессе в «Философических письмах»?

б)

 

10. Какие три периода составляют основу философской деятельности Герцена?

б)

 

11. В каком смысле Герцен утверждает, что «история стучится разом в тысячи дверей»?

а)

 

12. Какому русскому мыслителю принадлежит фраза: «Для меня теперь человеческая личность – выше истории, выше общества, выше человечества… Общее – палач человеческой индивидуальности»?

г)

 

13. Какое направление русской философской мысли дает следующую оценку: «Нет системы более скользкой, лицемерной и лукавой, нежели б)

 

14. В «Критике отвлеченных начал» В.Соловьев выделяет три следующие системы познания, которые, занимаясь абстрактной проблематикой, обособились от жизни:

а в)г)

 

15. Целью человеческой истории и человеческого познания, как полагает философия всеединства, является

а)

 

16. Познание, как доказывал С.Л.Франк, по природе своей является

б)

 

17. Внутренняя социальная соборность («общественность») у Франка осуществляется в двух жизненных формах:

б) г)

 

18. Понимая ноосферу как новую геологическую эпоху, В.Вернадский объясняет это тем, что

б)

 

19. Эволюционное направление развития ноосферы результируется в

а)

 

20.. Целью истинной философии, согласно Н.Федорову, должно быть

г)

 

21.. Как считает Н.Федоров, пример, который завещал человечеству Христос, является

в)

 

22. Методология изучения истории, согласно Данилевскому, должна быть

а)

 

23. Практически каждый культурно-исторический тип, выделенный Данилевским, реализует свою суть в

а)

 

24. Единый закон, объемлющий растительное, животное, индивидуальное и культурно-историческое бытие, Леонтьев определяет как

б)

 

 

25. Леонтьев рассматривает эгалитаризм, демократию и развитие национальных движений как

в)

 

26. Выделите три типа культуры, которые исследует П.Сорокин:

б) в)е)

 

27. Вырождение любого типа культуры, по Сорокину, предопределено тем, что

а)

 

 

28. В философии экзистенциализма, к которой принадлежит Н.Бердяев, утверждается, что

в)

 

29. Объединяя понятия творчества, любви, Бога, Бердяев приходит к категории

б)

 

30. Выделите характеристики, которые Бердяев полагал свойственными русскому человеку в отличие от западного:

б) д)е)

 

31. Проблематика, которая выходит на первый план в русской философии, является

б)

 

32. Познание мира человеком в русской философии понимается как

в)

 

33. Выделите те диалектические оппозиции, рассмотрение которых наиболее характерно для

русской философии:

в) д)

 

34. Преобладание стремления к свободе или необходимости Хомяков определяет соответственно в качестве

а)

 

35. Что означает термин «живознание» в философии Хомякова?

г)

 

36. Киреевский понимает логическое мышление как

б)

 

37. «Внутренний человек» у Киреевского – это

в)

38. Где, согласно Чаадаеву, творится Царство Божие?

а)

 

39. В чем заключается урок, который Россия, по Чаадаеву, может дать миру?

б)

 

40. Критика Герценом «буддистов в науке» относится к

в)

41. Исторические реалии России, по Герцену, создают возможность для

а)

 

42. Белинский понимал исторический прогресс как

б)

43. Идеалом цельного знания в философии всеединства выступает

в)

 

44. Практическая философия с точки зрения философии всеединства должна отвечать на вопрос:

г)

 

45. Мифология, согласно работам В.Соловьева, может быть прообразом цельного знания, поскольку

а)

 

46. Сущность христианства, по Франку, состоит в

в)

 

47. Острая критика кантианства П.Флоренским вызвана

а)

 

48. Оценивая ноосферу с точки зрения эволюции, В.Вернадский полагает, что

б)

 

49. Возможны ли, согласно взглядам Вернадского, ложные и пагубные пути в развитии ноосферы?

