Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия



ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ПРЕДМЕТ

1.М. Фуко показал, что медицинское знание развивается в рамках культурно-исторического способа видения мира, который он назвал г)

2.Существенные особенности когнитивных и ценностных мировоззренческих ориентаций определяются

д)

3.Методом построения первых объяснительных моделей был метод

в)

4.Категоризация – это

а)

5.Какому мировоззренческому уровню соответствует категоризация?

б)

6.Социально-практической основой возникновения мифологического мировоззрения являлось

в)

7.Существенной чертой мифологического миропонимания является

г)

8.Сущностное различие мифологического и религиозного миропонимания заключается в

в)

9.Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

а)

10.Рефлексия – способ осознания, при котором

в)

11.В онтологическом аспекте противоположным термину «рационализм» выступает понятие

а)

12.В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является

в)

13.Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет

а)

14.В чем заключается мировоззренческая функция философии?

б)

15.Философия представляет собой

б)

16.Объектом философского исследования является

г)

17.Предметом философского исследования являются

а)

ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА

Идея какого рода различий положена в основу понятия «азиатский способ производства»?

в) Укажите социокультурные ценности восточных цивилизаций, которые связаны со спецификой азиатского способа производства:

б) г) д)

Укажите социальную структуру, которая является основой азиатского способа г) земледельческая община

Расположите в хронологическом порядке следующие религиозно-философские тексты древней Индии:

а) (3)б) (1)в) (5)г) (2)д) (4)

Брахман и Атман соотносятся как

в)

В какой из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии?

б)

Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в Упанишадах свидетельствует о

б)

Какой образ лежит в основе объяснительных моделей мира, общества и человека в ведическом мировоззрении?

а)

9. Стихи из ведической литературы, которые призваны гармонизировать организм человека с вечным звучанием Вселенной, называются в)

10. Первоначальное значение термина «карма» - это

а)

11. Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению:

а)

12. Понятие «сансара» означает

а)

13. Какие из шести ортодоксальных философских школ Индии наиболее близки к ведической литературе?

а)

14. Одной из наиболее отличительных черт мимансы является учение о

г)

15.Какая из нижеперечисленных школ ортодоксальной философии в Индии разработала пятичленный силлогизм?

в)

16. Выделите свойства, которыми школа вайшешика наделяет атомы:

а) б) в)

17. Какой раздел йоги практикует дисциплину и расширение психических возможностей и сознания человека?

г) раджа-йога

18. Упражнения хатха-йоги подразумевают

в)

19. В каком религиозно-философском направлении древнего Востока родилась клятва: «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было»?

а)

20. В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в

б)

21. Какое из указанных ниже понятий считается в буддизме результатом заблуждения?

в)

22. Причиной страдания в буддизме являются желания. Но что является главной причиной самих желаний?

д)

23. Буддийскую нирвану следует понимать как

д)

24. Причиной динамической неустойчивости универсума в китайской философии является:

а)

25. Какие философские законы нашли выражение в следующем положении: «Когда ян достигает своего предела, оно превращается в инь; когда инь достигает своего предела, оно становится ян»?

г)

26. По сути, концепция у-син описывает следующие феномены действительности: в)

27. В «Дао-дэ цзин» Дао рассматривается как

б)

28. Основными этическими принципами даосизма являются:

а)

29. Упорядочивающая благая сила Дао именуется:

д)

30. Основное отличие чань-буддизма от буддизма заключается в:

а)

31. Какова цель коанов как метода обучения в чань-буддизме?

в)

32. Понятие естественного, изначального сознания в чань-буддизме означает:

б)

33. Роль человеческой деятельности в конфуцианстве определяется следующей задачей:

а)

34. В основе трех «правильных отношений» конфуцианства лежит представление об отношениях:

в)

35. К какой из категорий познания, выделенных Конфуцием, относятся заключения, основанные на чувственных данных?

б)

36. Конфуций полагал, что благодаря свой деятельной природе человек занимает центральное место в универсуме, потому что:

в)

37. В современности рефлексотерапия получила развитие в таких направлениях как г)

38. Какая идея в даосизме стимулировала развитие китайской фармацевтики?

в)

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

1.Какие мифологические системы лежат в основе предфилософии древней Греции?

г)

2.Каковы гомеровские представления о мире, развившиеся далее в древнегреческой философии?

б)

3.Какую этическую и социально-философскую проблематику поднимает Гесиод?

г)

4.Мифологема Хаоса, которую рассматривает Гесиод, приводит к идее

а)

5.Мировоззрение какого социального слоя выражено в мифологии Гомера?

в)

6.Чьи взгляды отражаются в произведениях Гесиода?

б)

7.Основной темой афоризмов семи античных мудрецов было

а)

8.Внимание первых философов древней Греции было сосредоточено на проблеме

а)

9.Как называют первых греческих философов?

в)

10.Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

б)

11.В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

а)

12.В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний

б)

13.В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

г)

14.Каким образом учение о метемпсихозе пересекалось у ранних пифагорейцев с исследованием числовых отношений?

а)

15.Какую проблему поднимал спор элеатов с Гераклитом?

е)

16. Каким образом понималась бесконечность в античной философии?

в)

17.По какой причине Парменид называл Гераклита «двухголовым человеком»?

б)

18.Чьи взгляды приводились к абсурду в апориях Зенона Элейского?

д)

19.Что стремился продемонстрировать Зенон в своих апориях?

б)

20.Что подразумевал Парменид, утверждая, что «небытия нет»?

г)

21.Проблема единого и многого в древнегреческой философии связана с традиционными представлениями о

а)

22.В чем заслуга элейской школы в сравнении с предшествующей философией древней Греции?

а)

23.Какой характер носит бытие у Демокрита?

б)

24.Досократики были согласны относительно таких характеристик чувственного мира как

г)

25.Приведите имена досократических философов в соответствие с двумя принципами: 1. Истинное бытие проявляет себя как множественность Пифагор, Гераклит, Демокрит,

26.Социокультурная потребность в софистах возникла в связи с

а)

27.До софистов трансляция авторитетного знания в Греции проходила в сфере

г)

28.Основное умение, которое преподавали софисты – это

г)

29.В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания

в)

30.В гносеологическом отношении софисты утверждали

г)

31.Какую конструктивную роль в гносеологическом плане сыграла деятельность софистов?

а)

32.Сократ определял природу рефлексии как

а

33.Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

в)

34.В отличие от софистов, Сократ настаивал на

б

35. Метод Сократа называется

а)

36.По своей сути метод Сократа является

а)

37.В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

в)

38.Что критикует Платон в философии досократиков?

а)

39.С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере в)

40.Что, согласно Платону, способствовало обнаружению истины?

г)

41.Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

а

42.Выделите направления древнегреческой философии, которые были идейно близки учению Платона:

в

43.Анализируя высшую реальность, Платон утверждал равнозначие таких ценностей как

г)

44.Взгляда Платона, изложенные в «Государстве», выражают необходимость

ж)

45.Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

б)

46.Главное отличие Аристотеля от натурфилософов заключается в том, что он

г)

47.Механизм движения в целом определяется Аристотелем как

а)

48.Какая причина необходима для осуществления движения у Аристотеля?

д)

49.В грамматическом отношении категории Аристотеля выполняют функцию

а)

50.Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

в)

51.С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

а)

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1.Целью средневековой философии было

г)

2.Выделите проблемы, которые поднимаются в средневековой философии

д)

3.Вплоть до IX века средневековая философия испытывает преимущественное влияние

а)

4.Наиболее ярко различие христианской апологетики и гностицизма заметно в вопросе о

а)

5.Основное отличие апологетики и зрелой патристики заключается в

в)

6.Кто из апологетов дал следующую оценку философии: «Философы – умы спорливые и презрительные. Они еще ищут – стало быть, не нашли»?