а)

 

50. Трагедией человечества Н.Федоров считает

в)

 

 

51. Основной морально-психологической установкой человечества, как полагает Федоров, должно стать

а)

 

52. Выделяя 13 культурно-исторических типов, Данилевский полагал, что они

в)

53. В отличие от других культурно-исторических типов, славянская культура в философии Данилевского призвана

д)

 

54. Схема, которая осуществляется на всех уровнях бытия, у Леонтьева выглядит следующим образом:

а)

55. Культурные типы, выделенные П.Сорокиным, соотносятся с истиной следующим образом:

г)

 

56. Кризис в системах истины (философии, науке и т.п.) в эпоху чувственной культуры обусловлен

а)

 

57. Бердяев полагает, что экзистенция субъекта является

а)

 

58. Анализируя категорию бытия, Бердяев определяет ее значение как

в)

 

59. Своей специфической трансформацией не русской культурной почве марксизм обязан

б)

БЫТИЕ

1.С помощью каких аналитических методов можно получить определение бытия?

е)

2.В современной философской традиции категория «сущее» относится к

а)

3.Поднимая проблему Единого и Многого, спор элеатов с Гераклитом ставит вопрос о свойствах

д)

4.Абсолютизация изменчивости как свойства действительности приводит к выводу о

е)

5.Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциональный подход в понимании пространства и времени?

б)

6.Как называется принцип объяснения развития сущего, которого придерживался французский ученый Лаплас?

г)

7.По существу изменения в естественных системах определяются причинностью, в искусственных –

в)

8.В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является

а)

9.Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве

а)

10.Что в синергетике считается причиной движения?

в)

11. Как в синергетике называется противоречивое единство стабильности и изменчивости?

б)

12.В современной космологической теории Большого Взрыва необратимость времени объясняется

г)

13.Динамическая концепция времени утверждает, что

а)

14.Содержание понятий «социальное пространство» и «социальное время» определяется

г)

15.Какое онтологическое противоречие выражает медицинская категория «предболезнь»?

а)

б)

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1.Платон и Аристотель, рассматривая проблему души, выделяли в последней три части. Существует ли различие в их позициях по этому вопросу?

в)

2.Как понимает Демокрит природу психического?

в)

3..Принято считать, что внимание к внутреннему миру появляется с приходом христианства. Кого из античных мыслителей можно выделить в этом отношении?

в)

4.В мистической теологии высшим духовным началом в человеке считается

а) б),в) г)

5.В Новое время в целом понятие сознания редуцируется к понятию

а)

6.Юм полагал, что сознание человека представляет собой ряд дискретных восприятий. С помощью каких понятий Кант решает эту проблему?

б)

7.В марксизме утверждается, что сознание не может быть «ничем иным, как осознанным бытием». О каком уровне бытия здесь идет речь?

б)

8.Как понимает Маркс природу изменений, которые могут происходить в сфере сознания?

б)

9.Господство тех или иных идей в истории человеческой мысли Маркс рассматривает как

б)

 

Кто из указанных философов понимал сознания как «со-знание», т.е. совместное, соборное знание?

г)

Какие из указанных соматических изменений сыграли особую роль в эволюции сознания?

а) в) г)

 

10. Согласно Марксу, человек начинает сам выделять себя из животного мира тогда, когда

б)

 

11. К какому философскому направлению может принадлежать мнение, что мозг рождает мысли, как печень – желчь?

г)

 

12. Расположите следующие генетические типы коммуникации человека в хронологическом порядке:

в)

 

13. Этнолингвистические исследования обнаруживают, что в языках, сохранивших архаический строй, глаголы и существительные практически не дифференцированы. О каких свойствах архаического мышления это свидетельствует?

в)

 

14. Связь в системе «мир – человек» является

а)

 

15. Какое свойство результируется в понятии активности человеческого сознания?

б)

 

16. Существенной характеристикой человеческого сознания является рефлексия как способность

а)

 

17. В сравнении с кибернетическими устройствами человеческий мозг лучше приспособлен к ориентации в условиях

в)

 

18. Отражение как ощущение является свойством высокоорганизованной материи. Какой диалектический закон демонстрирует этот факт?