а)

7.Основой методологического парадоксализма Тертуллиана является следующая идея:

б)

8.В рамках ранней патристики апологетика выступает как

а)

9.Выделите философские основания апологетики:

е)

10.Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего средневековья?б) учение об идеях

11.Апофатическое богословие отрицает

б)

12.Приоритетными сферами восточной патристики являются

е)

13.В отличие от восточной патристики, латинские авторы исследуют преимущественно темы

д )

14.Работа Августина, посвященная соотношению власти светской и духовной, а также исторической телеологии, называется

в

15.В вопросе о трех ипостасях Бога, Иоанн Дамаскин, в отличие от ранних патристов, доказывает

а)

16.Проблема отношения ипостасей Бога имеет философский смысл, поскольку связана с пониманием

г)

17.Период средневековой философии с IX по XIII века получает название

в)

18.Спектр философских систем в период с IX по XIII века включает

б)

19.Разделите имена средневековых философов в соответствии с признанием ими рационального либо мистического основания познания:

, Сигер Брабантский,, Фома Аквинский,

20.Античным авторитетом схоластики как философского направления средних веков становится

в)

21.Решение проблемы универсалий породило следующие позиции:

г)

22.Проблема универсалий отражает конфликт между познавательными установками

а)

23.Проблема универсалий имеет научное значение, поскольку

г)

24.В становлении схоластического метода особую роль сыграло убеждение в

а)

25.Обращаясь к проблеме познания бытия, Дунс Скот подчеркивает, что

б

26.В решении проблемы универсалий У. Оккам принимает позицию б)

27.Свое решение проблемы универсалий У. Оккам обосновывает в теории

г)

28.Какое научное следствие имеет правило, получившее название «бритвы Оккама»?

б)

29.В гносеологическом отношении Аверроэс является автором концепции

а)

30.Основным медицинским трудом Ибн-Сины является

г)

31.Третья книга фундаментального труда Ибн-Сины посвящается

б)

32.Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн-Сина в своей фундаментальной работе?

д)

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.Суть понятия «возрождение» гуманисты раннего Ренессанса понимали как восстановление

а)

2.Выделите черты, характеризующие начальные принципы Возрождения

а) в)

3.Возрожденческую формулу «когда падет игрушка из колыбели ребенка, сотрясается Вселенная» следует понимать как выражение принципа

а)

4.Антропоцентризм гуманитарной философии Возрождения проявляется в общем проявляется как

в)

5.Философские предпочтения гуманитарных наук в эпоху Возрождения определяются

а)

6.Возрождение античных представлений в ренессансной натурфилософии выражается

а)

7.Скрытый пантеизм Н.Кузанского логически приводит к заключению о

в)

8.Критика «гуманистов-классиков», которую развертывает Леонардо да Винчи, выражает методологический примат такого критерия истины как

б)

9.«Резолюция» в методологической системе Галилея означает

б)

10.«Композиция» в методологической системе Галилея означает

в)

11.В целом ренессансное мировоззрение оценивает природу человека как

б)

12.Чем определяется срединное положение человека в «цепи бытия» в гуманистической философии раннего Возрождения (Пико делла Мирандолла)?

а)

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.Картина мира в эпоху Просвещения может быть описана как образ

в)

2.Выделите термины, которые в основном характеризуют философские системы эпохи Просвещения:

г)

3.В чем заключается философский смысл первого закона движения Ньютона?

г)

4.Основные методологические достижения Бэкона связаны с

б)

5.Ошибку прежней эмпирической философии Бэкон видел в

б)

6.Бэкон проводит следующее разделение наук:

б)

7.Какие черты человеческого ума критикует Бэкон, характеризуя «идолы театра»?

а)

8.В целом характер воззрений Декарта определяется как

б)

9.Интуиция у Декарта понимается как

б)

10.Спиноза полагал, что Бог является

б)

11.Основой достоверного знания Спиноза полагал

в)

12.Предустановленная гармония в учении Лейбница – это

а)

13.Полемизируя с Локком, Лейбниц утверждает следующее:

б)

14.Вторичными качествами предмета Локк считает

в)

15.Кто из мыслителей-эмпириков определял естественное состояние человека как следование здравому смыслу?

в)

16.Первую причину абсурдных заключений Гоббс определяет как

в)

17.Все человеческое знание, как утверждает Юм, является знанием о

б)

18.Какие французские просветители считали научно-технический прогресс условием нравственного прогресса?

б)

19.Какую мировоззренческую установку выражает положение просветителей «природа разумна, разум естествен»?

а)

20.Руссо понимает цивилизацию как

в) 21.Противоречие между сущностью и явлением у Гете разрешается посредством

г)

22.Утверждая идею органичного развития, Гердер связывает этот принцип с

а)

23.Кому из английских просветителей принадлежит учение о «внутренней форме»?

г)

24.Основой моральных принципов в работах Радищева выступает

б)

25.В основу объяснительной модели мира в эпоху Просвещения положены законы

в)

26.Выделите идеи, которые оказали влияние на становление философии Просвещения:

а) в) е)

27.Пространство и время в ньютоновской системе определяются как

б)

28.Какой мифологический образ анализирует Бэкон, рассуждая о свойствах природы?

в)

29.Регламентация чувственных восприятий по Бэкону осуществляется с помощью

а)

30.Истинного ученого Бэкон сравнивает с

в)

31.Критика «идолов рынка» у Бэкона представлена рассуждением о

а)

32.Истинность рационального познания Декарт доказывает, обращаясь к методу

б)

33.Выделите идеи, которые Декарт полагал врожденными:

в) д)

34.Спиноза определяет суть ложного суждения как

в)

35.Атрибутами субстанции Спиноза считал

в)

36.Под субстанцией Лейбниц понимает

б)

37.Истины факта определяются у Лейбница

а)

38.Происхождение идей, согласно Локку, сводится к двум источникам:

а)

39.Относительно общих понятий Гоббс занимал позицию

в)

40.Какому мыслителю принадлежит определение естественного человеческого состояния как «войны всех против всех»?

б)

41.Согласно Юму, все человеческие суждения о причинах основываются на

в)

42.Как Дидро объясняет выдвинутую им идею самодвижения материи?

а)

43.Одним из основоположников такого направления социокультурной мысли как географический детерминизм является

в)

44.Руссо полагает, что в результате «общественного договора» управление в государстве должно осуществляться на основе

в)

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

1.В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему

в)

2.Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает

б)

3.Конечной фазой отчуждения труда в понимании Маркса является

в)

4.Какое противоречие обнаруживает Маркс в анализе отчужденного труда?

а)

5.Когда, с точки зрения Маркса и Энгельса, люди начинают осознавать свою выделенность из природы?

б)

6.От чего зависит образ мыслей индивидов с точки зрения Маркса и Энгельса?

г)

7.В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили

г)

8.В чем состоит реальный общий интерес индивидов, как это представлено в «Немецкой идеологии»?

а)

9.Почему Маркс и Энгельс определяют государство как форму иллюзорного общего интереса? а)

10.Что выступает предметом исследования в социальных исследования Маркса и Энгельса? б)

11.Приведите следующие этапы в развитии человечества в соответствие с хронологией:

а) (1)б) (4)в) (3)г) (2)

12.Какое условие является решающим для того, чтобы уничтожить социальную и экономическую несправедливость с точки зрения Маркса и Энгельса?

в)

13.С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?

б)

14.В работе «Происхождение частной собственности, семьи и права» Ф. Энгельс опирается по преимуществу на исследования

а)

15.С точки зрения Энгельса, жесткое отношение к женской измене в браке связано с

а)

16.В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы

в)

17.Какие формы домарксистской диалектики выделяет Энгельс в «Диалектике природы»?

е)

18.Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах

в)

19.Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?

а)

20.Что, согласно Н. Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?

г)

21.Почему Г. Плеханов считал революционную трансформацию в России преждевременной?

б)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Выделите влияния, которые сыграли наиболее заметную роль в развитии русской философской мысли:

б) д) е)

2. Онтологизм русской философии отражает мировоззренческую установку, согласно которой

б)

3. Вера в русской философии понимается как

б) знания

4.Утверждая, что «Церковь – не авторитет, а истина», Хомяков определяет суть Церкви как

а)

5. Подлинной свободы человек, по Хомякову, достигает в

в)

6. Негативное отношение Киреевского к западному просвещению определяется

а)

 

7. «Внешний человек» у Киреевского – это

а)

 

8. Каким образом, согласно Чаадаеву, человек может познать всеобщее?

опыта

г)

 

9. Как характеризует Чаадаев роль России в историческом процессе в «Философических письмах»?

б)

 

10. Какие три периода составляют основу философской деятельности Герцена?

б)

 

11. В каком смысле Герцен утверждает, что «история стучится разом в тысячи дверей»?

а)

 

12. Какому русскому мыслителю принадлежит фраза: «Для меня теперь человеческая личность – выше истории, выше общества, выше человечества… Общее – палач человеческой индивидуальности»?