б)

 

19. Способность формировать цели согласно ценностям и мотивам, свойственна человеческому сознанию

в)

20. С точки зрения Канта, механизм, обеспечивающий саму возможность мышления по своей природе является

в)

 

21. По Фихте, начальным условием, необходимым для осознания своего «Я», является

а)

 

22. Первичная форма самосознания проявляется как

б)

 

23. На стадии трайбально-клановых отношений самосознание характеризуется следующими противопоставлениями

б)

24. Неотъемлемой чертой самосознания в силу его природы становится

в)

25. Главные функции самосознания – это

а)

 

26. Теоретической формой самосознания является

а)

 

27. Уровни самосознания проявляются как

а)

 

28. Согласно Фрейду, содержанием бессознательного является

а)

 

29. Одним из главных пунктов разногласий между Фрейдом и Юнгом было

б) с

 

30. Концепция установки Узнадзе опровергает утверждение, согласно которому

а)

 

31. По своей природе невроз является расстройством

в)

 

32. Уровень психики, на котором формируется источник невротических реакций – это

б)

 

33. Сторонники солипсизма понимают идеальное как

б)

 

34. Является ли суждение «нет круглого квадрата» субъективным отражением объективного мира?

б)

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1.Какое, указанное ниже, понятие отражает специфику социального бытия?

б)

2.Термин «чифдом» в социально-исторической антропологии означает

б)

3.Что выступало в качестве основного фактора интеграции на стадии раннего государства?

г)

4.Среди указанных ниже понятий выделите то, которое соотносится исключительно с социально-государственными характеристиками: б)

5.К. Поланьи определил принудительное изъятие и концентрацию властью продукта с целью последующего вертикального перераспределения как

а)

6.Согласно структуралистской трактовке, социальное пространство представлено

в)

7.Основной характеристикой социального пространства является

г)

8.На какой основе общество интерпретирует структуру социального времени?

в)

9.Что, согласно Э. Дюркгейму, лежит в основе категории времени?

а)

10.Что выступает основной единицей социального времени в традиционном обществе?

г)

11.От какого фактора прежде всего зависит плотность социального времени?

б)

12.Существует ли более адекватный критерий социального статуса, нежели деньги?

а) свободное время

б) авторитет

в) недвижимость

г) престижная работа

д) нет такого критерия

13.Какте типы цивилизации можно выделить на основании отношения государства и общества?

г)

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.Философия Нового времени заложила основы для понимания человека как

а)

2.Для классической философии основной характеристикой человека была

г)

3.По определению Ч. Ламсдена, детерминизм «эпигенетических правил» выражается в

а)

4.Понятие «эволюционные императивы» в социобиологии в целом соотносится с

б)

5.Как Р. Доукинс называет культурный аналог гена как механизма наследования?

г)

6.Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они

в

7.В отличие от сторонников социобиологии, Н. Моисеев понимает термин «коэволюция» как

б)

8.С точки зрения М. Мамардашвили, жизнь человека имеет смысл тогда, когда она конечна, потому что б)

9.Мамардашвили полагал, что истинным предметом философии должно быть:

г )

10.Кто из указанных мыслителей считал, что человек часто умирает, так и не став человеком?

г)

11.Проводя аналогию с чертежом предмета, Франкл утверждал, что различные дисциплины создают специфические проекции, которые

в)

12.Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном» антропогенеза является

г) «

13.Если бы гоминиды (предки человека) встали на путь биологической специализации, это означало бы

б)

14.Термин «социализация» относится к

в)

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1.Кто из указанных ниже мыслителей придавал ценностям онтологический статус?