г)

 

13. Какое направление русской философской мысли дает следующую оценку: «Нет системы более скользкой, лицемерной и лукавой, нежели б)

 

14. В «Критике отвлеченных начал» В.Соловьев выделяет три следующие системы познания, которые, занимаясь абстрактной проблематикой, обособились от жизни:

а в)г)

 

15. Целью человеческой истории и человеческого познания, как полагает философия всеединства, является

а)

 

16. Познание, как доказывал С.Л.Франк, по природе своей является

б)

 

17. Внутренняя социальная соборность («общественность») у Франка осуществляется в двух жизненных формах:

б) г)

 

18. Понимая ноосферу как новую геологическую эпоху, В.Вернадский объясняет это тем, что

б)

 

19. Эволюционное направление развития ноосферы результируется в

а)

 

20.. Целью истинной философии, согласно Н.Федорову, должно быть

г)

 

21.. Как считает Н.Федоров, пример, который завещал человечеству Христос, является

в)

 

22. Методология изучения истории, согласно Данилевскому, должна быть

а)

 

23. Практически каждый культурно-исторический тип, выделенный Данилевским, реализует свою суть в

а)

 

24. Единый закон, объемлющий растительное, животное, индивидуальное и культурно-историческое бытие, Леонтьев определяет как

б)

 

 

25. Леонтьев рассматривает эгалитаризм, демократию и развитие национальных движений как

в)

 

26. Выделите три типа культуры, которые исследует П.Сорокин:

б) в)е)

 

27. Вырождение любого типа культуры, по Сорокину, предопределено тем, что

а)

 

 

28. В философии экзистенциализма, к которой принадлежит Н.Бердяев, утверждается, что

в)

 

29. Объединяя понятия творчества, любви, Бога, Бердяев приходит к категории

б)

 

30. Выделите характеристики, которые Бердяев полагал свойственными русскому человеку в отличие от западного:

б) д)е)

 

31. Проблематика, которая выходит на первый план в русской философии, является

б)

 

32. Познание мира человеком в русской философии понимается как

в)

 

33. Выделите те диалектические оппозиции, рассмотрение которых наиболее характерно для

русской философии:

в) д)

 

34. Преобладание стремления к свободе или необходимости Хомяков определяет соответственно в качестве

а)

 

35. Что означает термин «живознание» в философии Хомякова?

г)

 

36. Киреевский понимает логическое мышление как

б)

 

37. «Внутренний человек» у Киреевского – это

в)

38. Где, согласно Чаадаеву, творится Царство Божие?

а)

 

39. В чем заключается урок, который Россия, по Чаадаеву, может дать миру?

б)

 

40. Критика Герценом «буддистов в науке» относится к

в)

41. Исторические реалии России, по Герцену, создают возможность для

а)

 

42. Белинский понимал исторический прогресс как

б)

43. Идеалом цельного знания в философии всеединства выступает

в)

 

44. Практическая философия с точки зрения философии всеединства должна отвечать на вопрос:

г)

 

45. Мифология, согласно работам В.Соловьева, может быть прообразом цельного знания, поскольку

а)

 

46. Сущность христианства, по Франку, состоит в

в)

 

47. Острая критика кантианства П.Флоренским вызвана

а)

 

48. Оценивая ноосферу с точки зрения эволюции, В.Вернадский полагает, что

б)

 

49. Возможны ли, согласно взглядам Вернадского, ложные и пагубные пути в развитии ноосферы?

а)

 

50. Трагедией человечества Н.Федоров считает

в)

 

 

51. Основной морально-психологической установкой человечества, как полагает Федоров, должно стать

а)

 

52. Выделяя 13 культурно-исторических типов, Данилевский полагал, что они

в)

53. В отличие от других культурно-исторических типов, славянская культура в философии Данилевского призвана

д)

 

54. Схема, которая осуществляется на всех уровнях бытия, у Леонтьева выглядит следующим образом:

а)

55. Культурные типы, выделенные П.Сорокиным, соотносятся с истиной следующим образом:

г)

 

56. Кризис в системах истины (философии, науке и т.п.) в эпоху чувственной культуры обусловлен

а)

 

57. Бердяев полагает, что экзистенция субъекта является

а)

 

58. Анализируя категорию бытия, Бердяев определяет ее значение как

в)

 

59. Своей специфической трансформацией не русской культурной почве марксизм обязан

б)

БЫТИЕ

1.С помощью каких аналитических методов можно получить определение бытия?

е)

2.В современной философской традиции категория «сущее» относится к

а)

3.Поднимая проблему Единого и Многого, спор элеатов с Гераклитом ставит вопрос о свойствах

д)

4.Абсолютизация изменчивости как свойства действительности приводит к выводу о

е)

5.Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциональный подход в понимании пространства и времени?

б)

6.Как называется принцип объяснения развития сущего, которого придерживался французский ученый Лаплас?

г)

7.По существу изменения в естественных системах определяются причинностью, в искусственных –

в)

8.В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является

а)

9.Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве

а)

10.Что в синергетике считается причиной движения?

в)

11. Как в синергетике называется противоречивое единство стабильности и изменчивости?

б)

12.В современной космологической теории Большого Взрыва необратимость времени объясняется

г)

13.Динамическая концепция времени утверждает, что

а)

14.Содержание понятий «социальное пространство» и «социальное время» определяется

г)

15.Какое онтологическое противоречие выражает медицинская категория «предболезнь»?

а)

б)

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1.Платон и Аристотель, рассматривая проблему души, выделяли в последней три части. Существует ли различие в их позициях по этому вопросу?

в)

2.Как понимает Демокрит природу психического?

в)

3..Принято считать, что внимание к внутреннему миру появляется с приходом христианства. Кого из античных мыслителей можно выделить в этом отношении?

в)

4.В мистической теологии высшим духовным началом в человеке считается

а) б),в) г)

5.В Новое время в целом понятие сознания редуцируется к понятию

а)

6.Юм полагал, что сознание человека представляет собой ряд дискретных восприятий. С помощью каких понятий Кант решает эту проблему?

б)

7.В марксизме утверждается, что сознание не может быть «ничем иным, как осознанным бытием». О каком уровне бытия здесь идет речь?

б)

8.Как понимает Маркс природу изменений, которые могут происходить в сфере сознания?

б)

9.Господство тех или иных идей в истории человеческой мысли Маркс рассматривает как

б)

 

Кто из указанных философов понимал сознания как «со-знание», т.е. совместное, соборное знание?

г)

Какие из указанных соматических изменений сыграли особую роль в эволюции сознания?

а) в) г)

 

10. Согласно Марксу, человек начинает сам выделять себя из животного мира тогда, когда

б)

 

11. К какому философскому направлению может принадлежать мнение, что мозг рождает мысли, как печень – желчь?

г)

 

12. Расположите следующие генетические типы коммуникации человека в хронологическом порядке:

в)

 

13. Этнолингвистические исследования обнаруживают, что в языках, сохранивших архаический строй, глаголы и существительные практически не дифференцированы. О каких свойствах архаического мышления это свидетельствует?

в)

 

14. Связь в системе «мир – человек» является

а)

 

15. Какое свойство результируется в понятии активности человеческого сознания?

б)

 

16. Существенной характеристикой человеческого сознания является рефлексия как способность

а)

 

17. В сравнении с кибернетическими устройствами человеческий мозг лучше приспособлен к ориентации в условиях

в)

 

18. Отражение как ощущение является свойством высокоорганизованной материи. Какой диалектический закон демонстрирует этот факт?

б)

 

19. Способность формировать цели согласно ценностям и мотивам, свойственна человеческому сознанию

в)

20. С точки зрения Канта, механизм, обеспечивающий саму возможность мышления по своей природе является

в)

 

21. По Фихте, начальным условием, необходимым для осознания своего «Я», является

а)

 

22. Первичная форма самосознания проявляется как

б)

 

23. На стадии трайбально-клановых отношений самосознание характеризуется следующими противопоставлениями

б)

24. Неотъемлемой чертой самосознания в силу его природы становится

в)

25. Главные функции самосознания – это

а)

 

26. Теоретической формой самосознания является

а)

 

27. Уровни самосознания проявляются как

а)

 

28. Согласно Фрейду, содержанием бессознательного является

а)

 

29. Одним из главных пунктов разногласий между Фрейдом и Юнгом было

б) с

 

30. Концепция установки Узнадзе опровергает утверждение, согласно которому

а)

 

31. По своей природе невроз является расстройством

в)

 

32. Уровень психики, на котором формируется источник невротических реакций – это

б)

 

33. Сторонники солипсизма понимают идеальное как

б)

 

34. Является ли суждение «нет круглого квадрата» субъективным отражением объективного мира?