е)

2.С точки зрения М. Шелера ценности представляют собой

б )

3.Расположите следующие пары ценностных суждений согласно иерархии, выделенной М. Шелером:

а) (3)б) (3)в) (1)г) (3)д) (2)е) (4)

4.Поскольку человек является единственным известным существом, способным сказать «нет» естественным порывам во имя высших духовных ценностей, Шелер называет его

г)

5.В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн утверждал, что проблема ценностей и смысла человеческой жизни

г)

6. Г. Риккерт определяет характер ценностей и их иерархии как

а)

7.Согласно Г. Риккерту, отнесение к ценности является необходимым для

в)

8.Ценности, которые исследует М. Вебер, результируются в его концепции в понятии

а)

11.Согласно какому основанию А. Маслоу выстраивал иерархию ценностей?

в)

12.С точки зрения В. Хесле, современная эпоха определяется фундаментальным несоответствием таких форм рациональности как

а)

.13.В марксизме ценности считаются производными от

г)

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1.Фаллибилизм как принцип научного познания означает

г)

2.Концепция научно-исследовательских программ принадлежит

б)

3.Структуру научно-исследовательской программы составляют:

а)

4.Регрессивный этап развития научно-исследовательской программы характеризуется

г)

5.Поскольку Т. Кун поставил развитие науки в зависимость от деятельности научных сообществ, то в его концепции характеристикой научного знания является

б)

6.Революционный характер развития науки в концепции Куна аналогичен эволюционным процессам в понимании

б)

7.Этап парадигмального развития науки Кун называет

а)

8.Согласно П. Фейерабенду, рост научного знания происходит в процессе

г)

9.Какое место Фейерабенд отводил науке относительно других форм знания?

б)

10.Используя схему, аналогичную теории Дарвина, С. Тулмин оценивает результаты познания как

в)

11.Инновации в науке определяются Тулмином как

а)

12.Рациональность у Тулмина понимается как

а)

13.Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие

в)

14.Уберите критерии оценки научного объяснения, которые игнорировал С. Тулмин:

в) д)

15.С точки зрения М. Полани, устранение личностного начала из научного познания ведет к

б)

16.В концепции Полани неявное, имплицитное знание представлено как

в)

17.Основой неявного и личностного знания у Полани является

а)

18.С точки зрения Дж. Холтона, тематические структуры науки

а)

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

1. Модель объяснения феномена техники, где истоки последней считаются онтологически укорененными, называется

г )

2.В Новое время мыслителем, который выводил нравственный прогресс из прогресса технического, был

а)

3.Кто высказал мысль, что пар, электричество и сельфактор – более опасные революционеры, чем Барбюс, Распайль, Бланки?

в)

4.Чаще всего рождение направления философии техники связывают с именем

г)

5. Э. Каппа понимал машину как

а)

6. С точки зрения М. Хайдеггера, отношения человека и техники определяются

б)

7.Как М. Хайдеггер определяет характер технического пути постижения истины?

б)

8.Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она

б)

9.С точки зрения Н. Бердяева, техника положила начало кризису

а)

10.Противоречие, которое порождается техникой, у Бердяева понимается как противоречие

г)

11.В «Первом манифесте футуризма» Ф. Маринетти называет символом новой культуры автомобиль, поскольку он

в)

13.Выделите имена мыслителей, которые исходили из позиций технологического детерминизма в понимании истории и общества:

а) б) г) е)

14.В концепции Л. Мэмфорда Мегамашина понимается как

б)

15.С помощью какого понятия Мэмфорд объясняет суть технического влияния на человека?

г)

16. Определяя сущность техники через понятия Hard-ware и Soft-ware, А. Димер раскрывал их содержание как

а)

17.Как в психотерапии называется аномальная зависимость человека от компьютера?

в)

18.Какую компоненту человеческого бытия размывает возможность всегда начать «с нуля» в виртуальной реальности (Undo)?

в

20.Какой компонент виртуальной реальности в Интернете уничтожает линеарную структуру «галактики Гуттенберга»?

б)

21.К какому типу виртуальной реальности относятся модели, полученные с помощью компьютерного томографа и ультразвукового сканера?

в)

ПОЗНАНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.261 с.)