б)

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1.Какое, указанное ниже, понятие отражает специфику социального бытия?

б)

2.Термин «чифдом» в социально-исторической антропологии означает

б)

3.Что выступало в качестве основного фактора интеграции на стадии раннего государства?

г)

4.Среди указанных ниже понятий выделите то, которое соотносится исключительно с социально-государственными характеристиками: б)

5.К. Поланьи определил принудительное изъятие и концентрацию властью продукта с целью последующего вертикального перераспределения как

а)

6.Согласно структуралистской трактовке, социальное пространство представлено

в)

7.Основной характеристикой социального пространства является

г)

8.На какой основе общество интерпретирует структуру социального времени?

в)

9.Что, согласно Э. Дюркгейму, лежит в основе категории времени?

а)

10.Что выступает основной единицей социального времени в традиционном обществе?

г)

11.От какого фактора прежде всего зависит плотность социального времени?

б)

12.Существует ли более адекватный критерий социального статуса, нежели деньги?

а) свободное время

б) авторитет

в) недвижимость

г) престижная работа

д) нет такого критерия

13.Какте типы цивилизации можно выделить на основании отношения государства и общества?

г)

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.Философия Нового времени заложила основы для понимания человека как

а)

2.Для классической философии основной характеристикой человека была

г)

3.По определению Ч. Ламсдена, детерминизм «эпигенетических правил» выражается в

а)

4.Понятие «эволюционные императивы» в социобиологии в целом соотносится с

б)

5.Как Р. Доукинс называет культурный аналог гена как механизма наследования?

г)

6.Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они

в

7.В отличие от сторонников социобиологии, Н. Моисеев понимает термин «коэволюция» как

б)

8.С точки зрения М. Мамардашвили, жизнь человека имеет смысл тогда, когда она конечна, потому что б)

9.Мамардашвили полагал, что истинным предметом философии должно быть:

г )

10.Кто из указанных мыслителей считал, что человек часто умирает, так и не став человеком?

г)

11.Проводя аналогию с чертежом предмета, Франкл утверждал, что различные дисциплины создают специфические проекции, которые

в)

12.Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном» антропогенеза является

г) «

13.Если бы гоминиды (предки человека) встали на путь биологической специализации, это означало бы

б)

14.Термин «социализация» относится к

в)

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1.Кто из указанных ниже мыслителей придавал ценностям онтологический статус?

е)

2.С точки зрения М. Шелера ценности представляют собой

б )

3.Расположите следующие пары ценностных суждений согласно иерархии, выделенной М. Шелером:

а) (3)б) (3)в) (1)г) (3)д) (2)е) (4)

4.Поскольку человек является единственным известным существом, способным сказать «нет» естественным порывам во имя высших духовных ценностей, Шелер называет его

г)

5.В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн утверждал, что проблема ценностей и смысла человеческой жизни

г)

6. Г. Риккерт определяет характер ценностей и их иерархии как

а)

7.Согласно Г. Риккерту, отнесение к ценности является необходимым для

в)

8.Ценности, которые исследует М. Вебер, результируются в его концепции в понятии

а)

11.Согласно какому основанию А. Маслоу выстраивал иерархию ценностей?

в)

12.С точки зрения В. Хесле, современная эпоха определяется фундаментальным несоответствием таких форм рациональности как

а)

.13.В марксизме ценности считаются производными от

г)

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1.Фаллибилизм как принцип научного познания означает

г)

2.Концепция научно-исследовательских программ принадлежит

б)

3.Структуру научно-исследовательской программы составляют:

а)

4.Регрессивный этап развития научно-исследовательской программы характеризуется

г)

5.Поскольку Т. Кун поставил развитие науки в зависимость от деятельности научных сообществ, то в его концепции характеристикой научного знания является

б)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.436 с.)